Тема природы в поэзии И. А. Бунина. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Ипполитова Татьяна Степановна

Тема природы в поэзии И. А. Бунина.

  Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вступительное слово учителя.

Русский язык – это язык поэзии, который открывает для нас красоту и богатство  мира. Мир поэзии волшебный.   В стихотворении можно рассказать о многом: о силе дружбы и любви, о верности Отчизне, о законах бытия. Но одной из самых любимых тем для поэтов была и остается тема природы. Вы уже знакомы с творчеством поэтов второй половины 19 века, писавших о красоте родного края, о любви к ней. Это Тютчев, Фет. Никитин.  Сегодня начнем знакомиться с творчеством поэтов 20 века и  познакомимся  с поэзией И. А. Бунина, который сохранил и продолжил традиции русской классической литературы 19 века в своих произведениях.

Сл. №1

Тема природы в поэзии И. А. Бунина. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»

- Ребята, запишите тему урока в тетради. (Учащиеся записывают число и тему урока).

-Ребята, предположите, что мы будем делать на уроке?  (Познакомимся с творчеством Бунина, будем читать стихотворения, находить средства выразительности)

Сл. №2

Цели:

  1. Познакомить с краткими сведениями о жизни и творчестве

     И. А. Бунина.

  1. Показать красоту природы в стихах И. А. Бунина.
  2. Развивать навыки  художественного анализа  текста.
  3. Воспитывать в учащихся чувство любви к родной земле, бережное отношение к  природе.

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла замечательное выражение А. А. Блока о Бунине

Сл. №3

       Так любить природу мало кто умеет, как это умеет Бунин.

                                                                                                        А. А. Блок.

- Ребята, что вы поняли о Бунине из эпиграфа? (Он очень любит природу).

- Да, действительно, И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество  выражает восхищение красотой мира, мощной силой природы.

Сл. №4

Портрет И. Бунина.

- Ребята, запишите годы жизни поэта  в своих тетрадях.

Слово учителя о Бунине.

       1.  И. А. Бунин родился в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство будущий писатель провел в деревне, « в глубочайшей полевой тишине… летом среди хлебов, подступающих к самым порогам, а зимой среди сугробов…».  До 11 лет  учился дома – талантливый домашний учитель обучал его живописи, музыке, литературе. Окончить гимназию ему не пришлось. Проучившись четыре класса, он вынужден был ее оставить: отец разорился и за обучение нечем было платить. Помог пройти гимназический курс брат Юлий, а потом уже сам занимался своим самообразованием.

         Стихи начал писать еще подростком, а в 17 лет стал печататься в журналах. Кроме стихов, И. А. писал прозу. Бунин был первым русским писателем, который за свой труд получил Нобелевскую премию.

          К сожалению, И. А. в 1920 году выехал  за границу и прожил там всю оставшуюся жизнь.

         2.Поэтический мир Бунина  прекрасен. Он трепетно любил природу средней полосы России. Его книги порой напоминали дневник времен года: от первых проталин и веселой зелени – до зимних, суровых  морозов… и во всем – образ родины, милый сердцу, « любовь и радость бытия…»

       -давайте послушаем стихотворение И. Бунина, которое подготовила Рита. / Ученица  читает стихотворение «Бушует полая вода…». Параллельно  идет презентация №1. О весне./

- Какому времени года поэт посвятил это стихотворение? /приходу весны/.

- Да, автор так описывает приход весны. Давайте посмотрим, какой весну увидела и показала на своем рисунке  Катя /Ученица выходит к доске и рассказывает, что нарисовала на своем рисунке/

-Еще одно стихотворение к уроку подготовил  нам Леванов Стас /он читает стихотворение И. Бунина «Осень. Чащи леса…»/ Презентация №2. Осень.

 -Какой вам представилась осень в этом стихотворении? (Померкли яркие краски природы, лес пустой и голый, только одной старой ольхой восхищается поэт.)

3.  Учитель:

        Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним стихотворением

И. А. Бунина «Помню – долгий зимний вечер…»

Давайте прослушаем стихотворение.  Читает диктор.

