Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся 9 -11 классов к олимпиадам и конкурсам по обществознанию»
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему
Программа курса по подготовке к олимпиадам по обществознанию представляет интегрированный курс обществознания, экономики и права для учащихся 9 -11 классов, ориентированных на участие во всероссийских олимпиадах по обществознанию. Необходимость углубленного изучения образовательной области «Обществознание» связана с повышением интереса учащихся к социальным проблемам жизни общества, увеличением количества выпускников, ориентированных на получение классического гуманитарного образования, выбирающих для итоговой аттестации обществознание и активно участвующих в конкурсах и олимпиадах по предмету.
Курс учит применять полученные знания и умения при решении задач в повседневной жизни, готовит к сознательному выбору профессии связанной с предметом. Курс рассматривает взаимосвязь различных предметов. Данный курс является средством дифференциации и индивидуализации обучения, которое более полно учитывает способности обучающихся в соответствии с их профильными предпочтениями и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории. Курс ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие их интеллектуальных способностей. Предполагается повысить мотивацию учащихся, а также интерес к различным наукам.
Бесспорным преимуществом индивидуального или группового обучения является возможность регулярных консультаций с преподавателем и индивидуальный подход преподавателя к каждому ученику.
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Обществознание» (профильный уровень) под редакцией Л.Н. Боголюбова (и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_podgotovki_k_odimpiadam.docx | 53.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия г. Советский
«Рассмотрено» протокол №1 от ________ заседания кафедры
| «Утверждено» приказ № - |
Руководитель | Директор гимназии |
_______________ | _______________ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Подготовка обучающихся 9 -11 классов к олимпиадам и конкурсам по обществознанию»
УЧИТЕЛЬ _Лодягина Ирина Владимировна_
ПРЕДМЕТ обществознание_
Класс: 9, 10, 11
Количество часов: 1 час в неделю (34 часов)
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Советский, 2016
Пояснительная записка
Актуальность курса:
Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников, занимает участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах научных работ и проектов. Главная их задача, по нашему мнению, заключается в повышении интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявлению талантливых учащихся.
Программа курса по подготовке к олимпиадам по обществознанию представляет интегрированный курс обществознания, экономики и права для учащихся 9 -11 классов, ориентированных на участие во всероссийских олимпиадах по обществознанию. Необходимость углубленного изучения образовательной области «Обществознание» связана с повышением интереса учащихся к социальным проблемам жизни общества, увеличением количества выпускников, ориентированных на получение классического гуманитарного образования, выбирающих для итоговой аттестации обществознание и активно участвующих в конкурсах и олимпиадах по предмету.
Курс учит применять полученные знания и умения при решении задач в повседневной жизни, готовит к сознательному выбору профессии связанной с предметом. Курс рассматривает взаимосвязь различных предметов. Данный курс является средством дифференциации и индивидуализации обучения, которое более полно учитывает способности обучающихся в соответствии с их профильными предпочтениями и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории. Курс ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие их интеллектуальных способностей. Предполагается повысить мотивацию учащихся, а также интерес к различным наукам.
Бесспорным преимуществом индивидуального или группового обучения является возможность регулярных консультаций с преподавателем и индивидуальный подход преподавателя к каждому ученику.
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Обществознание» (профильный уровень) под редакцией Л.Н. Боголюбова (и др.).
Цели и задачи курса.
Воспитательные: воспитать понимание ценности образования, как средства развития культуры личности. Научить, ответственно, оценивать свои учебные достижения, черты своей личности, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции в самооценке. Воспитать умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Курс помогает выработать навыки организации и участия в коллективной деятельности, умению постановки общей цели и определения средств её достижения, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальности партнёров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат. Воспитывает умение отстаивать свои гражданские позиции, формировать свои мировоззренческие взгляды, умение осознанно выбрать путь продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Образовательные: коррекция и углубление имеющихся знаний по предмету, ликвидация пробелов, обучение решению олимпиадных задач, систематизация знаний, выработка целостного взгляда на предмет, усвоение материала повышенного уровня сложности, развитие творческой активности и инициативности, повышение ИКТ компетенции.
Развивающие: создать условия для подготовки учащихся к олимпиадам;
Предоставить учащимся возможность реализации предметных способностей;
Способствовать развитию логического мышления;
Развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания. Выбирать наиболее удобный способ выполнения задания.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Инвариантность содержания
- курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами профильного обучения;
- как правило, при таком обучении от учеников не требуется всё время находиться в школе. Эти занятия не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков.
- при индивидуальном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации, в том числе и дистанционные, при которых учитель и ученик в системе общаются в режиме оn-lain.
Практическая направленность содержания
Курс обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих готовить школьников к тому, чтобы они могли осуществить осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Решение олимпиадных задач одна из наиболее сложных разделов любого предмета, так как на изучение данного вопроса очень мало времени уделяется в процессе обучения. Этот курс поможет в приобретение знаний и умений, необходимых при подготовке к поступлению в институт или колледж, где необходимы знания по данному предмету. Содержание курса обеспечивает развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Систематичность содержания
Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.
Классические предметные олимпиады проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный (районный, городской), региональный (краевой, областной), федеральный окружной, заключительный (всероссийский, международный). Конечным результатом олимпиады является комплекс выполненных заданий обучающимися с заранее известными ответами для жюри.
