Рабочая программа по литературе для 10 класса по учебнику Б.А. Ланина
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, основной образовательной программы среднего (полного) общего образования школы,учебного плана школы на 2018 – 2019 учебный год и авторской программы по литературе: «Литература: программа 5-11 классы общеобразовательных учреждений» ,Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. проф. Б.А. Ланина.- 2-е изд., перераб. - М.: «Вентана-Граф», 2017 г. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Данная авторская программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по литературе 10 класс | 139.5 КБ |
Календарно-тематическое планирование 10 класс литература к учебнику Б.А. Ланина | 41.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
г. Лыткарино Московской области
Утверждена |
решением педагогического совета |
от « »____________2018 г. |
Протокол № 1 |
Утверждена |
приказом по школе №___ |
от « »__________2018 г. |
директор школы |
____________Т.А.Брюзова |
Рабочая программа по литературе
10 класс
Разработала
Васильева Т.А.,
учитель русского языка
- г.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, основной образовательной программы среднего (полного) общего образования школы,учебного плана школы на 2018 – 2019 учебный год и авторской программы по литературе: «Литература: программа 5-11 классы общеобразовательных учреждений» ,Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. проф. Б.А. Ланина.- 2-е изд., перераб. - М.: «Вентана-Граф», 2017 г. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Данная авторская программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания, национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Особое внимание на уроках литературы уделяется изучению русской национальной культуры, пониманию традиций русского народа. Феномен существования литературного произведения во времени позволяет рассматривать литературные произведения древнерусской литературы, произведений XVII , XVIII, XIX века как факт современного литературного процесса и открывает удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования. В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников. Курс литературы в 10 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; воспитание учащихся средствами данного предмета, в том числе и на основе изучения русской национальной культуры, традиций русского народа, его мышления и миропонимания( в соответствии со спецификой работы МОУ СОШ № 3);
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса: устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Содержание обучения литературе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная и культуроведческая компетенции: осознание литературы как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения..
Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
- Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.
- Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.
- Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений.
- Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; осознать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа.
- На основе изучения русской народной культуры и традиций русского народа определять связь традиций и новаторства, преемственность литературных эпох (в соответствии со спецификой работы МОУ СОШ № 3)
6. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.
7. Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования устной и письменной речи.
Программа структурирована следующим образом:
10 класс: Литература первой половины XIX в.Литература второй половины XIX века.
11 класс: Литература первой половины XX в. Литература второй половины XX века.
Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.
Учет межпредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литературой и другими курсами. Курс литературы 10 класса опирается в большей степени на знание курса русскою языка, истории. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Развитие культуроведческой компетенции отражено в календарно-тематическом планировании данной рабочей программы в графе «Тема урока»: на уроках литературы в 10 классе в соответствии с тематикой урока изучаются явления литературы как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики на примере произведений устного народного творчества.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание обучения литературе, представленное в настоящей программе, рассчитано на 102 учебных часа для базового уровня. При этом в программе предусмотрены резервные часы. Это резервное время при разработке рабочей программы может быть использовано как для введения дополнительного содержания обучения (в том числе и дополнительных модулей), так и для увеличения времени на изучение отдельных модулей, проведение экскурсий и т. п.
II. Планируемые результаты
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по литературе являются:
• умение анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать аргументированную интерпретацию и личностную оценку произведению;
• умение определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;
• умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизненного и творческого пути писателя;
• умение выразительно читать произведения или фрагменты из них, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
• умение самостоятельно выполнять различные виды творческих устных и письменных работ, писать классные и домашние сочинения по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы.
Вклад изучения литературы на базовом уровне в формирование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы состоит в:
• овладении понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;
• приобретении читательского опыта и повышении читательской квалификации;
• умении привлекать изученный материал и использовать различные источники информации для решения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию;
• приобретении коммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую точку зрения, в корректности в общении, включая общение с помощью средств новых информационных технологий, в приобретении опыта участия в дискуссиях, в умении строить речевое и неречевое поведение в условиях межкультурного общения.
