Рабочая программа по литературе для 9 класса по учебнику Б.А. Ланина
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования школы, учебного плана школы на 2018-2019 уч.год и авторской программы по литературе («Программа по литературе 5-9 классы», авторы: Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, издательский центр «Вентана-Граф», 2017 г.) Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Данная авторская программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе 9 класс | 64.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
г. Лыткарино Московской области
Утверждена |
решением педагогического совета |
от «___» _______________ 2018 г. |
Протокол №1 |
Утверждена |
приказом по школе №________ |
от « »_______________2018 г. |
директор школы |
__________Т.А.Брюзова |
Рабочая программа по литературе
9 класс
Разработала:
Васильева Т.А.,
учитель русского языка
и литературы
г. Лыткарино
2018 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования школы, учебного плана школы на 2018-2019 уч.год и авторской программы по литературе («Программа по литературе 5-9 классы», авторы: Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, издательский центр «Вентана-Граф», 2017 г.) Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Данная авторская программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания, национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Особое внимание на уроках литературы уделяется изучению русской национальной культуры, пониманию традиций русского народа. Феномен существования литературного произведения во времени позволяет рассматривать литературные произведения древнерусской литературы, произведений XVII , XVIII, XIX века как факт современного литературного процесса и открывает удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования. В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Цели рабочей программы составлены на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта. Курс литературы в 9 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению языку:
- показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе изучения русской народной культуры и традиций русского народа определить связь традиций и новаторства, преемственность литературных эпох
- определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; воспитание учащихся средствами данного предмета, в том числе и на основе изучения русской национальной культуры, традиций русского народа, его мышления и миропонимания( в соответствии со спецификой работы МОУ СОШ № 3);
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения курса лиитературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Рабочая программа, созданная на основе общей программы по литературе Б.А.Ланина и Л.Ю. Устиновой, реализовывает следующие идеи ФГОС:
- Ориентация на системно-деятельный подход.
- Внимание к личностному развитию школьников.
- Достижение метапредметных результатов, в числе которых – умение работать с информацией, организация самостоятельной деятельности, определение сферы интересов, социализация учащихся.
- Воспитание привычки к чтению и развитие литературного вкуса.
- Использование интернет-ресурсов и новых информационных технологий, особенно в проектной деятельности учащихся.
- Развитие творческой самостоятельности школьников.
- Мотивация к изучению литературы как учебного предмета и воспитание квалифицированного современного читателя, творческой, развивающейся личности.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Корректировка авторской программы, новизна данной рабочей программы:
1. скорректировано общее количество часов программы, выделены резервные часы: 98 ч.+ 4 часа резервных), на развитие речи выделено 12 часов (по 3 урока в четверть), распределено время, отведенное на изучение курса, между темами и разделами по степени их значимости;
2. в данную рабочую программу включены уроки-практикумы, целью которых является увеличение самостоятельной работы учащихся (тесты, сочинения, эссе, отзывы, проектная деятельность).
3. развитие культуроведческой компетенции отражено в календарно-тематическом планировании данной рабочей программы в графе «Тема урока»: на уроках литературы в 9 классе в соответствии с тематикой урока изучаются явления литературы как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики на примере произведений устного народного творчества (в соответствии со спецификой работы МОУ СОШ №3)
4. в программе прослеживаются тематические связи в произведениях русской и зарубежной литературы, что позволяет говорить о взаимовлиянии литературных процессов и воспринимать русскую литературу в контексте мировой.
5. сформулированы темы творческих и проектных заданий
Межпредметные связи
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, литература неразрывно связана со многими школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Учет межпредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литературой и другими курсами. Курс литературы 9 класса опирается в большей степени на знание курса русскою языка, истории. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание обучения литературе, представленное в настоящей программе, рассчитано на 102 учебных часа для базового уровня. При этом в программе предусмотрены резервные часы. Это резервное время при разработке рабочей программы может быть использовано как для введения дополнительного содержания обучения (в том числе и дополнительных модулей), так и для увеличения времени на изучение отдельных модулей, проведение экскурсий и т. п.
II. Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками 9 класса программы по литературе являются:
• умение анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать аргументированную интерпретацию и личностную оценку произведению;
• умение определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;
• умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизненного и творческого пути писателя;
• умение выразительно читать произведения или фрагменты из них, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
• умение самостоятельно выполнять различные виды творческих устных и письменных работ, писать классные и домашние сочинения по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы.
Вклад изучения литературы на базовом уровне в формирование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы состоит в:
• овладении понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;
• приобретении читательского опыта и повышении читательской квалификации;
• умении привлекать изученный материал и использовать различные источники информации для решения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию;
• приобретении коммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую точку зрения, в корректности в общении, включая общение с помощью средств новых информационных технологий, в приобретении опыта участия в дискуссиях, в умении строить речевое и неречевое поведение в условиях межкультурного общения.
Предметные результаты проявляются в знаниях, умениях, компетентностях, характеризующих качество (уровень) овладения обучающимися содержанием учебного предмета в:
• способности ощущать и объяснять специфику литературы как вида творчества, понимании культурной ценности литературного творчества; понимании места литературы в ряду других искусств;
• умении сопоставлять новые прочитанные произведения со своим читательским опытом, оценивать литературные и визуальные интерпретации известных сюжетов;
• приобретении читательского опыта, приобщении к классическим образцам отечественной и мировой литературы, образцам современной литературы в пределах основной образовательной программы среднего общего образования; чтении и понимании литературных произведений разных жанров, созданных в различные эпохи;
• восприятии, интерпретации и критической оценке прочитанного с учётом авторской позиции; смысловом и эстетическом анализе художественного текста; понимании и формулировании авторского замысла и авторской позиции; сопоставлении (с точки зрения авторского замысла и авторской позиции) одного произведения с другими произведениями того же автора или того же жанра; умении находить элементы художественной структуры литературного произведения и формировать целостное эстетически осмысленное представление о прочитанном;
• способности применять полученные знания в речевой практике и при анализе художественных текстов; обоснованно и квалифицированно анализировать и оценивать литературные произведения в устной и письменной форме.
В результате изучения курса литературы ученик 9 класса должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
В познавательной сфере:
- уметь воспринимать художественное произведение с учетом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции; выделять изобразительно-выразительных средств языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его содержание;
-использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
В ценностно-ориентационной сфере:
-интерпретировать произведение на основе личностного восприятия;
-различать авторский замысел и особенностями его воплощения;
- выделять сквозные линии развития литературы, составляющие ее национальную специфику («маленький человек», «лишний человек» и т.д.);
В эстетической сфере:
- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств, развивать художественный вкус.
III. Содержание учебного курса
«Литература. 9 класс»
Введение. Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы. Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен,психологический параллелизм. Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Литература первой половины XIX века
А.С. Грибоедов
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль. Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Дж.Г. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда». Романтический герой в поисках смысла жизни. Мотив странствия. Испытания дружбой и любовью. Мотив тоски и одиночества.Байронический тип героя. Байрон и русская литература.
А.С. Пушкин
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление. Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров. Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
М.Ю. Лермонтов
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе. Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика. Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи. Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей. Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода. Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть. Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера. Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIXстолетия.
Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький)
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В.Шукшина, А.Солженицына («Матренин двор»). Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Для заучивания наизусть:
А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (монолог Чацкого или Фамусова). А.С. Пушкин. 3 стихотворений (по темам), отрывок из романа «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов. 3стихотворения (по темам).
Зарубежная литература:
А.Камю «Посторонний», Д.Оруэлл «1984».
Основные виды устных и письменных работ по литературе в 9 классе
Устно
Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.
Пересказ художественных произведений (краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы. Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассуждение о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).
Письменно
Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана ( сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); заучивание наизусть стихотворных текстов; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; анализ и интерпретация произведений; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание изложений с элементами сочинения; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебно-тематический план
«Литература» 9 класс
Содержание | Кол-во часов: | Из них: письменные работы | Из них: Развитие речи |
Вводный урок. | 1 | ||
Древнерусская литература. | 7 | 1 | 1 |
Литература первой половины XIX века: 1. А.С. Грибоедов.