В программе по подготовке учащихся к олимпиадам работа определиться стратегией обучения решению нестандартных заданий и задач повышенной сложности и соответствует следующим характеристикам:
1. Ускорение. Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или иной мере углублённому учебному содержанию по предмету.
2. Углубление. Соответствующая стратегия подготовки эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний.
3. Обогащение. Данный тип стратегии ориентирован на качественно иное содержание обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами.
4. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета.
Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 34 часа в течение года.
Место курса в системе школьного образования.
Предлагается курс, который изучается в ходе индивидуальных или групповых занятиях, при подготовке к олимпиадам по предмету.
Данный образовательный курс является источником знаний, который углубляет и расширяет базовый компонент.
Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки учащихся к олимпиадам различных уровней и выбору профессиональной деятельности.
Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы:
поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса, направленного на формирование способностей учащихся.
Групповое и индивидуальное обучение обучение делает акцент, прежде всего на методе совместного обучения в группах. Совместные групповые семинары, дискуссии и диалоги обеспечивают поддержу и понимание каждому члену группы.
Метод обучения в дистанционных группах также способствует накоплению знаний, так как учащиеся постоянно обмениваются информацией.
Важнейшим принципом методики изучения курса является постановка вопроса и заданий, позволяющих учителю и учащимся проверить уровень усвоения основных терминов и степень сформированности умений, приобретённых в процессе изучения курса. Это различные виды тестовых заданий и задания творческого характера.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов работы, творческие задания, экономические и юридические задачи.
Предполагаемые результаты изучения курса.
Предполагаемый курс по предмету должен помочь учащимся решить конкретные проблемы из числа тех, с которыми они сталкиваются в учебном процессе, усвоить основные понятия, расширить базовый компонент. Этот курс должен ознакомить учащихся с ролью предмета в жизни общества, в особенностях его содержания. Он научит добывать информацию в интернете и использовать её для решения олимпиадных задач.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется на основе требований к образовательным результатам ФГОС выпускников основной школы по следующим направлениям:
предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения программы умения, специфические для данной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках данной программы, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного (критического, системного, прогностического, проектного) типа мышления, владение специальной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, творческие (предметные) достижения обучающегося, в том числе результаты предпрофессиональных проб;
метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, ИКТ-компетентность, построение индивидуальной образовательной траектории;
личностное развитие обучающегося (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме).
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
-овладеть умением характеризовать отдельные понятия и явления;
-уметь понимать смысл поставленного вопроса;
-развивать познавательные интересы;
-применять полученные знания и умения;
-уметь решать задачи с производственным содержанием;
-уметь пользоваться справочным материалом для нахождения нужных знаний.
-уметь пользоваться интернет источниками
Программа рассчитана на 34 часа: один час в неделю, в форме индивидуально-группового, а также дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на четыре четверти.
Учебно-тематический план
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Анализ результативности участия в олимпиадах различного уровня по предмету. | 1 |
2 | Диагностическое тестирование учащихся по предмету. | 1 |
3 | Ознакомление с Интернет-сайтами, направленными на развитие логического и интеллектуального мышления. Ознакомление с содержанием интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm ,) | 2 |
4 | Участия школьников дистанционных предметных олимпиадах. http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др. | 1 |
5 | Участия школьников дистанционных предметных олимпиадах. | 1 |
6 | Практическая работа. Решение олимпиадных задач открытого типа. Чтение разного рода таблиц, схем, подготовка сложного плана, разные виды обобщений | 3 |
7 | Практическая работа. Решение олимпиадных задач закрытого типа. Организация самоподготовки. Работа с дополнительной литературой. | 3 |
8 | Подготовка к участию в школьном туре всероссийской олимпиады. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет. | 1 |
9 | Анализ участия в школьном туре всероссийской олимпиады. Работа над ошибками. Поиск информации в сети Интернет. | 3 |
10 | Практическая работа. Решение олимпиадных задач теоретической части олимпиады. | 3 |
11 | Подготовка к теоретико-практичекому туру олимпиады, нацеленнмуо на выявление исследовательской компетентности школьника: (разработка реферата, создание проекта, написание эссе, выполнение творческой работы). | 3 |
12 | Углубление и расширение знаний по предмету. Решение олимпиадных задач. | 2 |
13 | Подготовка к участию в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников. | 2 |
14 | Тренинг по закреплению умений применять знания на практике. | 2 |
15 | Анализ участия в муниципальном туре всероссийской олимпиады. | 1 |
16 | По результатам 2 направления: 1.Ознакомление с положением участие в региональном туре всероссийской олимпиады школьников. 2.Ознакомление с положениями участия в дистанционных олимпиадах школьников. | 1 |
17 | Использование различных методов решения при выполнении олимпиадных заданий. Комбинированный метод решения задач. Практикум | 2 |
18 | Участие в дистанционных олимпиадах различных уровней | 2 |
ИТОГО | 34 часа |
Тематический план занятий
по подготовке учащихся к олимпиадам по обществознанию, экономике и праву.
