Технологическая карта урока литературы "Символический образ Герасима" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Материалы данной разработки помогут охарактеризовать образ Герасима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.docx | 63.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5-м классе.
Класс: 5
Тема: "Символический образ Герасима" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Урок «открытия» новых знаний
Цель урока: обеспечение условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Задачи:
- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
- освоить теоретико-литературные понятия;
- совершенствовать умения анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
- воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, способную к созидательной деятельности; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе.
Средства обучения:
- кластер «Средства создания литературного героя»,
- презентация
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | ||
1. Организация начала урока. | Прозвенел для нас звонок, Все настроились мы на урок! Ну-ка , улыбнитесь. Здравствуйте ,садитесь! Желаю вам, ребята, удачи на уроке, хороших оценок! | Проверяют необходимые предметы на рабочем столе. | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | ||
2. Мотивация | Дает установку: 1.Сегодня у нас урок-знакомство, что такое знакомство? 2. Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. 3. Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание? 4.Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? 5.Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? | Ответы учащихся, вызывающие мыслительную деятельность. 1.Встреча, интерес, любопытство и т.д. 2. Обращали внимание на внешность, одежду, поведение, поступки, речь и т.д. 3. Нет , недостаточно. 4.Предполагаемые ответы: отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности | |||
3. Целеполагание (постановка УЗ) | Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо? | Ответы учащихся: 1.Необходима тема для общения. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||
4.Актуализация знаний | Проверка домашнего задания: беседа по прочитанному тексту( дома ребята читали повесть «Муму») А чтобы определить тему урока , давайте проверим домашнее задание. Что нужно было сделать дома? -Какие чувства у вас возникали во время чтения? -.Кто вызывал у вас эти чувства? -.Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа» (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску) А ещё вы должны были подготовить описание –загадку героя. Проверим. 4.Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым? А вот теперь мы определим о каком герое мы сегодня будем говорить подробно? А поможет вам ответить на вопрос вот такой ребус ГЛУХОНЕМОЙ Кто в рассказе глухонемой? Герасим. Давайте попробуем сформулировать тему урока. А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Символический образ Герасима». Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему И.С.Тургенев создал символический образ героя , то прошу записать тему в тетрадь. (см. приложение) | Фронтальный опрос: Читают описание героев. Нет. Предполагаемый ответ: Герасим- главный герой повести. Запись темы в тетради: «Символический образ Герасима» | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка ,прогнозирование (при анализе учебного действия). | ||
5. Планирование деятельности | Сформулируйте УЗ, проговорите ее в паре. Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом? (см. приложение) | 1.Сегодня я хочу научиться анализировать образ героя 2. Сегодня я хочу узнать, почему образ Герасима является символическим. Средства создания литературного образа.
| 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). | ||
6.Этап реализации | В самом начале схемы мы видим слово ИМЯ. Героя зовут Герасим. А знаете ли вы, что означает это имя? Сейчас нам расскажет об этом …. Она готовила индивидуальное задание. В схеме мы видим слово «портрет». Поработайте со словарем, найдите определение портрета. Портрет- изображение внешности героя в произведении. Итак, портрет включает в себя не только описание внешности , но и другие качества героя. Сейчас мы с вами поработаем в группах, каждая группа получит свою памятку и составим свой рассказ о Герасиме. Составление портрета литературного героя по памятке, опорным вопросам. 1 группа 1. Как описывает автор Герасима? (И.С. Тургенев пишет: « Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения… Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок» Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий. (Попутно объясняем слово «замечательный» - исключительный по своим достоинствам) 2 Отношение к труду. ( И.С. Тургенев пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...») Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность. (Попутно объясняем слово «неистомная» - неутомимая, «славный» - очень хороший) 2группа. Интерьер каморки. («...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». Вывод: нелюдимый, все делает основательно. 2. Отношение окружающих к герою. ( Все в околотке стали уважать его после того, как Герасим расправился с ворами, незнакомые люди отмахивались и кричали на него. «Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, - а в коротких: он считал их за своих») Вывод: одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью. (Попутно объясняем слово «челядь» - дворовые слуги помещика) 3 группа: -Какие изобразительно- выразительные средства использует автор для характеристики героя. - Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании Герасима. ( Находят в тексте и заполняют карточки) КАРТОЧКА «вырос немой и могучий, как ………….(дерево растет на плодородной земле)» «скучал и недоумевал, как ……….(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)» «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)» «дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………( стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)» - Продолжите мою фразу: «Эти сравнения помогают подчеркнуть…..» (его любовь к свободной жизни.) -Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. Гипербола — сильное преувеличение. - Найдите примеры гипербол в тексте .