Технологическая карта урока литературы на тему "Протест Герасима против крепостного права"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия, показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян.
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_na_temu_protest_gerasima_potiv_krepostnogo_prava.docx | 40.44 КБ |
marshrutnaya_karta.docx | 20.02 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы на тему «Протест Герасима против крепостного права» по рассказу
И. С. Тургенева «Муму».
Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия, показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян.
Планируемые результаты
Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания; давать характеристику героя по его поступкам, поведению, называть основные черты характера героя; владение литературными терминами при анализе литературного произведения.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.
Коммуникативные: слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
Основные понятия: крепостное право, крепостной, протест, прототип.
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.
Методы и средства обучения: индивидуальная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, работа с текстом.
Форма контроля: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа, выразительное чтение, составление кластера, аргументированное высказывание, применение цитат из теста.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1.Мотивация | Здравствуйте! Добрый день!А для того, чтобы в этот добрый день мы были добры и друг к другу приглашаю вас повернуться друг к другу и улыбнуться. Спасибо. - Ребята! У вас на столах лежат маршрутные листы, подпишите их. На слайде вы видите героев произведений и одного автора. Установите соответствие между автором и героем произведения. -Да,мы прочитали рассказ”И.С.Тургенева “Муму. Автор рассказа еще в детстве дал такую клятву: «Я не мог оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право, против чего я решил бороться до конца …». Я предлагаю вам заполнить пропуски в данных предложениях нужными словами. -Самым замечательным лицом был дворник...(Герасим) -Рассказ И.С.Тургенева “Муму” направлен ....(против)произвола помещиков. -В судьбе Герасима виновата не столько барышня,а существующий строй,т.е ....(крепостное право). - Самовольным уходом в деревню Герасим объявляет ....(протест) против барыни. На доске вы видите ключевые слова,которые помогут нам определиться с темой нашего урока. (Герасим,против,крепостное право,протест ).Итак ,тема урока | Устанавливают соответствие между автором и героем произведения. Объясняют смысл высказывания, связывают его с изученным .
(формулируют тему) | Комфортное включение в урок Умение установить связь между отдельными предметами, явлениями. Умение подключать внимание, память, мышление. Знать сведения из биографии писателя; понимать связь литературного произведения с эпохой их написания; Взаимодействие с учителем во время опроса, ведение диалога, построение монологического высказывания. Умение воспроизводить текст, умение использовать исторические термины. Умение подключать внимание, память, мышление. Умение извлекать и выделять необходимую информацию текста. |
2.Целеполагание | -Ребята, внимательно прочитайте формулировку темы. Как вы понимаете значение слова протест? -Получается, Герасим возражает, выступает против крепостного права. Но ведь он и глухой, и немой?! Вот мы с вами, умея разговаривать, выражаем свой протест, свое несогласие с чем-то словами, кричим. А Герасим этого не мог сделать. Так что же он сделал? Вот мы и должны ответить на вопрос… Да, вы правы. Нам надо выяснить: в чем заключается протест героя. -А чтобы найти ответ на этот вопрос мы должны поставить перед собой задачи. Взгляните на слайд. Решение каких задач нам поможет найти ответ на наш вопрос? | Протест-это сопротивление, недовольство, несогласие, возмущение (работа с толковым словарем синонимов) Как же Герасим протестует? Что же он делает? Выбирают задачи урока | Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование. Расширение словарного запаса. Умение определять для себя актуальную цель. Умение подключать внимание, память, мышление. Умение подключать внимание, память, мышление. |
3.Актуализация знаний | Проверка д/з: прочитать по толковому словарю определения к словам крепостное право, крепостной, прототип, проблема. -На ваших маршрутных картах в первом задании даны определения. Вам необходимо рядом с каждым определением написать соответствующий термин. Кто является прототипом Герасима? -Да, Андрей остался служить своей помещице. Что интересного заметили? Для выяснения этой проблемы предлагаю вспомнить содержание рассказа. | Самостоятельная работа (осуществляют взаимный контроль) Сюжет рассказа «Муму» основан на реальных событиях. Под образом барыни явилась его мать Варвара, а персонажем Герасима был немой дворник Андрей, Муму - собака породы спаниель. Только вот после гибели собаки Андрей остался служить барыне. -Проблема: почему Тургенев изменил финал реальной истории? | Умение структурировать знания, анализировать, сравнивать, актуализация исторических и литературных знаний, выделение существенной информации, Умение понимать смысл текста и умение работать с понятиями Осознание необходимости в получении новых знаний. |