(34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Форма учебного занятия | Форма организации учебной деятельности | Количество часов |
1 | Общая характеристика олимпиадных заданий по обществознанию и праву. | Лекция | Фронтальная работа | 3 |
2 | Задания с выбором ответа | Практическое занятие | Решение олимпиадных заданий по вариантам (индивидуально) | 5 |
3 | Таблицы, диаграммы, схемы | Лабораторное занятие | Работа с раздаточным материалом | 5 |
4 | Открытые задания | Практическое занятие | Индивидуальное тестирование учащихся с кратким и развёрнутым ответом | 2 |
5 | Проблемно- познавательные задания | Практическое занятие | Выполнение индивидуальных заданий, обсуждение процесса и результатов работы | 3 |
6 | Решение экономических и юридических задач | Практическое занятие | Работа в парах | 5 |
7 | Эссе как творческая работа ученика | Практическое занятие | Индивидуальная работа над творческим заданием по выбранной теме, анализ процесса и результатов 4 | 10 |
8 | Чему мы научились? | . Зачет | Индивидуальное тестирование, подведение итогов занятий | 1 |
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ПОЗНАНИЕ.
Тема 1.1. Эволюция человека, человек как субъект деятельности.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Человек и его жизнь с другими. Проблема деятельности. Концепции труда. Концепции творчества. Проблема общения. Концепция игры. Проблема духовного и телесного начал человека. Основные концепции человека (в греческой, римской, средневековой философии, в теориях Возрождения и Нового времени и современности).[1]
Тема 1.2. Личность, ее социализация и воспитание.
Концепции личности. Личность, ее социализация и воспитание. Самореализация и самопознание человека как проблема обществознания. Бытие человека. Цель и смысл жизни человека. Внутренний мир человека. Понимание человека в разные исторические эпохи. Сознательное и бессознательное. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.
Тема 1.3. Многообразие видов знания. Мировоззрение.
Виды знания. Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений и исторические формы мировоззрения. Философия как мировоззренческая дисциплина. Миф, философия, религия, искусство, наука. Науки, изучающие общество. Естественнонаучное и гуманитарное знание. Дисциплины, изучающие человека и общество: своеобразие их предметов и методов, основные этапы их развития. Роль мифа в формировании мировоззрения человека.
Тема 1.4. Познание мира.
Средства и цели познания. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная. Интуиция. Истина и заблуждение. Чувственное и рациональное познание. Формы чувственного познания. Формы рационального познания. Многообразие путей познания. Логическое мышление (основы классической логики высказываний и силлогистики). Научное познание. Наука как феномен культуры. Дифференциация наук. Научная картина мира. Знание и вера. Наука как социальный институт. Наука и образование. Возрастание роли науки в условиях НТР.
Раздел 2. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА.
Тема 2.1. Общество и природа.
Понятие общества. Общество как сложная динамическая система. Подсистемы общества. Природа и общество. Эволюционно-биологический путь общества. Социогенез – процесс становления общества. Матриархат, патриархат, эндогамия, экзогамия. Разделение труда, дифференциация совместной деятельности, институционализация. Понятия «культура» и «цивилизация». Материальная и духовная культура. Цивилизация и цивилизованность. Современная цивилизация. Глобальные проблемы современного мира и попытки их решения.
Тема 2.2. Проблема общественного прогресса.
Причины и движущие силы общественного развития. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Концепции циклического развития общества в обществознании. Регрессивное развитие общества. Проблема смысла истории в обществознании. Цивилизационная и формационная теории развития общества. Революция и реформы. Прогресс как тенденция общественного развития в истории человеческой мысли. Критерии прогресса.
Тема 2.3. Общество и культура.
Духовная сфера жизни общества. Духовная сфера и культура общества. Многообразие определений культуры. Формы и разновидности культуры. Развитие культуры. Социальные функции культуры. Духовная деятельность и духовные ценности. Религия как феномен культуры. Функции религии. Политеизм и монотеизм. Национальные и мировые религии. Искусство. Формы искусства. Эстетическое отношение и отношение красоты. Гармония. Индивидуальное в искусстве. Искусство и действительность.
Тема 2.4. Проблемы морали.
Понятие морали как совокупности норм, принципов, оценок, регулирующих общение и поведение людей в обществе. Сущность нравственности (морали) в истории обществоведческой мысли. Исторические типы морального регулирования. «Золотое правило» морали. Совесть и моральная регуляция. Проблема соотношения нравственности (морали) и религии в культуре. Моральный идеал и моральная оценка в обществознании. Взаимоотношение морали и искусства, морали и политики.
Раздел 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Тема 3.1. Основные этапы становления социологической мысли.
Основные этапы развития социологии. Формирование основных принципов научной социологии в трудах Конта, понятие позитивного метода. Отличие социологии от социально-философских учений. Вклад теории Маркса об определяющей роли экономических отношений в функционировании и изменении общества в развитие социологии. Понятие общественно-исторической формации. Концепция классов, классовой борьбы и социальной революции в работах К. Маркса. Значение концепции М. Вебера для развития социологии. Концепция Вебера о роли протестантской этики в возникновении западного капитализма. Понятие социального действия, его признаки и основные типы.
Тема 3.2. Социальные группы: типология и основы функционирования.
Группа как субъект социальных отношений. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типология социальных групп. Малые средние и большие группы, первичные – вторичные, группы референтные и целевые. Основные критерии их выделения. Понятие социальной роли, ролевая структура группы. Типовые роли в группе, понятие лидерства. Ролевые и межролевые напряжения, причины возникновения и способы разрешений. Социальные нормы и ценности, их классификации. Понятие аномии.
