Тема природы в поэзии И. А. Бунина. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Тема природы в поэзии И. А. Бунина.
Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема природы в поэзии И. А. Бунина. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…» | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступительное слово учителя.
Русский язык – это язык поэзии, который открывает для нас красоту и богатство мира. Мир поэзии волшебный. В стихотворении можно рассказать о многом: о силе дружбы и любви, о верности Отчизне, о законах бытия. Но одной из самых любимых тем для поэтов была и остается тема природы. Вы уже знакомы с творчеством поэтов второй половины 19 века, писавших о красоте родного края, о любви к ней. Это Тютчев, Фет. Никитин. Сегодня начнем знакомиться с творчеством поэтов 20 века и познакомимся с поэзией И. А. Бунина, который сохранил и продолжил традиции русской классической литературы 19 века в своих произведениях.
Сл. №1
Тема природы в поэзии И. А. Бунина. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»
- Ребята, запишите тему урока в тетради. (Учащиеся записывают число и тему урока).
-Ребята, предположите, что мы будем делать на уроке? (Познакомимся с творчеством Бунина, будем читать стихотворения, находить средства выразительности)
Сл. №2
Цели:
- Познакомить с краткими сведениями о жизни и творчестве
И. А. Бунина.
- Показать красоту природы в стихах И. А. Бунина.
- Развивать навыки художественного анализа текста.
- Воспитывать в учащихся чувство любви к родной земле, бережное отношение к природе.
- Эпиграфом к нашему уроку я взяла замечательное выражение А. А. Блока о Бунине
Сл. №3
Так любить природу мало кто умеет, как это умеет Бунин.
А. А. Блок.
- Ребята, что вы поняли о Бунине из эпиграфа? (Он очень любит природу).
- Да, действительно, И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой мира, мощной силой природы.
Сл. №4
Портрет И. Бунина.
- Ребята, запишите годы жизни поэта в своих тетрадях.
Слово учителя о Бунине.
1. И. А. Бунин родился в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство будущий писатель провел в деревне, « в глубочайшей полевой тишине… летом среди хлебов, подступающих к самым порогам, а зимой среди сугробов…». До 11 лет учился дома – талантливый домашний учитель обучал его живописи, музыке, литературе. Окончить гимназию ему не пришлось. Проучившись четыре класса, он вынужден был ее оставить: отец разорился и за обучение нечем было платить. Помог пройти гимназический курс брат Юлий, а потом уже сам занимался своим самообразованием.
Стихи начал писать еще подростком, а в 17 лет стал печататься в журналах. Кроме стихов, И. А. писал прозу. Бунин был первым русским писателем, который за свой труд получил Нобелевскую премию.
К сожалению, И. А. в 1920 году выехал за границу и прожил там всю оставшуюся жизнь.
2.Поэтический мир Бунина прекрасен. Он трепетно любил природу средней полосы России. Его книги порой напоминали дневник времен года: от первых проталин и веселой зелени – до зимних, суровых морозов… и во всем – образ родины, милый сердцу, « любовь и радость бытия…»
-давайте послушаем стихотворение И. Бунина, которое подготовила Рита. / Ученица читает стихотворение «Бушует полая вода…». Параллельно идет презентация №1. О весне./
- Какому времени года поэт посвятил это стихотворение? /приходу весны/.
- Да, автор так описывает приход весны. Давайте посмотрим, какой весну увидела и показала на своем рисунке Катя /Ученица выходит к доске и рассказывает, что нарисовала на своем рисунке/
-Еще одно стихотворение к уроку подготовил нам Леванов Стас /он читает стихотворение И. Бунина «Осень. Чащи леса…»/ Презентация №2. Осень.
-Какой вам представилась осень в этом стихотворении? (Померкли яркие краски природы, лес пустой и голый, только одной старой ольхой восхищается поэт.)
3. Учитель:
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним стихотворением
И. А. Бунина «Помню – долгий зимний вечер…»
Давайте прослушаем стихотворение. Читает диктор.
