Статья "Собирательный образ природы в прозе И.А.Бунина"
статья по литературе (11 класс)
Поэтика бунинского пейзажа выражает не менее содержательно , чем идеи ,многосложное понятие «чувство природы».В прозе художника можно выделить «собирательный образ природы», включающий в себя «конкретные» , «символичные» и «вечные» разновидности.
Каждый природный вид имеет свои приметы. Конкретная природа показана двусторонне: с одной стороны , русская национальная , с другой – чужеземная. Среди конкретной природы больше всего пейзажей России, которые можно обнаружить на протяжении всего творчества автора от начала его писательской деятельности( «На хуторе», 1892) и до эмигрантского периода( «Несрочная весна», 1923). В картинах природы Бунин отдает предпочтение средней полосе России , охотнее всего он рисует Орловщину , откуда был родом сам.
Значительное место писатель отводит воссозданию конкретной чужеземной природы в путевых очерках «Тень птицы» (1907 -1911), явившихся результатом поездки Бунина в экзотические страны.
Бунинские конкретные виды природы отличаются не только разнообразием географических вариантов , но и времен года( «В поле» -зима, «Весенний вечер» - весна, «В августе» - лето, «Холодная осень» -осень).
«Собирательный» образ природы богат не только конкретными разновидностями , но и символичными и вечными.
В символичных природных картинах обнаруживается христианское начало , а именно покровительство Бога –отца, создателя всего сущего («Сосны», В Альпах», « Жизнь Арсеньева»).
Но не только христианским содержанием наполнены описания бунинской природы. Во многих южных , иноземных пейзажах философского характера («Братья», «Ночь отречения») появляются буддийские образы-символы : бога жизни-смерти Мары, изображение самого Будды.
Бунинское мировидение космично – оно имеет непосредственное отношение к так называемой «вечной» природе. Данный образ не подвержен влиянию времени и представляет типичный для художника пейзаж : звездное небо с месяцем , молчаливые курганы, тишина( «Тишина», «Туман», «Жизнь Арсеньева»).
В собирательном образе природы выделяются топосы двух ступеней:
1)генеральные топосы, связанные с тремя вышеназванными разновидностями( море ,степь, поле, усадебный сад, лес, горы, пустыня, ночь);
2)частные топосы, которые не проходят через все три уровня (конкретную, символичную, вечную природу), они присущи первому из них(река, пруд, дорога , поляна, туман ,гроза, заря).
Природные генеральные топосы ,вписанные в мир конкретной природы , изображаются автором реалистично , правдоподобно . с некоторыми элементами психологизма . Если же топос рассматривается на символичном уровне , то он включает в себя некий знак , атрибут, чаще всего имеющий непосредственное отношение к той или иной философии. При функционировании топоса в ряду вечных природоописаний он сопровождается такими художественными мотивами , как тишина, звездное небо ,месяц.
Своеобразие поэтики Бунина заключается в том , что в «собирательном» образе природы наблюдается совмещение генеральных образов , охватывающих три уровня бунинской природы (конкретной,символичной, вечной), и частных ,конкретных пейзажей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobiratelnyy_obraz_prirody_v_proze_i.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вазина Марина Федоровна.
Статья «Собирательный образ природы в прозе» И.А.Бунина.
Поэтика бунинского пейзажа выражает не менее содержательно , чем идеи ,многосложное понятие «чувство природы».В прозе художника можно выделить «собирательный образ природы», включающий в себя «конкретные» , «символичные» и «вечные» разновидности.
Каждый природный вид имеет свои приметы. Конкретная природа показана двусторонне: с одной стороны , русская национальная , с другой – чужеземная. Среди конкретной природы больше всего пейзажей России, которые можно обнаружить на протяжении всего творчества автора от начала его писательской деятельности( «На хуторе», 1892) и до эмигрантского периода( «Несрочная весна», 1923). В картинах природы Бунин отдает предпочтение средней полосе России , охотнее всего он рисует Орловщину , откуда был родом сам.
