Технологическая карта урока литературы по теме "Стихотворные размеры"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Тема урока: Стихотворные размеры
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.
Технология(-и) урока: дифференцированное обучение
Формы организации деятельности: групповое обучение.
Опорные понятия: стих, строфа, стихотворение, ударение
Новые понятия: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий
Межпредметные связи: русский язык
Образовательные ресурсы: gramota.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_lit.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Тема урока: Стихотворные размеры
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.
Технология(-и) урока: дифференцированное обучение
Формы организации деятельности: групповое обучение.
Опорные понятия: стих, строфа, стихотворение, ударение
Новые понятия: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий
Межпредметные связи: русский язык
Образовательные ресурсы: gramota.ru
Этап урока | Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы) | Деятельность учащихся (формы организации деятельности) | Формируемые УУД |
Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. | Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. | Личностные: действие смыслообразования Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: готовность к сотрудничеству |
Актуализация знаний и фиксация затруднений | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Как называется род литературы, которых вы изучаете на уроках стиховедения? Чем он отличается от эпоса? Давайте вспомним, что такое стих? Строфа? Стихотворение? | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки. Лирика Лирика выражает чувства и настроения, не изображает события внешнего мира, как эпос. Стих – одна строчка стихотворения, Строфа – несколько стихов, объединённых ритмически, метрически и по содержанию. Стихотворение – творение из стихов, то есть их строчек. | Личностные: самоопределение Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: общеучебные; логические: анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности. | Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Чем стихи отличаются от прозы? С помощью чего создаётся этот порядок? С помощью чего создаётся ритм? Что может чередоваться в стихотворении? | Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока. Особым построением и порядком. Рифма, ритм. С помощью чередования, повторения. Ударенные и безударные слоги. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания (Изучение нового материала) | Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения. На доске написан отрывок стихотворения: Б. Пастернака: Алгоритм определения размера учащиеся записывают в тетрадь:
Учитель обращает внимание на то, что как рисунок ударений, так и количество слогов в стопе может меняться. Запись в справочник под диктовку определений понятия ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.). Исследуют ситуацию. Учащиеся записывают алгоритм, и приступают к работе над отрывком. После написания схемы выясняют, какие части в ней чередуются, то есть повторяются. Приходят к понятию стопа. Стопа – минимальное повторяющееся сочетание сильных и слабых слогов в стихе. | Личностные: Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Определить стихотворный размер: Облаком волнистым Пыль встаёт вдали… (А.А. Фет) | Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.). Выясняют, что размер – хорей. | Личностные: Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону) | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Этап продуктивного использования полученных знаний | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях Учитель раздаёт карточки с отрывками стихотворений с разными стихотворными размерами (5 отрывков). Сильным ученикам даны отрывки со справочным материалом: пиррихий, спондей. Помимо определения размеров они знакомятся новыми понятиями. | Самостоятельная / групповая работа. Работа в группах по 5 человек: работа по алгоритму, определение размера. Проверка. | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция Личностные: самоопределение Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. Что знали до урока? Что нового узнали? Что показалось самым сложным? Учитель сообщает о том, что есть способ легко запомнить и даёт подсказку: слово ДАМА. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Предположительный ответ: запомнить название термина и его определение, ну путаться в размерах. | Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Домашнее задание | Инструктирует учащихся Разгадать, почему это слово поможет запомнить стихотворные размеры. | Анализируют и выявляют степень готовности Дактиль – ударение падает на первый слов, амфибрахий – на второй, анапест – на третий. | Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности Познавательные: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...
Технологическая карта урока по теме "Измерение размеров малых тел"
Урок физики 7 класс...
Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)
Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)...
Технологическая карта урока по теме "Форма, размеры и движение Земли" География 5 класс
Разработка плана урока в форме технологической карты позволит более грамотно распределить время урока...