Конспект урока "Мысль как тема и образ в лирике Ф.И. Тютчева"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
урок посвящен анализу стихотворений "Фонтан" и "Selentium"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мысль как тема и образ в лирике Ф. И. Тютчева.
Цели:
1. Познакомить обучающихся с философской лирикой Тютчева, обучать навыкам анализа лирического произведения.
2. Развивать ассоциативное мышление.
3. Воспитывать внимание к слову.
Тип урока: урок - исследование
Ход урока
1. Оргмомент: приветствие, организация рабочего места. Деление класса на рабочие группы. При входе в кабинет обучающиеся вытягивают слово и определяют, на какую орфограмму предложено слово. Дано правило: правописание З-С на конце приставки. Слова с З -1 группа, слова с С- 2 группа (в группе 22 обучающегося: Низвергающийся водопад, рассерженный начальник, безграмотная работа, здание театра, бесполезная работа, сбить с ног, рассчитать время, рассвет над морем, безвкусная одежда, сжатый воздух, взгляд исподлобья, безводная местность, вскочить от испуга, беречь здоровье, расцвет искусства, сдать экзамен, на месте сгиба, точный расчёт, беззвёздная ночь, взмолиться о пощаде, взбежать по лестнице, безвыходное положение, отъявленный бездельник). На слайде 2 представлено правильное распределение по группам.
- Группа – З 2 группа С
Низвергающийся водопад рассерженный начальник
Безграмотная работа бесполезная работа
Здание театра сбить с ног
Безвкусная одежда рассчитать время
Безводная местность рассвет над морем
Беречь здоровье сжатый воздух
Беззвездная ночь взгляд исподлобья
Взмолиться о пощаде вскочить от испуга
Взбежать по лестнице расцвет искусства
Безвыходное положение сдать экзамен
Отъявленный бездельник на месте сгиба
Точный расчет
2. Работа над темой и целью урока.
- Наш поэт – современник Е. Винокуров сказал: «Связь человеческой мысли и природы – одна из важнейших тем тютчевской лирики. Мысль, её сила и слабость – вот предмет глубочайших раздумий поэта».
- Что является важнейшей темой лирики Тютчева, по мнению Винокурова?
- Над какими проблемами размышляет поэт?
- Итак, о чем мы с вами будем говорить на уроке? Что будет темой нашего урока? (варианты ответов обучающихся)
3. Изучение нового материала.
«Корзина идей»: сначала рассуждаем, что такое мысль, затем записываются на доске размышления о том, в чем заключается сила и слабость мысли. (По ходу анализа стихотворений в таблицу вносятся дополнения).
Сообщение цели: Сейчас мы с вами должны разобраться, в чем сила и слабость мысли и почему она является предметом глубочайших раздумий, посмотрим в каком из стихотворений мысль представлена как тема, а в каком - как образ: в «Фонтане» или в «Selentium».
Работа по группам: 1 группа. Получает вопросы и стихотворение.
1 группа. Перед началом выступления стихотворение читается выразительно представителем группы. Проанализируйте стихотворение, ответив на вопросы. Подготовьте связный ответ, объясните, в данном стихотворении мысль представлена как тема или образ?
«Фонтан»
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!.
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Сверкает в брызгах с высоты.
1. Какова композиция стихотворения? (двучастная)
2. Как вы думаете, зачем Тютчев использует такую композицию? (Отличительной чертой лирики Тютчева является двучастная композиция – сначала идет описание природного явления, а потом проекция на человека, чтобы показать их единство и взаимосвязь).
3. Какие изобразительные средства использует поэт? («облаком живым» - олицетворение, «влажный дым» - метафора, глаголы движения – клубится, пламенеет, дробится, поднявшись, коснулся)
4. С какой целью поэт их использует? (Показать красоту природы, а также изобразить ее в движении)
5. Каким стихотворным размером написано стихотворение? (хореем)
6. Зачем он использует данный размер стиха? (показать динамичность и стремительность фонтана)
7. Как вы думаете, о чем это стихотворение?
8. Что такое фонтан? Метафорой чего является? (мысли человеческой)
9. Какие определения даются фонтану? (Сияющий, пламенеющий)
10. Почему мысль можно сравнить с дымом (т. к. рассеивается), а почему с лучом? (яркая, проникает неожиданно в сознание человека)
11. Какие определения даются мысли во 2 строфе? ( смертная, водомет неистощимый, стремящаяся, метущаяся, жадно рвущаяся, упорная)
12. Какие определения будут характеризовать ее как слабую, а какие как сильную? (Слабость- смертная, метущаяся. Сила- водомет неистощимый, стремящаяся, жадно рвущаяся, упорная)
13. В чем сила и слабость человеческой мысли?