4.Обобщение и систематизация знаний:
| Для этого вам необходимо правильно выстроить сюжет Проставьте номера перед каждым предложением. Герасим уходит из барского дома в деревню. Жизнь Герасима в доме барыни. Герасим находит щенка. Расставание с Татьяной. Барыня требует уничтожить собаку. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. | Работают в парах (обсуждают задание, осуществляют взаимный контроль.) | Умение находить существенное, видеть смысл текста, его главную мысль
|
-Какие черты характера Герасима проявляются в его поведении и поступках? Для этого предлагаю составить кластер, используя прилагательные или цитаты из текста. Напишите фломастерами на цветной вклейке ваши слова и приклейте на листы. Так какими же чертами обладает наш Герасим? | Работа в группах. Работа у доски (прикрепляют листики со словами) (Защита кластера одним из учеников) | Составление кластера о Герасиме. Уметь составлять характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста | |
5.Физминутка | -Ребята, потрудились, а теперь отдохнём. Проведем физкультминутку и заодно вспомним содержание рассказа. Все встаем и слушаем мои рассуждения. Если правильно-хлопаем в ладоши, если неправильно- топаем ножками. 1) Герасим вёл Муму на верёвочке. Гаврила послал вслед за ним Ерошку, который решил с Герасимом пообедать в трактире и погулять по городу. Правильно или неправильно? 2)Одна из компаньонок барыни держалась на случай бессонницы и, как ночной извозчик, спала днем. Правильно или неправильно? 3) Герасим ударил себя в грудь, как бы объявляя, что сам берётся уничтожить Муму. Но сам-то решил всех обмануть и спасти собаку. Правильно или неправильно? | Умение анализировать, понимать смысл текста | |
6.Выразительное чтение | Задание: найти в тексте предложения, начатые мной, и дочитать. Найти в них слова, с помощью которых автор передаёт душевное состояние героя. Стр.190. Переселенный в город…он Стр.221 Он шел по нему… Стр.221 Он спешил…без оглядки -Почему ушел Герасим самовольно? - Герасим изменился в конце произведения? | Работа с учебником Скучал, недоумевал Шел с отвагой, с решимостью Спешил без оглядки, спешил домой, шёл, -Герасим устал от произвола барыни -Гибель любимого существа и была той каплей, которой не доставало, чтобы решиться на протест Он стал решительным и сам решил распорядиться своей судьбой. | Уметь выразительно читать вслух и понимать прочитанное , уметь ориентироваться в тексте. Уметь выявлять эмоциональное состояние героя по содержанию текста. |
8. Рефлексия Оценочный этап | - Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему И.С. Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея? -Решили проблему урока?
-Таким образом, И.С. Тургенев показал победу Герасима не только над властью барыни, но и над своей рабской покорностью. -Ребята, оцените свою работу. Для этого внесите результаты заданий в последнюю таблицу маршрутного листа и поставьте себе оценку за урок. | В конце он взбунтовался против рабской покорности, чтобы не потерять своего человеческого достоинства. Автор концовкой рассказа выражает победу Герасима не только над гнётом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться. Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям Герасима. Уходя в деревню, Герасим выражает протест против крепостного права. -Я узнал… -Могу похвалить себя за … Мне понравилось … | Выявление личностно-эмоционального отношения к герою - умение структурировать знания. Подводят итоги, делятся впечатлениями. |
9. Домашнее задание | Ребятам предлагается выполнить домашнее задание на выбор: Ответьте письменно на вопрос: На оценку «3»-Чем Герасим отличается от остальных дворовых? На оценку «4»- Что особенно понравилось и поразило в рассказе «Муму»? На оценку «5»-Почему Герасим не взял Муму с собой в деревню? |
Литература:
В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для ОУ. Ч.1.- М.: Просвещение, 2013.
Е.В. Иванова. Дидактические материалы по литературе: 5 класс.- М.: Из-во «Экзамен», 2014.
Р.Г. Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся. Ч.1.- М.: Просвещение, 2015.
Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2014.
Предварительный просмотр:
Маршрутная карта ученика 5 класса _________________________
Допишите термин к определению (проверка домашнего задания .
I задание (Самостоятельная работа)
Термин | Определение | Балл |
реальное лицо, жизнь которого послужила автору основой для создания образа литературного героя. | ||
форма зависимости крестьян | ||
сложный вопрос, задача, требующие разрешения. | ||
крестьянин, зависимый от помещика. | ||
Итоговый балл |
II задание (Парная работа)
Проставьте номера перед каждым предложением
Номер предложе-ния | Сюжет | Балл |
Герасим уходит из барского дома в деревню. | ||
Жизнь Герасима в доме барыни. | ||
Герасим находит щенка. | ||
Расставание с Татьяной. | ||
Барыня требует уничтожить собаку. | ||
Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. | ||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ |
Проверяйте по слайду. За каждый правильный ответ ставим 1 балл
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ ЗА УРОК
Номер задания | Балл |
I задание | |
II задание | |
Всего |
ОЦЕНКА______
Норма оценки: 6-7 баллов- оценка «3»
8-9 баллов- оценка «4»
10 баллов и больше- оценка «5»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я не мог оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право, против чего я решил бороться до конца …» И.С.Тургенев
1)Самым замечательным лицом был дворник ... 2)Рассказ И.С.Тургенева “Муму” направлен ... произвола помещиков. 3)В судьбе Герасима виновата не столько барышня,а существующий строй, то есть ... 4)Самовольным уходом в деревню Герасим объявляет ... против барыни.
Тема урока: «Протест Герасима против крепостного права » Словарная работа ПРОТЕ́СТ-категорическое возражение против чего-нибудь, решительное заявление о несогласии, о нежелании чего-нибудь.
Наши задачи? -описать каморку, где жил Герасим, -вспомнить сюжет рассказа «Муму», - выделить черты характера Герасима, - выяснить причины поступков героя, -рассказать о разговоре Гаврилы с Татьяной
Цель урока: в чём заключается протест Герасима Задачи: вспомнить сюжет рассказа «Муму»; выделить черты характера Герасима; выяснить причины поступков героя.
Крепостное право – форма зависимости крестьян Крепостной – крестьянин, зависимый от помещика Проблема - -сложный вопрос, задача, требующий разрешения Прототип - реальное лицо, жизнь которого послужила автору основой для создания образа литературного героя.
Номер предложения СЮЖЕТ Балл Герасим уходит из барского дома в деревню. Жизнь Герасима в доме барыни. Герасим находит щенка. Расставание с Татьяной. Барыня требует уничтожить собаку. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
Номер предложения СЮЖЕТ Балл 6 Герасим уходит из барского дома в деревню. 1 Жизнь Герасима в доме барыни. 3 Герасим находит щенка. 2 Расставание с Татьяной. 4 Барыня требует уничтожить собаку. 5 Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
Почему Тургенев изменил реальную основу рассказа и заставил Герасима уйти в деревню? И . С. Тургенев показал победу Герасима не только над властью барыни, но и над собой, над своей рабской покорностью. Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным действиям Герасима. В финале он духовно свободный человек. Уходя в деревню, Герасим выражает протест против крепостного права .
Рефлексия СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: -Я узнал ... -Могу похвалить себя за то, что ... -Больше всего мне понравилось...
Домашнее задание Ответьте письменно на вопрос: На оценку « 3» -Чем Герасим отличается от остальных дворовых? На оценку «4» - Что особенно понравилось и поразило в рассказе «Муму»? На оценку «5» -Почему Герасим не взял Муму с собой в деревню?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Технологическая карта урока истории в 8 классе "Отмена крепостного права"
Тема, тип, цели, задачи, технологии урока...
Конспект урока по литературе на тему "И.С. Тургенев "Муму". Протест Герасима против крепостного права" (5 класс)
Тема урока: И.С. Тургенев «Муму». Протест Герасима против крепостного права.Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершит...
Технологическая карта урока литературы «Встать! Суд идет!» или «Права Маруси» (Короленко В. Г. "Дети подземелья") Парламентский урок
Интегрированный урок литературы и обществознания «Встать! Суд идет! Или «Права Маруси» представляет собой комбинированный вид урока. Это урок-суд, суд над взрослыми, которые в силу о...
Технологическая карта урока по теме "Александр II. Отмена крепостного права"
Технологическая карта урока по теме "Александр II. Отмена крепостного права"...
Технологическая карта урока литературы "Символический образ Герасима" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Материалы данной разработки помогут охарактеризовать образ Герасима....
Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»
Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»...