Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_uroka_mumu.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»
Класс 5А
Предмет Литература
Учитель Рапопорт В.Л.
Тема урока: Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»
Цели урока: провести анализ важнейших эпизодов рассказа, проследить изменения, произошедшие в мировоззрении главного героя, дать оценку крепостному праву.
Планируемые результаты
Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения,выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
Основные понятия: крепостное право, протест, лакейство, литературные термины: сравнение, прототип, экспозиция, эпилог.
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.
Методы и средства обучения: индивидуальная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, презентация, иллюстрации художников к рассказу.
Форма контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, презентация, составление синквейна, аргументированное высказывание, применение цитат из теста.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1.Мотивация | - Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие» -Почему на уроке мы говорим о жестокости? Назовем ключевые слова темы (Герасим – жестокость) - Еще в детстве молодой Тургенев дал аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все. Против чего я решил бороться до конца, с чем я решил никогда не примиряться…» (слайд 4) Добавьте еще ключевое слово, сформулируйте тему урока. | Отвечают на вопрос, объясняют смысл высказывания, связывают его с изученным произведением В словаре определение фразеологизма | Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; Взаимодействие с учителем во время опроса, ведение диалога, построение монологического высказывания |
2.Целеполагание | Какова цель урока? Чтобы достичь цель, какими знаниями надо обладать? | В чем заключается протест героя Знать главных героев, их взаимоотношения, основные черты характера героя, причины поступков Герасима | - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. |
3.Актуализация знаний | Определить значение понятия «крепостное право». Что говорит толковый словарь С.И.Ожегова о значении слова крепостной. Учитель напоминает о том, что у Герасима был реальный прототип - немой дворник Андрей, служивший у Варвары Петровны. Судьба Герасима очень напоминает судьбу Андрея, с той только разницей, что Андрей, утопив свою любимицу-собачку, остался по-прежнему служить барыне. А Герасим, как мы знаем, уходит от барыни, уходит самовольно, меняет свою жизнь. (слайд 5) В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: Почему Тургенев, рассказав в “Муму” историю Андрея, меняет финал рассказа? (слайд 6) Как в рассказе «Муму» отражается данная молодым писателем «аннибалова клятва» | Заранее подготовленный ученик читает определение. Определение по словарю | Умение структурировать знания, анализ, сравнение, синтез актуализация исторических и литературных знаний, выделение существенной информации, контроль и оценка прогнозирования |
4.Обобщение и систематизация знаний: черты характера Герасима | Вспомним сюжет рассказа. Сюжет рассказа представит ученик. Черты характера Герасима проявляются в поведении и поступках. 1) скучает по деревенской жизни, 2) с трудом привыкает к городской, 3) очень много работает, 4) ревностно исполняет свои обязанности, 5) во всем любит строгий порядок. 6) встреча с Татьяной 7) дарит бумажный платок на прощание 8) поведение за столом 9) дружба с Муму 10) обещание дворовым 11) возвращение в деревню | Дают определение термина – сюжет. Работают индивидуально по вопросам, пользуются выборочным пересказом, цитатами из текста. Дают характеристику Герасиму 1) любовь к деревенской жизни, 2) трудолюбие, трудоспособность 3) честность, усердие, исполнительность 5) строгость, серьезность нрава, степенность 6) способность к сильному и глубокому чувству, внимание, ласка, искренность 7) великодушие 8) способность постоять за друга. 9) чувство жалости и сострадания, человек с чутким сердцем, доброта 10) честность, верность слову | определение в произведении элементов сюжета, использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, интернет-ресурсы); принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия, готовит мини-рассказ. уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, |
Анализ эпизода «Сцена на лестнице» | Давайте прочитаем выразительно эпизод и постараемся ответить на вопросы: - Как ведет себя Герасим? - Чем он отличается от всей дворни? - Почему даже Степан видит отличие Герасима от остальных? - Почему все верят, что он сдержит данное слово? - Почему такой богатырь, как Герасим, вынужден подчиниться барыне? - Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни? (слайд 7) Подберите слова из рассказа, передающие содержание иллюстрации. | Выразительное чтение эпизода. Высказывание собственного мнения с убедительными аргументами. Вывод: ослушаться барыню он не может, но он понимает, что “людишки” не пощадят собаки, и в его силах оградить ее от мучений | формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения |
5.Минутка отдыха. | Представьте, что вы увидели двухметрового Герасима. Посмотрите на него сверху вниз, снизу вверх. | ||
6. «Прощание с Муму» | Вопросы: - Почему Герасим надел праздничный кафтан? - Почему он зашел в трактир и накормил собаку? (слайд 8) | Выразительное чтение эпизода. Высказывание собственного мнения с убедительными аргументами. | формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения |
7. Анализ Эпизода «Гибель Муму» | Выразительное чтение эпизода гибели Муму с использованием музыкального сопровождения. Вопросы: - Почему он так долго греб против течения? - Почему он решил утопить собаку именно там, где спас ее? (спасает ее от мучений и тогда, и сейчас) - До какого момента он полностью подчинен воле барыни? Слайд 9 - Что вы чувствуете, когда читаете этот эпизод? - Какие чувства вызвала у вас эта музыка? - Отражает ли она переживания Герасима, а ваши? Слово учителя: Вы с самого начала спрашивали, почему Герасим не ушел вместе с Муму? Ответьте сейчас, пожалуйста, на этот вопрос. (Потому что у него была психология «раба», он не мог ослушаться приказа) | Работают в группах, отвечая на вопросы, высказывают собственное мнения с убедительными аргументами. | формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения |
8.Анализ эпизода «Возвращение домой» |
Задание: найти глаголы, с помощью которых автор передаёт душевное состояние героя. - Что изменилось в нём? - Почему ушел Герасим самовольно? -Как природа встречает Герасима на родине? Прочитайте. -Тургенев использует в рассказе прием сравнения. Что такое сравнение? - С кем сравнивает автор Герасима в начале городской жизни? - Назовите сравнение в описании движения Герасима. Почему писатель использует такое сравнение? - Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью. - Что означал самовольный уход Герасима в деревню? -Как относится писатель к своему герою? | Ответы: В тот момент, когда Герасим утопил Муму, утопил, т.к. его сознание было рабским, сознанием крепостного человека, который не может ослушаться хозяйки, который не имеет права выбора, происходит прозрение Герасима. Это величайшее страдание - гибель от рук его самого горячо любимого им существа, было последней каплей, которая переродила Герасима. Он перестает быть рабом и становится свободным человеком, освобождается от барыни и решает уйти навсегда). Усердно и безостановочно шагал, спешил без оглядки, спешил домой, шёл, торопился. Он стал решительным и сам решил распорядиться своей судьбой В начале рассказа Тургенев сравнивал Герасима с «пойманным зверем», который не может распоряжаться своей судьбой, а в конце он «как лев выступал сильно и гордо» Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения, что помогает ощутить мощный прилив сил для защиты от опасностей. Уход Герасима означал решительный протест Герасима против произвола и надругательства барыни над чувством собственного достоинства. Восхищается, стремится вызвать к Герасиму глубокое сочувствие читателя и выразить идею отрицания крепостного права | Определение изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения |
9. Исследовательская работа по тексту. | Сравним, каким показан герой в экспозиции и эпилоге. Экспозиция немой и могучий работал за четверых смахивал на степенного гусака сложенный богатырём - Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима? - Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом. | Зачитать определения по словарю Подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога. Одновременно записи делаются в тетради в виде таблицы Эпилог здоров и могуч по-прежнему работает за четверых по-прежнему важен и степенен богатырская сила Живет бобылем, не держит собак, не водится с женщинами. Душевная пустота | Работа со словарем литературных терминов; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности |
10. Рефлексия Оценочный этап | - Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему? Посмотрите на памятник Муму скульптора Аревикян . (слайд 10) Что автор хотел выразить? Почему И.С. Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея? - Выполнили мы задачи урока? - Ответили на проблемный вопрос? | Высказывают свое отношение. Он взбунтовался против рабской покорности, чтобы не потерять своего человеческого достоинства. Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений | Выявление личностно-эмоционального отношения к герою- умение структурировать знания, взаимооценка результатов деятельности Подводят итоги, делятся впечатлениями |
11. Домашнее задание | Составить план ответа на вопросы: 1. Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима? 2.Какие нравственные уроки вы получили, прочитав рассказ «Муму»? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока литературы по теме: Басни И.А. Крылова
урок изучения нового материала...
Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму»
В статье описываются приемы ТРКМ, применяемые на стадии осмысления при анализе рассказа И.С. Тургенева "Муму"....
Технологическая карта урока литературы по теме:" Рассказ О.Генри "Фараон и хорал"
Технологическая карта урока литературы по теме: "Рассказ О.Генри "Фараон и хорал" демонстрирует возможности проведения урока с использованием технологии РКМПЧ и таких инновационные приемы,...
Технологическая карта урока литературы по теме «Чудесный доктор» А.И. Куприна как рождественский рассказ». 6 класс
Урок-иследование по рождественскому рассказу Куприна "Чудесный доктор" составлен в соответсвии с требованиями ФГОС. Деятельность учащихся направлена на формирование метапредметных, предметны...
Технологическая карта урока литературы по теме: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний, 2 урок в темеТема урока: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Фе...
Технологическая карта урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере об...
Технологическая карта урока литературы на тему "Протест Герасима против крепостного права"
Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный п...