Конспект урока "Вечная тема искусства. Образ Матери"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вечная тема искусства. Образ Матери.
Тип урока: комбинированный.
Цель: развитие эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства, понимание их художественного образа.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценности музыкальных знаний, как важнейшего компонента видов искусства.
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
Предметные: устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Задачи:
- определение особенностей воплощения образа матери в искусстве;
- приобщение детей к сокровищам мирового музыкального и изобразительного искусства:
- формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях, понимания интонационного своеобразия музыкальной речи.
УУД:
Личностные: воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классическому музыкальному наследию, формирование умения устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества, совместной работы в коллективе, совершенствование видов ревой деятельности.
Познавательные: вечные темы искусства, вопрлощенные в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки и осознание образных жанровых и стилевых основ музыки, как вида искусства, понимание того, что все искусства связаны друг с другом. с самой жизнью; осмысление основных принципов музыкального развития, построения музыкальных форм; идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий.
Регулятивные: самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения знакомой и незнакомой музыки; развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкальных образов, исполнительской деятельности.
Оборудование: проектор, презентация.
Ход урока:
1 Организационный момент (1-2 минуты)
-Приветствие
- Проверка готовности к уроку
- наличие учащихся
2. Проверка знаний учащихся:
Добрый день, ребята. Садитесь. Я приветствую Вас на уроке музыки.
-Начинаем работу. Настраиваемся на серьезную творческую деятельность. Мы с Вами продолжаем знакомство с миром музыки, живописи и литературы.
-Давайте вспомним С творчеством какого композитора мы знакомились на прошлом уроке? ( с Мусоргским)
А какое произведение Мусоргского мы слушали? ( Картинки с выставки)
Что послужило созданию данного произведения? (выставка работ художника Гартмана)
Как вы думаете, почему Мусоргский придя домой с выставки написал музыкальное произведение именно на эти картинки? Что в них было необычного?
Соединение каких видов искусства в этих произведениях? ( музыка и живопись)
Ребята, но ведь у нас есть еще вид искусства, с которым также тесно взаимодействует музыка. Какой ?( литература).
Сегодня на нашем уроке мы рассмотрим все эти вида искусства и их взаимодействие.
3. Организация мотивации и проблематизации (3-4 минуты)
- Ребята, я прочитаю вам стихотворение Ивана Бунина, а вы попробуйте догадаться о ком и о чем пойдет речь на сегодняшним уроке . (СЛАЙД 1)
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь...
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?
- Итак. Какой образ рисует перед нами поэт в этом произведении? (Образ матери)
А как вы думаете, может ли быть тема матери одной из тем которые можно обсуждать вечно? (да)
Делаем вывод и определяем тему нашего урока: (Вечная тема искусства – образ матери). (СЛАЙД 2)
Как вы думаете какова цель нашего сегодняшнего урока? ( раскрытие образа матери в литературе, музыке и живописи, тема актуальна и в прошлом и в настоящее время).
Совершенно верно, ребята. Сегодня мы проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери, познакомимся с шедеврами мирового искусства, с чувствами их авторов, и постараемся определить свое отношение к этому образу.
Открываем тетради и записываем дату и тему нашего урока. А эпиграфом нашего урока будут слова Л.Рогожникова
4.Первичное ознакомление с информацией.
- Материнство- это великая и вечная тема в искусстве. Почему? Что означает слово «Мать»?
- Мать- символ жизни, вечности, тепла и всепобеждающей любви. Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с этим именем связано и само понятие «Жизнь» - это Матушка Земля, Родина- мать., Природа-матушка и та , которая родила и живет во имя ребенка- мама.
- Тема материнства – одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери находили в раскопках времен древнего мира.( СЛАЙД № 3)
Воспевая образ мамы мастера искусства желали выразить почет и уважение всем мамам на Земле. Для этого нужен был идеальный образ.
- С появлением христианства прообразом идеальной матери является Богородица. Древнерусские мастера создавали не картины, а что? ( иконы ). Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть и такое обращение: Всепетая. Давайте представим, что мы в соборе. Послушаем музыку, воспевающую Богородицу.
СЛАЙД № 4
На экране портрет Сергея Рахманинова и название произведения «Богородице Дево, радуйся»!
Звучит фрагмент произведения С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
СЛАЙД № 5
«Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и лучах…»
– Это стихотворение А. С. Пушкина. О ком говорит поэт? Как вы думаете, о какой картине идёт речь? А как звучала музыка? Мешала ли она? (Ответы детей)
– Нет. Конечно, она только усиливает эмоциональную и выразительную сторону стихотворения.
