Конспект урока по литературе на тему "И.С. Тургенев "Муму". Протест Герасима против крепостного права" (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Тема урока: И.С. Тургенев «Муму». Протест Герасима против крепостного права.
Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия, показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_po_rasskazu_i._turgeneva_mumu_5_klass.docx | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Класс 5
Предмет Литература
Учитель русского языка Гусев Валерий Михайлович
Название раздела «Из русской литературы ХIХ века»
Тема урока: И.С. Тургенев «Муму». Протест Герасима против крепостного права.
Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия, показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян.
Планируемые результаты
Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения,выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
Основные понятия: крепостное право, протест, лакейство, литературные термины: сравнение, прототип, экспозиция, эпилог.
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.
Методы и средства обучения: индивидуальная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, презентация, иллюстрации художников к рассказу.
Форма контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, презентация, составление синквейна, аргументированное высказывание, применение цитат из теста.
Литература:
В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для ОУ. Ч.1.- М.: Просвещение, 2013.
Е.В. Иванова. Дидактические материалы по литературе: 5 класс.- М.: Из-во «Экзамен», 2014.
Р.Г. Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся. Ч.1.- М.: Просвещение, 2015.
Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2014.
Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель, 2013.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1.Мотивация | - Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие» -Почему на уроке мы говорим о жестокости? Назовем ключевые слова темы (Герасим – жестокость) - Еще в детстве молодой Тургенев дал аннибалову клятву: «Я не мог оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право, против чего я решил бороться до конца … Это была моя Аннибалова клятва». Добавьте еще ключевое слово, сформулируйте тему урока. | Отвечают на вопрос, объясняют смысл высказывания, связывают его с изученным произведением В словаре определение фразеологизма | Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; Взаимодействие с учителем во время опроса, ведение диалога, построение монологического высказывания |
2.Целеполагание | Какова цель урока? Чтобы достичь цель, какими знаниями надо обладать? | В чем заключается протест героя Знать главных героев, их взаимоотношения, основные черты характера героя, причины поступков Герасима | - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. |
3.Актуализация знаний | Определить значение понятия «крепостное право». Что говорит толковый словарь С.И.Ожегова о значении слова крепостной. Кто является прототипом Герасима? Какая проблема возникает? Как в рассказе «Муму» отражается данная молодым писателем «аннибалова клятва» | Заранее подготовленный ученик читает определение. Определение по словарю Почему Тургенев изменил финал реальной истории? | Умение структурировать знания, анализ, сравнение, синтез актуализация исторических и литературных знаний, выделение существенной информации, контроль и оценка прогнозирования |
4.Обобщение и систематизация знаний: а) Представление презентации б) Работа по группам | Вспомним сюжет рассказа. Сюжет рассказа представит ученик. Кратко ответить на поставленные вопросы, составить мини-рассказ. -Какая иллюстрация подходит для твоего ответа | Дают определение термина – сюжет. В презентации использованы иллюстрации художников к рассказу. Работают индивидуально по вопросам, пользуются выборочным пересказом, цитатами из текста. Оценка выступления. | определение в произведении элементов сюжета, использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, интернет-ресурсы) принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия, готовит мини-рассказ. |
в) черты характера Герасима | Черты характера Герасима проявляются в поведении и поступках. 1) скучает по деревенской жизни, 2) с трудом привыкает к городской, 3) очень много работает, 4) ревностно исполняет свои обязанности, 5) во всем любит строгий порядок. 6) встреча с Татьяной 7) дарит бумажный платок на прощание 8) поведение за столом 9) дружба с Муму 10) обещание дворовым 11) возвращение в деревню Презентация синквэйна о Герасиме | 1) любовь к деревенской жизни, 2) крепко не полюбилось житье 3) трудолюбие, трудоспособность 4) честность, усердие, исполнительность 5) строгость, серьезность нрава, степенность 6) способность к сильному и глубокому чувству, внимание, ласка, искренность 7) великодушие 8) способность постоять за друга. 9) чувство жалости и сострадания, человек с чутким сердцем, доброта 10) честность, верность слову 11) записать (решительность,самостоятельность гордость) | совместная беседа Составление синквэйна о Герасиме уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, |
г) Монолог ученицы в роли барыни | Анализ актерского исполнения. – Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни? ( Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет) | Задать вопросы к прослушанному эпизоду. | Выразительное чтение монолога, умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Самостоятельный выбор монолога персонажа с сохранением особенности речи героев |