2. Д. Г. Байрон
3. А.С. Пушкин.
4. М.Ю Лермонтов. 5. Н.В.Гоголь. | 69: | 6: | 14: |
14 | 1 | 3 | |
1 | |||
20 | 2 | 5 | |
16 | 1 | 3 | |
18 | 2 | 3 | |
Литература второй половины XIX века и зарубежная литература: | 5: | 1: | 1: |
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 2 | 1 | 1 |
Из литературы XX века | 16: | 3: | 6: |
| 2 | ||
| 3 | 3 | |
| 3 | 1 | 1 |
| 1 | ||
| 2 | ||
| 2 | 1 | 1 |
| 3 | 1 | 1 |
Резервные уроки. | 4 | ||
ИТОГО: | 102 | 11 | 22 |
IV. Календарно-тематическое планирование
Литература. 9 класс
(102 ч. = 98 ч. + 4 ч. резерв)
I четверть
№ урока | Тема урока | Основные виды деятельности учителя и учащихся, тип урока | Виды контроля | Факт. Дата | Корректировка даты |
1. | Введение. Цели и задачи изучения историко-литературного курса. | Усвоение нового материала составление цитатного плана беседа, лексическая работа | Лекция учителя, тезисный план статьи учебника | 1 нед сентября | |
Из древнерусской литературы (7 часов) | |||||
2. | Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы Слово как жанр древнерусской литературы | Усвоение нового материала беседа, сообщения учителя и учащихся | сообщения учащихся | 1 нед сентября | |
3. | Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». | Комбинированный урок, Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа | доклады | 1 нед сентября | |
4. | Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. | Комбинированный урок Сообщения учителя и учащихся, анализ эпизода | Фронтальный опрос, анализ текста | 2 нед сентября | |
5. | Человек и природа в художественном мире поэмы. | Комбинированный урок, художественный пересказ, заполнение таблицы, беседа, исследовательская работа с текстом | пересказ, устный ответ | 2 нед сентября | |
6. | Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. | Комбинированный урок сообщения учащихся, выразительное чтение, | сообщения учащихся | 2 нед сентября | |
7. | Стилистические особенности «Слова». | Урок усвоения нового материала, сопоставительный анализ, лексическая работа, анализ эпизода | Работа со статьей учебника | 3 нед сентября | |
8 | Обобщающий урок по «Слову о полку Игореве». Р.р. Подготовка к домашнему сочинению (темы по выбору) | Урок развития речи, проверка знаний, отбор материала к сочинению | домашнее сочинение | 3 нед сентября | |
Из литературы первой половины XIX века ( 69 часов) | |||||
9. | А. С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова. | Усвоение нового материала, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником | монологическ. Высказывания | 3 нед сентября | |
10-11. | Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. | Комбинированный урок, частичный анализ эпизодов, беседа. | Пересказ с цитированием, выразительное чтение | 4 нед сентября | |
12. | Идеалы и антиидеалы Чацкого. | Комбинированный урок, частичный анализ эпизодов, беседа. | Монологическ. Высказывания | 4 нед сентября | |
13-14. | Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века. | Комбинированный урок, пересказ, исследовательская работа с текстом, анализ эпизода | Анализ эпизодов, пересказ с цитированием | 1 нед октября | |
15. | Урок-практикум Работа с текстом комедии. Характеристика Чацкого и Молчалина. | Урок-практикум , составление сравнительной характеристики, обучение цитатной характеристике. | Письменная сравнительн. Характер-ка | 1 нед октября | |
16. | Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении. | Комбинированный урок, беседа, составление портретной характеристики | монологическ. Высказывания | 2 нед октября | |
17. | Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума». | Урок рефлексии, лексическая работа, выразительное чтение | выразительн. Чтение | 2 нед октября | |
18. | Р.р. Классное сочинение. Письменный отзыв на спектакль / прочитанное произведение | Урок проверки знаний, построение собственного текста | Сочинение-отзыв | 2 нед октября | |
19-20. | Р. р. Конкурсное чтение наизусть (монологи Чацкого, Фамусова). | Урок развития речи, лексическая работа, выразительное чтение | выразительн. Чтение | 3 нед октября | |
