Рабочая программа внеурочной деятельности «Готовимся к олимпиадам (литература)» 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)
Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 7 классов к участию в олимпиадах по литературе, позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_lit.docx | 43.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н. В.Архангельского»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Е.В. Костылева |
Протокол № __________ от «__»________2015г. | Приказ № __________ от «__»________2015г |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Готовимся к олимпиадам (литература)»
7 класс
Учитель: Бородина Анастасия Алексеевна
с. Мужи, 2015 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Готовимся в олимпиадам (литература)» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта по литературе. Данная программа рассчитана на учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по одному часу в неделю. Программа внеурочной деятельности «Готовимся в олимпиадам (литература)» предполагает углубленное изучение курса, подготовку к олимпиадам по литературе и повышение читательской культуры.
Общая характеристика учебного курса
Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 7 классов к участию в олимпиадах по литературе, позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана углубить представления учащихся о литературоведении как науке, научить осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора.
В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.
Цель программы:
Подготовка обучающихся к олимпиадам по литературе; формирование культуры речевой деятельности, высокого уровня владения речевыми действиями и умениями в устной и письменной форме; развитие интереса к исследовательской и творческой деятельности.
Задачи:
- Освоение школьниками методики комплексного анализа прозаического текста и интерпретации поэтического текста;
- Повторение и систематизация основных понятий по теории литературы;
- Расширение круга знаний, связанного с историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений.
Формы работы:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов,;
- дидактических и раздаточных материалов;
- групповые занятия под руководством учителя;
- индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное время;
- индивидуальные консультации.
Описание места учебного курса:
Курс «Готовимся к олимпиадам» предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Краткое содержание курса по темам:
- Художественный текст
Понятие о литературном произведении как системном единстве. Проблема текста, его офрмленности и завершенности. Межтекстовые отношения. Явление интертекстуальности; разновидности интертекстуальных связей.
- Основы анализа прозаического текста
Понятие художественного мира произведения. Художественное время и пространство. Предметный мир. Персонажи; структура литературного героя. Концептуально- тематический уровень литературного произведения. Понятие мотива. Авторская позиция как организующий фактор.
- Основы анализа поэтического текста
Поэзия как исторически первая речевая художественная система. Понятие ритма как эстетической универсалии. Поэзия и проза. Факторы ритмической организации стихотворного текста. Системы стихосложения. Русская просодия, этапы развития и система метров русского стиха. Фонетическая организация стиха. Рифма и ее характеристики. Строфическая организация стиха. Виды строф. Стиховая интонация, ее типы. Семантика стиховых форм.
- Закрепление и обобщение полученных знаний
Обобщение и систематизация изученного. Решение и анализ олимпиадных заданий
Учебно-тематическое планирование:
Раздел | Тема | УУД. Деятельность учащихся | Количество часов |
Художественный текст | Предметные умения: Чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческими терминами, закрепление основных теоретических знаний. Коммуникативные умения: Участие в дискуссиях, создание письменных и устных высказываний, аргументированные ответы на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению. Личностные умения: Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) | 7 | |
Основы анализа прозаического текста | Предметные умения: Чтение и анализ художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы. Коммуникативные умения: Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов. Регулятивные умения: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану. Познавательные умения: Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. | 12 | |
Основы анализа поэтического текста | Предметные умения: Умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческими терминами; умение подбирать материал о биографии и творчестве поэта, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы; формирование умения давать характеристику герою; понимание авторской позиции и своего отношения к ней. Познавательные умения: Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные умения: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Регулятивные умения: Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. | 10 | |
Закрепление и обобщение полученных знаний | Предметные умения: Закрепление знаний и умений по изученному материалу; практическое формирование навыков анализа проэтических и прозаических произведений; умение выделять и акцентировать внимание на детали . Регулятивные умения: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки. Коммуникативные умения: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог | 6 |
Календарно-тематическое планирование учебного курса
№ урока | Тема урока | УУД. Деятельность учащихся | Дата по плану | Дата по факту | ||||
| ||||||||
1. | Вводное занятие. Художественное произведение как художественный объект | Предметные умения: Чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческими терминами, закрепление основных теоретических знаний. Коммуникативные умения: Участие в дискуссиях, создание письменных и устных высказываний, аргументированные ответы на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению. Личностные умения: Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) | 7.09 | |||||
2. | Роды литературы. Проза и поэзия. | 14.09 | ||||||
3. | Литературное произведение как образ. | 21.09 | ||||||
4. | Единство художественной формы и художественного содержания | 28.09 | ||||||
5. | Структурная организация художественного текста. | 5.10 | ||||||
6. | Композиция как одно из средств организации текста | 12.10 | ||||||
7. | Решение олимпиадных заданий | 19.10 | ||||||
| ||||||||
8. | Анализ художественного текста (проза) | Предметные умения: Чтение и анализ художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы. Коммуникативные умения: Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов. Регулятивные умения: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану. Познавательные умения: Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
| 26.10 | |||||
9. | Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении | 2.11 | ||||||