Предметные результаты проявляются в знаниях, умениях, компетентностях, характеризующих качество (уровень) овладения обучающимися содержанием учебного предмета в:
• способности ощущать и объяснять специфику литературы как вида творчества, понимании культурной ценности литературного творчества; понимании места литературы в ряду других искусств;
• умении сопоставлять новые прочитанные произведения со своим читательским опытом, оценивать литературные и визуальные интерпретации известных сюжетов;
• приобретении читательского опыта, приобщении к классическим образцам отечественной и мировой литературы, образцам современной литературы в пределах основной образовательной программы среднего общего образования; чтении и понимании литературных произведений разных жанров, созданных в различные эпохи;
• восприятии, интерпретации и критической оценке прочитанного с учётом авторской позиции; смысловом и эстетическом анализе художественного текста; понимании и формулировании авторского замысла и авторской позиции; сопоставлении (с точки зрения авторского замысла и авторской позиции) одного произведения с другими произведениями того же автора или того же жанра; умении находить элементы художественной структуры литературного произведения и формировать целостное эстетически осмысленное представление о прочитанном;
• способности применять полученные знания в речевой практике и при анализе художественных текстов; обоснованно и квалифицированно анализировать и оценивать литературные произведения в устной и письменной форме.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В познавательной сфере:
- уметь воспринимать художественное произведение с учетом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции; выделять изобразительно-выразительных средств языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его содержание;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
В ценностно-ориентационной сфере:
- интерпретировать произведение на основе личностного восприятия;
- различать авторский замысел и особенностями его воплощения;
- выделять сквозные линии развития литературы, составляющие ее национальную специфику («маленький человек», «лишний человек» и т.д.);
В эстетической сфере:
- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств, развивать художественный вкус.
В результате изучения литературы па базовом уровне ученик должен: знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой: раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
III. Содержание тем учебного курса
Реализм как литературное направление. Тропы и стилистические фигуры. Драма как жанр. Понятие об экзистенциальном романе. Роман-эпопея. Художественная деталь. Гротеск и фантастический элемент в сатирическом произведении. Драма как род литературы. Виды драмы. Символическая деталь. Диалог в драме. Способы выражения авторской позиции в драме. Акмеизм. Футуризм. Реализм и социалистический реализм. Аллюзии и реминисценции. Жанровые особенности повести-притчи. Жанр иронической эпопеи. Связь литературы с другими искусствами.
Литература первой половины ХIХ века А. С. Пушкин Жизнь и творчество (повторение и обобщение). «Борис Годунов». Историческая основа трагедии, её композиция и проблематика. Образ Бориса Годунова, тема власти. Образ самозванца. Тема народа в трагедии. Поэма «Медный всадник». Историческая повесть и гимн городу Петра. Образ Петра как преобразователя России и как «медного истукана». Пётр и Евгений. Психологизм переживаний Евгения, мастерство поэта в описании города Петра и картины наводнения. Два бунта в повести — стихии и человека. Трагический финал. Художественные особенности стиля произведения. «Медный всадник» в русской критике. Тема для обсуждения : Образ Петра в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». Литература Николаевской эпохи. Литературная критика. Западники и славянофилы. Романтизм и реализм.
Из зарубежной литературы Г. Флобер Из биографии писателя. Роман «Госпожа Бовари». Проблема пошлости жизни. Провинциальные нравы. Эмма Бовари и её зависимость от воззрений и обычаев среды. Любовный треугольник: Шарль, Родольф и Эмма — разное отношение к любви. Игра страстей, фальшь, притворство и их жертвы. Афоризмы Флобера. В. Набоков. «Лекции по зарубежной литературе: Г. Флобер „Госпожа Бовари“». Стендаль «Красное и черное».
Расцвет русского реализма. И. А. Гончаров. Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Обломов». История создания романа, его композиционные, художественные особенности. Точность и ёмкость художественной детали. Анализ эпизода «Посетители Обломова», сюжетная роль второстепенных персонажей. Слияние комического и патетического в обрисовке Обломова. Юмор у Гончарова. Анализ эпизода «Сон Обломова», формирование характера заглавного героя. Обломов и Штольц как контрастные образы. Рационализм Штольца и созерцательность Обломова. Обломов и Ольга. Тема любви. Любовная линия в романе. Обломов и обломовщина. Проблематика романа. Исторические и социальные корни обломовщины. Споры о романе. Д. И. Писарев. «Обломов. Роман Гончарова». А. В. Дружинин. «Роман И. А. Гончарова». Тема для обсуждения: Поиски положительных начал в русской жизни и в русском национальном характере. Тема для ученического исследования: Споры об «Обломове» в русской критике разных эпох.