21-22. | Критики о комедии. И.А.Гончаров о «Мильон терзаний», А. Григорьев «По поводу издания старой вещи «Горе от ума» | Комбинированный урок, работа с учебником, беседа, обучение конспектированию литературно-критической статьи | Работа с критической статьей | 3-4 нед октября | |
23 | Дж. Г.Байрон «Паломничество Чайльд- Гарольда» | Урок усвоения нового материала, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником | пересказ | 4 нед октября | |
24 | А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. | Усвоение нового материала, работа с учебником, беседа, сообщения учащихся | Лекция учителя, фронтальный опрос | 4 нед октября | |
Итого в I четверти: 24 часа, развитие речи: 4 ч |
II четверть
№ урока | Тема урока | Основные виды деятельности учителя и учащихся | Виды контроля | Фактич. дата проведен. | Корректировка даты |
25. | Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина. Тема поэта и поэзии. | Комбинированный урок ,работа с учебником, беседа,сообщения учащ-ся, составления тезисного плана | монологическ. Высказывания | 2 нед ноября | |
26-27. | Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина | Урок практической направленности, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ ,беседа, лексическая работа, работа с материалом учебника. | Сообщения учащ-ся | 2 нед ноября | |
28-29. | Р.р.Конкурсное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина | Уроки развития речи, выразительное чтение | выразительн. Чтение наизусть | 3 нед ноября | |
30. | Реализм «Маленьких трагедий» и «Повестей Белкина». | Урок рефлексии, беседа, сообщения учащихся, пересказ | сообщения учащ-ся | 3 нед ноября | |
31. | «Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах. | Комбинированный урок, беседа, составление тезисного плана | пересказ с элементами цитирования | 4 нед ноября | |
32-33. | Урок-практикум. Система образов. Онегин. Ленский. Татьяна. | Комбинированный урок, пересказ с элементами цитирования, составление сравнительной характеристики | сравнительн. характер-ка | 4 нед ноября | |
34. | Композиция романа. Онегинская строфа. | Урок-практикум, работа с материалами учебника, составление цитатного плана статьи учебника | Лекция учителя, работа с текстом | 1 нед декабря | |
35. | Автор и лирический герой романа. Лирические отступления в романе. | Комбинированный урок, пересказ с элементами цитирования, составление сравнительной характеристики | Анализ эпизодов, характеристика героев | 1 нед декабря | |
36. | Картины жизни русского дворянства в романе | Комбинированный урок, беседа, пересказ, сообщения учащихся | Анализ эпизодов, характеристика героев | 1 нед декабря | |
37. | Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Роль народных верований в жизни героини. | Комбинированный урок художественный пересказ, исследовательская работа с текстом. | Анализ эпизодов, характеристика героев | 2 нед декабря | |
38. | Р.р. Сочинение о любимом герое романа. | Урок развития речи.Отбор материалов к сочинению, составление плана, проблемные вопросы, варианты вступления и заключения, использование цитат | домашнее сочинение | 2 нед декабря | |
39. | Роман А.С. Пушкина как энциклопедия русской жизни. | Урок практической направленности, беседа, пересказ, сообщения учащихся | Составление тезисного плана | 2 нед декабря | |
40. | В.Г.Белинский о романе. Работа со статьей учебника | Урок усвоения нового материала, работа с материалами учебника, составление тезисного плана | Работа с критическими статьями | 3 нед декабря | |
41. | Р.р. Классное сочинение по роману «Евгений Онегин» | Урок развития речи, построение собственного текста, отработка композиции литературного сочинения | сочинение | 3 нед декабря | |
42. | Р.р. Выразительное чтение отрывков из романа «Евгений Онегин» | Урок развития речи, выразительное чтение | чтение наизусть | 3 нед декабря | |
43. | М.Ю.Лермонтов. Жизненный и творческий путь | Усвоение нового материала, работа с учебником, беседа, сообщения учащихся, выразительное чтение | доклады | 4 нед декабря | |
44. | Темы и мотивы лермонтовской лирики. Тема свободы и назначения поэта. | Комбинированный урок, пересказ с элементами цитирования, анализ | сообщения учащихся | 4 нед декабря | |
