Интегрированный урок литературы в 7-м классе на тему "Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева, в музыке Ф.Листа и в картинах И.И. Левитана" с использованием ИКТ
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Интегрированный урок в 7 классе. Использование ИКТ активизирует детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literatury_v_7.docx | 17.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы в 7-м классе на тему "Мир природы в лирике
Ф.И. Тютчева, в музыке Ф.Листа и в картинах И.И. Левитана"
Цели урока:
- познакомить с поэзией Ф.И. Тютчева;
- помочь увидеть творческий почерк поэта, вызвать интерес к лирике поэта;
- обучить анализу лирического произведения;
- приобщить к разным видам искусства: музыке, живописи;
- научить распознавать жанры лирического произведения.
Оборудование урока:
- портреты Ф.И. Тютчева, Ф. Листа, И.И. Левитана;
- пьеса Ф.Листа «Гроза»;
- картины И.И. Левитана «Март», «Весна»…;
- Е.Н. Колокольцев «Развитие речи» - репродукции картин, 5-7 класс;
- Технические средства.
Чувство природы свойственно человеку с древнейших времен. Литература и живопись отразили различные этапы
постижения человеком жизни природы
и самого себя.
Э.М. Румянцева
ХОД УРОКА
Слово учителя. Объявляется тема урока.Обращается внимание на эпиграф к уроку. Сообщается о том, что задачи будут ставится в ходе урока.
Урок начинается с традиционной терминологической разминки. Повторяются термины: поэзия, лирический герой, метафора, мадригал, метонимия.
На доске ученик выполняет индивидуальное задание: составляет кластер по основным лирическим жанрам (ответ оценивают ученики-рецензенты).
Слово учителя: А теперь совершим необычное путешествие в мир поэзии, музыки и живописи. Поговорим о волшебном мире природы блестящего мастера пейзажной лирики,
о Ф.И.Тютчеве.
– Вспомните, какие стихотворения Тютчева вы знаете? (Ученики называют «Весенние воды»,«Зима недаром злится»
– Можно ли эти стихотворения отнести к пейзажной лирике? Что такое пейзаж? (Описание природы или пространства внешнего мира)
– Почему Тютчева считают мастером пейзажной лирики? (Он рисует природу как живого человека.Рисует ее загадочной)
– На уроке вы познакомитесь со стихотворениями«Весенняя гроза» и «Как неожиданно и ярко». А к концу урока должны составить кластер на альбомных листах: основные особенности пейзажной лирики Тютчева.
Чтение стихотворения «Весенняя гроза»(исполняет ученик).
– Как вы думаете, к какому жанру лирического произведения можно отнести это стихотворение? (Мадригал – шуточное стихотворение, посвящено природе)
– Какое настроение передает автор? (Радостное, ликующее)
– Что можно сказать о лирическом герое? (Тонкий певец русской природы, понимает ее язык,воспринимает ее как живую)
– С чего начинается лирический сюжет? (С объяснения в любви – весне, природе)
– Взгляд и слух направлены вверх – к небу. Пейзаж развернут по вертикали. Образ неба обрамляет картину. Как вы думаете, что для Тютчева означает возвышенная красота?
– Да, на небе рождается звук, наполняющий все пространство мира и стиха, раскатившийся по строкам. Использует ли автор прием звукозаписи? Какой звук повторяется? ([ р ])
– Что он означает? (Раскаты грома)
– Послушайте отрывок из пьесы венгерского композитора Ф. Листа «Гроза». Подумайте, каким строкам стихотворения Тютчева соответствует эта музыка? С какими строками созвучна?.
– Каково звучание музыки, создающей образ грозы? (Громкое)
– Как предстает в музыке бегущий с горы поток? (Стремительное, быстрое движение музыки сверху вниз)
– С помощью каких средств музыкальной выразительности создаются пейзажные зарисовки в музыке? (Громкости звучания, скорости звучания)
– Обратите внимание на текст стихотворения. С помощью слов какой части речи Тютчев рисует быстро меняющуюся картину природы во время грозы? (Деепричастий, глаголов)
– Какова роль этих слов? (Придают тексту динамичность, выразительность)
– Найдите в тексте устаревшее слово. Его роль в тексте? (Для придания торжественности речи)
– Каково его лексическое значение? (Перлы –крупные дождевые капли, похожие на жемчуг)
– К какому художественно-изобразительному средству чаще прибегает автор в стихотворении? (Олицетворению)
– Это стремление к очеловечиванию природы приводит поэта к мифологическим образам Гебы, Зевса. О них рассказывают ученики, получившие индивидуальное задание.