А. Н. Островский. Очерк жизни и творчества драматурга. Островский и становление русского театра. Драма «Гроза». Проблематика пьесы. Панорама провинциальной жизни. Своеобразие завязки драмы. Система образов (Кулигин, Борис, Феклуша и др.). «Жестокие нравы» «тёмного царства», замкнутость и убожество калиновского мира. Самодуры в пьесе: Кабаниха, Дикой, Образ Катерины. Жизнь Катерины в доме родителей. Внутренняя борьба героини, незаурядность её характера. Трагедия Катерины. Анализ ключевых сцен. Конфликт драмы, символика названия, споры о пьесе. Н. А. Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве». Тема для обсуждения: Тема «горячего сердца» и «тёмного царства» в пьесах драматурга. Тема для ученического исследования: Оценка пьесы в русской критике. «Гроза» на сцене. Сопоставительный анализ с «Госпожой Бовари» Г. Флобера.
И. С. Тургенев Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Отцы и дети». История создания романа, его композиция и жанр. Чуткость писателя к нарождающимся явлениям русской общественной жизни. Система персонажей. Образ Базарова. Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов — антиподы, воплощающие два личностных и социальных типа. Антагонизм и преемственность поколений в изображении Тургенева. Анализ эпизода «Дуэль Е. Базарова и П. П. Кирсанова». Женские образы в романе, А. С. Одинцова. Роль заключительных страниц романа эпилога / финала в романе. Базаров как трагический герой. Споры вокруг романа (статьи Д. И. Писарева «Базаров», М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», Н. Н. Страхова «Отцы и дети»). Авторская позиция. Поэзия красоты и любви, временное и вечное в романе. Тема для обсуждения: Проблема «сознательно-героической натуры» как одна из основных в творчестве Тургенева. Тема для ученического исследования: Критические статьи о произведениях И. С. Тургенева. Обобщающая тема для обсуждения: Герой времени в русской литературе XIX века. А. Бём. «Мысли о Тургеневе».
М. Е. Салтыков-Щедрин Очерк жизни и творчества писателя. «История одного города» (обзор). Замысел романа «История одного города», его художественные особенности.Позиция повествователя, способы её выражения. Авторская оценка происходящих в романе событий. Образы градоначальников. Гротеск как ведущий художественный приём. Народ и власть в романе. Тема для обсуждения: Патриотичен ли сатирический взгляд на русскую историю? Б. М. Эйхенбаум. «„История одного города“ М. Е. Салтыкова-Щедрина» (комментарий).
Н. С. Лесков Очерк жизни и творчества писателя. Рассказ «Тупейный художник». Русский национальный характер в произведениях Лескова. Сказовая манера повествования. Своеобразие художественного мира Лескова. «Иконостас святых и праведников» (М. Горький) в произведениях писателя. П. М. Пильский. «Истерзанный» (К 100-летию рождения Лескова).
Наедине с поэтом: из русской поэзии середины и второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев Жизнь и творчество поэта. Художественные особенности лирики. Антитеза как один из основных художественных приёмов. Тема природы в лирике Тютчева. Пантеизм Тютчева. Тема любви в лирике поэта. Любовь как «поединок роковой». Пластическая точность образов, их символический смысл. Философские мотивы и тема России в лирике Тютчева. Трагическое ощущение мимолётности бытия; мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Соотнесение в поэзии макрокосма и микрокосма. Выразительное чтение и анализ стихотворений Тютчева.
А. А. Фет. «О стихотворениях Ф. Тютчева». И. С. Тургенев. «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева». В. Я. Брюсов. «Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества». Ю. К. Терапиано. «К юбилею Тютчева». Тема для обсуждения: Взаимосвязь любви и природы в лирике Тютчева. А. А. Фет Жизнь и творчество поэта. Поэзия Фета и теория «чистого искусства». Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет). Ранняя лирика Фета: темы и образы. Изображение мимолётных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Поздняя лирика Фета. Сборник «Вечерние огни». Музыкальность и импрессионизм поэзии Фета. Выразительное чтение и анализ стихотворений Фета. Ф. М. Достоевский. «Г-н — бов и вопрос об искусстве». Д. И. Писарев. «Цветы невинного юмора». В. Я. Брюсов. «А. А. Фет. Искусство или жизнь». М. Л. Гаспаров. «Фет безглагольный». Тема для обсуждения: Гражданская поэзия и «чистая лирика» в XIX веке.