д) Игра «Рассуждалка» | - Я считаю, что спустя некоторое время целая толпа людей продвигалась через двор в направлении каморки Герасима; чтобы атаковать каморку Герасима лишь из-за того, что он во время не принёс в гостиную дров, чем сильно расстроил барыню. Согласны ли вы со мною?... -Из какой части рассказа взяты эпизоды? Подберите слова из рассказа, передающие содержание иллюстрации. | Высказывание собственного мнения с убедительными аргументами Осада каморки. Цитируют. | формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения |
5.Минутка отдыха. | Представьте, что вы увидели двухметрового Герасима. Посмотрите на него сверху вниз, снизу вверх. | ||
6.Выразительное чтение отрывка «Возвращение домой» | Задание: подчеркнуть глаголы, с помощью которых автор передаёт душевное состояние героя. - Что изменилось в нём? - Почему ушел Герасим самовольно? -Как природа встречает Герасима на родине? Зачитайте. -Тургенев использует в рассказе прием сравнения. Что такое сравнение? С кем сравнивает автор Герасима вначале городской жизни. Назовите сравнение в описании движения Герасима. Почему писатель использует такое сравнение? Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью. Что означал самовольный уход Герасима в деревню? -Как относится писатель к своему герою? | Усердно и безостановочно шагал, спешил без оглядки, спешил домой, шёл, торопился. Он стал решительным и сам решил распорядиться своей судьбой (дописать в табл.) Произвол барыни Дают определение «пойманный зверь» «как лев выступал сильно и гордо» Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения, что помогает ощутить мощный прилив сил для защиты от опасностей. Означал решительный протест Герасима против произвола и надругательства барыни над чувством собственного достоинства. Восхищается, стремится вызвать к Герасиму глубокое сочувствие читателя и выразить идею отрицания крепостного права | Определение изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения |
7. Исследовательская работа по тексту. | Сравним, каким показан герой в экспозиции и эпилоге. Экспозиция немой и могучий работал за четверых смахивал на степенного гусака сложенный богатырём - Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима? - Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом. | Зачитать определения по словарю Подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога. Одновременно записи делаются в тетради в виде таблицы Эпилог здоров и могуч по-прежнему работает за четверых по-прежнему важен и степенен богатырская сила Живет бобылем, не держит собак, не водится с женщинами. Душевная пустота | Работа со словарем литературных терминов; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности |
8. Рефлексия Оценочный этап | - Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему? Почему И.С. Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея?» (Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений). - Почему свой рассказ И.С.Тургенев назвал не «Герасим», а «Муму»? -Оцените работу себя и друг друга по таблице. -Решили проблему урока? | Высказывают свое отношение Он взбунтовался против рабской покорности. Чтобы не потерять своего человеческого достоинства. Муму можно назвать и Герасима. Символ таких же бесправных крепостных т.е. народа, который терпит свое рабское положение. | Выявление личностно-эмоционального отношения к герою- умение структурировать знания, взаимооценка результатов деятельности Подводят итоги, делятся впечатлениями |
9. Домашнее задание | Составить план ответа на вопросы: 1. Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима? 2.Каковы друзья и враги Герасима? 3. Почему рассказ называется «Муму» |
Приложение.
Карточки для групповой работы.
Карточка № 1
♦Как Герасиму жилось в доме барыни, как относилась к нему хозяйка? Какова атмосфера барского дома, в котором разворачиваются события рассказа? Какая иллюстрация подходит для твоего ответа? Как художнику удалось передать богатырскую силу героя?
Карточка № 2
♦ Расскажите о взаимоотношениях Герасима и Татьяны. Почему в повести эпизод находки Муму следует сразу же за эпизодом прощания с Татьяной? Какая иллюстрация подходит для твоего ответа? Какие слова подойдут для заголовка рисунка.
Карточка № 3
Расскажите о многочисленной дворне барыни. Как писатель характеризует отношения Герасима с дворовыми людьми? Как художнику удалось передать взаимоотношения героев рассказа? Найди соответствующие цитаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»
Конспект урока: «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» Тема: Кто прав: Настя или Митра...
План-конспект урока по истории России Тема: «Александр II. Отмена крепостного права.» Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Александр II. Отмена крепостного права.»Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия ...
Технологическая карта урока литературы на тему "Протест Герасима против крепостного права"
Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный п...
Конспект урока по теме: И.С. Тургенев. «Муму»: Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)
Цель урока: формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов...