Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Пояснительная записка.
Содержание курса литературы.
Календарно-тематическое планирование.
Учебно-методическое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_8.docx | 42.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Ведущая проблема 8 класса – взаимосвязь литературы и истории.
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума, Базисного плана общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов и реализуется в течение 2014-2015 учебного года.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Формы и средства контроля образовательных результатов обучающихся.
- сочинение на литературную тему
- выразительное чтение наизусть
- монологический устный ответ
- анализ эпизода
- синквейн
- реферат
- сообщение
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Ученик должен знать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать:
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях
(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание курса литературы в 8 классе
Количество часов: всего– 68 часов; в неделю – 2 часа
Распределение учебных часов по разделам
- Введение - 1 час;
- Устное народное творчество – 3 часа;
- Из древнерусской литературы -2 часа;
- Из русской литературы 18 века – 5 часов;
- Из русской литературы 19 века – 30 часов;
- Из русской литературы 20 века – 21 час;
- Из зарубежной литературы - 5 часов;
- Итоговые уроки – 1 час.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- Авторская программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.
- Литература. 8 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/авт.-сост. В.Я.Коровина [и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009.- 399 с.
- Литература.8 класс. Практикум для развития коммуникативной компетенции. Ерохина Е.Л. – М.:Интеллект-центр, 2013.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Даты | Раздел/ тема | Часы: | Корректировка программы | |
1 четверть | Введение | 1 | |||
1 | 1.Вводный урок. Русская литература и история. | 1 | |||
Устное народное творчество | 3 | ||||
2 | 2.УНТ. Особенности фольклора. Народные песни. Частушки. | 1 | |||
3 | 3.Предание как фольклорный жанр. Предание «О покорении Сибири Ермаком». | 1 | |||
4 | 4.Предание о Пугачеве. История и вымысел. | 1 | |||
Древнерусская литература | 2 | ||||
5 | 5.ДРЛ. Житие как особый жанр: сочетание биографизма и религиозности. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». | 1 | |||
6 | 6.Жанр светской повести в ДРЛ. Повесть «Шемякин суд». | 1 | |||
Из русской литературы XVIII века | 5 | ||||
7 | 7.Классицизм в литературе. | 1 | |||
8 | 8.Д.И. Фонвизин: очерк жизни и творчества. Комедии «Бригадир» и «Недоросль». | 1 | |||
9 | 9.Проблемы гражданственности в комедии «Недоросль»: воспитание и обучение дворян. | 1 | |||
10 | 10.«Недоросль» - комедия нравов. | 1 | |||
11 | 11.Р/р Сочинение-рассуждение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | 1 | |||
Из русской литературы XIX века | 30 | ||||
12 | 12.И.А. Крылов: басни с исторической тематикой. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». | 1 | |||
13 | 13.Мир басен И.А. Крылова. Урок-викторина. | 1 | |||
14 | 14.Историческая тематика в творчестве К.Ф. Рылеева. Дума как жанр русской литературы. | 1 | |||
15 | 15.А.С. Пушкин. В творческой лаборатории поэта. Анализ стихотворений «Туча», «19 октября». | 1 | |||
16 | 16.Любовная лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). | 1 | |||
17 | 17.Бунт «бессмысленный и беспощадный». А.С. Пушкин «История пугачевского бунта». | 1 | |||
18 | 18.А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева (1-2 главы). | 1 | |||
19 | 2 четверть | 1.Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести (3-5 главы). | 1 | ||
20 | 2.Падение Белогорской крепости. Образ капитана Миронова и Василисы Егоровны (6-7 главы). | 1 | |||
21 | 3.Образ Емельяна Пугачева в повести. Отношение автора, рассказчика и читателя к герою, к народной войне (8-12 главы). | 1 | |||
22 | 4.Лирическая линия в повести. Спасение Маши Мироновой из крепости. Великодушие Пугачева. | 1 | |||
