Технологическая карта урока литературы по теме "Стихотворные размеры"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Кобелева Таисия Вячеславовна

Тема урока: Стихотворные размеры

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Технология(-и) урока: дифференцированное обучение

Формы организации деятельности: групповое обучение.

Опорные понятия: стих, строфа, стихотворение, ударение

Новые понятия: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий

Межпредметные связи: русский язык

Образовательные ресурсы: gramota.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_lit.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Тема урока: Стихотворные размеры

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Технология(-и) урока: дифференцированное обучение

Формы организации деятельности: групповое обучение.

Опорные понятия: стих, строфа, стихотворение, ударение

Новые понятия: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий

Межпредметные связи: русский язык

Образовательные ресурсы: gramota.ru

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования

Регулятивные:

Познавательные: 

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Как называется род литературы, которых вы изучаете на уроках стиховедения?

Чем он отличается от эпоса?

Давайте вспомним, что такое стих?

Строфа?

Стихотворение?

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки.

Лирика

Лирика выражает чувства и настроения,  не изображает события внешнего мира, как эпос.

Стих – одна строчка стихотворения, Строфа – несколько стихов, объединённых ритмически, метрически и по содержанию.

Стихотворение – творение из стихов, то есть их строчек.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: общеучебные;

логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Чем стихи отличаются от прозы?

С помощью чего создаётся этот порядок?

С помощью чего создаётся ритм?

Что может чередоваться в стихотворении?

Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока.

Особым построением и порядком.

Рифма, ритм.

С помощью чередования, повторения.

Ударенные и безударные слоги.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание 

Коммуникативные: постановка вопросов 

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения.

Открытие нового знания (Изучение нового материала)

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

На доске написан отрывок стихотворения:

Б. Пастернака:
По дому бродит привиденье,
Весь день шаги над головой…

Алгоритм определения размера учащиеся записывают в тетрадь:

  1. Расставить ударения.
  2. Определить безударные гласные.
  3. Записать в виде схемы, где безударный слог обозначается дугой.

Учитель обращает внимание на то, что как  рисунок ударений, так и количество слогов в стопе может меняться. Запись в справочник под диктовку определений понятия ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.). Исследуют ситуацию.

Учащиеся записывают алгоритм, и приступают к работе над отрывком.

После написания схемы выясняют, какие части в ней чередуются, то есть повторяются.

Приходят к понятию стопа.

Стопа – минимальное повторяющееся сочетание сильных и слабых слогов в стихе.

Личностные:

Регулятивные: планирование, прогнозирование 

Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Определить стихотворный размер:

Облаком волнистым

Пыль встаёт вдали…

(А.А. Фет)

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).

Выясняют, что размер – хорей.

Личностные:

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону)

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Этап продуктивного использования полученных знаний

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях

Учитель раздаёт карточки с отрывками стихотворений с разными стихотворными размерами (5 отрывков).

Сильным ученикам даны отрывки со справочным материалом: пиррихий, спондей. Помимо определения размеров они знакомятся новыми понятиями.

Самостоятельная / групповая работа.

Работа в группах по 5 человек: работа по алгоритму, определение размера.

Проверка.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию.

Что знали до урока? Что нового узнали?

Что показалось самым сложным?

Учитель сообщает о том, что есть способ легко запомнить и даёт подсказку: слово ДАМА.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Предположительный ответ: запомнить название термина и его определение, ну путаться в размерах.

Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Домашнее задание

Инструктирует учащихся

Разгадать, почему это слово поможет запомнить стихотворные размеры.

Анализируют и выявляют степень готовности

Дактиль – ударение падает на первый слов, амфибрахий – на второй, анапест – на третий.

Личностные: 

Регулятивные: 

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

Познавательные:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)...

Технологическая карта урока по теме "Форма, размеры и движение Земли" География 5 класс

Разработка плана урока в форме технологической карты позволит более грамотно распределить время урока...