Конспект урока "Мысль как тема и образ в лирике Ф.И. Тютчева"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

урок посвящен анализу стихотворений "Фонтан" и "Selentium"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мысль как тема и образ в лирике  Ф. И. Тютчева.

Цели:

1. Познакомить обучающихся  с философской лирикой Тютчева, обучать навыкам анализа лирического произведения.

2. Развивать ассоциативное мышление.

3. Воспитывать внимание к слову.

Тип урока: урок - исследование

Ход урока

1. Оргмомент: приветствие, организация рабочего места. Деление класса на рабочие группы. При входе в кабинет обучающиеся вытягивают слово и определяют, на какую орфограмму предложено слово. Дано правило: правописание З-С на конце приставки. Слова с З -1 группа, слова с С- 2 группа (в группе 22 обучающегося: Низвергающийся водопад, рассерженный начальник, безграмотная работа, здание театра, бесполезная работа, сбить с ног, рассчитать время, рассвет над морем, безвкусная одежда, сжатый воздух, взгляд исподлобья, безводная местность, вскочить от испуга, беречь здоровье, расцвет искусства, сдать экзамен, на месте сгиба, точный расчёт, беззвёздная ночь, взмолиться о пощаде, взбежать по лестнице, безвыходное положение, отъявленный бездельник).  На слайде 2  представлено правильное распределение по группам.

  1. Группа – З                                                                                            2 группа С

Низвергающийся водопад                                         рассерженный начальник

Безграмотная работа                                                     бесполезная работа

Здание театра                                                               сбить с ног

Безвкусная одежда                                           рассчитать время        

Безводная местность                                               рассвет над морем

Беречь здоровье                                         сжатый воздух

Беззвездная ночь                                                взгляд исподлобья

Взмолиться о пощаде                                               вскочить от испуга

Взбежать по лестнице                                               расцвет искусства

Безвыходное положение                                      сдать экзамен

Отъявленный бездельник                                         на месте сгиба

                                                                                     Точный расчет

2. Работа над темой и целью урока.

- Наш поэт – современник Е. Винокуров сказал: «Связь человеческой мысли и природы – одна из важнейших тем тютчевской лирики. Мысль, её сила и слабость – вот предмет глубочайших раздумий поэта».  

- Что является важнейшей темой лирики Тютчева, по мнению Винокурова?

- Над какими проблемами размышляет поэт?

- Итак, о чем мы с вами будем говорить на уроке? Что будет темой нашего урока? (варианты ответов обучающихся)

3. Изучение нового материала.

«Корзина идей»: сначала рассуждаем, что такое мысль, затем записываются на доске размышления о том, в чем заключается сила и слабость мысли. (По ходу анализа стихотворений в таблицу вносятся дополнения).

Сообщение цели: Сейчас мы с вами должны разобраться, в чем сила и слабость мысли и почему она является предметом глубочайших раздумий, посмотрим в каком из стихотворений мысль представлена как тема, а в каком - как образ: в «Фонтане» или в «Selentium».

Работа по группам: 1 группа. Получает вопросы и стихотворение.

1 группа. Перед началом выступления стихотворение читается выразительно представителем группы. Проанализируйте стихотворение, ответив на вопросы. Подготовьте связный ответ, объясните, в данном стихотворении мысль представлена как тема или образ?

 «Фонтан»

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!.

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Сверкает в брызгах с высоты.

1.  Какова композиция стихотворения? (двучастная)

2.  Как вы думаете, зачем Тютчев использует такую композицию? (Отличительной чертой лирики Тютчева является двучастная композиция – сначала идет описание природного явления, а потом проекция на человека, чтобы показать их единство и взаимосвязь).

3. Какие изобразительные средства использует поэт? («облаком живым» - олицетворение, «влажный дым» - метафора, глаголы движения – клубится, пламенеет, дробится, поднявшись, коснулся)

4. С какой целью поэт их использует? (Показать красоту природы, а также изобразить ее в движении)

5. Каким стихотворным размером написано стихотворение? (хореем)

6. Зачем он использует данный  размер стиха? (показать динамичность и стремительность фонтана)

7. Как вы думаете, о чем это стихотворение?

8. Что такое фонтан? Метафорой чего является? (мысли человеческой)

9. Какие определения даются фонтану? (Сияющий, пламенеющий)

10. Почему мысль можно сравнить с дымом (т. к. рассеивается), а почему с лучом? (яркая, проникает неожиданно в сознание человека)

11. Какие определения даются мысли во 2 строфе? ( смертная, водомет неистощимый, стремящаяся, метущаяся, жадно рвущаяся, упорная)

12. Какие определения будут характеризовать ее как слабую, а какие как сильную? (Слабость- смертная, метущаяся. Сила- водомет неистощимый, стремящаяся, жадно рвущаяся, упорная)

13. В чем сила и слабость человеческой мысли?