Н. А. Некрасов Очерк жизни и творчества поэта. Натуральная школа. Традиции и новаторство в лирике Некрасова. Лирика Некрасова, её художественные особенности. Гражданский пафос лирики Некрасова. Основные темы лирики Некрасова: тема народной жизни, любви, поэта и поэзии. Мотивы тоски и неудовлетворённости жизнью. «Панаевский цикл» как роман в стихах. Трагизм любовной лирики, её диалогичность и экспрессивность. Тема ответственности поэта за своё творчество. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, сюжет и композиция поэмы. Варианты композиции. Поэма Некрасова как «эпопея современной крестьянской жизни» (Н. А. Некрасов). Образ дороги и путешествия, пролог и картина пира в роли развязки поэмы. Герои поэмы и тема народного счастья. Различное понимание счастья героями. Народная точка зрения на события поэмы. Правдоискательство, совестливость, непокорность, мятежность русского характера. Христианские мотивы и их переосмысление. Язык и стиль поэмы. Фольклорные мотивы. Хоровое начало и песенность как художественные особенности народной эпопеи. Речевые обороты и стилистика народной речи. Критика о поэме. Тема для обсуждения: Поэтическое новаторство Н. А. Некрасова. Обобщающая тема для обсуждения: Стиховое многообразие русской лирики. А. В. Дружинин. «Стихотворения Н. Некрасова». И. А. Панаев. «Воспоминания». А. А. Григорьев. «Стихотворения Н. Некрасова». Ф. М. Достоевский. «Дневник писателя». З. Н. Гиппиус. «Загадка Некрасова». В. В. Розанов. «25-летие кончины Некрасова». Ю. И. Айхенвальд. «Силуэты русских писателей».
Эпоха великих романов. Л. Н. Толстой Жизнь и творчество. Роман «Война и мир». История создания романа; композиция, жанровые особенности. Первый русский роман-эпопея. Экспозиция романа. Завязка исторического повествования. Система персонажей. Психологизм Толстого. Диалектика души. Объективность и авторское комментирование событий в романе. Тема семьи в романе: Ростовы и Болконские. Образ князя Андрея Болконского. Образ графа Пьера Безухова. Тема войны в романе. Роль батальных сцен: Шенграбен, Аустерлиц, Бородино. «Скрытая теплота патриотизма». Исторические персонажи в романе. Два типа полководцев: Кутузов и Наполеон. Бородинское сражение как кульминация романа. Анализ эпизода. Мысль народная. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Женские образы в романе. Образ Наташи Ростовой. Нравственные искания героев романа. Ум и чувство толстовских героев. Философия истории в романе. Смысл эпилога. Символика названия романа. А. В. Чичерин. «Идеи и стиль».
Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество. Почвенничество. Роман «Преступление и наказание». История создания романа «Преступление и наказание», психологизм произведения. Теория Раскольникова и его преступление. Сон первый. Анализ эпизода. Образ Петербурга. Униженные и оскорблённые. Преступление Раскольникова. Двойники Раскольникова. Лужин и Свидригайлов. Раскольников и Порфирий Петрович. Мастерство диалога. Образ Сони Мармеладовой. Евангельские мотивы в романе. Роль эпилога. Нравственная проблематика романа. Тема нравственного воскрешения. Полифония романа. Тонкость психологического анализа и глубина философского содержания. Авторская позиция. Споры о романе. М. М. Бахтин. «Проблемы поэтики Ф. М. Достоевского».
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Учебно-тематический план «Литература. 10 класс»
№ | Наименование разделов | Кол-во часов | Развитие речи сочинения | Проверочные работы |
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА | ||||
1 | Введение. | 2 | ||
Литература первой половины XIX века | 4 | 1 | ||
2 | А. С. Пушкин. | 4 |
| |
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века | 3 | |||
1 | Г.Флобер «Госпожа Бовари» | 1 | ||
2 | Стендаль «Красное и черное» | 2 | ||
Литература второй половины XIX века | 79 | 6 | 2 | |
1 | Обзор русской литературы второй половины XIX века | 1 | ||
2 | А. Н. Островский | 6 | ||
3 | И. А. Гончаров | 5 | 1 |
|
4 | И. С. Тургенев | 8 | 1 | 1 |
5 | Н. А. Некрасов | 5 | 1 | |
6 | Ф. И. Тютчев | 3 | ||
7 | А. А. Фет | 3 | ||
8 | Н. С. Лесков | 2 | ||
9 | М. Е. Салтыков-Щедрин | 2 | ||
10 | А. К. Толстой | 1 | ||
11 | Л. Н. Толстой | 19 | 1 | |
12 | Ф. М. Достоевский | 13 | 1 | |
13 | А. П. Чехов | 9 | 1 | 1 |
14 | Обобщающий урок | 1 | ||
Резервные часы | 4 | |||
ИТОГО: 102 часа: 98 ч. +4 ч. резерв | 89 | 7 | 2 |
Предварительный просмотр:
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Литература. 10 класс.