Тема 3.3. Социальный контроль и отклоняющееся поведение.
Понятие социального контроля, его задачи и основные механизмы. Внешний и внутренний, формальный и неформальный социальный контроль. Особенности социального контроля в различных типах обществ (традиционное и индустриальное), в различных возрастных категориях. Типология отклоняющегося поведения, его относительность. Основные подходы к объяснению природы отклоняющегося поведения. Роль отклоняющегося поведения в развитии общества.
Тема 3.4. Строение общества.
Различные подходы к определению общества и его строения. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни.
Тема 3.5. Социальная структура, стратификация, мобильность.
Социальный статус человека. Соотношение статуса и роли, понятие ролевого набора. Классификации социальных статусов. Понятие социальной структуры. Основные подходы к объяснению природы социального неравенства (К. Маркс, П. Сорокин). Социальные слои, классы, страты, основные критерии деления (М. Вебер). Понятие социальная мобильность и ее основные виды: горизонтальная и вертикальная, групповая и индивидуальная, внутрипоколенная и межпоколенная, структурная. Мобильность и миграция. Социальная структура и мобильность в российском обществе на разных этапах его развития.
Тема 3.6. Основные институты современного общества: семья, религия, наука, образование.
Определение социального института, основные типы социальных институтов. Многообразие функции социальных институтов в обществе, функции явные и латентные. Базовые элементы социального института. Возникновение институтов, процесс институционализации. Основные институты современного общества и их взаимодействие. Общие принципы строения и функционирования социальных институтов (политических, экономических, образовательных, церковных, семейно-родственных и пр.).Семья как социальный институт и малая группа. Социальные функции семьи. Основные исторические типы семьи, семья в современном обществе, тенденции развития. Основные идеи социологии религии (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М.Вебер): социальные функции религиозных институтов, типы религиозных организаций. Наука как вид духовного производства и социальный институт. Социальная организация науки, социальные факторы ее функционирования и развития. Современные представления о роли сообществ ученых в развитии науки. Теория научных парадигм. Образование как институт. Историческая эволюция форм образования, массовое и элитарное образование, социальные причины возникновения системы массового образования. Цели и функции образования в современном мире (в т.ч. самообразование, неформальное образование).
Раздел 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.
Тема 4.1. Экономика и экономическая наука.
Свободные и экономические блага. Факторы производства. Доходы собственников факторов производства. Ограниченность (редкость) факторов производства и безграничность потребностей: проблема выбора. Факторы производства и факторные доходы.
Тема 4.2. Функционирование рынка.
Рынок и рыночный механизм. Спрос, величина спроса, закон спроса, детерминанты спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение, величина предложения, закон предложения, детерминанты предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Рыночное равновесие. Изменение параметров рыночного равновесия. Взаимозависимые рынки. Воздействие на рынки фиксированных, максимальных и минимальных цен. Воздействие на рынки налогов.
Тема 4.3. Фирма в экономике.
Организационно-правовые формы предприятий. Индивидуальное предпринимательство. Товарищество. Акционерное общество. Ограниченная и неограниченная ответственность. Преимущества и недостатки различных форм предприятий. Основные источники финансирования бизнеса. Рынок ценных бумаг и его роль в финансировании бизнеса. Экономические условия деятельности фирмы. Постоянные и переменные затраты. Разнообразие отраслевых рынков.
Тема 4.4. Экономический рост. Экономический цикл. Безработица и инфляция.
Основные макроэкономические показатели. Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Реальный и номинальный ВВП. Понятие экономического цикла. Фазы цикла. Поведение основных макроэкономических показателей на разных фазах цикла. Понятие экономического роста. Измерение темпа экономического роста. Факторы экономического роста. Преимущества и недостатки экономического роста. Экономический рост. Виды безработицы. Последствия безработицы. Закон Оукена. Причины возникновения инфляции и ее последствия.
Тема 4.5. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и бюджетный излишек. Способы финансирования бюджетного дефицита (эмиссионное и долговое) и их последствия. Государственный долг. Экономические последствия долга. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика.
Тема 4.6. Банковская система. Монетарная (денежно-кредитная) политика.
Структура банковской системы. Центральный банк и его функции. Монетарная (денежно-кредитная) политика, ее цели и инструменты. Изменение нормы обязательных резервов. Изменение учетной ставки процента. Операции на открытом рынке и их виды. Передаточный механизм монетарной политики. Коммерческие банки: основные функции, операции и роль в экономике.
Тема 4. 7. Мировая экономика.
Что такое мировая экономика. Становление и развитие мировой экономики. Международные экономические отношения. Международная торговля. Внешнеторговая политика. Обменный курс валют. Плавающий и фиксированный обменный курс.
Раздел 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.
Тема 5.1. Политика как сфера человеческой деятельности. Власть, легитимность, легальность.
Мир политики и его границы. Политика и насилие. Политика и согласие. Политика как аппарат легитимного господства и специфическая профессиональная деятельность (Макс Вебер). Основные субъекты политики. Проблема гражданской компетентности. Содержание власти. Политические и неполитические выражения власти. Различные понимания власти. Традиционные (насилие, наследство, богатство) и современные (знание) источники власти. Концепция власти Макса Вебера. Власть и легальность. Традиционная, харизматическая и рационально-легальная легитимность. Аспекты власти. Директивный аспект власти: власть как господство, обеспечивающее выполнения указания. Функциональный аспект власти: власть как способность и умение реализовать функцию общественного управления. Коммуникативный аспект власти: отправление власти путем общения. Ограничения политической власти посредством разделения властей, создания правового государства и конституционных гарантий гражданских прав и свобод. Распределение власти между сторонами властных отношений. Пространственное (территориальное) распределение власти.