(Презентация «Зима – лето» №3)
- Давайте попробуем понять и полюбить это стихотворение. Скажите, о чем это стихотворение? / В произведении отразились ранние детские впечатления поэта о деревне, о природе. Но это еще и воспоминания о маме, которая зимними вечерами укладывала его спать, успокаивала и согревала сына рассказами о теплом и веселом лете./
- Ребята, постарайтесь зрительно представить картины, которые воссоздает поэт в стихотворении. Какие картины предстали перед вами? /зима, лето/
- С каким чувством поэт говорит о зиме? Подтвердите свое мнение строчками из стихотворения / с грустью, потому что зимний вечер долгий, свет лампады тусклый, буря плачет/
- О чем просит забыть мама мальчика? Почему? / Чтобы он позабыл этот грустный вечер, чтобы он быстрее уснул, чтобы он был бодрым и веселым завтра/
- О чем она просит вспомнить сына? Почему? /Просит вспомнить лето. Потому что летом тепло, шумят березы, поспевает и колосится рожь. Мальчик любит лето/
Физкультминутка
Работа по тексту стихотворения «Помню - долгий зимний вечер…»
* Словарная работа
Ребята, в этом стихотворении есть слова, значение которых может быть не всем понятно. Давайте рассмотрим эти слова.
Кто из вас знает, что такое лампада?/ Лампада-это небольшой сосуд с фитилем, деревянным маслом и зажигаемый перед иконой/
«Внимал совету» Как вы понимаете значение этого выражения?
/Внимать – отнестись со вниманием к чьей-нибудь просьбе/
В этом стихотворении есть слово «грезы». Что означает это слово?
/Грезы – мечты /
- Как понимаете значение предложения: «Вместе с тихим сном сливалось убаюкиванье грез» (Мечты как бы укачивали ребенка, и он засыпал)
* Анализ стихотворения
- Ребята, а какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения) помогли поэту так необычно рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства?
- Ребята, найдите в стихотворении средства художественной выразительности и выпишите к себе в тетрадь
Учащиеся работают с текстом.
Метафоры: льется свет, шепот леса, волны ржи, шепот колосьев
Олицетворения: Буря плачет, воет вьюга
Эпитеты: золотые волны, невнятный шум
Сл. №5. Задание.
* Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Карандашом расставьте паузы, отметьте ключевые слова /Учащиеся работают с текстом/
* Ученица выразительно читает стихотворение /Учитель проводит связь с природой за окном/
Рефлексия. Сл. №6
Продолжите предложения (устно)
-Мне нравится стихотворение Бунина потому, что…
(показывает красоту природы, добрые чувства матери к сыну…)
-Стихотворение Бунина «Помню – долгий зимний вечер…» научило меня…
(любить и ценить нашу родную природу…)
Учитель: Оцените себя. Что вы взяли из урока?
(я узнал, понял, научился, изменил свое отношение к ..)
Обобщение урока учителем
-Все дети сегодня активно работали, все очень понравились. Спасибо за урок. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».
Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."...
Интегрированный урок на тему: “Природа в поэзии русских и английских авторов 19 в.”
Тема урока звучит так: « Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.» (записывают тему урока). Сегодня мы возвращаемся к теме изображения природы в литературе. Только теперь обрат...
А. Фет. Страницы биографии. Тема природы в поэзии А. Фета на примере стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и «Ещё майская ночь».
конспект урока в 6 классе. Цели:познакомить с жизнью и творчеством Афанасия Фета, воспитание интереса к лирике поэта на материале стихотворений "Ель рукавом мне тропинку завесила", "Ещу майская ...
Урок по теме "Природа в поэзии русских писателей 19 века и в музыке П.И.Чайковского"
интегрированный урок : литература + музыка Тема урока: Природа в поэзии русских поэтов 19 века и музыке П.И.Чайковского.Цель урока: Расширить представление учащихся о творчестве русск...
Презентация к уроку литературы "Стихотворение И.Бунина "Помню долгий зимний вечер""
Презентация включает небольшие биографические сведения о И.Бунине и анализ стихотворение "Помню долгий зимний вечер""...
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А. ФЕТА «ВЕЧЕР» И И.А. БУНИНА «ВЕЧЕР».
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А. ФЕТА «ВЕЧЕР» И И.А. БУНИНА «ВЕЧЕР».Урок литературы в 5 классе...