Рабочая программа по литературе 7 класс (к учебнику-хрестоматии под ред В.Я. Коровиной)
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Озимовская средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинского района
Алтайского края
Принято: методическим объединением учителей гуманитарного цикла. Протокол №1 от 27 августа 2011 года Руководитель ШМО З.Г. Луцук__________ | Согласовано: Зам. Директора по УВР Т.В. Июнина_________ | Утверждаю: Директор школы И.П. Белоусова_______ Приказ №_________ от_____________2011г. |
Рабочая программа
по литературе для 7 класса
на 2011-2012 учебный год
Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений (автор: В.Я. Коровина)
Составитель: О.Ю. Максимяк
учитель русского языка и
литературы
ст. Озимая 2011
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и «Программы по литературе для 5-11 классов» (авторы: В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина).
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» отрывок), «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре); Л.Н. Андреев «Кусака»; Д.С. Лихачёв «Земля родная»; песни на слова русских поэтов. В рабочую программу включены все вышеперечисленные произведения.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
№ | Дата | Содержание материала | Кол-во часов |
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | ||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | ||
3 | Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. | ||
4 | Вн. чт. Новгородский цикл былин. «Садко». своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | ||
5 | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц. | ||
6 | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. | ||
7 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославлении любви и верности. | ||
8 | Р/р. Подготовка к письменной работе «Народная мудрость в произведениях УНТ». | ||
9 | М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Понятие о жанре оды. | ||
10 | Г.Р. Державин. «река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свобода творчества. | ||
11 | А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. | ||
12 | А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Образ Петра I, автора. | ||
13 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | ||
14 | Р/р. А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина». | ||
15 | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. | ||
16 | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.. | ||
17 | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | ||
18 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в «Песне…». | ||
19 | М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. | ||
20 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | ||
21 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей. | ||
22 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. | ||
23 | Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противооль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»). | ||
24 | И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | ||
25 | Р/р. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра. | ||
26 | Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историч. основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». | ||
27 | Вн. чт. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины. | ||
28 | Вн. чт. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. | ||
29 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | ||
30 | Р/р. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина». | ||
31 | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е Салтыкова-Щедрина». | ||
32 | Л.Н. Толстой. «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | ||
33 | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | ||
34 | И.А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | ||
35 | Р/р. И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина». | ||
36 | А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | ||
37 | Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. | ||
38 | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | ||
39 | Вн. чт. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | ||
40 | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский. А.К. Толстой. И.А. Бунин. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века. | ||
41 | М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | ||
42 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. | ||
43 | Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | ||
44 | Вн. чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького. «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | ||
45 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Юмор автора. | ||
46 | Вн. чт. В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | ||
47 | Л.Н. Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | ||
48 | А.П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Призыв к состраданию и уважению. | ||
49 | Вн. чт. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. | ||
50 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века). | ||
51 | Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | ||
52 | Контрольная работа «Письменный анализ эпизода или одного стихотворения». | ||
53 | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. | ||
54 | Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | ||
55 | Е.И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». | ||
56 | Вн. чт. Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | ||
57 | Вн. чт. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий). Единство человека м природы. | ||
58 | А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». философские проблемы в лирике Твардовского. | ||
59 | Вн. чт. Д.С. Лихачев. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. | ||
60 | М.М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | ||
61 | Вн. чт. Песни на слова русских поэтов XX века. А. вертинский «Доченьки»; И. Гофф «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». | ||
62 | Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта. | ||
63 | Р. Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. | ||
64 | Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. | ||
65 | Японские хокку (хайку). Особенности жанра. | ||
66 | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | ||
67 | Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. | ||
68 | Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето. | ||
69 | Резервный урок. | ||
70 | Резервный урок. |
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: былины, руны, мифологический эпос, поучение, ода, гротеск, понятие о теме и идее произведения, лирический, тоническое стихосложение, интервью как жанр публицистики, мемуары как публицистический жанр, особенности жанра хокку (хайку), (начальное представление); предание, гипербола, пословицы, поговорки, летопись, баллада, повесть, фольклоризм литературы, эпос, литературный герой, поэма, трехсложные размеры стиха, автобиографическое художественное произведение, герой-повествователь, сатира и юмор, лирический герой, публицистика (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему.
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
- Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2010 .
- Литература. 7 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
- Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.: Дрофа, 2010.
- Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).
- Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».
- Уроки литературы в 7 классе пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.Е. Кутейникова. – М.: Просвещение, 2009.
- Уроки литературы 7-8 класс. Виртуальная школа Кирилла и Медодия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 7класса (68 часов) по УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина.
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....
Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....
Комментарии
Надеюсь, кому-нибудь