– Учитывая эту информацию, объясните, какой поэтический образ создается в последней строфе? (Образ возвышенной красоты мира)
– В лирике Тютчева часто явления природы сопоставляются с чувствами и душевным состоянием человека. Одно из таких стихотворений «Как неожиданно и ярко». (Читает ученик)
– Сколько композиционных частей в этом стихотворении? (Две)
– О чем говорится в I части? (О появлении воздушной арки-радуги. Дается ее описание через восприятие лирического героя)
– Как вы понимаете слова в первой строфе «и в высоте изнемогла»?(Исчезла, перестала быть видимой)
– Можно ли это значение считать индивидуально –авторским? (Да)
– Какой троп создает это значение? (Олицетворение).
– О чем говорится во II части? (Впечатление героя от радуги и его размышления)
– О чем размышляет лирический герой? (О быстротечности времени. Нужно ценить каждый миг жизни)
– Какие средства для создания выразительности использует автор? (Метафора, метонимия, сравнение, олицетворение)
– Какие строки стихотворения воспринимаются как наиболее значимые по содержанию? («Ушло, как то уйдет всецело …» и «Лови его – лови скорей!»)
– Определить на их основе главную мысль стихотворения? (Нужно ценить каждый миг жизни, каждый миг той красоты, которую дарит нам природа)
– Что же позволяет нам ощутить лирика Ф.И.Тютчева? (Неразрывную связь с природой, обрести единство с ней)
– Не зря Н.А. Некрасов назвал многие его стихотворения «картинами природы»
– Что же присуще пейзажам Тютчева? Какой кластер вы составили? (Основные особенности пейзажа лирики: яркость, динамичность, многоцветность, пейзаж развернут по вертикали, в постоянном движении, очеловечивание природы, человек часть природы, одухотворение природы)
– Все это характерно и для русской живописной традиции, идущей от Левитана.
Живопись, как и слово – прекраснейшая возможность для человеческого общения, установления духовного родства. В отличие от литературы живопись воспринимается мгновенно, хотя любоваться ею можно до бесконечности. В том и состоит искусство, чтобы в одном, пусть даже небольшом, пейзаже передать гармонию мира, великую силу природы. В динамичных цветовых ритмах полотен Левитана мы чувствуем остроту восприятия окружающего.
В пейзажных полотнах Левитана нет изображения человека. Но своим лирическим восприятием художник очеловечивает природу. Картины «Март»,«Весна» пронизаны чувством взволнованного ожидания весны. Краски картины звучат ярко и насыщенно. Основную тональность пейзажу придает освещение. Пейзаж развернут по вертикали. Главное для Левитана передать неотвратимую зависимость человека от природных сил. Очеловечивание в пейзажной живописи происходит благодаря использованию:
- метафор в построении образа природы;
- приемом и средствам художественной выразительности служит пространственно-ритмическая организация формата, колорита.
– Какой вывод вы можете сделать на основе услышанного и увиденного? (Разные виды искусства своими средствами выражают чувства и мысли автора, создавая целостный образ природы)
– А я считаю, что нужно обратить внимание на эпиграф к уроку, на слова Румянцевой, что литература и живопись отразили тесную связь между человеком и природой.
Задание на дом: Дать письменный ответ на вопрос: «Могут ли разные виды искусства своими средствами выражать чувства и мысли автора, создавая целостный образ природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литература-история в 7 классе
Интегрированный урок литература-история в 7 классе. Построен на произведении Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...
Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"
На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....
Интегрированный урок литературы и биологии 8 класс "Наш дар бесценный - речь" (на материале рассказа А.Платонова "Возвращение")
Интегрированный урок поможет учащимся обращать внимание на речевые характеристики героев, раскрывать идейный замысел автора, награждающего своих персонажей особенностями речи...
Методическая разработка интегрированного урока литературы и биологии по теме: «Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке»
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Данный урок связывает на первый взгляд несовместимые предметы: биологию и литературу. Он позволяет учащимся увидеть мир в многообразии и е...
Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...
Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)
Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)...