Программа внеурочной деятельности «Готовимся к олимпиаде по географии»
рабочая программа по географии (5, 9 класс)
Программа внеурочной деятельности направлена на работу с обучающимися 5 - 9 классов, участвующими в олимпиадном вижении. Курс дает возможность расширить временные рамки работы с картографическим материалом, способствует развитию практических навыков и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_po_podgotovke_k_olimpiade.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приобская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО на заседании МО ______ В.А. Гуцул протокол №_____ от « ____» августа 20 18 г | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол №_14___ от « _31_» августа 20 18 г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: ___________ А.А. Луцкий приказ № _516______ от «_31_»_августа 20 18 г |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Готовимся к олимпиаде по географии»
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Для обучающихся 5 - 9 классов: 11 — 15 лет
Срок реализации: 2018 — 2019 учебный год
Гуцул Валентина Аркадьевна
высшая квалификационная категория
г.п. Приобье
2018 г.
Пояснительная записка
На изучение географии в 5 и 6 классах отводится по 35 часов. За 1 час в неделю сложно сформировать у детей практические умения навыки работы с разными тематическими картами. В 7-9 классах время работы с картографическим материалом также недостаточно для развития практических навыков. Вот почему введение данного курса является необходимым дополнением к учебному предмету.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Фундаментального ядра содержания общего образования.
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
- Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.
Курс предназначен для подготовки учащихся 6 - 9-х классов и ориентирован на формирование общей культуры; призван способствовать интеллектуальному развитию учащихся; сформировать у обучающихся знания и умения, которые необходимы в повседневной жизни; повысить мотивацию учащихся в обучении предмету; развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания.
Решение задач рассматривается не как самоцель, а как один из методов изучения географии.
Преимуществом индивидуального или группового обучения является возможность регулярных консультаций с преподавателем и индивидуальный подход преподавателя к каждому ученику.
Курс учит применять полученные знания и умения при решении задач в повседневной жизни, готовит к сознательному выбору профессии связанной с предметом. Курс рассматривает взаимосвязь различных предметов. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории. Курс ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие их интеллектуальных способностей. Предполагается повысить мотивацию учащихся, а также интерес к различным наукам.
Решение олимпиадных задач одна из наиболее сложных разделов любого предмета, так как на изучение данного вопроса очень мало времени уделяется в процессе обучения. Этот курс поможет в приобретение знаний и умений, необходимых при подготовке к поступлению в институт или колледж, где необходимы знания по данному предмету. Содержание курса обеспечивает развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Курс обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих готовить школьников к тому, чтобы они могли осуществить осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Предлагается курс в объёме 34 часа, который изучается в ходе индивидуальных или групповых занятиях, при подготовке к олимпиадам по предмету.
Данный образовательный курс является источником знаний, который углубляет и расширяет базовый компонент.
Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки учащихся к олимпиадам различных уровней и выбору профессиональной деятельности.
Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты
Цели изучения курса.
сформировать необходимые умения и навыки для решения олимпиадных задач различного уровня сложности.
Задачи:
Воспитательные: воспитать понимание ценности образования, как средства развития культуры личности. Научить, ответственно, оценивать свои учебные достижения, черты своей личности, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции в самооценке. Воспитать умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Курс помогает выработать навыки организации и участия в коллективной деятельности, умению постановки общей цели и определения средств её достижения, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальности партнёров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат. Воспитывает умение отстаивать свои гражданские позиции, формировать свои мировоззренческие взгляды, умение осознанно выбрать путь продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Образовательные: коррекция и углубление имеющихся знаний по предмету, ликвидация пробелов, обучение решению олимпиадных задач, систематизация знаний, выработка целостного взгляда на предмет, усвоение материала повышенного уровня сложности, развитие творческой активности и инициативности, повышение ИКТ компетенции.
Развивающие: создать условия для подготовки учащихся к олимпиадам;
Предоставить учащимся возможность реализации предметных способностей;
Способствовать развитию логического мышления;
Развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания. Выбирать наиболее удобный способ выполнения задания.
Планируемые результаты изучения курса.
Предполагаемый курс по предмету должен помочь учащимся решить конкретные проблемы из числа тех, с которыми они сталкиваются в учебном процессе, усвоить основные понятия, расширить базовый компонент. Этот курс должен ознакомить учащихся с ролью предмета в жизни общества, в особенностях его содержания. Он научит добывать информацию в интернете и использовать её для решения олимпиадных задач.
Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт.
Инвариантность содержания
- курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами.
- как правило, при таком обучении от учеников не требуется всё время находиться в школе. Эти занятия не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков.