СЛАЙД № 6
На экране появляется изображение иконы Богоматери Владимирской.
-Что вы видите на экране?
Ответы детей:
У - Когда художник пишет Деву Марию, то чаще у него получается не картина, а икона (образ, а не конкретное лицо). Икону пишут по особым церковным канонам. Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской. «Богоматерь Владимирская» создана во второй половине XII века. Эта икона - величайшая святыня Руси. Сейчас она находится в Московском Кремле, в Успенском соборе. Всмотритесь в глаза матери: что вы видите?
Ответы детей:
- Младенец Иисус склонил голову, нежно прижимаясь к её щеке.
У - Но лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Лики матери и младенца прекрасны, полны добрых чувств.
СЛАЙД № 7
Не на троне - на Её руке, Левой
Ручкой, обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке...
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит...
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!
Максимилиан Волошин
СЛАЙД № 8
У - Эту икону называют! «древнейшей песнью материнства». Богородица, прежде всего, мать, страдающая мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Всё обращённое к ней несёт характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения (а самое дорогое).
У - Подберите слова, передающие чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на икону, слушаете музыку, воспевающую Богоматерь? (Вновь звучит небольшой фрагмент С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся»).
Ответы детей:
- Доброта, душевность, любовь к людям, простота. Музыка тихая, печальная, близка к сердцу каждого человека.
У - Во многих домах имеются копии этой иконы. Их рисуют, выжигают, вырезают мастера, вышивают рукодельницы и вешают, ставя в «красный» угол комнаты, молятся, обращаются с просьбами зашиты, оберега. Царице Небесной посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы, только каждый по-своему: художник - с помощью красок, кисти и холста, поэт - стихами, композитор – музыкой.
У - У русского поэта А.А. Фета есть стихотворение «Ave Maria» («Радуйся. Мария» - так начинается молитва.)
Ученик читает стихотворение, которое проецируется на экране.
СЛАЙД № 9
Ave Maria – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царила, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха….
Афанасий Фет
СЛАЙД № 10
Портрет Ф.Шуберта.
У - Австрийский композитор Ф. Шуберт написал арию «Аvе, Maria», ставшую известной во всём мире. Давайте и мы познакомимся с этой прекрасной музыкой в исполнении итальянского мальчика Лобертино Лоретти.
Прослушивание произведения Ф. Шуберта «Ave, Maria».
У – А сейчас попробуем найти слова, передающие ваши чувства, когда вы слушаете эту музыку.
Какую музыку услышали вы, по динамике, темпу, ладу? (Ответы детей)
Ребята, о Шуберте нам расскажет Кристина.
Франц Шуберт (1797 - 1828) - австрийский композитор, прожил всего 31 год, но написал огромное количество музыкальных произведений: симфонии, сонаты, оперы, хоры, около 400 танцев. Центральное место в творчестве Шуберта занимает вокально-песенная лирика. Свыше 600 песен написал Шуберт на слова поэтов Гёте, Шиллера, Гейне, Скотта. В песнях Шуберта господствует ясная, простая и очень задушевная мелодия.
На экране открываются картины Рафаэля, Петрова-Водкина, Ренуара, Васнецова.
СЛАЙД № 11
Посмотрите на слайд.
У – Как вы считаете, ребята, какая из картин созвучна этому музыкальному произведению?
Ответы детей: («Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля).
СЛАЙД №12
У - Картина написана более 500 лет назад, но люди до сих нор не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем на руках. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям.
СЛАЙД №13
Портрет Рафаэля Санти.
Рафаэль Санти (1483-1520) - итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории.
СЛАЙД №14
- В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).
В картине гениально воплощена идея материнства. Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына - маленького Иисуса на страдание и муку. Легко ступая по облакам, Мария спускается к людям, неся им самое дорогое - своё дитя. В ней чистота и сила, удивительная простота. Мария остановилась у границы двух миров - небесного и земного, в ее широко раскрытых глазах тревога. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. На картине - мама. Мама, несущая ребенка и отдающая его миру. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь. Картина "Сикстинская мадонна" самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства.
- Мы раскрыли содержание картины, ее настроение. Она дарит нам спокойствие, умиротворение. У Вас на партах «эмоциональная палитра». Определите не более 4-х определений, характеризующих данную картину.
- Высказывания детей. Почему именно эти?
СЛАЙД № 15
У. - Итак ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта.
Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чём различие?
-В каком ладу написаны произведения?
-Какой темп и динамику использовали композиторы для своих произведений?
-Какой характер, настроение? (Ответы детей)
Вывод: у Рахманинова в музыке больше светлого торжества радости, то у шубертовской «Аве Марии» больше интонации просьбы и мольбы.
Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая.
Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта.
СЛАЙД № 16
-Как интересно получается! Ведь эти произведения созданы не друг для друга, в разные эпохи, разными авторами, но какая удивительная схожесть! Насколько живописна музыка и музыкальна живопись воспевающие женские образы. Разные виды искусства используют одинаковые средства выразительности: спокойные, мягкие тона, краски, умеренный темп, плавность линий и звука.
Вы, конечно, не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились её глаза! На вашей руке был привязан номерок из клеёнки. На нём были написаны фамилия, число, год и время рождения, ваш вес. Вы были крошечными. Маме хотелось смотреть на вас долго-долго. И сейчас, и когда вы станете взрослыми, мамы будут любить вас больше всего на свете.
Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.
СЛАЙД № 17 А. Дейнека “Мать”
- Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки. Она написана более семидесяти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.
СЛАЙД № 18 К. Петров-Водкин “1918 год в Петрограде”
- И эта картина, тоже написанная русским художником Козьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь. Ребята, скажите, похожа она на произведения изобразительного искусства, которые мы смотрели с вами до этого? Чем похожа? (обнимая и ласково сжимая руку ребёнка, мать так же оберегает своё дитя от жизненных невзгод).
- Как сам художник назвал свою картину? Читаем (“1918 год в Петрограде”).
- Можно ли дать другое название этой картине? (Да, например, “Петроградская мадонна”)
СЛАЙД № 19 О. Ренуар “Мадам Шарпонтье с детьми”
- А сейчас перед вами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара.
Что изображено на ней? (Мать и её дети в непринуждённых позах. Наверно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними спокойно лежит собака. От картины исходит тепло, уют, любовь.)
- Ребята, а сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.
СЛАЙД № 20
ДОСТОИНСТВО МИР РАДОСТЬ
ВЕЛИЧИЕ ПРОСТОТА КРАСОТА
БЛАГОРОДСТВО ТИШИНА СПОКОЙСТВИЕ
ЛЮБОВЬ
(Ответы детей)
-Так устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. А сейчас я предлагаю обратиться к маме через песню, и в ней выразить свою любовь.
Исполнение "Моя мама лучшая на свете" (исполнение песни)
4. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний
Чему был посвящен наш урок?
Какую тему называют в искусстве вечной? – образ матери.
Что нового вы узнали? Что понравилось? – познакомились с картинами, композиторами, художниками, поэтами, что такое икона. Понравилась – музыка, картины
5. Рефлексия «Пик понимания»
СЛАЙД № 21
- В заключении , посмотрите на картину. Что на ней изображено?
-Гора.
- Верно. Гора – это наш урок, мы с вами поднимались по склону горы к пониманию темы урока.
- У вас на партах 3 разноцветные карточки. Осознайте себя, где вы находитесь и поднимите карточку соответствующего цвета:
- у подножья горы, не зная о том, что находиться на вершине горы
- на середине пути, поняли, но не до конца, есть над чем подумать,
- или же всё хорошо поняли и добрались до самого пика.
СЛАЙД № 22
-Спасибо вам за урок, дети! Завершить нашу встречу мне хотелось бы словами русского поэта Сергея Островского.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
Так она и будет жить в веках -
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках!
У - Берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем!
Учащиеся выходят из класса под музыку Ф. Шуберта «Ave, Maria».
СЛАЙД № 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Тема. Искусство в борьбе с фашизмом.
Конспект урока. Тема. Искусство в борьбе с фашизмом....
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока. Тема: Художественный образ багульника в литературе и изобразительном искусстве на примере рассказа Ю.Я. Яковлева « Багульник».
Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.(Литература/Изо).По программе Б.А.Ланина.6 класс....
Конспект на тему:"Искусство общения"
Конспект на тему:"Искусство общения"...
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....
Открытый урок в 5 классе «Великая и вечная тема искусства – образ матери!»
Цели урока:- Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.- Осознать единство темы.- Выявить интонационное сходство через характер звучания,...
Конспект урока по литературе " Образ матери-вечная тема в искусстве"
Тема урока: Образ матери – вечная тема в искусствеЦели урока:1)Взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери.2) Проследить, ка...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"
Урок проводят:- учитель ИЗО Буланая Любовь Михайловна- учитель музыки Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как музыка и живопись р...