14. А теперь скажите, мысль здесь как тема или как образ? Почему? (как образ)
2 группа. Перед началом выступления стихотворение читается выразительно представителем группы. Проанализируйте стихотворение, ответив на вопросы. Подготовьте связный ответ, объясните, в данном стихотворении мысль представлена как тема или образ?
Слово «selentium» в переводе на русский означает «молчание» и «тишина»
SILENTIUM!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..
1. Как вы понимаете это стихотворение?
2. Какую форму лица употребляет поэт? (форма 2 лица) Почему? (обращение к собеседнику)
3. К кому обращается поэт? (К себе и к читателю)
4. С какой целью он использует глаголы в повелительном наклонении? (приказ)
5. Почему он использует вопросительные предложения? (спрашивает себя и читателя для того, чтобы найти ответ)
6. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения? (Уверенность – сомнение - уверенность)
7. Какова композиция стихотворения? (трехчастная)
8. Как заканчивается каждая часть? (повелительным глаголом - молчи)
9. Почему надо молчать? Как вы понимаете слова «Мысль изреченная есть ложь»? Согласны ли вы с Тютчевым, что надо молчать?
10. Какой из двух переводов «тишина» или «молчание» больше подходит к стихотворению Тютчева?
11. Мысль здесь как тема или как образ?
12. Как думаете: в чем сила, а в чем слабость мысли?
Работа с классом: Строка «Мысль изреченная есть ложь » стала афоризмом. Не смотря на то, что все вроде понятно, стихотворение вызвало множество толкований: давайте подумаем, кто ближе всех к мнению Тютчева?
Послушайте высказывания Л. Н. Толстого, К. Бальмонта, Вяч. Иванова.
Л. Н. Толстой: «Временное отрешение от всего мирского и созерцание в себе самом своей божественной сущности есть такое необходимое для жизни питание души, как пища для тела…. Чем уединеннее человек, тем слышнее ему всегда зовущий голос Бога».
К. Бальмонт: «Тютчев понял необходимость того великого молчания, из глубины которого, как из очарованной пещеры, озаренной внутренним светом, выходят преображенные прекрасные призраки».
Вяч. Иванов: «Тютчев полагал, что мир, особенно невидимый, настолько многообразен и сложен, что для выражения действительных явлений общепринятый человеческий язык слишком беден и что это является причиной ложности нашей речи».
4. Закрепление
Чтение преподавателем стихотворения «Selentium» О.Э. Мандельштама.
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито
- Что дает основания для сопоставления этих стихотворений?
- Какая тема их объединяет?
- Каким настроением проникнуто каждое стихотворение?
- В какое время творил каждый из авторов? Наложило ли это отпечаток на стихотворения и на решение общей темы стихотворения?
- Как в данном стихотворении представлено понимание мысли?
5. Итог.
- Что такое мысль человека?
- Почему Тютчева можно назвать поэтом – философом?
6. Контроль:
- Ребята, напишите небольшое рассуждение. Как вы понимаете слова Лао-цзы: Мысль, высказанная вслух, перестает быть мудрой.
7. Оценивание
8. Домашнее задание.
1. Выучить стихотворение «Selentium».
2. Подготовить выразительное чтение и анализ одного любовного стихотворения Ф.И.Тютчева (по собственному выбору)
3. Используя дополнительную литературу, расскажите о биографических истоках «Денисьевского цикла» Ф. И. Тютчева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему «Лирические образы" 6 класс (Мир образов вокальной и инструментальной музыки”)
Урок музыки6 классМир образов вокальной и инструментальной музыкиЛирические образы. Эпиграф:...
Конспект урока по теме: "Здоровый образ жизни - залог успеха!"
Интегрированный урок по биологии, ОБЖ, ф изической культуре в 8 классе по теме: "Здоровый образ жизни залог успеха!"...
Проект на тему "Времена года в лирике Ф.И.Тютчева"
Проект "Времена года в лирике Ф.И.Тютчева" Выполнил:...
Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»
Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»...
Конспект урока "Вечная тема искусства. Образ Матери"
Конспект урока в 5 классе....
Интегрированный урок литературы в 7-м классе на тему "Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева, в музыке Ф.Листа и в картинах И.И. Левитана" с использованием ИКТ
Интегрированный урок в 7 классе. Использование ИКТ активизирует детей....
План-конспект урока по теме: "Здоровый образ жизни молодёжи".
Тип урока: объяснение нового материала. Цели урока:1. Сформировать понятия "здоровый образ жизни и его составляющие", "вредные привычки и их влияние на здоровье".2. Развивать ...