Обобщение опыта работы: «Достижение планируемых результатов образования на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка по физкультуре (8 класс)
Современные программы школьного физического воспитания предлагают для решения обширный круг задач, среди которых можно выделить задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитание осознанной потребности к занятиям физической культурой. Воспитание нового поколения требует от общества нетрадиционных форм педагогического воздействия, способных полностью раскрыть все человеческие возможности. Необходимым условием реформирования школьного физического воспитания специалисты и ученые считают деятельностный подход. Результатами обучения должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения обучающихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий. Результатом совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры становится освоение технологий проектирования урока в деятельностной, развивающей модели обучения.Необходимо отметить, что для построения урока физической культуры деятельностная модель является действительно инновационной и требует серьёзного осмысления и процедуры модифицирования со стороны педагогов, в соответствии с типом и направленностью урока, а также, поставленными целями и задачами.Научная новизна методической разработки заключается в разработке технологической карты урока физической культуры в качестве одного из критериев эффективности работы учителя физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 44.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Калабин В.Г.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Чайковский, Пермский край
Методическая разработка
Обобщение опыта работы: «Достижение планируемых результатов образования на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Современные программы школьного физического воспитания предлагают для решения обширный круг задач, среди которых можно выделить задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитание осознанной потребности к занятиям физической культурой. При этом учителю предоставляется большая свобода в выборе средств, методов, и организационных форм проведения процесса физического воспитания учащихся (В.К. Бальсевич [1,2], В.И. Лях с соавт. [8,9,10], А.П. Матвеев [14,15] и др.).
Приоритетным становится воспитание молодого человека как личности, с наиболее полным учетом его природных задатков и индивидуальных потребностей. Такой подход, как правило, реализуется через локализацию учебного воздействия при помощи определенных методов организации занятий, применения нетрадиционных средств, приспособлений и тренажеров (В.И. Лях [12,13], В.И.Михалев [16]).
В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева [3] считают выходом из создавшегося положения разработку "принципиально нового подхода к общей "философии" использования средств физической культуры и спорта в интересах подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения".
Особого внимания заслуживает факт снижения интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности (М.В. Виленский, Е.Н. Литвинов [4]). Вследствие этого ухудшается здоровье детей и подростков, и происходит снижение числа здоровых детей.
По мнению В.Д. Сонькина с соавт. [18], ухудшение физического и психического здоровья детей и учащейся молодежи - это не только результат сложнейших социально-экономических процессов, которые происходят в нашей стране, но и следствие провалов в существующей системе школьного физического воспитания.
Воспитание нового поколения требует от общества нетрадиционных форм педагогического воздействия, способных полностью раскрыть все человеческие возможности. Сложность современной жизни, болезненные процессы реформирования ни в коей мере не должны препятствовать выполнению главного социального заказа общества к сфере физической культуры - формирование потребности занятий физическими упражнениями. П. К. Дуркин [5] считает: "Здоровый образ жизни людей, то есть здоровье нации, зависит, прежде всего, от того, как будет сформирован активный интерес к физической культуре у подрастающего поколения - у школьников".
Обращение к документам, определяющим основные направления физического воспитания в школе, позволяет выделить цель, задачи и требования, которые предъявляются и должны решаться учителем физической культуры.
Закон "О физической культуре и спорте в Российской федерации" рассматривает физическое воспитание в образовательных учреждениях как "важнейшее" направление социальной политики государства [19].
В законе "Об образовании" говорится: "...конечная цель физического воспитания состоит в том, чтобы дети получили физкультурное образование, изучили свою телесность и освоили способы работы с нею" [17].
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по образовательной области "Физическая культура" (1996) - победитель Всероссийского конкурса по разработке государственных образовательных стандартов предлагает к изучению: двигательные действия, как материал, на базе освоения которого разворачивается формирование физической культуры; телесные функции организма, как материал, подвергающийся воздействию и изменяющийся в результате формирования физической культуры; оздоровительные системы, как комплексы воздействия на человеческий организм с целью его оздоровления и (или) физического совершенствования [17].
Необходимым условием реформирования школьного физического воспитания специалисты и ученые считают деятельностный подход (В.И, Лях [10,11], А.П. Матвеев [14], Л.И. Лубышева [6,7].
