Рабочая программа по литературе 6 класс (к учебнику-хрестоматии под ред В.Я. Коровиной)
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Озимовская средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинского района
Алтайского края
Принято: методическим объединением учителей гуманитарного цикла. Протокол №1 от 27 августа 2011 года Руководитель ШМО З.Г. Луцук__________ | Согласовано: Зам. Директора по УВР Т.В. Июнина_________ | Утверждаю: Директор школы И.П. Белоусова_______ Приказ №_________ от_____________2011г. |
Рабочая программа
по литературе для 6 класса
на 2011-2012 учебный год
Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений (автор: В.Я. Коровина)
Составитель: О.Ю. Максимяк
учитель русского языка и
литературы
ст. Озимая 2011
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и «Программы по литературе для 5-11 классов» (авторы: В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина).
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: басня И.И. Дмитриева «Муха»; И.А. Крылова «Осёл и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик»; поэта Н.А. Некрасова «Дедушка»; стихотворения Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри какая мгла…»; А.К.Толстого «Где гнутся над омутом лозы…», А.А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном…», стихотворения о войне К.М. Симонова, Д.С. Самойлова, рассказ В.М. Шукшина «Критики». В рабочую программу включены все вышеперечисленные произведения.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
№ | Дата | Содержание материала | Кол-во часов |
1 | Введение. Литература как художественное отражение жизни. Книга и её роль в жизни человека. | ||
2 | Вн. чт. УНТ. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | ||
3 | УНТ. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. | ||
4 | Р/р. Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?» | ||
5 | Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. | ||
6 | Русские басни. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII века. | ||
7 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». | ||
8 | И.А. Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. | ||
9 | Развитие понятия об аллегории. Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?» | ||
10 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | ||
11 | Р/р. А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро». | ||
12 | А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. «Зимняя дорога». Изображение действит-ти и внутреннего мира человека. | ||
13 | А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. «Лицо и маска» героев повести. | ||
14 | А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. | ||
15 | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести. | ||
16 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. | ||
17 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский». | ||
18 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкину. | ||
19 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. | ||
20 | Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Тема одиночества. | ||
21 | М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. | ||
22 | Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики». | ||
23 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». | ||
24 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. | ||
25 | Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…» | ||
26 | Ф.И. Тютчев. «Листья». Анализ одного стихотворения. | ||
27 | А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощении прекрасного. | ||
28 | А.А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы…» | ||
29 | Р/р. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. | ||
30 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. | ||
31 | Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа. | ||
32 | Вн. чт. Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова. | ||
33 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. | ||
34 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. | ||
35 | Р/р. Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша». | ||
36 | Вн. чт. А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. | ||
37 | А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. | ||
38 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский, А.К. Толстой. | ||
39 | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. | ||
40 | Вн. чт. А.С. Грин. «Алые паруса». Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении. | ||
41 | М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти | ||
42 | Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». | ||
43 | Р/р. Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению. | ||
44 | Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | ||
45 | Р/р. Стихи русских поэтов о ВОВ. Слово о поэтах-фронтовиках. | ||
46 | Вн. А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | ||
47 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. | ||
48 | Р/р. В.П. Астафьев. Юмор в рассказе «Конь с розовой гривой». Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | ||
49 | В. Г. Распутин. Слово о писателе «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. | ||
50 | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Урока французского». Роль учительницы в жизни мальчика. Подготовка к сочинению. | ||
51 | Р/р. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина. | ||
52 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природе в его «тихой» лирике. | ||
53 | Ф Искандер. Слово о писателе. «тринадцатый подвиг Геракла». Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | ||
54 | Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о ВОВ. | ||
55 | Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. С.А. Есенин. | ||
56 | А.А. Ахматова. Слово о поэтессе. «Перед весной бывают дни такие…» Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики. | ||
57 | В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. | ||
58 | Вн. чт. К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа. | ||
59 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авигия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. | ||
60 | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | ||
61 | Вн. чт. Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Понятие о героическом эпосе. | ||
62 | Вн. чт. М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | ||
63 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | ||
64 | Вн. чт. П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Романтизм и реализм в произведении. | ||
65 | М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. | ||
66 | Том и Гек: общность и различие. Средство создания комического. Юмор в произведении. | ||
67 | Вн. чт. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | ||
68 | «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?» Выявление уровня литературного развития учащихся. | ||
69 | Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения. | ||
70 | Резервный урок. |
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: обрядовый фольклор, стихотворное послание, двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха, поэтическая интонация, диалог, строфа, понятие о героическом эпосе, притча (начальное представление); летопись, басня, аллегория, эпитет, метафора, композиция, антитеза, пейзажная лирика, юмор, лирика как род литературы, рассказ, сюжет, герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
- сочинять рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
- использовать различные формы пересказа;
- создавать творческие работы которые связаны с анализом личности героя: письма, дневник, журналы, автобиографии и п.т.
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
- Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2010 .
- Литература. 6 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
- Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.: Дрофа, 2010.
- Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).
- Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература: 5 класс» / О.А. Ерёмина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен». 2008.
- Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 7класса (68 часов) по УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина.
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....
Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....
Комментарии
Надеюсь, кому-нибудь