Открытый урок по литературе в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект урока с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 135 КБ |
презентация к уроку | 768.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сушинская средняя общеобразовательная школа
Пий-Хемского кожууна
Открытый урок по литературе
«Геродот «Легенда об Арионе,
А.С. Пушкин «Арион». Сравнительный анализ двух произведений»
Класс: 6
Учитель: Маскыр Ш.В.
Суш – 2018
Открытый урок по литературе в 6 классе
ГЕРОДОТ «ЛЕГЕНДА ОБ АРИОНЕ» И А.С. ПУШКИН «АРИОН».
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДВУХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Задачи деятельности учителя:
- способствовать формированию представления о легендах и мифах Древней Греции; показать общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»; познакомить с «Легендой об Арионе»; расширить представления о мифах, рассказывающих об искусстве, также познакомить со стихотворением «Арион» А.С.Пушкина, сделать сравнительный анализ двух произведений.
Тип урока: усвоение новых знаний
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: иметь представления о мифах и мифологии, о понятии «легенда», «стихотворение»; находить общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»; владеть навыками сравнительного анализа текста;
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к легендам и мифам Древней Греции, к творчеству А.С. Пушкина; приобщаться к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и культуры; оценивать выразительное чтение одноклассников;
коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения, умениями пересказа.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (выразительное чтение, самостоятельная работа, работа с учебной статьей).
Оборудование: выставка книг «Легенды и мифы Древней Греции»; портреты Геродота и А.С. Пушкина, иллюстрации к легенде, эпиграф к уроку: «Музыка – высшее в мире искусство» (Л. Н. Толстой).
Основные понятия и термины: легенда.
Ход урока
Музыка – высшее в мире искусство.
Л. Н. Толстой
I. Организационный момент
Постановка целей и задач урока.
Вступительное слово учителя.
– На предыдущих уроках вы получили представление о мифах Древней Греции. И мы говорили о том, что древнегреческую мифологию называют сокровищницей мировой культуры.
А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, произведениями, но нам необходимы уже полученные знания. Поэтому, я надеюсь на вашу помощь и поддержку. Что в названии темы вам знакомо? Поговорим об этом.
- Прием «Верные и неверные утверждения»
Верно ли утверждение?
Задание: Выберите верные утверждения: (П)
1 | У всех древних народов были свои мифы. (а) |
2 | Мифы создавались только в Древней Греции и Древнем Риме.(б) |
3 | Мифы появились задолго до письменности. (г) |
4 | У мифов нет автора, т. к. это произведения, созданные фантазией народа. (д) |
5 | В мифах древние люди выражали свои представления о зарождении мира.(е) |
6 | Мифы рассказывают о богах и подвигах великих людей – героев. (е) |
7 | Создателем всех древнегреческих мифов является Гомер (ж) |
8 | В мифах древнегреческие поэты рассказывали только о богах. (з) |
9 | Геракл совершил 12 подвигов и после двенадцатого подвига был освобожден от службы Эврисфею (л) |
10 | Сюжеты Древнегреческой мифологии являются источником вдохновения поэтов, художников. (н) |
Вывод: что мы знаем о мифах?
Ключ:
верные ответы-1-а, 3-г, 4-д, 5-е, 6-е, 9-л, 10-н. Соберите слово из полученных ответов 9, 5, 3, 6, 10,4, 1. (легенда)
- Итак, какова же тема нашего урока?
(Ответы учащихся)
•Определите ключевые слова в теме? Что вам знакомо? Что нужно узнать?
«Знаю»
•Поэта А.С. Пушкина.
«Узнаю»
Слайд 3.
•Что такое легенда? Почему одинаковое название «Арион».
II. Изучение нового материала.
Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о значительных событиях в жизни людей передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Сегодня нам предстоит познакомиться с одной из знаменитых легенд древнегреческой мифологии – «Легендой об Арионе». Она была записана древнегреческим историком Геродотом. Арион – исторически реальное лицо, жил в VII веке до н. э. Арион наделен талантом музыканта. Известен фрагмент его произведения «Гимн Посейдону».
Как мы знаем, тема искусства в мифах Древней Греции занимает особое место. Бог Аполлон широко известен как покровитель искусства, поэзии и музыки. И, например, в Москве на здании академического Большого театра стоит статуя Аполлона с лирой в руках, едущего на колеснице, запряженной четверкой лошадей.
1. Знакомство со статьей учебника «Легенда» (с. 185).
Вопросы для беседы:
– Что такое легенда?
– Что такое миф?
– Что общего и различного в понятиях «миф» и «легенда»?
Легенды со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.
Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)
Легенда (в переводе с латинского языка - то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.
А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».
В словаре С.И.Ожегова:
«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».
В.И.Даль даёт такое определение этому слову:
«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».
Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.
•Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти?
Слайд 4.
2. Легенду об Арионе записал историк Геродот.
Геродот — древнегреческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., удостоенный почётного имени Отца истории.
Слайд 5.
•Иногда Ариона изображали на морском коне или на морском змее. Арио́н — греческий лирический поэт и певец.
- Словарная работа
Тиран – в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии – единоличный правитель
Кифаред – тот, кто играет на кифаре, родственном лире музыкальном инструменте древних греков
Дифирамб – преувеличенно восторженная похвала
- Выразительное чтение «Легенды об Арионе» (учащимися)
Беседа по вопросам:
- Когда и где происходит действие легенды?
- Почему Арион оказался именно на этом корабле?
- Как изображены эти мореходы? Почему они пытались убить Ариона?
- Каким показан Периандр?
- Что в образе Ариона особенно привлекает?
- Почему это произведение называется легендой?
- Что главное узнали из легенды?
- Когда и где происходит действие легенды?
- Почему Арион оказался именно на этом корабле?
- Как изображены эти мореходы? Почему они пытались убить Ариона?
- Каким показан Периандр?
- Что в образе Ариона особенно привлекает?
- Почему это произведение называется легендой?
- Что главное узнали из легенды?
III. Анализ текста легенды
Слайд 6.
2. Дифференцированное задание учащимся: заполнить таблицу. Прочитайте текст, отмечая ключевые события, явления, лица. (на выбор: события-лица)
События | Лица |
Приключилось в жизни величайшее дело. | Периандр Коринфа |
Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф. | Арион из Мефимны – кифаред. Сочинял дифирамбы. |
Завладеть сокровищами Ариона. | Корабельщики задумали злое дело. |
Драматические события разыгрываются на море, на корабле. | Дельфин вынес Ариона к Тенару. |
Ответ: события.
•Приключилось в жизни величайшее дело.
•Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф.
•Завладеть сокровищами Ариона.
•Драматические события разыгрываются на море, на корабле.
Ответ: люди.
•Периандр Коринфа
•Арион из Мефимны – кифаред. Сочинял дифирамбы.
•Корабельщики задумали злое дело.
•Дельфин вынес Ариона к Тенару.
Слайд 7.
2.Сопоставим образы Периандра и Ариона.
•Попробуйте собранный материал представить в виде схемы. (задание выполняется по желанию).
Ответ.
Арион. Периандр Мудрый, талантливый человек. Человек, облечённый властью
Обучил хор. Великий певец. Недоверчивый. Не поверил Ариону Перед лицом смерти ведёт достойно: о его опасном приключении и
поёт последнюю песнь чудесном спасении
Уличил корабельщиков в преступлении
Слайд 8.
•Творческое задание. Создайте единый образ (то есть составьте текст на основе собранного материала).
Ответ.
В Древней Греции человек ценился не только сильный, но и умный, талантливый. Своих любимцев боги награждали поэтическим или музыкальным даром. Поэт в представлении древних – избранник богов. Он обладает способностью хранить божественную память, традиции народа. Поэтому в легенде особое место занимает тема искусства.
Корысть, желание лёгкой наживы определили поведение мореходов. Они знали, что Арион великий певец, но знали и то, что он везёт богатство. Убивать своими руками они не решались и заставили его самого лишить себя жизни, перед этим порадовавшись, что услышат лучшего певца на свете.
Облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару – поёт для преступников. Храбро бросается в воду.
Происходит величайшее диво – спасение Ариона.
3. Работа по учебнику (вопросы 1–3, с. 187).
– Почему это повествование называется легендой? (Это повествование называется легендой, потому что оно записано Геродотом на основе устного предания, существовавшего в Коринфе и на острове Лесбос. Повествование рассказывает о реальных людях. Сказочное обогащение Ариона в Италии и на Сикелии и спасение его дельфином могут восприниматься как фантастические события. Мифы и легенды появились в древности. Люди создавали их, чтобы найти объяснение непонятных явлений природы и возникновения мира, рассказать другим о необыкновенных событиях.)
Вывод: легенды, мифы и сказки – произведения устного народного творчества. Во всех этих повествованиях есть фантастические элементы.
4. Найдём ответ на второй вопрос: почему одинаковое название «Арион».
IV. Знакомство со стихотворением А.С Пушкина «Арион». Сопоставительный анализ двух произведений
А. С. Пушкин написал стихотворение «Арион» в 1827 год.
•Предположите, почему он выбрал такое название?
Ответы.
•Наверное, посвятил стихотворение смелому человеку.
•Понравилась легенда…
Слайд 9.
Прочитаем стихотворение А. С. Пушкина «Арион».
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь,
наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик, и пловец!
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Слайд 10.
•О чём вам говорит дата 25 декабря 1825 год?
Ответ.
•Восстание декабристов на Сенатской площади.
Слайд 11-12.
•Из истории создания стихотворения «Арион».
•Стихотворение написано 16 июля 1827 года, а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня казни вождей декабрьского восстания. Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе декабристов.
•Эти мысли нашли отражение в стихотворении «Арион», в основу которого Пушкин положил мотивы древнегреческой легенды об Арионе. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения связей с декабристами.
Слайд 13.
•Как использует Пушкин сюжет древней легенды?
- Дифференцированное задание учащимся: Выберите из текста примеры для цитирования?
Работа в группах. Выявление сходства и различий произведений
-Выявите сходство, при этом можете составить план
Ответ. (план)
•Одинаковое название.
•Драматизм сюжета.
•Герои - корабельщики.
•Спасение Ариона.
•Талант поэта и ценность искусства
Это мы нашли сходство стихотворения и легенды.
Слайд 14-15.
•Выявим различия в этих произведениях?
•Дифференцированное задание учащимся: Собранный материал (по возможности) представьте в виде схемы.
Ответ.
Легенда об Арионе.
Стихотворение «Арион».
Корабельщики – враги
Ариона.
Арион в кругу друзей
Арион бросается в воду
Вместе с другими становится жертвой «вихря»
Ариона спасает дельфин
Все погибают, Арион спасён грозою
Поёт последнюю песнь
« Я гимны прежние пою…»
Слайд 16.
•Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения?
Ответ.
Сюжет легенды переосмыслен. Для Пушкина важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе по поводу гибели друзей.
“Арион” - лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла А.С.Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.
V. Практическая деятельность: самостоятельная работа.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Легенда (в переводе с ____________________языка - то, что должно быть _____________) – это произведение, созданное на основе____________________________, в котором рассказ о ____________________________ и подлинных _____________________ сочетается с элементами _______________________________.
Легенда, как и миф, появилась_________________________________
Легенды, как и _____________, __________________автора.
Легенду об Арионе записал _______________________________.
VI. Работа со словарем.
– Какие слова и выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии, вам известны? Запишите их. Значение выражений найдите в словаре.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Итак, мы узнали, что человек в Древней Греции ценился не только за могучую силу, но также за ум и различные таланты. Вспомним бога Аполлона. Когда он появлялся на Олимпе в сопровождении 9 муз и играл на своей кифаре, то звуки музыки и пение муз покоряли всех вокруг. Кругом воцарялась тишина. «Музыка – высшее в мире искусство», – сказал великий русский писатель Л. Н. Толстой.
Сегодня ваши знания о мифах, посвященных теме искусства, значительно расширились. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Закончите предложения:
•Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...
VIII. Домашнее задание (по выбору)
1. Подготовьте пересказ легенды от имени дельфина, спасшего Ариона.
2. Найдите общность и различие мифа и легенды.
3. Прочитать статью учебника «Гомер и его поэмы “Илиада” и “Одиссея”», с. 188–191.
Рабочие листы
- Прием «Верные и неверные утверждения»
Верно ли утверждение?
Задание: Выберите верные утверждения: (П)
1 | У всех древних народов были свои мифы. (а) |
2 | Мифы создавались только в Древней Греции и Древнем Риме.(б) |
3 | Мифы появились задолго до письменности. (г) |
4 | У мифов нет автора, т. к. это произведения, созданные фантазией народа. (д) |
5 | В мифах древние люди выражали свои представления о зарождении мира.(е) |
6 | Мифы рассказывают о богах и подвигах великих людей – героев. (е) |
7 | Создателем всех древнегреческих мифов является Гомер (ж) |
8 | В мифах древнегреческие поэты рассказывали только о богах. (з) |
9 | Геракл совершил 12 подвигов и после двенадцатого подвига был освобожден от службы Эврисфею (л) |
10 | Сюжеты Древнегреческой мифологии являются источником вдохновения поэтов, художников. (н) |
- Работа с таблицей
Заполните таблицу
События | Лица |
Приключилось в жизни величайшее дело. | |
Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф. | |
Завладеть сокровищами Ариона. | |
Драматические события разыгрываются на море, на корабле. |
- Работа в группах
Выявите сходство и различие легенды и стихотворения
Сходство | Различие |
| |
| |
| |
| |
| |
- Самостоятельная работа
Самостоятельная работа с самопроверкой
Легенда (в переводе с ____________________языка - то, что должно быть _____________) – это произведение, созданное на основе____________________________, в котором рассказ о ____________________________ и подлинных _____________________ сочетается с элементами _______________________________.
Легенда, как и миф, появилась_________________________________
Легенды, как и _____________, __________________автора.
Легенду об Арионе записал _______________________________.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой; Соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.
Легенда Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. Легенда – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.
Легенду об Арионе записал историк Геродот Prezentacii.com Геродот — древнегреческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., удостоенный почётного имени Отца истории.
Иногда Ариона изображали на морском коне или на морском змее. Арио́н — греческий лирический поэт и певец.
Словарная работа Тиран – в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии – единоличный правитель. Кифаред – тот, кто играет на кифаре. Кифара – родственный лире музыкальный инструмент Дифирамб – преувеличенно восторженная похвала
Прочитайте текст, отмечая ключевые события, явления, лица. События Лица Завладеть сокровищами Ариона. Периандр Коринфа Приключилось в жизни величайшее дело. Арион из Мефимны – кифаред. Сочинял дифирамбы. Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф. Корабельщики задумали злое дело. Дельфин вынес Ариона к Тенару. Драматические события разыгрываются на море, на корабле .
Периандр. Арион. Человек, облечённый властью. недоверчивый мудрый Не поверил Ариону о его опасном приключении и чудесном спасении. Уличил корабельщиков в преступлении. Талантливый человек. Обучил хор. ВЕЛИКИЙ ПЕВЕЦ. Перед лицом смерти ведёт достойно: поёт последнюю песнь. Спасительная сила искусства.
Создайте единый образ, то есть составьте текст на основе собранного материала. В Древней Греции человек ценился не только сильный, но и умный, талантливый. Своих любимцев боги награждали поэтическим или музыкальным даром. Поэт в представлении древних – избранник богов. Он обладает способностью хранить божественную память, традиции народа. Поэтому в легенде особое место занимает тема искусства. Корысть, желание лёгкой наживы определили поведение мореходов. Они знали, что Арион великий певец, но знали и то, что он везёт богатство. Убивать своими руками они не решались и заставили его самого лишить себя жизни, перед этим порадовавшись, что услышат лучшего певца на свете. Облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару – поёт для преступников. Храбро бросается в воду. Происходит величайшее диво – спасение Ариона.
А. С. Пушкин. «Арион». 1827 год. Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчанье правил грузный чёлн; А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел... Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик, и пловец! Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.
25 декабря 1825 год? Восстание декабристов на Сенатской площади.
Из истории создания стихотворения «Арион». Стихотворение написано 16 июля 1827 года, а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня казни вождей декабрьского восстания. Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе декабристов. Эти мысли нашли отражение в стихотворении «Арион», в основу которого Пушкин положил мотивы древнегреческой легенды об Арионе. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения связей с декабристами.
Определим взаимосвязь исторического события со стихотворением Пушкина? Дружные пловцы друзья поэта- декабристы В «грузном» челне они заняты общим опасным делом Певец духовно близок своим путникам . «А я, беспечной веры полн, пловцам я пел» Несоответствие «необъятной силы» моря и слабости перед ней пловцов. Вихрь погубил плывущих: «погиб и кормщик и пловец» Погибли вожди декабристов, другие в тюрьмах, на каторге «Я гимны прежние пою…» Верность идеалам декабристов «иные парус напрягали, другие дружно упирали в глубь мощны вёсла»
Выберите из текста примеры для цитирования. Одинаковое название. Драматизм сюжета. Герои - корабельщики. Спасение Ариона. Талант поэта и ценность искусства сходство
Легенда об Арионе. Стихотворение «Арион». Корабельщики – враги Ариона. Арион бросается в воду Ариона спасает дельфин Поёт последнюю песнь Арион в кругу друзей Вместе с другими становится жертвой «вихря» Все погибают, Арион спасён грозою « Я гимны прежние пою…»
Если известно, что Пушкин положил в основу стихотворения легенду об Арионе, можно ли считать, что он её пересказал? Повествовательную форму древнегреческой легенды поэт превратил в лирическую. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла Пушкину выразить одно из самых главных для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.
Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения? Сюжет легенды переосмыслен. Для Пушкина важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе по поводу гибели друзей.
Рисунок Пушкина. Казнь декабристов.
Рефлексия. Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Меня воодушевило... Спасибо за внимание.
Домашнее задание 1 . Подготовить пересказ легенды от имени дельфина, спасшего Ариона 2. Подготовить устные иллюстрации к легенде
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии
На уроке учащиеся знакомятся с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.
Средства художественной выразительности (А. К. Толстой. Лирика. Анализ поэтического произведения)....
Открытый урок родной литературы 7 класс
Техническая карта открытого урока родной литературы 7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...
Конспект открытого урока по литературе 5 класс.
Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...
презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева
Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....