Основные положения деятельностного подхода сформулировал А.П. Матвеев [14]. Они основываются на ряде принципиальных научно-методических подходов, отражающих суть новых взглядов на личность ребенка, объединенных в так называемый "Приоритет личности школьника".
Вторым положением является системно-комплексный характер программных средств физического развития и воспитания в школе.
Третье - преобразование рутинного труда учителя в подлинно творческую деятельность педагога и наставника, создания творческих школ и педагогических направлений учителей-новаторов.
Четвёртое - необходимость принципиально нового научно-методического обеспечения процесса физкультурного образования школьников. Реализация образовательной программы по физической культуре, включающей в себя: разнообразные знания о духовной и физической природе человека.
Физическая культура личности учащегося - качественное, системное и динамическое образование личности, которое характеризуется определенным уровнем ее физического развития и образованности, осознанием способов достижения этого уровня, и проявляется в разнообразных формах физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом. Именно физическая культура личности учащегося будет соответствовать критериям современной физической культуры, а именно:
1) соответствовать потребностям и условиям современного этапа развития общества, школы и личности;
2) являться единой для всех звеньев и ступеней системы воспитания, обеспечивая их преемственность;
3) в конкретизированном виде может служить критерием эффективности воспитательного процесса;
4) выступать как результат совокупной деятельности школы, родителей, учащихся и той среды, в которой протекает их жизнедеятельность (М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов [4].
Структура физической культуры личности учащегося включает три взаимосвязанных компонента:
1) мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное отношение к физической культуре; сформированную жизненную потребность в ней;
2) систему знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную и практическую активность личности;
3) физическое совершенство личности, определяющее состояние ее здоровья, психофизиологические и физические возможности как фундамент активно преобразующей социально значимой деятельности, умения и навыки, необходимые и достаточные для этого (М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов [4]).
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности обучающихся. Результатами обучения должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения обучающихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий. Обновление содержания образования меняет взгляд на технологии основной формы обучения – урока физической культуры. Это определяет усиление требований к уровню профессиональной компетентности учителя физической культуры. При этом одним из ключевых направлений учебного процесса является освоение педагогами технологий проектирования и реализации урока в соответствии с требованиями ФГОС. В решении этих важных задач ведущая роль принадлежит учителю и зависит от его профессионализма и компетентности.
Проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся, ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической культуры. Результатом совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры становится освоение технологий проектирования урока в деятельностной, развивающей модели обучения. Построение учебного процесса кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников, который отражается в принципах педагогики сотрудничества. К числу таких принципов относятся: демократичность (свобода выбора, равноправие, личностный характер отношений); открытость (отказ от традиционного ролевого взаимодействия, свобода критики); альтернативность (множественность содержаний и способов деятельности); диалогичность (полилогичность); рефлексивность (осознание смыслов, целей, содержания и способов деятельности, а также своей роли и значимости в данном процессе взаимодействия). В такой среде достигается понимание и признание учителем ученика как равноправного, активного субъекта, соучастника важнейшего жизненного события под названием «урок».
Учебный процесс и основная его форма – урок в современной образовательной среде строится как интегрированная система, состоящая из многих компонентов, важнейшим качеством которой является целостность. Исходя из технологических этапов проектирования урока, определены следующие компоненты:
– анализ и планирование новых образовательных результатов (целей) урока (личностных, метапредметных, предметных) и задач;
– подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;
– выбор средств обучения и оценивания, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов.
В настоящее время подход к определению цели (целей) урока физической культуры изменился. Так, цель (цели) урока должна выводиться из заданной в программе по предмету, соответствующей требованиям ФГОС, планируемых результатов, т. е. должна включать формирование тех или иных умений. При этом необходимо: 1. учитывать, формирование каких видов универсальных учебных действий (УУД) предусматривает освоение данной темы урока. В целях урока умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить. Для осуществления процедуры целеполагания урока обучения и тематическим планированием, ознакомиться с материалом учебника и методических пособий.
2. Определить, на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока, и исходя из этого сформулировать предметную и метапредметную цели урока. Личностный результат зачастую не формулируется как цель урока, т. к. не может быть достигнут за столь короткое время, которым располагает отдельный урок. Личностный результат рассматривается и измеряется в более долгосрочных проектах и программах обучения.