102 часа (3 часа в неделю)
Формы контроля
Условные обозначения | |||
УО | Устный опрос | ИЗ | Индивидуальное задание |
ФО | Фронтальный опрос | ЛР | Лабораторная работа |
СР | Самостоятельная работа | КР | Контрольная работа |
ПР | Практическая работа | ПРО | Проверочная работа |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата | Дата | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | По плану | Фактически | |
1 | Вводный урок. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры | 1 | лекция | Составление тезисного плана лекции учителя. | План-конспект статьи учебника. | Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой | 1 нед сентября | ||
2 | Литература николаевской эпохи | 1 | Лекция беседа | Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения. | ФО | Знать жанрово-композиционную основу произведения Уметь раскрыть конфликт личности и государства | |||
3 | Литературная критика 19 века. | 1 | Беседа | Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения | ФО | Решаем читательские задачи | |||
4 | А.С.Пушкин. «Борис Годунов» Историческая основа повести. | 1 | лекция | Составление тезисного плана лекции учителя. | ИЗ | Сведения о жизни и творчестве поэта, тематику трагедий. | 2 нед сентября | ||
5 | «Борис Годунов» Трагедия Бориса. Борис и самозванец. Народ в трагедии. | 1 | Беседа, анализ стихотворений | Сюжетно-композиционный анализ текста | ФО УО | Уметь отличать историю 20 г. 19 в. Анализ драмы, художественных приёмов поэта | |||
6,7 | Р\Р Написание сочинения по драматическим произведениям А.С. Пушкина. | 2 | р/р | Уметь аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению | СМ | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь | 2-3 нед сентября | ||
8 | Ф.Стендаль- представитель зарубежной классической литературы. Жизнь и творчество. | 1 | Комбинированный урок | Составление плана-конспекта | ИЗ, ФО |
Знать и понимать тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов. | |||
9 10 | Роман «Красное и черное». Жюльен Сорель –главный герой романа. | 2 | Комбинированный урок | Чтение наизусть, аналитическая работа с текстом | ФО УО | 3-4 нед сентября | |||
11 | Гюстав Флобер- представитель зарубежной классической литературы. Жизнь и творчество. | 1 | Комбинированный урок | Анализ прозаического произведения на тему жизни и смерти. | УО | афоризм | |||
12 | Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Три романа писателя. | 1 | Лекция | Лекция с элементами беседы | ФО | Знать факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа. Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества | |||
13 | Роман «Обломов». История создания романа. Композиция романа | 1 | Беседа | Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста | Письменная работа | 5 нед (октябрь) | |||
14 | Обломов – его сущность, характер, судьба. Суть обломовщины. | 1 | Беседа | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала. Знать понятие «обломовщина» Уметь находить признаки явления в жизни и в романе | ИЗ | Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл. | |||
15 | Автор и его герой. | 1 | Урок-диспут | Решение читательских вопросов | Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»; Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера | ||||
16 | Штольц и Обломов. Сравнительная характеристика. Проверочная работа. | 1 | Практикум | Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода | Проект | Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя. Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы. | 6 нед (октябрь) | ||
17 | Обломов и Ольга Ильинская(Женские образы в романе). | 1 | практикум | Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение. | Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств | ||||
18 | Юмор и лиризм в романе. Дальнейшая судьба героев романа. Захар. | 1 | Внеклассное чтение | Анализ прозаического произведения на основе художественного концепта и проблематики. | ФО | Знать текст произведения. Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики. | |||
19 | Художественное своеобразие стиля романа И.А. Гончарова «Обломов». Оценка романа в русской критике. | 1 | Лекция | Составление плана-конспекта | Письменная работа | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь. | 7 нед (октябрь) | ||
20 | Р.Р. Сочинение по роману «Обломов» | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь сочинение | ||||
21 | А.Н.Островский Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. | 1 | Лекция с элементами беседы | Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста | План-конспект лекции | Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт. Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями. | |||
22-23 | Пьеса «Гроза» история создания, смысл названия, своеобразие конфликта. Приемы раскрытия характеров. | 2 | Беседа. | Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода | ФО | Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы. Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка) | 8 нед (октябрь) | ||
24-25 | Город Калинов и его обитатели. Народные верования в городе К. | 2 | Беседа. | Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ | ИЗ, ФО | Знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление, роль религиозности в духовном мире человека. Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины. | 9 нед (ноябрь) | ||
26 | Трагедия Катерины. Нравственная проблематика пьесы. | 1 | Беседа | Развитие навыков характеристики образа | |||||
27 | Споры о «Грозе» и ее создателе. | 1 | Исследование | Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе. | ФО | Знать словесную символику драмы, литературную критику. Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь сочинение | |||
28 | Р.Р. Сочинение по пьесе А.Н. Островского | 1 | Развитие речи | Характеристика персонажей в системе образов | ФО | 10 нед (ноябрь) | |||
29 | Драма «Бесприданница». Трагедия талантливой личности | 1 | Текущий опрос, беседа | Уметь анализировать образ | УО | Знать средства создания образа в драматическом произведении | |||
30 | Драма «Бесприданница». Образы купцов, характеристика Паратова | 1 | Текущий опрос, беседа | Характеристика персонажей в системе образов | ФО | Знать средства создания образа в драматическом произведении | |||
31 | Искушение – лейтмотив драмы «Бесприданница» | 1 | Текущий опрос, беседа | Развитие навыков характеристики образа | ФО | Уметь работать с текстом | 11 нед (ноябрь) | ||
32 | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. | 1 | Лекция с элементами беседы | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего | ИЗ | Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя. Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве | |||
33 | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе. | 1 | Лекция с элементами беседы | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего | ИЗ | Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя. Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве | |||
34 | И.С.Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». | 1 | Семинарское занятие | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации. | ФО ИЗ | Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси. Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа. | 12 нед (ноябрь) | ||
35 36 | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. | 2 | Урок-диспут | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения. | ИЗ ФО | Знать понятие духовный конфликт, текст произведения. Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст. | |||
37 |
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». | 1 | Комбинированный урок | Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика. | ИЗ ФО | Знать понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста. Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев. | 13 нед (декабрь) | ||
38 | Любовь и счастье в романе | 1 | Комбинированный урок | Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, сравнительная характеристика; презентации аналитического характера. | ИЗ ФО | Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова. Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью. | |||
39 | Анализ эпизода «Смерть Базарова» | 1 | практикум | Решение читательских задач | ПР | Анализ эпизода | |||
40 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | 1 | практикум | Анализ эпизода романа. | ИЗ ПР тест | Знать особенности анализа эпизода в произведении. Уметь анализировать эпизод | 14 нед (декабрь) | ||
41 42 | Р\Р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | 2 | Развитие речи | Характеристика персонажей в системе образов | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь | ||||
43 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизненный и творческий путь. Сказки Салтыкова-Щедрина. Фольклорные традиции в сказках С.-Щ. | 1 | Лекция с элементами беседы | Аналитическая работа с текстами | СР | Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок. Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику | 15 нед (декабрь) | ||
44-46 | Роман «История одного города» .Замысел романа. Образы градоначальников. | 3 | Беседа, практикум | Аналитическая работа с текстом. | Решаем читательские задачи | Уметь различать комическое и трагическое | 16 нед (декабрь) | ||
47 48 49 50 | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. | 1 | Лекция | Анализ философских стихотворений поэта | ИЗ ФО | ||||
Художественные особенности лирики Тютчева | 1 | Литературная мастерская | Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики. Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания. | 2 полугодие 18 нед | |||||
Тема природы в лирике Тютчева | 1 | ||||||||
Философская лирика Тютчева | 1 | ||||||||
51 | Любовная лирика Тютчева | 1 | Комбинированный урок практикум | Анализ лирических стихотворений поэта. | УО | Знать разнообразие тематики стих-ий поэта Уметь анализировать лирические стихотворения. | 18 нед январь | ||
52 | Тема России в творчестве Тютчева. О стихотворениях Тютчева. | 1 | Защита проектов | УО | Знать разнообразие тематики стих-ий поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии. Уметь анализировать любовные лирические стих-ия | 18 нед январь | |||
53 54 55-56 | А.А.Фет Жизнь и творчество. | 1 | Лекция с элементами беседы Литературная мастерская | Сообщение о поэте. Анализ стихотворений Решаем читательские задачи | УО ФО | Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта. Уметь анализировать стих-ия. Раскрывать их философский характер. | |||
Тема любви и природы в ранней лирике А.А.Фета. | 1 | ||||||||
Поздняя лирика А.А. Фета | 1 | ||||||||
Р.Р. Сочинение по творчеству Тютчева и Фета | 2 | 19 нед (январь) | |||||||
57 | Критики о творчестве А.А.Фета. | 1 | практикум | Защита проектов | УО | Научиться работать с критическими статьями | |||
58 59 | Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта. | 1 | Лекция с элементами беседы | Сообщение о поэте. анализ стих-ий. Презентация о поэте, писателе и журналисте А.Н.Некрасове | ИЗ | Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта. | 20 нед. (январь) | ||
Тема народа в творчестве А.Н.Некрасова. | 1 | ||||||||
60 | Тема поэта и поэзии в лирике А.Н.Некрасова | 1 | Комбинированный урок | Анализ стихотворений поэта, формулировка основных выводов | УО ФО | Знать суждения поэта о поэтическом труде в стихотворениях. Уметь анализировать стихотворения. | |||
61 | Тема любви в лирике Некрасова. | 1 | семинар | Чтение и анализ лирики . определение тем, мотивов, героя. Определение средств выразительности | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | 21 нед. (февраль) | |||
62-63 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. | 2 | Комбинированный урок | Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей. | ФО | Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. | |||
64 65 66 | Герои поэмы и тема народного счастья в поэме. | 3 | Комбинированный урок | Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом. | ИЗ ФО | Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уметь характеризовать героев | 22 нед (февраль) | ||
67 | Язык и стиль поэмы Критики о творчестве А.Н. Некрасова | 1 | практикум | Аналитическая работа с текстом поэмы, выявление средств художественной выразительности | ИЗ ФО | Знать фольклорную народную основу языка поэмы. Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей. Научиться работать с критическими статьями | 23 нед (февраль) | ||
68-69 | Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. | 2 | Лекция с элементами беседы | Сообщения о писателе | ИЗ ФО | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь строить сообщение о писателе. | |||
70 | Внеклассное чтение. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Толстого. | 1 | Внеклассное чтение | Анализ эпизодов | ИЗ | Знать историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл. Уметь анализировать отдельные эпизоды | 24 (февраль) | ||
71 | «Война и мир». История создания. Композиция. | 1 | Комбинированный урок | План-конспект; сообщения об истории создания романа | ИЗ | Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие. Уметь определять систему нравственных ценностей романа | |||
72 | Система персонажей | 1 | |||||||
73 | «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир) | 1 | Комбинированный урок | Анализ эпизодов | ФО | Знать нормы жизни представителей высшего света, отношение к ним Уметь сопоставлять нормы жизни людей, анализировать эпизод | 25 нед. (март) | ||
74 | Именины у Ростовых. Лысые Горы. | 1 | Комбинированный урок | Анализ эпизодов | ИЗ ФО | Использовать знания для анализа эпизодов Знать нравственные ценности людей | |||
75 | Изображение войны 1805-1807гг. в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения | 1 | Семинар | Анализ эпизодов | ИЗ ФО ПР | Уметь раскрыть особенности изображения войны, своеобразие создания исторических личностей. Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка | |||
76 | Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. | 1 | Семинар | Анализ эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов | ИЗ ФО ПР | Знать исторические процессы в стране через судьбы героев. Уметь давать хар-ку героев, проследить исторические процессы в стране через судьбы героев | 26 нед. (март) | ||
77 | Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. | 1 | Комбинированный урок | Анализ эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов | ИЗ ФО ПР | Знать глубину и своеобразие внутренней жизни героев. Уметь раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев | |||
78 | Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г Философия войны в романе | 1 | Комбинированный урок | Анализ эпизодов | ИЗ ФО ПР | Знать композиционную роль философских глав, основные положения философских взглядов писателя | |||
79 | Изображение войны 1812 г. | 1 | Комбинированный урок | Анализ эпизодов | ИЗ ФО ПР | Знать особенности изображения войны Уметь выявлять идейно-художественные особенности изображения войны | 27 нед. (март) | ||
80 | «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».(Образы Кутузова и Наполеона) | 1 | Комбинированный урок | Анализ эпизодов Работа в группах | ИЗ ФО ПР | Сопоставительная характеристика: величие Кутузова и тщеславие и безнравственность Наполеона. Знать антитезу как центральный композиционный приём. Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории. | |||