- при индивидуальном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации, в том числе и дистанционные, при которых учитель и ученик в системе общаются в режиме оn-lain.
Методы преподавания курса.
Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса, направленного на формирование способностей учащихся.
Групповое и индивидуальное обучение делает акцент на методе совместного обучения в группах. Совместные групповые семинары, дискуссии и диалоги обеспечивают поддержу и понимание каждому члену группы.
Метод обучения в дистанционных группах также способствует накоплению знаний, так как учащиеся постоянно обмениваются информацией.
Важнейшим принципом методики изучения курса является постановка вопроса и заданий, позволяющих учителю и учащимся проверить уровень усвоения основных терминов и степень сформированности умений, приобретённых в процессе изучения курса. Это различные виды тестовых заданий и задания творческого характера.
Программа рассчитана на 34 часа: один час в неделю, в форме индивидуально-группового, а также дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на четыре четверти.
Учебно-тематический план
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Подготовка к участию в школьном туре всероссийской олимпиады. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет. | 3 |
2 | Подготовка к теоретико-практичекому туру олимпиады, нацеленному на выявление исследовательской компетентности школьника: (написание эссе, выполнение творческой работы). | 3 |
3 | Практическая работа. Решение олимпиадных задач теоретической части олимпиады. | 3 |
4 | Анализ участия в школьном туре всероссийской олимпиады. Работа над ошибками. | 1 |
5 | Подготовка к участию в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников. | 3 |
6 | Практическая работа. Решение олимпиадных задач закрытого типа. Организация самоподготовки. Работа с дополнительной литературой. | 3 |
7 | Углубление и расширение знаний по предмету. Решение олимпиадных задач. | 3 |
8 | Анализ участия обучающихся в муниципальном туре всероссийской олимпиады. | 1 |
9 | Игра «Путешествие по топографической карте». | 1 |
10 | Метапредметная олимпиада «План местности и топографическая карта» | 1 |
11 | Географические координаты – географическая широта и долгота | 1 |
12 | Карта «Строение земной коры». Задание - практикум | 1 |
13 | Подготовка и участие в олимпиаде по основам наук УРФО | 3 |
14 | Ознакомление с Интернет-сайтами, направленными на развитие логического и интеллектуального мышления. Ознакомление с содержанием интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm , интернет-журнал для младших школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html) | 2 |
15 | Участия школьников дистанционных предметных олимпиадах. | 2 |
16 | Участие в дистанционных олимпиадах различных уровней | 2 |
17 | Подведение итогов работы в олимпиадах и конкурсах. Награждение | 1 |
ИТОГО | 34 часа |
Список литературы
- Агапов Ю.В. Освоение метапредметного содержания общего образования в процессе перехода к новым стандартам , Рязань, 2012 г.
- Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы периориентации. Журнал “География в школе” - 1990. - № 2.
- Дубанов И.С. Игры на уроках географии, Чебоксары, КЛИО, 1999 г.
- Заяц Д.В. Интернет-ресурсы на уроках географии http://geo.1september.ru/articles/2008/18/12
- Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. М., Просвещение, 2000 г.
- Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых. Киев, Альтерпрес, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методразработка "Готовимся к Олимпиаде по английскому языку. Устная речь"
Сборник монологов и диалогов для подготовки к Олимпиаде по английскому языку для студентов ОУ СПО, базовый уровень подготовки....
Задачник "Готовимся к олимпиадам 5-6 класс"
У каждого учителя есть свои копилки (папки) с олимпиадными задачами, которые собираются на протяжении всей трудовой деятельности педагога. Очень часто просто не хватает времени оформить имеющийся мате...
программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"
Программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование кружка по географии "Готовимся к олимпиаде по географии ".
Данная рабочая программа поможет более результативно подготовить учащихся к олимпиаде по географии....
Готовимся к олимпиаде по географии
Одним из важнейших направлений внеурочной работы по предмету является подготовка к олимпиадам по географии. Данный материал поможет подготовиться учащимся к тестовым заданиям. Он содержит информ...
08.10.15 г. Год назад: районный кросс, олимпиада по географии и олимпиада по ОПК. Впервые в истории школы завоеваны первое место в районном кроссе, в районном этапе олимпиады по географии и третье место в районном этапе олимпиады по ОПК.
На снимке: ГЕРОИ школы СО СВОИМ УЧИТЕЛЕМ.Кросс на 1 км. Шаманаев Максим ( 5 кл.)Олимпиада по географии. Рязанов Сергей (7 кл.)Олимпиада по ОПК. Семченко Святослав (5 кл.)...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Готовимся к олимпиадам (литература)» 7 класс
Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 7 классов к участию в олимпиадах по литературе, позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа художественны...