23 | 5.Р/р Сочинение-рассуждение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | |||
24 | 6.М.Ю. Лермонтов: слово о поэте. Романтизм в литературе. | 1 | |||
25 | 7.Поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания. Образ главного героя. | 1 | |||
26 | 8.Романтическое двоемирие в поэме. Романтический идеал свободы. Трагедия главного героя. | 1 | |||
27 | 9.Н.В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести» - отражение российской действительности. Трагедия маленького человека в повести «Шинель». | 1 | |||
28 | 10.Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Символ и гротеск в повести. | 1 | |||
29 | 11.Образ маленького человека в русской литературе: урок-викторина. | 1 | |||
30 | 12.Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания. Афиша. Комментированное чтение эпизодов. | 1 | |||
31 | 13.Есть ли в комедии «Ревизор» положительные герои? Урок-дискуссия. | 1 | |||
32 | 14.М.Е. Салтыков-Щедрин: слово о писателе. «История одного города» (отрывки). | 1 | |||
33 | 3 четверть | 1.«История одного города» как сатирическое произведение. | 1 | ||
34 | 2.Художественный мир повестей Н.С. Лескова. Повесть «Старый гений». | 1 | |||
35 | 3.Нравственные проблемы в повести «Старый гений». Н.С. Лесков и его герои, отношение к России. | 1 | |||
36 | 4.Л.Н. Толстой: личность и судьба писателя. | 1 | |||
37 | 5.«После бала»: контраст и диссонанс в рассказе, параллелизм композиции. | 1 | |||
38 | 6.Автор и повествователь в рассказе «После бала». Анализ эпизода. | 1 | |||
39 | 7.Р/р Анализ эпизода рассказа Л.Н. Толстого «После бала». | 1 | |||
40 | 8.А.П. Чехов: представления писателя об историзме. Рассказ «О любви» | 1 | |||
41 | 9.Поэзия родной природы. Урок выразительного чтения. | 1 | |||
Из литературы ХХ века. | 21 | ||||
42 | 10.И.А. Бунин: историческая тематика в творчестве писателя. Рассказ «Кавказ». | 1 | |||
43 | 11.Природа и человек в рассказе «Кавказ». | 1 | |||
44 | 12.А.И. Куприн: очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика в рассказе «Куст сирени». | 1 | |||
45 | 13.Сравнительная характеристика главных героев рассказа «Куст сирени». | 1 | |||
46 | 14.А.А. Блок: символизм и историческая тематика в творчестве поэта. | 1 | |||
47 | 15.А.А. Блок «На поле Куликовом». Анализ поэтического цикла. | 1 | |||
48 | 16.Р/р Анализ поэтического текста. Стихотворение А.А. Блока «Родина». | 1 | |||
49 | 17.С.А. Есенин «Пугачев» - поэма с исторической тематикой. | 1 | |||
50 | 18.И.С. Шмелев: очерк жизни и творчества. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. «Московский говор». | 1 | |||
51 | 19.М.М. Зощенко «История болезни». Анализ художественного текста. | 1 | |||
52 | 20.Тэффи «Жизнь и воротник». Роль вещи в жизни человека. | 1 | |||
53 | 4 четверть | 1.М.А. Осоргин «Пенсне». Сочетание фантастического и реального в рассказе. | 1 | ||
54 | 2.Урок-викторина по теме «Писатели улыбаются». | 1 | |||
55 | 3.Судьба А.П. Платонова. Проблематика рассказа «Возвращение». | 1 | |||
56 | 4.Смысл заглавия рассказа «Возвращение». Образ главного героя в рассказе. | 1 | |||
57 | 5.Великая Отечественная война в русской лирике ХХ века. А.Т. Твардовский. | 1 | |||
58 | 6.Песни огненных лет. Урок выразительного чтения. | 1 | |||
59 | 7.В.П. Астафьев: очерк жизни и творчества. «Последний поклон»: рассказ «Фотография, на которой меня нет». | 1 | |||
60 | 8.Мечты и реальность военного детства в рассказах В.П. Астафьева. | 1 | |||
61 | 9.Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. | 1 | |||
62 | 10.Поэты русского зарубежья: особенности тематики творчества. | 1 | |||
Из зарубежной литературы | 6 | ||||
63 | 11.У. Шекспир. Великие трагедии. «Ромео и Джульетта». | 1 | |||
64 | 12.Трагедия любви и обреченности героев в «Ромео и Джульетте». Сонеты. | 1 | |||
65 | 13.Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» | 1 | |||
66 | 14.Дж. Свифт: очерк жизни и творчества. История создания «Путешествия…» | 1 | |||
67 | 15.В. Скотт «Айвенго»: очарование рыцарства | 1 | |||
68 | 16.Итоговый урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского).
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского. Рабочая програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....