Значительное место писатель отводит воссозданию конкретной чужеземной природы в путевых очерках «Тень птицы» (1907 -1911), явившихся результатом поездки Бунина в экзотические страны.
Бунинские конкретные виды природы отличаются не только разнообразием географических вариантов , но и времен года( «В поле» -зима, «Весенний вечер» - весна, «В августе» - лето, «Холодная осень» -осень).
«Собирательный» образ природы богат не только конкретными разновидностями , но и символичными и вечными.
В символичных природных картинах обнаруживается христианское начало , а именно покровительство Бога –отца, создателя всего сущего («Сосны», В Альпах», « Жизнь Арсеньева»).
Но не только христианским содержанием наполнены описания бунинской природы. Во многих южных , иноземных пейзажах философского характера («Братья», «Ночь отречения») появляются буддийские образы-символы : бога жизни-смерти Мары, изображение самого Будды.
Бунинское мировидение космично – оно имеет непосредственное отношение к так называемой «вечной» природе. Данный образ не подвержен влиянию времени и представляет типичный для художника пейзаж : звездное небо с месяцем , молчаливые курганы, тишина( «Тишина», «Туман», «Жизнь Арсеньева»).
В собирательном образе природы выделяются топосы двух ступеней:
1)генеральные топосы, связанные с тремя вышеназванными разновидностями( море ,степь, поле, усадебный сад, лес, горы, пустыня, ночь);
2)частные топосы, которые не проходят через все три уровня (конкретную, символичную, вечную природу), они присущи первому из них(река, пруд, дорога , поляна, туман ,гроза, заря).
Природные генеральные топосы ,вписанные в мир конкретной природы , изображаются автором реалистично , правдоподобно . с некоторыми элементами психологизма . Если же топос рассматривается на символичном уровне , то он включает в себя некий знак , атрибут, чаще всего имеющий непосредственное отношение к той или иной философии. При функционировании топоса в ряду вечных природоописаний он сопровождается такими художественными мотивами , как тишина, звездное небо ,месяц.
Своеобразие поэтики Бунина заключается в том , что в «собирательном» образе природы наблюдается совмещение генеральных образов , охватывающих три уровня бунинской природы (конкретной, символичной, вечной), и частных , конкретных пейзажей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы звёзд в лирике И.А.Бунина
Лирика И.А.Бунина уникальна и неповторима. Кажется, все темы творчества поэта исследованы и изучены. Но есть одна тема, которая привлекает к себе внимание на протяжении веков многих известных поэтов и...
Изучение прозаических произведений на уроках литературы в старших классах. Опытная программа по анализу прозы И.А. Бунина
Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы, изучаются на протяжении всех лет обучения. Различия в подходе к ним в разных классах связаны с возрастом и познавательными возм...
Психологизм и особенности "внешней изобразительности" прозы И.А.Бунина (анализ рассказа "Антоновские яблоки")
Урок-исследование прозы И.А.Бунина на основе анализа рассказа "Антоновские яблоки"...
Образ прекрасной природы в прозе И.И.Бунина
Одним из главных действующих лиц рассказов и повестей И.А.Бунина является природа, которая по-своему характеру многогранна. Её собирательный образ отражает представление автора о прекрасном и соответс...
Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А. Бунина (рассказ «Антоновские яблоки»).
Иван Алексеевич Бунин — одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительн...
Урок литературы в 5 классе "«Изображение природы, крестьянского труда и образ родины в рассказе И.А.Бунина «Косцы»
Урок литературы в 5 классе «Изображение природы, крестьянского труда и образ родины в рассказе И.А.Бунина «Косцы». Урок изучения нового материала. Формы работы: индивидуальная, ...
Мифологические образы в современной прозе 21 века (на примере творчества Л.Арден)
. Произведения востребованы широким кругом читателей. Рецензий и серьезных исследований творчества молодой писательницы нет, поэтому я решила провести своё исследование на основе прочитанных книг.Цель...