14. А теперь скажите, мысль здесь как тема или как образ? Почему? (как образ)

2 группа. Перед началом выступления стихотворение читается выразительно представителем группы. Проанализируйте стихотворение, ответив на вопросы. Подготовьте связный ответ, объясните, в данном стихотворении мысль представлена как тема или образ?

 Слово «selentium» в переводе на русский означает «молчание» и «тишина»

 

SILENTIUM!

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..

1. Как вы понимаете это стихотворение?

2. Какую форму лица употребляет поэт? (форма 2 лица) Почему? (обращение к собеседнику)

3. К кому обращается поэт? (К себе и к читателю)

4. С какой целью он использует глаголы в повелительном наклонении? (приказ)

5. Почему он использует вопросительные предложения? (спрашивает себя и читателя для того, чтобы найти ответ)

6. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения? (Уверенность – сомнение - уверенность)

7. Какова композиция стихотворения? (трехчастная)

8. Как заканчивается каждая часть? (повелительным глаголом - молчи)

9. Почему надо молчать? Как вы понимаете слова «Мысль изреченная есть ложь»? Согласны ли вы с Тютчевым, что надо молчать?

10. Какой из двух переводов «тишина» или «молчание» больше подходит к стихотворению Тютчева?

11. Мысль здесь как тема или как образ?

12. Как думаете: в чем сила, а в чем слабость мысли?

Работа с классом: Строка «Мысль изреченная есть ложь » стала афоризмом. Не смотря на то, что все вроде понятно, стихотворение вызвало множество толкований: давайте подумаем, кто ближе всех к мнению Тютчева?

Послушайте высказывания Л. Н. Толстого, К. Бальмонта, Вяч. Иванова.

Л. Н. Толстой: «Временное отрешение от всего мирского и созерцание в себе самом своей божественной сущности есть такое необходимое для жизни питание души, как пища для тела…. Чем уединеннее человек, тем слышнее ему всегда зовущий голос Бога».

К. Бальмонт: «Тютчев понял необходимость того великого молчания, из глубины которого, как из очарованной пещеры, озаренной внутренним светом, выходят преображенные прекрасные призраки».

Вяч. Иванов: «Тютчев полагал, что мир, особенно невидимый, настолько многообразен и сложен, что для выражения действительных явлений общепринятый человеческий язык слишком беден и что это является причиной ложности нашей речи».

4. Закрепление

Чтение преподавателем стихотворения «Selentium» О.Э. Мандельштама.

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито

- Что дает основания для сопоставления этих стихотворений?

- Какая тема их объединяет?

- Каким настроением проникнуто каждое стихотворение?

- В какое время творил каждый из авторов? Наложило ли это отпечаток на стихотворения и на решение общей темы стихотворения?

- Как в данном стихотворении представлено понимание мысли?

5. Итог.

- Что такое мысль человека?

- Почему Тютчева можно назвать поэтом – философом?

6. Контроль:

- Ребята, напишите небольшое рассуждение. Как вы понимаете слова Лао-цзы: Мысль, высказанная вслух, перестает быть мудрой.

7. Оценивание

8. Домашнее задание.

1. Выучить стихотворение «Selentium».

2. Подготовить выразительное чтение и анализ одного любовного стихотворения Ф.И.Тютчева (по собственному выбору)

3. Используя дополнительную литературу, расскажите о биографических истоках «Денисьевского цикла» Ф. И. Тютчева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему «Лирические образы" 6 класс (Мир образов вокальной и инструментальной музыки”)

Урок музыки6 классМир образов вокальной и инструментальной музыкиЛирические  образы. Эпиграф:...

Конспект урока по теме: "Здоровый образ жизни - залог успеха!"

Интегрированный урок по биологии, ОБЖ, ф изической культуре в 8 классе по теме: "Здоровый образ жизни залог успеха!"...

Проект на тему "Времена года в лирике Ф.И.Тютчева"

Проект "Времена года в лирике Ф.И.Тютчева" Выполнил:...

Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»

Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»...

План-конспект урока по теме: "Здоровый образ жизни молодёжи".

Тип урока: объяснение нового материала. Цели урока:1. Сформировать понятия "здоровый образ жизни и его составляющие", "вредные привычки и их влияние на здоровье".2. Развивать ...