ФГОС.Практическая работа. Предметные планируемые результаты по литературе. 5 класс.
проект по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Практическая работа.
Макарова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Михайловская СОШ Муслюмовского муниципального района
1.2.3. Личностные результаты освоения ООП
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются
следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. 1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» являются:
- Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью,прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки иопределять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватнопонимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2)в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3)в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4)в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
междисциплинарные учебные программы:
- Формирование универсальных учебных действий;
- Формирование ИКТ-компетентности обучающихся;
- Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- Стратегия смыслового чтения и работа с текстом
Предметные планируемые результаты (литература), 5 класс. Содержание учебного предмета. Предметные результаты
Разделы | Содержание | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Введение | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. | сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию; • работать с книгой как источником информации; .создавать изображения в различных видах искусства на основе русских образов; раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; | •владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения; •различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах литературы и других видах искусства;
|
Устное народное творчество | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Русские народные сказки Сказки как вид народной прозы. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.) «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» . | • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения; сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику сказок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок. • выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; | • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать сказки для самостоятельного чтения; • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, • сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии. |
Из древнерусской литературы | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять с помощью учителя для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, • создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос; • сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию; • работать с книгой как источником информации. | • понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию; • работать с книгой как источником информации. • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения; |
Из литературы XVIII века | Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. | • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов или по данному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, |
• создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос; • создавать собственную иллюстрацию изученного текста; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя; • представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект). |
Из литературы XIX века | Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.) Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» , «Волк на псарне». Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен Василий Андреевич Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри.. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Русская литературная сказка Антоний Погорельский.«Черная курица, или Подземные жители». Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок». Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps». Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Николай Васильевич Гоголь. «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Ночь перед Рождеством». Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). Николай Алексеевич Некрасов. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Стихотворение «Крестьянские дети». Иван Сергеевич Тургенев. «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Поэты XIX века о Родине и родной природе Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». | • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). | • определять для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с книгой и другими источниками информации • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект). . • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
Из литературы XX века | Иван Алексеевич Бунин. «Косцы». Владимир Галактионович Короленко. «В дурном обществе». Сергей Александрович Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» Павел Петрович Бажов. «Медной горы Хозяйка». Константин Георгиевич Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка. Андрей Платонович Платонов. «Никита». Виктор Петрович Астафьев. «Васюткино озеро». «Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Произведения о Родине и родной природе И.Бунин. «Помню долгий зимний вечер...»; Прокофьев.«Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы». Писатели улыбаются Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». | определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, • создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; . • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; | • оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения; • создавать собственную иллюстрацию изученного текста; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с книгой и другими источниками информации • представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект). анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; |
Из зарубежной литературы | Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве. Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и Др.)- Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых ^ приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка; вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; понимать художественный текст и давать его смысловой анализ самостоятельно или по составленному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; • определять для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, • создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с книгой и другими источниками информации. | • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения; • создавать собственную иллюстрацию изученного текста; • представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект). |
Литература для учителя:
- Беляева Н. В. Литература. Проверочные работы. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010г. – 79 с.
- .Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).
- Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 класс. Поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — Волгоград: Учитель, 2010. — 237 с.
- . Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Выпуск 3. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением (комплект: книга + CD). – М.: Планета, 2015. - 176 с.
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
- Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...Дидактические материалы по литературе. 5 класс : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2015. — 239
- ЛяшенкоЕ. Л. Тесты по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 кл.». ФГОС (к новому учебнику). - М.: Издательство «Экзамен», 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии с планируемыми результатами. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника (34 ч.)
Календарно-тематическое планирование с планируемыми результатами по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....
Календарно-тематическое планирование по биологии с планируемыми результатами. 6 класс. К учебнику В.В. Пасечника (34 ч.)
Календарно-тематическое планирование по биологии, 6 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения" (34 ч.)...
Календарно-тематическое планирование по биологии с планируемыми результатами. 7 класс. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные" (34 ч.)
Календарно-тематическое планирование по биологии с планируемыми результатами, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные" (34 ч.)...
Итоговая работа достижения планируемых результатов обучения по алгебре при изучении темы: «Неравенства с одной переменной и их системы»
Итоговая работадостижения планируемых результатов обучения по алгебре при изучении темы:«Неравенства с одной переменной и их системы»...
Лист достижения школьниками планируемых результатов в предметной области «Математика», 6 класс
Лист достижения школьниками планируемых результатов в предметной области «Математика», 6 класс...
Разработка проверочных работ под планируемые предметные и метапредметные результаты
Данная презентация может использоваться для выступления на МО учителей...
Обобщение опыта работы: «Достижение планируемых результатов образования на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Современные программы школьного физического воспитания предлагают для решения обширный круг задач, среди которых можно выделить задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитание осознанной...