Тема 5.2. Признаки, функции, формы государства.
Основные причины возникновения государства. Теории происхождения государства. Государство как центральный институт политической системы. Понятие, сущность, основные признаки и функции государства. Институт бюрократии. Типы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Типы правления: республики и монархии.
Тема 5.3. Правовое государство и гражданское общество.
Гражданское общество, его сущность и структура. Основные интерпретации гражданского общества. Правовое государство. Понятие и типология прав человека: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Свобода совести. Конституция РФ. Права и свободы человека по Конституции РФ. Группы в политике.
Тема 5.4. Политическая система и политический режим. Характеристики демократии, авторитаризма и тоталитаризма.
Системный подход в изучении политики. Понятие политической системы. Функции политической системы. Понятие политического режима. Типологии политических режимов. Механизмы функционирования политических режимов. Недемократические политические режимы. Истоки тоталитаризма. Отличительные признаки тоталитарных режимов. Специфика реально существовавших тоталитарных режимов: теория и практика. Авторитарные режимы. Современные разновидности авторитарных режимов. Демократия как политический режим и состояние общества. Исторические формы демократии. Теории демократии. Проблема «тирании большинства» и способы ее предотвращения.
Тема 5.5. Политические идеологии: либерализм, консерватизм, социализм.
Политическая идеология: сущность, функции и уровни. Подходы к пониманию идеологии. Основные политические идеологии: либерализм, консерватизм, социализм. Современные версии классических идеологий.
Тема 5.6. Мировая политика.
Международное и мировое измерение современной политики. Глобализация: политические, социальные, экономические и другие проявления. Противоречия глобализации. Государственные и негосударственные субъекты мировой политики. Интеграционные процессы в современном мире. Глобальные проблемы современности.
Раздел 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Тема 6.1. Основы теории права.
Понятие и признаки права. Право и иные социальные нормы. Формы (источники) права. Правовой обычай. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Юридический прецедент. Закон: понятие, виды порядок принятия в Российской Федерации. Подзаконные нормативные правовые акты. Система права. Основные отрасли российского права: конституционное, гражданское, административное, уголовное право. Понятие правоотношения. Правомерное поведение. Правонарушение: понятие, виды. Понятие преступления. Юридическая ответственность. Понятие и виды. Правовой статус несовершеннолетних в гражданских правоотношениях. Правовой статус несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Тема 6.2. Конституционное право.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционные характеристики российского государства. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в России. Президент РФ: полномочия, порядок избрания. Федеральное Собрание РФ: структура, полномочия палат. Правовой статус Правительства РФ. Правовой статус судей. Судебная система Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.[2]
Ожидаемые результаты обучения: В результате обучения учащийся должен:
понимать место человека в общественной структуре: его потребности, обязанности, права и свободы; изменение в социальном статусе человека, воздействие процессов модернизации общества на различные слои общества;
уметь отстаивать собственные суждения в ходе ситуативного диалога об исторически сложившихся нормах социального поведения различных групп населения;
проводить анализ исторической информации и отличать «факт» от «оценки»;
использовать приобретенные знания и умения исследовательской работы, работы с ресурсами Сети в практической деятельности и повседневной жизни.
Контролируемость промежуточных и итоговых результатов реализации программы осуществляется через следующие виды контроля:
Входной контроль – для определения уровня подготовки обучаемых и дифференциации заданий для самостоятельной работы.
Рубежный контроль (после каждой темы) – для выявления уровня усвоения программы и познавательной мотивации.
Итоговый контроль проводится через оценку самостоятельной деятельности. Форма итоговой отчетности: презентация творческой работы на школьной конференции, выполнение контрольных заданий и/ или участие в конкурсах и олимпиадах.
Методы контроля:
- решение задач,
- составление задач,
- тесты,
-составление опорных конспектов, написание эссе;
-представление слайд-презентации ответа, сообщений.
самопроверка:
-усвоение идей, понятий курса (ведение «Листа самопроверки» по позициям «знаю», «имею представление», «не знаю»),
- активность: уровень выполнения самостоятельных заданий, участие в ситуативном диалоге (умение задавать вопросы) и др.
Приложение 1
Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Особенности подготовки школьников к олимпиадам
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
Выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
- наблюдения в ходе уроков;
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
Создание творческих групп, команд школьников, готовящихся к олимпиадам, которые позволяют:
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
- уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
Планирование работы.
- при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности;
- оптимально выстроить индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
- предусмотреть возможность отдыха, релаксации;
- основная форма работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
Расширение кругозора учащихся:
- чтение книг, журналов
- работа в Интернете
- дистанционная подготовка
- участие в интенсивных школах и т.д.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
- имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
- испытывают радость от умственного труда
- для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нестандартность мышления
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
- Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Приложение 2
Методические рекомендации
для проведения отдельных занятий
Начать работу целесообразно с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре учитель организует анкетирование учащихся. Цель анкетирования заключается в выявлении школьников, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде.
Вопросы могут быть иметь следующие формулировки: Интересно ли вам участвовать в интеллектуальном соревновании? Любите ли вы решать задания повышенной сложности? Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по _________? Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах?
После анализа ответов анкеты выявляются ученики, из которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету.
На школьном этапе олимпиады рекомендуется делать акцент на тестовые задания закрытого типа.
Для решения тестовых заданий необходимо первоначально выработать умения по работе с содержанием «за пределами» школьной образовательной программы.
1) Формирование умений учащихся работать по ознакомительному изучению содержания различных информационных ресурсов. Приводим примерный перечень заданий для развития данной группы умений:
А) Подберите несколько литературных и электронных источников информации, которые будут вам необходимы при подготовке реферата (доклада, сообщения, выступления и.т.д.) по определенной теме.
Эффективность и привлекательность олимпиады по предмету возрастает, когда при подготовке учащихся используются средства мультимедийных технологий.
Б) Оцените по 10-балльной шкале степень целесообразности использования указанных источников информации при подготовке по теме: учебник, энциклопедия, словарь, журнал, газета, Интернет-сайт готовых рефератов, видеофильм, телепередача, реклама на телеканале, Интернет-журнал, компьютерная энциклопедия, радиопередача.
В) Составьте план реферата по данной теме.
Г) Из доступных вам источников подберите информацию по данной теме в соответствии с планом реферата.
2) Развитие умений учащихся по обработке и интерпретации информации.
А) Работа с терминами, которая предполагает задания по нахождению и выписыванию терминов и определений понятий, выявление этимологии термина, составление словарика терминов, тренировочные умения на соотнесение термина с понятием, использование терминов в различных нестандартных ситуациях и др. Следует помнить, что такие задания могут успешно выполняться не только с помощью литературных источников информации (учебников, словарей, определителей, энциклопедий, научно-популярной литературы и др.), электронными учебников, виртуальных энциклопедий, но и в поисковых системах Интернет-ресурсов.
Б) Работа по составлению письменных ответов на вопросы или задания. На первый взгляд такой тип заданий широко используется в практике работы учителей. Однако он важен для закрепления изученного материала в памяти, помогает вырабатывать навыки и умения краткого или развернутого ответа в письменной форме.
В) Заполнение простых и комбинированных таблиц. Этот тип заданий способствует развитию умений отбора необходимой информации и обобщенного, системного, краткого изложения.
Г) Работа с иллюстрациями (рисунками, фотографиями, «опорными конспектами», схемами, диаграммами, картами и т.п.). Данный тип заданий предполагает самостоятельный подбор и систематизацию информации по заданным признакам, способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания, формирует умение выделять главные мысли, способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Д) Сравнительно-аналитическая работа с информацией включает задания с использованием иллюстраций или таблиц разных источников. В значительной мере помогают осмыслить и повторить изучаемый материал, творчески использовать полученные знания в новой ситуации.
Вопросы открытого и закрытого типа
Олимпиадные вопросы представляют собой различные варианты тестовых вопросов закрытого и открытого вида, где участнику олимпиады требуется выбрать правильный ответ из предложенных (закрытые вопросы) либо сформулировать его самостоятельно (открытые вопросы).
Применительно ко всем вопросам необходимо вчитаться в вопрос и правильно его понять. Огромное количество ошибок совершается из-за неверной трактовки абитуриентами смысла вопросов.
Открытые вопросы могут носить фактографический характер В этом случае от школьника ожидается точный ответ, который необходимо знать либо логически вывести из имеющихся знаний. Если участник олимпиады не знает ответа на вопрос, все же следует попробовать ответить, воспользовавшись имеющимися знаниями и попытавшись вывести ответ из них, задействовав такие операции, как метод исключения (отбросить ответы, о которых известно, что они неправильные) и аналогию (поискать похожие вопросы, ответы на которые известны). В значительном числе случаев такой подход к проблеме позволяет выводить правильные ответы.
Вторая большая группа открытых вопросов – вопросы, предполагающие вариативность ответа, например: «дайте определение понятию», «впишите подходящий термин и обоснуйте свой выбор», «проанализируйте предложенную ситуацию в контексте российского законодательства и оцените, может ли (должен ли)…» и т.п. Все вопросы такого рода предполагают точность и лаконичность ответа, поэтому следует избегать вводных конструкций и абстрактных рассуждений, а сразу переходить к делу. Определение должно быть формально и содержательно правильным, не содержать комментариев и рассуждений по поводу (данный вопрос не предполагает выражение собственного мнения). Обоснование выбора термина может представлять собой ссылку на источник, краткое содержательное объяснение того, почему другие термины со сходным значением не годятся. Анализ правоприменительной ситуации должен содержать формализацию ситуации (предмет, стороны, нормы и т.д.), ссылки на нормативные акты и мотивированное решение. Очень важно воздержаться от пространных рассуждений, выражений личного мнения (особенно оценок и эмоций), не имеющих прямого отношения к поставленному вопросу. Точность, краткость, релевантность – основные критерии качества текста письменных ответов на открытые вопросы.
Все закрытые вопросы представляют собой различные виды задач на соотнесение (выбрать один ответ из списка; сопоставить поэлементно список вопросов и ответов; выбрать более одного ответа; сопоставить элементы двух и более неравновеликих списков и др.). Как бы ни был сформулирован закрытый вопрос, в основе ответа будет лежать процедура сопоставления двух и более множеств данных разного типа (дат, имен, названий, мест, концептов, понятий, цитат и т.д.).
Такая конструкция закрытых вопросов позволяет оптимизировать алгоритм подготовки, использовав схему запоминания, соответствующую типовой структуре закрытых вопросов.
Работа над заданиями, требующими развёрнутого ответа
При подготовке развернутого письменного ответа на вопрос целесообразно придерживаться следующего алгоритма организации работы.
- Внимательно прочитать и проанализировать формулировку темы. Чрезвычайно важно правильно выделить смысловое ядро задания (которое может быть подано в метафорической форме – например, в виде цитаты из первоисточника). Неверно расшифрованная тема приведет к неудовлетворительной оценке за данный вопрос с формулировкой «ответ не соответствует теме».
- Проанализировав и формализовав содержание темы необходимо отнести ее к предметной области одного или нескольких (желательно) разделов предмета. Это позволит выбрать материал для раскрытия темы и сформировать сюжет.
- Поскольку участник олимпиады должен продемонстрировать знания, определившись с темой и предметной областью необходимо проанализировать собственные возможности в части насыщения текста содержательной информацией – понятиями, концептами, ссылками на авторов и работы. Ни в коем случае не следует рассматривать задания с развернутыми ответами на вопрос в качестве призыва к свободному рассуждению, перед школьником стоит совершенно другая задача: используя тему, продемонстрировать свой уровень владения предметом, включая фактографию, владение терминологией, знание основных персоналий, понимание основных проблем и т.д. Поскольку участник очного тура вынужден действовать в стрессовых условиях и жесткого временного лимита, необходимо, поняв тему, быстро оценить наиболее выигрышный способ подачи из тех, к которым абитуриент готов. При этом критерием «выигрышности» будет именно подробность и глубина владения соответствующим разделом обществознания.
- Так как одним из критериев оценки решения олимпиадных задач является демонстрация творческого подхода и самостоятельности мышления, решив задачу использования темы для демонстрации знаний, школьнику необходимо подумать над собственной точкой зрения на содержащуюся в теме проблему. При этом собственная точка зрения приобретает ценность только тогда, когда она содержательно обоснована и является дополнением к максимально более полному и содержательному изложению проблемы в традиционном ключе. В том случае, если абитуриент сводит свой ответ к выражению личной позиции, нерешенными остаются основные задачи, и ответ на вопрос не может быть оценен выше, чем «удовлетворительно».
Используемая и рекомендуемая для подготовки к олимпиадам по обществознанию, экономике и праву литература.
Обществознание:
Человек и общество: учеб. пособие для 10-11 кл. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М., 1999.
Введение в обществознание: Учеб. пособие для 8-9 кл. / Под ред. Л.Н.Боголюбова. М., 1999.
Никитин А.Ф. Основы государства и права: Для 10-11 кл. М., 1999.
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое пособие/под ред. С.И. Козленко - М.:АПКиППРО, 2006.
Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып.1 или 2 -М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная литература.
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: конспекты ответов. - Серия "Домашний репетитор". М.,1999.
Школьные экзамены. 1450 экзаменационных билетов и готовых ответов. 11 класс. М., 1999.
Никитин А.Ф. Право и политика: Учеб. пособие для 9 кл. М., 1999.
Курбатов В.Н. Обществознание: Учебник для 10-11 кл. Ростов н/Д, 2001.
Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб, 1999.
Человек и общество: Дополнительные материалы к учебнику. 10-11 кл. М., 2000.
Методические рекомендации по курсу "Человек и общество" / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой. М., 2000. В 2 частях.
Обществознание: Варианты ответов централизованного тестирования. М., 2001.
Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание. М., 2000.
Обществознание: Учеб. пособие / Под ред. В.М.Юрченко. Краснодар, 2001.
Готовимся к экзамену по обществознанию: Учеб. пособие / Под ред. В.М.Юрченко. Краснодар, 2001.
Готовимся к тестированию. Обществознание: Учеб.-метод. Пособие / Гл. ред. В.М.Юрченко. Краснодар, 2000.
Обществознание: Учеб пособие для абитуриентов /Отв. ред. В.И.Черный. Краснодар, 1998.
Липсиц И.В. Экономика: Учеб. для 10-11 кл. М., 2000. В 2 т.
Автономов В.С. Введение в экономику: Учеб. пособие для 9-10 кл. М., 2000.
Кравченко А.И. Введение в социологию: Учеб. пособие для 10-11 кл. М., 1999.
Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций: Учебник для 10-11 кл. М., 2000.
Человек и общество. Современный мир / Под ред. В.И. Купцова. М., 1994.
Малышевский А.Ф. Введение в философию. М., 1998.
Кулаков А.Е. Религии мира: Учеб. пособие для 10-11 кл. М., 1996.
Обществознание: Пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. М.Н.Марченко. М., 2000.
Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1998
Экономика:
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Боголюбова Л.Н., Лабезниковой А.Ю. - М.: Просвещение, 1999.
Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / ГУ-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова.- В 2-х книгах. - М.: Вита-Пресс, 1999.
Любимов Л.Л., Ранеева Н.А. Основы экономических знаний. - М.: Вита-Пресс, 1997.
Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / ГУ-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - М.: Вита-Пресс, 1999.