10. | Идейное содержание и пафос произведения | 9.11 | ||||||
11. | Композиция фабулы и сюжета | 16.10 | ||||||
12. | Внефабульные и внесюжетные элементы литературного произведения | 23.11 | ||||||
13. | Интерпретация художественного текста | 30.11 | ||||||
14. | Решение олимпиадных заданий | 7.12 | ||||||
15. | Роль конфликта в литературном произведении. | 14.12 | ||||||
16. | Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении | 21.12 | ||||||
17. | Построение событийного ряда произведения | 28.12 | ||||||
18. | Решение олимпиадных заданий | 11.12 | ||||||
19. | Сильные позиции художественного текста | 18.12 | ||||||
| 14.01 | |||||||
20. | Анализ художественного текста (проза) | Предметные умения: Умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческими терминами; умение подбирать материал о биографии и творчестве поэта, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы; формирование умения давать характеристику герою; понимание авторской позиции и своего отношения к ней. Познавательные умения: Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные умения: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Регулятивные умения: Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. | 25.12 | |||||
21. | Хронотоп. Образ пространства в поэтическомпроизведении | 1.02 | ||||||
22. | Хронотоп. Образ времени в поэтическом произведении | 8.02 | ||||||
23. | Лирический сюжет | 15.02 | ||||||
24. | Решение олимпиадных заданий | 29.02 | ||||||
25. | Лирический герой как субъект художественного отражения действительности | 14.03 | ||||||
26. | Лирический герой и автор | 21.03 | ||||||
27. | Решение олимпиадных заданий | 28.03 | ||||||
28. | Пейзаж как средство отражения внутреннего мира лирического героя | 4.04 | ||||||
29. | Изобразительно-выразительные средства языка и речи в поэтическом произведении | 11.04 | ||||||
| ||||||||
30. | Обобщение пройденного материала. Закрепление знаний. Прозаический текст | Предметные умения: Закрепление знаний и умений по изученному материалу; практическое формирование навыков анализа проэтических и прозаических произведений; умение выделять и акцентировать внимание на детали . Регулятивные умения: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки. Коммуникативные умения: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог | 18.04 | |||||
31. | Анализ прозаического текста | 25.04 | ||||||
32. | Обобщение пройденного материала. Закрепление знаний. Поэтический текст | 2.05 | ||||||
33. | Анализ поэтического текста | 9.05 | ||||||
34. | Решение олимпиадных заданий | 16.05 | ||||||
35. | Решение олимпиадных заданий | 23.09 |
Планируемые результаты:
Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.
Предметные результаты:
- Создание прочной базы для дальнейшего освоения курса литературы.
- Углубленное изучение основных литературоведческих терминов.
- Возможность овладения умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания.
- определение выразительной функции слова, его полисемантизм.
- осмысливание образов и картин мира, созданные писателями и поэтами.
- удовлетворение познавательного интереса школьников к проблемам литературы, культуры речи.
- Овладение приемами анализа художественных произведений.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы:
В. Н. Александров¸ О. И. Александрова. Анализ поэтического текста. Учебное пособие для учащихся старших классов. - Челябинск: Взгляд, 2006.
Н. С. Болотнова. Филологический анализ текста. – М.: Флинта, Наука, 2007.
А.Д.Вартаньянц, М.Д.Якубовская. Поэтика. - М.,1994.
Е.Д. Волжина. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Московский областной этап. 2002-2005 гг. / Сост. Л.В.Тодоров. Дрофа, 2005.
А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М. : Издательство МГУ, 1998 .
Е. А. Зинина. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. 10-11 класс: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006.
С.Л. Каганович. Технология обучения анализу текста, ж. РС, №1, 2003.
С. Л. Каганович. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
Л.Г. Кайда. Композиционный анализ художественного текста. М.: Дрофа, 2000.
Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001г.
Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. М., Просвещение, 2008.
Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2 / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М., Просвещение, 2010.
Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3 / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М., Просвещение, 2011.
Т. В. Матвеева. От звука до текста. - Екатеринбург, 2004.
Н. М. Пащук. Учимся анализировать художественный текст, ж. РС, №2, 999
П.Г. Пустовойт. Тайны словесного мастерства. Элективный курс: учебно-методический комплект. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век: Мир и образование», 2001.
Д. Е. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке / под.ред. И.Б.Голуб. - М.: Рольф, 2001.
Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11кл.: метод. Пособие/В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова; под. Ред. В.Ф. Чертова. (Элективные курсы) – М.: Дрофа, 2007.
Л.В. Тодоров. Литература: всероссийские олимпиады. - М.: Просвещение, 2008.
Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2005.
Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2006.
Л.В. Тодоров. Русское стихосложение в школьном изучении. М., Просвещение, 2009.
Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста: Пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов.-СПб., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Внеурочная деятельность по математике 8-9 класс
Программа разработана для организации внеурочной деятельности с учащимися 8-9 классов.Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворен...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Юный художник"
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание программы, развёрнутый календарно - тематический план....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся 9 -11 классов к олимпиадам и конкурсам по обществознанию»
Программа курса по подготовке к олимпиадам по обществознанию представляет интегрированный курс обществознания, экономики и права для учащихся 9 -11 классов, ориентированных на участие во всероссийских...
Программа внеурочной деятельности «Готовимся к олимпиаде по географии»
Программа внеурочной деятельности направлена на работу с обучающимися 5 - 9 классов, участвующими в олимпиадном вижении. Курс дает возможность расширить временные рамки работы с картографическим...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Готовимся к ВПР по английскому языку»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Готовимся к ВПР по английскому языку» составлена в соответствии с требованиями действующих ФГОС основного общего образования, с примерной о...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Готовимся к ОГЭ по русскому языку"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Готовимся к ОГЭ по русскому языку"...