 (Презентация «Зима – лето»  №3)

 - Давайте попробуем понять и полюбить это стихотворение. Скажите, о чем это стихотворение? / В произведении отразились ранние детские впечатления поэта о деревне, о природе. Но это еще и воспоминания о маме, которая зимними вечерами укладывала его спать, успокаивала и согревала сына рассказами о теплом и веселом лете./

- Ребята, постарайтесь зрительно представить картины, которые воссоздает поэт в стихотворении. Какие картины предстали перед вами? /зима, лето/

- С каким чувством поэт говорит о зиме?  Подтвердите свое мнение строчками из стихотворения / с грустью, потому что зимний вечер долгий, свет лампады тусклый, буря плачет/

- О чем просит забыть мама мальчика? Почему? / Чтобы он позабыл  этот грустный вечер, чтобы он  быстрее уснул, чтобы он был бодрым и веселым завтра/

- О чем она просит вспомнить сына? Почему?   /Просит вспомнить лето. Потому что летом тепло, шумят березы, поспевает и колосится рожь. Мальчик  любит лето/

Физкультминутка

Работа по тексту стихотворения «Помню - долгий зимний вечер…»

* Словарная работа

Ребята, в этом стихотворении есть слова, значение которых может быть не всем понятно. Давайте рассмотрим эти слова.

Кто из вас знает, что такое лампада?/ Лампада-это небольшой сосуд с фитилем, деревянным маслом и зажигаемый перед иконой/

 

«Внимал совету» Как  вы понимаете значение этого выражения?

/Внимать – отнестись со вниманием к чьей-нибудь просьбе/

В этом стихотворении есть слово  «грезы». Что означает это слово?

/Грезы – мечты /

- Как понимаете значение предложения: «Вместе с тихим сном сливалось убаюкиванье грез» (Мечты как бы укачивали ребенка, и он засыпал)

* Анализ стихотворения

- Ребята, а какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения) помогли поэту так необычно рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства?

- Ребята, найдите в стихотворении средства художественной выразительности и выпишите к себе в тетрадь

Учащиеся работают с текстом.

Метафоры: льется свет, шепот леса, волны ржи, шепот колосьев

Олицетворения: Буря плачет, воет вьюга

Эпитеты: золотые волны, невнятный шум

Сл. №5. Задание.

* Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Карандашом расставьте паузы, отметьте ключевые слова /Учащиеся работают с текстом/

* Ученица выразительно читает стихотворение /Учитель  проводит связь с природой за окном/

Рефлексия. Сл. №6

Продолжите предложения (устно)

-Мне нравится стихотворение Бунина потому, что…

(показывает красоту природы, добрые чувства матери к сыну…)

-Стихотворение Бунина «Помню – долгий зимний вечер…» научило меня…

(любить и ценить нашу родную природу…)

Учитель: Оцените себя. Что вы взяли из урока?

(я узнал, понял, научился, изменил свое отношение к ..)

Обобщение урока учителем

-Все дети сегодня активно работали, все очень понравились.  Спасибо за урок.  Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."...

Интегрированный урок на тему: “Природа в поэзии русских и английских авторов 19 в.”

Тема урока звучит так: « Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.» (записывают тему урока). Сегодня мы возвращаемся к теме изображения природы в литературе. Только теперь обрат...

А. Фет. Страницы биографии. Тема природы в поэзии А. Фета на примере стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и «Ещё майская ночь».

конспект урока в 6 классе. Цели:познакомить с жизнью и творчеством Афанасия Фета,  воспитание интереса к лирике поэта на материале стихотворений "Ель рукавом мне тропинку завесила", "Ещу майская ...

Урок по теме "Природа в поэзии русских писателей 19 века и в музыке П.И.Чайковского"

интегрированный урок : литература + музыка Тема урока: Природа в поэзии русских поэтов 19 века и музыке П.И.Чайковского.Цель урока: Расширить  представление учащихся о творчестве  русск...

Презентация к уроку литературы "Стихотворение И.Бунина "Помню долгий зимний вечер""

Презентация включает небольшие биографические сведения о И.Бунине и анализ стихотворение  "Помню долгий зимний вечер""...

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А. ФЕТА «ВЕЧЕР» И И.А. БУНИНА «ВЕЧЕР».

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А. ФЕТА «ВЕЧЕР» И И.А. БУНИНА «ВЕЧЕР».Урок литературы в 5 классе...