3. Определить, какие предметные действия следует включить в содержание урока, для того чтобы способствовать формированию общего умения, сформулированного в «планируемых результатах» и обозначить их в качестве предметных «планируемых достижений» (задач).
4. Выделить из программы универсальные учебные действия (УУД), формируемые на данном этапе обучения и обозначить их в качестве метапредметных «планируемых достижений» (задач).
5. Зафиксировать выделенные цели и планируемые достижения (задачи) в проекте урока.
Вся учебная деятельность на уроке должна быть представлена как система неких учебных задач. Эти учебные задачи даются учителем через создание определённых учебных ситуаций, которые и предполагают осуществление учащимися определённых универсальных учебных действий.
Учебная ситуация рассматривается как организация учебной деятельности, её технология, в которой обучаемые (возможно с помощью учителя) не только обнаруживают предмет своего действия, но и решают конкретные задачи, направленные на выработку ключевых компетенций (сравнение, установление взаимосвязей, определение причин и следствий, решение противоречий и др.) В ходе освоения учителями физической культуры технологий проектирования урока физической культуры в деятельностной модели обучения предлагается опираться на следующую классификацию типов учебных ситуаций для построения учебной деятельности на уроке:
– ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение);
– ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предлагаемым решением, которое следует оценить, а затем предложить своё адекватное решение;
– ситуация-иллюстрация – прообраз жизненной ситуации, которая включается в качестве факта в учебный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами электронных образовательных ресурсов, которая вырабатывает умение находить более простой и целесообразный способ её решения);
– ситуация-тренинг – образец стандартной или другой ситуации (предлагается описать или (и) решить ситуацию).
По содержанию учебная ситуация может быть нейтральной или проблемной. Создание проблемной ситуации предполагает наличие проблемы, когда присутствует противоречие, столкновение нового (неизвестного) и известного (данного), того, что уже умеет учащийся, и что ещё не умеет, того, что научно доказано, но не применяется в практике и т. д. В рамках реализации деятельностного подхода в обучении именно создание учебной проблемной ситуации является «пусковым механизмом» осуществляемой учащимися на уроке деятельности. Учебная проблема способствует мотивированию учащихся к предстоящему процессу обучения, превращает его в процесс учения, раскрывает для детей смысловую значимость происходящего на уроке события, даёт возможность быть равноправными участниками учебного процесса и ответственными за его результат. По мнению нейрофизиологов, процедура мотивирования стимулирует в организме детей выброс гормона дофамина, что делает процесс обучения более интересным и эмоционально положительным, вызывающим чувство удовольствия. Структура учебной деятельности включает: учебные ситуации (или задачи), учебные действия, действия контроля и оценки. То есть для того, чтобы ученик включился в деятельность в рамках урока, он должен осознать цель (планируемые достижения), способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат. Наиболее целесообразно при построении урока физической культуры выделить соответствующие структурные элементы деятельности в качестве его этапов. При проектировании урока физической культуры в деятельностной модели обучения среди многообразия структур уроков можно предложить следующую структуру урока.
Этапы урока и их краткое содержание
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Задача: осознание учащимися смысла и значимости предстоящей учебной деятельности, возникновение положительной эмоциональной направленности.
2. Актуализация знаний и умений. Задача: повторение изученного материала, необходимого для освоения нового знания и умения, выявление имеющихся затруднений, проблем.
3. Постановка учебной задачи. Задача: обсуждение имеющихся затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса или практической задачи, на которые предстоит найти ответ в виде темы урока.
4. «Открытие» нового знания и умения (предложения как выйти из затруднительной ситуации). Задача: решение учебной задачи, обсуждение путей её решения в групповом (парном) диалоге.
5. Первичное закрепление. Задача: практическое выполнение продуктивных вариантов решения учебной проблемы, их комментирование.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Задача: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет через самоконтроль и самооценку.
7. Включение нового знания и умения в систему знаний и умений, их повторение. Задача: закрепление и использование нового материала вместе с изученным ранее.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Задача: осознание учащимися своей выполненной деятельности, оценка результатов деятельности своей и одноклассников.
Необходимо отметить, что для построения урока физической культуры деятельностная модель является действительно инновационной и требует серьёзного осмысления и процедуры модифицирования со стороны педагогов, в соответствии с типом и направленностью урока, а также, поставленными целями и задачами.
Понятие системно-деятельностного подхода и его цели
Системно-деятельностный подход — это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.
Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.
Основные принципы системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных принципов:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип системности означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе - самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
3. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
5. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
6. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Технология системно-деятельностного метода
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Выявление места и причины затруднения.
- Формулировка проблемы, постановка учебной задачи (цели урока), планирование деятельности.
- Открытие новых знаний и способов действий.
- Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях с проговариванием во внешней речи, первичное закрепление.
- Самостоятельное выполнение заданий с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учеником своих действий и самооценка.
Системно деятельностный подход
Формирование УУД, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.
Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Структурные части урока
- Мотивационно-ориентировочная часть
- Операционно-познавательная часть (содержательная)
- Рефлексивно-оценочная часть (диагностическая)
Проблема современного состояния физической культуры состоит в том, что модернизация российского образования принесла в школу много значительных изменений как для учеников, так и для учителей.
Традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи: оздоровительную, тренирующую. Поэтому определяющим в модернизации физического образования является повышение общего образовательного потенциала предмета физической культуры. Из - за недостаточности внимания к общей образовательной направленности произошло его "выпадение" из системы основного общего образования. По требованиям ФГОС универсальные учебные действия (УУД) должны формироваться на всех учебных предметах без исключения. Поэтому современный урок физической культуры должен стать инструментом для реализации требований ФГОС наряду с другими школьными предметами.
Жизнь диктует нам свои условия, меняются дети, так, как в современном информационном мире у них больше возможностей получать информацию не от учителя, а в интернете, меняются технологии обучения и требования к учебным предметам. Поэтому возникла необходимость планировать свою педагогическую деятельность в соответствии с требованием ФГОС второго поколения. И уже не в виде эксперимента, а на каждом уроке формировать УУД в соответствии с требованиями ФГОС.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Изменились цели образования - результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт, в процессе которого он овладевает действиями по его созданию.
Цель образования по ФГОС: общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, обеспечивающее школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
В настоящие время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС второго поколения. Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам обучения. Для того, чтобы обеспечить такие результаты, в фундаментальном ядре содержания основного общего образования предусмотрены:
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых, национальных ценностей.
Предметные результаты - через формирование основных элементов научного знания.
Метапредметные результаты - через универсальные учебные действия (УУД)
Результаты освоения предмета физическая культура.
Актуальность реализации данного проекта объясняется необходимостью разрешения базовых противоречий образовательной областью физическая культура и организацией работы физического воспитания.
Научная новизна методической разработки заключается:
- в разработке технологической карты урока физической культуры в качестве одного из критериев эффективности работы учителя физической культуры.
Технологическая карта урока физической культуры
По разделу «Лёгкая атлетика» в 8Б классе ФГОС
Тема учебного задания, класс | Техника низкого старта. Действия по командам «На старт», «Внимание», «Марш», 8Б класс | ||||
Тип учебного задания | Урок обобщения и систематизации. 12 мин | ||||
Цель занятия | Совершенствовать технику низкого старта действий по командам «На старт», «Внимание», «Марш»с помощью приёмов само и взаимооценки | ||||
Задачи занятия (дидактические) | личностные | метапредметные | предметные | ||
Создать условия для формирования положительной мотивации посредством ознакомления с выдающими спортсменами в спринтерском беге | Организовать обсуждение и работу в парах по выполнению низкого старта и внесению корректив в свой способ действия при выполнении низкого старта | Продемонстрировать правильные положения по командам «На старт», «Внимание», «Марш» | |||
Планируемые результаты | личностные | метапредметные | предметные | ||
Сформированность учебно- познавательного интереса | Понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности (познавательно-регулятивные) | Выполнять технические действия по командам «На старт», «Внимание», «Марш» | |||
Проблемный вопрос/Проблемная ситуация (если есть) | |||||
Организация пространства | |||||
Межпредметные связи | Используемые технологии и педагогические приемы | Ресурсы | |||
История |
Этапы урока (универсальный вариант)
Деятельность учителя /Используемые приемы | Деятельность обучающихся (познавательная/коммуникативная/регулярная) | |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