81 | «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе) | 1 | семинар | Анализ эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов | ИЗ ФО | Сравнительная характеристика: Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сцены Бородинского сражении: анализ поведения героев.Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе. Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев. | |||
82 | «Мысль народная» в романе. | 1 | Комбинированный урок | Анализ эпизодов Работа в группах | ИЗ ФО | Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война». | 28 (март) | ||
83 | Решение главной мысли: предназначение человека(т.2 и эпилог). | 1 | Комбинированный урок | Проверочная работа | тест | Знать сходство и различие в изображении мирной жизни по т.11 и эпилогу Уметь проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по т.11 и эпилогу | |||
84 | В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? | 1 | Комбинированный урок | Защита проектов Характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману. | ИЗ ФО | Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира. Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой. | |||
85 | Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | 1 | Комбинированный урок | Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова | ИЗ тест | Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики | 29 нед. (апрель) | ||
86 | «Мысль семейная» в романе | 1 | Комбинированный урок | Анализ эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов | ИЗ ФО | Знать о «мысли семейной в романе». Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности. | |||
87 88 | Р.Р. Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого. | 2 | Развитие речи | Сочинение. | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь. | 30 нед. (апрель) | |||
89 | Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. | 1 | лекция | Сообщения о писателе, об особенности его творческого метода. | ИЗ | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь выступать с сообщениями о писателе. | |||
90 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского. | 1 | Комбинированный урок | Развернутые рассуждения о Петербурге на основе комментария текста | ИЗ | Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста. Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения | |||
91 92 | История создания романа «Преступление и наказания». «Маленькие люди» в романе. | 2 | Комбинированный урок | Развернутые сообщения. | ИЗ | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа. Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов. | 31 нед (апрель) | ||
93 94 | Духовные искания героя и способы их выявления. Теория Раскольникова и ее развенчание | 2 | Урок-диспут | Развернутые ответы на основе работы с текстом, обобщением о социальных и философских источниках преступления Раскольникова. | ФО | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории. | 32 нед (май) | ||
95 | «Двойники» Раскольникова. Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Роль эпилога. | 1 | Комбинированный урок | Развернутые ответы на основе работы с текстом: характеристика «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова | ИЗ | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию. Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова. Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя. | |||
96 | Сочинение по роману «Преступление и наказание» | 1 | Развитие речи | Сочинение. | С | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь. | 33 нед (май) | ||
97 98 | А.П.Чехов. Особенности рассказов 80-90х годов. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах | 2 | Лекция с элементами беседы | Анализ рассказов. Работа в группах | ФО | Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия | 34 нед (май) | ||
99 | Итоговый урок. Список литературы на лето. | 1 | Урок обобщения | УО | Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой | май | |||
100-102 | Резервные часы | 3 | Уроки повторения, обобщения |
Программу составила: учитель Васильева Т. А.
______________________
« Утверждено» «Согласовано»
На заседании ШМО « »_____________ Зам.директора по УВР____________(Л.В. Анаскина)
Протокол №____ от ________________2018 г. _________________________________________2018 г.
Руководитель ШМО___________(Р.Ш. Лютак)
________________________________2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс (к учебнику-хрестоматии под ред В.Я. Коровиной)
Программа на 70 часов...
Рабочая программа по литературе 7 класс (к учебнику-хрестоматии под ред В.Я. Коровиной)
Рабочая программа на 70 часов...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.
Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....
рабочая программа по литературе, 5 класс, под редакцией Б.А. Ланина
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе 5-9 классы общеобразовательных учреждений под редакцией проф. Б.А. Ланина, М.: Вентана-Граф, 20...
Рабочая программа по литературе. 6 класс. По учебнику Ланина
Рабочая программа по литературе по учебнику Ланина : 6 класс...
Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....