Равичев С.А. и др. Сборник тестовых заданий по экономике (8-11 классы). Серия учебно-методических материалов программы "Современная экономика". М., Наталис, 1998.
Равичев С.А. и др. Сборник задач по экономике с решениями. Серия учебно-методических материалов программы "Современная экономика". М., Наталис, 1998.
Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика для школьников. М., "Эконов", 1995.
Липсиц И.В.. Экономика (Экономика без тайн), 2-е издание, переработанное и дополненное. М., "Вита-Пресс", 1997.
Симонов А.С.. Экономика на уроках математики. Библиотека журнала "Математика в школе". М., "Школа-Пресс", 1999.
Вигдорчик Е.А., Нежданова Т.М. Элементарная математика в экономике и бизнесе. Серия "Экономика для школ России". - М.: Вита-Пресс, 1995.
Материалы IV Всероссийской олимпиады по экономике для школьников. Школьный экономический журнал, № 3, 1999.
Материалы V Всероссийской олимпиады по экономике для школьников. Школьный экономический журнал, № 3,4, 2000.
Материалы VI Всероссийской олимпиады по экономике для школьников 2001 года. Школьный экономический журнал, №1, 2002.
Материалы VII Всероссийской олимпиады по экономике для школьников 2002 года. Школьный экономический журнал, № 2, 2002.
Мицкевич А.А.. Сборник заданий по экономике. М.: Вита-Пресс, 1997.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Методическое пособие. Книга 1. М.: Вита-Пресс, 1997.
Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. Методическое пособие. Книга 2. М.: Вита-Пресс, 1999.
Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. Задачи, тесты, ситуации. Учеб. пособие / Е.Ф.Борисов. - М., Высш. шк., 2001.
ЭОР:
http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ http://www.gov.ru/ - Сервер органов государственной власти РФ http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое. http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников. http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России. http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы http://www.garant.ru/ - Гарант (законодательство с комментариями) http://edu.tomsk.ru/prof_ob/2.doc - учебные программы курсов по выбору по истории, обществознанию, экономике http://humanities.edu.ru/db/msg/46659 - Тургель И.Д. Курс лекция «Региональная экономика и управление» http://www.akdi.ru – сайт газеты «Экономика и жизнь» http://people.nnov.ru/iq/soc.htm - курс лекций по социологии http://www.isn.ru/sociology.shtml - российская сеть информационного общества http://socio.rin.ru/ - на сайте представлен материал по истории социологии, социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература http://socio.lex.narod.ru/- лекции по социологии12 http://soc.lib.ru/ - электронная библиотека «Социология, психология, управление» http://humanities.edu.ru/db/msg/59330 - Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юрист, 2002 http://polit.mezhdunarodnik.ru/ - сайт «Политология в России» http://www.omgpu.ru/libdocs/polit/ - электронная версия книги «Политология». Курс лекций. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995 http://www.zipsites.ru/books/polit_pruktikum/ - Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 1999. Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, структурно- логические схемы и таблицы, обучающие игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, также политологический словарь-справочник http://www.religio.ru/u4.html - информационный портал «Мир религий» представляет новости мировых религий, библиотеку религиозной литературы http://his.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150060 – раздел «Обществознание» «Я иду на урок истории» создан на основе материалов газеты «Первое сентября» http://humanities.edu.ru/db/msg/67083 - программа курса под оед. В.В. Ванчугова «История мировых цивилизаций» http://humanities.edu.ru/db/msg/1398 - электронный курс лекций Е.А. Бородиной «Культурология» http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы http://www.antropolog.ru/ - электронный альманах о человеке http://filosofia.ru/ - электронная библиотека философии и религии: книги, статьи, рефераты и др. http://humanities.edu.ru/db/msg/59021 - электронная версия книги Ненашева М.И., Владыкиной Е.Ф., Поспеловой Н.И., Сизова В.С. Лекции по русской философии XIX-XX вв. – Киров: ВГГУ, 2002 http://filosof.historic.ru/ - электронная библиотека по философии http://foxford.ru/?utm_source=yd-search&utm_medium=cpc&utm_campaign=warm-olimpiada-region&utm_content=527536479&utm_term=var_morda&ref=yd-search http://www.olympecon.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Проектная деятельность обучающихся 7 класса" Кадымиковой С.Н. учителя математики, физики
Рабочая программа "Проектная деятельность обучающихся 7 класса", расчитана на 1 час...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Подготовка к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7 классов
Данный материал предоставлен для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка внеурочной деятельности « Подготовка к ОГЭ по обществознанию»
Программа кружка позволит учащимся более эффективнее готовиться к экзамену....
Достижения моих учеников.Информация об участии обучающихся в заочных предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня.2015-2019
Информация об участии обучающихсяв заочных предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня.2015-2019...
Программа курсов внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся к олимпиадам и конкурсам по биологии и экологии»
Центральным направлением в моей педагогической деятельности является создание условий для одаренных детей, организация индивидуального подхода с целью повышения результативности и мотивации школьников...
Психологическое сопровождение обучающихся при подготовке к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям
В данном материале представлены награды детей, участвующих в конкурсах различных уровней, при сопровожении педагога-психолога. Сопровождение осуществляется при сотрудничестве с лидерами Школьного учен...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Подготовка к олимпиаде по английскому языку"
Данная программа предназначается для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению английского языка и показывающих высокие результаты в олимпиадах по английскому языку...