- он работал за четверых; - один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли; - сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Фронтальная беседа. Какие события происходят с героем? 1.Привозят из деревни в село. Как ему жилось в деревне? «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат — бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…» 3.Герасим встречает Татьяну, и она была его «светлым пятном» «Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!») 4. Что решила сделать помещица? Выдать замуж за капитона. А на какую хитрость они пошли? Притвориться пьяной. Удалась хитрость? «Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу... Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза... Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону Татьяна так и обмерла... Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку...» - Как ведет себя Герасим после этого случая? (Ответы детей) Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя. (Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь». О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам.) - Послушайте две народные песни (по одному куплету): “Матушка, что во поле пыльно...” в исполнении Надежды Обуховой (оперная певица) и “Ноченька”, которую поет Федор Иванович Шаляпин (оперный певец). Определите, какая из них по настроению ближе к тем чувствам, что испытывает Герасим в этот момент. 4. Герасим находит собачку, но собачка не нравится барыне. 5. Герасим утопил МУМУ. 6.Герасим возвращается в деревню. Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? (Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность.) - Как автор относится к своему герою? (Автор восхищается монолитной фигурой крестьянского богатыря, показывает, как крепко связан он с родной землёй и своей нелёгкой работой. Писатель не равнодушно фиксирует происходящее. Он горячо сочувствует Герасиму, и это выявляется как в прямых оценках, так и в сравнениях, которые раскрывают отношение писателя к происходящему. Тургенев подчёркивает близость Герасима к земле, к природе, а потому и сравнивает его с деревом, растущим на плодородной земле, с молодым, здоровым быком; с пойманным зверем, который потерял самое дорогое – свободу) Хорошо, ребята. А почему автор изобразил Герасима глухонемым? Только ли Герасим немой в этом рассказе? Нет Татьяна тоже немая, она молча и покорно подчиняется воле барыне и выходит замуж за пьяницу Капитона. Такие же немые все крепостные помещицы. Что значит крепостные? Во время господства крепостного права крепостные крестьяне –это крестьяне прикреплённые к земле и лично подчинённые одному хозяину. Дворянин , которому принадлежали крестьяне, мог назначить им какие угодно наказангия, мог продавать крестьян, например продать мать одному помещику, а её детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на поле (барщина)или отдавать ему часть заработанных денег (оброк). -Почему ушёл Герасим в деревню. Он протестует против крепостного гнета помещиков. Автор выражает надежду на то, что «Народ» сможет дать отпор угнетателям. | Выступление обучающегося Зачитывает вслух определение портрета. «Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения. (см. приложение) Индивидуальная работа со словарем литературоведческих терминов. Работа по памятке-инструкции по группам
| 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - умение работать в группе, находить общее решение; -формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | ||
7.Итоги работы в | В завершении урока составим синквейн в слову Герасим Герасим Могучий, работящий Служит, любит, работает Имеет широкую деревенскую душу Богатырь - С момента создания рассказа И. С. Тургенева «Муму» прошло 159 лет. Но до сих пор его читают, и он оставляет глубокий след в душе каждого читающего, заставляет нас становится лучше, чище. Я очень надеюсь, что вы тоже будете стремиться к совершенству. - С каким настроением вы уходите с урока? | - А вы могли бы назвать Герасима славным? - Какие качества героя вам близки, ценны для вас? | 1)Личностные: -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; 3)Коммуникативные: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | ||
8.Рефлексия. | Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке? - Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте. - Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки. - Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши». «Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить. Сегодня на уроке мы с вами работали над анализом образа главного героя. | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). | |||
9.Домашнее задание | Записать в тетради ответ на вопрос:«Почему образ Герасима является символическим образом? | Предметные- уметь составлять письменную характеристику героя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»
Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...
Технологическая карта урока Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве
Технологическая карта урока для 4 класса по предмету "музыка"+ презентация...
Технологическая карта урока "Здоровый образ жизни"
Технологическая карта урока "Здоровый образ жизни" Разработан для учащихся 3 класса...
Технологическая карта урока литературы. К.Г.Паустовский. Рассказ "Тёплый хлеб".
Технологическая карта открытого урока литературы. К.Г.Паустовский. Рассказ "Тёплый хлеб"....
Технологическая карта урока: "Здоровый образ жизни и его составляющие"
Объяснение важности здорового образа жизни и приобщение к нему....
Технологическая карта урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева
Технологическая карта урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева...
Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» 8 класс
Цель педагогической деятельности учителя:Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить сущность человеческой жизни, её смысла.Развивающая: развивать навыки самостоятельного ч...