Итого во II четверти: 20 часов, развитие речи: 5 ч. |
III четверть
№ урока | Тема урока | Основные виды деятельности учителя и учащихся | Виды контроля | Фактич.дата проведения | Корректировка даты |
45 | Тема одиночества в творчестве поэта. | Комбинированный урок работа с учебником, беседа, сообщения учащихся | Выразительное чтение, анализ стихотворений | 2 нед января | |
46 | Патриотическая тема в поэзии Лермонтова. | Комбинированный урок работа с учебником, беседа, сообщения учащихся | анализ стихотворений | 2 нед января | |
47 | Р. р. Выразительное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова. | Урок развития речи, .Выразительное чтение | сообщения учащ-ся | 3 нед января | |
48. | «Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. | Урок усвоения нового зания, беседа, выразительное чтение, лексическая работа. | работа над выразительн. чтением | 3 нед января | |
49-50. | Своеобразие композиции и образной системы романа. Глава «Бэла», «Максим Максимыч» | Комбинированный урок заполнение таблицы, беседа | монологические. высказывания | 3 – 4 нед января | |
51. | Глава «Тамань». Роль пейзажа в главе. | Усвоение нового материала, художественный пересказ, беседа, сообщения учителя и учащегося | художествен. пересказ | 4 нед января | |
52. | Автор и его герой. Анализ дневника Печорина. | Комбинированный урок Сообщения учителя, составление цитатного плана произведения, беседа. Составление рассказа о герое | Анализ эпизодов, характеристика героев | 4 нед января | |
53-54. | Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.Глава «Фаталист» | Комбинированный урок Составление рассказа о герое, чтение по ролям, заполнение таблицы, обобщающая беседа. | Анализ эпизодов, характеристика героев | 5 нед января | |
55. | Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. | Комбинированный урок художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями. | Художествен. Пересказ | 1 нед февраля | |
56. | «История души человеческой» как главный объект повествования. Критики о романе. | Комбинированный урок исследовательская работа с текстом . Пересказ с элементами цитирования | Работа с критическими статьями | 1 нед февраля | |
57- 58. | Р.р. Подготовка к сочинению. Классное сочинение по творчеству Лермонтова на одну из тем. | Уроки развития речи, исследовательская работа с текстом, составление плана, беседа | Сочинение-рассуждение | 1-2 нед февраля | |
59. | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество Гоголя. | Усвоение нового материала беседа, составление плана, комментарии учащихся | 2 нед февраля | ||
60. | «Талант необыкновенный, сильный и высокий». Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Комедия «Ревизор» - важная веха в творчестве Гоголя. Р.Р. | Комбинированный урок беседа по вопросам, сообщения учащихся и учителя, лекция, презентация | Пересказ с элементами цитирования | 2 нед февраля | |
61. | Урок-практикум. Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях» | Урок-практикум.ю исследовательская работа с текстом, беседа, составление письменного ответа на вопрос | Самостоятельная работа | 3 нед февраля | |
62. | Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. | Урок усвоения нового материала, выразительное чтение, сообщения учащихся, беседа | Лекция учителя | 3 нед февраля | |
63. | Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ». | Комбинированный урок, беседа, выразительное чтение, сообщения учителя, работа с текстом. | Монологическое высказывание | 3 нед февраля | |
64. | Образы городских чиновников. Провинциальный город. | Урок практической направленности, самостоятельная исследовательская работа с текстом, выразительное чтение. | Пересказ с элементами цитирования | 4 нед февраля | |
65. | Образы помещиков. Манилов. | Урок практической направленности, сообщения учителя и учащихся, составление тезисного плана статьи учебника, художественный пересказ. | Пересказ с элементами цитирования | 4 нед февраля | |
66. | Образы помещиков. Коробочка. | Комбинированный урок, самостоятельная исследовательская работа с текстом, выразительное чтение. | Пересказ с элементами цитирования | 1 нед марта | |
67. | Образы помещиков. Ноздрев. | Комбинированный урок, беседа | Пересказ с элементами цитирования | 1 нед марта | |
68. | Образы помещиков. Собакевич. | Комбинированный урок , беседа, работа с текстом | Пересказ с элементами цитирования | 1 нед марта | |
69. | Образы помещиков. Плюшкин. | Комбинированный урок, беседа, работа с текстом | Пересказ с элементами цитирования | 2 нед марта | |
70. | Р.р. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души. Подготовка к домашнему сочинению | Урок развития речи, составление тезисного плана, отбор материала к сочинению. | Домашнее сочинение | 2 нед марта | |
71. | Народная тема в поэме. Русские традиции и обычаи. | Комбинированный урок, сообщения учащихся, беседа | Частичный анализ текста | 2 нед марта | |
72. | Фигура автора и роль лирических отступлений. | Урок –исследование, исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа | Частичный анализ текста | 3 нед марта | |
73-74. | Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода. Просмотр фрагментов кинофильма «Мертвые души» | Уроки усвоения нового материала, урок рефлексии, составление таблицы-схемы | Частичный анализ текста, подготовка к сочинению | 3 нед марта | |
Итого: 30 часов, развитие речи- 5 часов | |||||
IV четверть | |||||
75. | Р.р. Классное сочинение по творчеству Гоголя на одну из тем. | Развитие речи, составление собственного текста | сочинение | 1 нед апреля | |
76. | |||||
Литература второй половины XIX века (5 часов ) | |||||
77. | М.де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Конфликт мечты и реальности в романе. | Усвоение нового материала, лексическая работа, беседа, составление тезисного плана статьи учебника | самостоятельная работа с текстом | 1 нед апреля |
78. | У.Шекспир. «Гамлет». Трагедия мести, перерастающая в трагедию личности. | Усвоение нового материала Сообщения учителя, беседа | пересказ | 2 нед апреля | |
79. | И.С. Тургенев. «Гамлет Щигровского уезда». История русского Гамлет, его психологические и исторические особенности. | Усвоение нового материала беседа, частичный пересказ | Конспектирование лекции учителя | 2 нед апреля | |
80. | А.П.Чехов. «Крыжовник», «О любви». Образы «футлярных» людей. | Урок –исследование, исследовательская работа с текстом, беседа, выразит.чтение, лексическая работа | Анализ эпизодов, пересказ, цитирование, тезисный план | 2 нед апреля | |
81. | Р.Р. Практикум. Роль художественной детали в рассказах Чехова. Новаторство писателя в жанре рассказа. | Комбинированный урок выразительное чтение , беседа, составление сравнительной характеристики героев | Письменная характеристика героя | 3 нед апреля | |
82. | М.Горький. Жизнь и творчество. Романтические рассказы Горького. | Урок рефлексии, частичный анализ эпизодов, сообщения учащихся | Выразительное чтение | 3 нед апреля | |
83. | Рассказ «Челкаш». Сильный человек вне общества. | Урок практической направленности, сообщения учителя и уча- щихся, обобщение и систематизация материалов | Пересказ с цитированием | 3 нед апреля | |
84. | А.А.Блок. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Символы и реальность в стихотворениях. | Уроки усвоения нового знания, анализ стихотворения, лексическая самостоятельная работа, сообщения учителя учащихся, работа с текстом | Монологическое высказывание | 4 нед апреля | |
85. | С.А. Есенин. Лирический герой стихотворений и мир природы. Р.Р. Особенность поэтики Есенина. | Урок рефлексии, анализ стихотворения, лексическая самостоятельная работа, сообщения учителя учащихся, работа с текстом | Монологическое высказывание | 4 нед апреля | |
86 | В. Маяковский. Ранняя лирика «Нате!», «А вы могли бы», «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический пафос лирики. Традиции и новаторство в творчестве поэта. | Урок рефлексии, анализ стихотворения, лексическая самостоятельная работа, сообщения учителя учащихся, работа с текстом | Выразительное чтение | 4 нед апреля | |
87-88. | М. Булгаков. «Собачье сердце». Идея переделки человеческой природы. Образ «грядущего хама» (Д.Мережковский): Шариков и Швондер. | Урок усвоения нового знания, сообщения учителя и учащихся, обобщение и систематизация материалов | Анализ текста | 5 нед апреля-1 нед мая | |
89. | Р.р. Сочинение по рассказу «Собачье сердце». | Урок проверки знаний, создание собственного текста (сочинение-размышление) | сочинение | 2 нед мая | |
90. | А.Камю. Роман «Посторонний». История создания и проблематика. | Урок усвоения нового знания, сообщения учащихся, беседа, составление схемы-таблицы, лекция учителя, презентация | Конспектирование лекции учителя | 2 нед мая | |
91-92. | Дж. Оруэлл. «1984». Государство Океания, политические и нравственные принципы граждан. Судьбы главных героев. Проблематика романа. | Урок усвоения нового знания, беседа, составление сравнительной характеристики героев | Конспектирование лекции учителя, пересказ с цитированием | 2-3 нед мая | |
93 | М.Шолохов. «Судьба человека. Судьба главного героя рассказа. Проблематика произведения. | Комбинированный урок, сообщения учащихся, составление рассказа о герое чтение по ролям, обобщающая беседа. | Анализ эпизодов, пересказ с выборочным цитированием | 3 нед мая | |
94. | Р.р.Проверочная работа по рассказу М.Шолохова «Судьба человека». | Урок проверки знаий, самостоятельная работа учащихся, проверка знаний | Развернутый ответ на вопрос | 3 нед мая | |
95. | А.И. Солженицын. «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе. Судьба Матрены. | Комбинированный урок беседа, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с текстом. | Конспектирование лекции учителя | 4 нед мая | |
96. | Особенности сказа в «Матренином дворе». Р.Р.Язык и стиль рассказа. | Усвоение нового материала, развитие речи беседа, лекция. | Конспектирование лекции учителя | 4 нед мая | |
97. | Р.р. Практикум. Письменная работа по рассказу «Матренин двор» А.И. Солженицына. | Урок развития речи,составление плана, введение собственных комментариев учащихся, написание творческой работы Самостоятельная работа учащихся, проверка знаний | Составление письменного развернутого высказывания по теме | 4 нед мая | |
98. | Обобщающий урок за курс 9 класса. | Урок повторения, беседа, лексическая работа, работа с терминами. | |||
99-102 | Резервные уроки. | Рекомендации для чтения летом, обобщение и систематизация пройденного материала за курс 9 класса. | |||
Итого в IV четверти: 24 час.(+ 4 часа резерв), развитие речи: 8 ч. | |||||
Итого за год: 102 ч. (98 ч.+ 4 ч. резерв), развитие речи: 22 ч., практикумы: 4 ч. сочинения - 10 |
Методическое обеспечение
1. Программа по литературе для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. Под редакцией проф. Б.А.Ланина (авторы Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова). Москва, Издательский центр «Вентана- Граф», 2017 г. Данная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
2. Учебник «Литература. 9 класс» для общеобразовательных учреждений в двух частях, авторы-составители: Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, издательство «Вентана-Граф», 2017 г.
Программу составила: учителя Васильева Т.А.
Подройкина Е.А.
________________________
«Утверждено» «Согласовано»
На заседании ШМО Зам.директора по УВР___________
Протокол №_____ от ___________2018 г.
Руководитель ШМО _________________ ___________________________2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс (к учебнику-хрестоматии под ред В.Я. Коровиной)
Программа на 70 часов...
Рабочая программа по литературе 7 класс (к учебнику-хрестоматии под ред В.Я. Коровиной)
Рабочая программа на 70 часов...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.
Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....
рабочая программа по литературе, 5 класс, под редакцией Б.А. Ланина
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе 5-9 классы общеобразовательных учреждений под редакцией проф. Б.А. Ланина, М.: Вентана-Граф, 20...
Рабочая программа по литературе. 6 класс. По учебнику Ланина
Рабочая программа по литературе по учебнику Ланина : 6 класс...
Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....