Мотивационно-ориентировочная часть | ||
Построение. Приветствие. Задаю вопрос: «Знают ли обучающиеся выдающихся спортсменов в спринтерском беге?» Выясняю – знают. Предлагаю из числа освобождённых обучающихся рассказать педагогическим приёмом « Устами младенца №1» зарание подготовленное домашнее задание о выдающихся спортсменах в спринтерском беге | Обучающийся из числа освобождённых рассказывает заранее подготовленное домашнее задание о достижениях выдающихся спортсменах в спринтерском беге, акцентирует на то что все они достигли своих вершин, принимая низкий старт. Все остальные обучающиеся слушают рассказ. | Высокая мотивация обучающихся |
Операционно-познавательная (содержательная) часть. 25 мин. | ||
Использую педагогический приём «Словослов». Делю класс на три команды, 1-я- «На старт», 2-я -«Внимание», 3-я - «Марш». Раздаю карточки капитанам команд с изображением действий по командам «На старт», «Внимание», «Марш» соответственно названиям команд. Прошу определить контрольные точки и описать в 3-5-ти предложениях действия по командам. Прошу презентовать свои работы друг другу и вывести эталон выполнения действия по командам «На старт», «Внимание», «Марш» в целом. | 1. Делятся на три команды. Работают с наглядностью. Выявляют контрольные точки. Описывают по контрольным точкам положения по командам «На старт», «Внимание», «Марш». Представ ляют работы друг другу. 2. Выводят версию идеального выполнения. 3. Пробуют выполнять в парах действия по командам «На старт», «Внимание», «Марш» в целом. Вносят коррективы в действия по командам в целом. | 1. Эталон выполнения техники низкого старта. 2. Коррективы в своей деятельности |
Использованная литература
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М., Физкультура и спорт, 1988.
- Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. Киев: Здоровья, 1987,- 214 с.
- Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодёжь и современность //Теория и практика физической культуры. 1995.-№ 4.- С.2-8.
- Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки //Физическая культура в школе. -1990. -№ 12. – С. 2-5.
- Дуркин П.К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом //Теория и практика физической культуры. - 1995. - №11. – С. 45-47.
- Лубышева Л.И. К проекту организации нового всероссийского детско-юношеского физкультурно-оздоровительного движения "Президентские состязания". // Теория и практика физической культуры.- 1996.- №10. - С. 63.
- Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996.- №1
- Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.- М., 1992
- Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. и др. Учебно-методический комплект по физическому воспитанию учащихся 5-7, 8-9 и 10-11 классах.- М.: "Просвещение", 1997
- Лях В.И., Мейксон Г.Ф., Кофман Л.Б. Концепция физкультурного воспитания детей и подростков // Физическая культура: Воспитание и образование, тренировка. -1996. - № 1
- Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. // Теория и практика физической культуры.- 1990.- № 9
- Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования. // Теория и практика физической культуры. -1995. - №11. - С.16
- Лях В.И. Критерии определения координационных способностей. // Теория и практика физической культуры.- 1991.- №11.- С.17
- Матвеев А.П. Концепция образовательной программы "физическая культура" для средней общеобразовательной школы //Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 1997. - №4. – С. 13-14
- Матвеев А.П. Образовательная учебная программа // Физическая культура в школе. -1996. - №1. – С. 34-37.
- Михалев В.И. Планирование физкультурного образования учащихся в общеобразовательной школе. Учебное пособие. – Омск: ОГИФК, 1994. 48с.
- Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национальный план действия в интересах детей). // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. - № 38
- Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Тиунова О.В. Проблемы тестирования в оздоровительной физической культуре. // Теория и практика физической культуры.- 1993. - №8.- С. 7.
- Федеральный закон "о физической культуре и спорте в Российской федерации" //Российская газета. -1998. -№87. -6мая. – С. 4-6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС.
В статье представлен опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....
Проектная работа «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
В рамках проекта предусмотрены разнообразные формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению, вот некоторые из них: «Уроки здоровья», «Динамические паузы», «Физкультурно-оздоровительные меропр...
Конспект урока «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Актуальность данной работы вытекает из того что, по мнению специалистов - медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Доказано, что существующая система школьного образования спо...
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС...
Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС
личный опыт ратоты с одаренными детьми...
Справка о представлении опыта работы по теме: "Методические особенности проведения урока физической культуры в рамках реализации ФГОС"
Справка о представлении опыта работы по теме "Методические особенности проведения урока физической культуры в рамках реализации ФГОС"...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов естественно-научного цикла в условиях реализации ФГОС
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов естественно-научного цикла в условиях реализации ФГОС...