Конспект урока на тему «Лирические образы" 6 класс (Мир образов вокальной и инструментальной музыки”)
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Урок музыки
6 класс
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Лирические образы.
Эпиграф:
Ты думаешь, эти мелодии дело струны?
То звуки, рожденные в сердце слышны!
Р. Гамзатов.
Цель:
- Закрепить интерпретации различных образов; углубление знаний о композиторе Ф. Шуберте; понятий « лирика», « романтизм», « серенада»;
- развитие умений давать характеристику различным образам; развитие вок-хор. навыков;
- воспитание чувства сопереживания,умения видеть красоту ночной природы, эстетического вкуса, интереса и любви к классической музыке.
Тип: закрепление и усвоение новых знаний.
Жанр урока: урок -путешествие.
Оборудование: аудиозапись «Серенада» ( инструментальный вариант), портрет Ф.Шуберта, репродукции с изображением исполнений серенад,стихотворение Л.Рельштаба в переводе В.Жуковского.
Ход урока:
I. Орг.вопрос. Музыкальное приветствие.
II. Ознакомление с целью урока.
- Сегодня мы попадем с вами на необычную планету - « Планету музыкальных образов».
(На магнитной доске планеты-образов: «Образ-картина народной жизни»,«Образ природы», «Образ мужественного человека», «Образ войны», «Образ любви», «Романтические образы», « Драматические образы»,«Героические образы».)
- Какие композиторы помогли нам попасть на эту планету? (Учащиеся находят композиторов по словам — ассоциациям,их произведения, объясняя, как эти слова связаны с композиторами )
III. Основная часть.
- Еще одна из страниц этой планет пока для нас остается неизвестной, но об этом композиторе вы уже знаете и сможете по этим биографическим данным узнать его:
- "Я родился на свет, чтобы сочинять и только сочинять! Меня должно содержать государство!", - говорил герой сегодняшней истории...
- Австрийский композитор, жил в одно время с Бетховеным, но это композиторы разных эпох и стилей;
- Бетховен, познакомившись с его произведениями произнес следующее:
« Воистину,в этом человеке живет божья искра!Он еще заставит говорить о себе весь мир!»;
- Автор более 600 песен, 9 симфоний, инструментальной и фортепианной музыки,хотя прожил всего 31 год;
- Похоронили композитора всего через две могилы от Бетховена и написали на памятнике:
МУЗЫКА ПОХОРОНИЛА ЗДЕСЬ С БОГАТСТВО,
НО ЕЩЕ БОЛЕЕ ПРЕКРАСНЫЕ НАДЕЖДЫ.
( Учащиеся называют фамилию Ф. Шуберта и рассказывают дополнительные сведения о композиторе)
1
- Судьба композитора глубоко трагична, после смерти были утеряны многие произведения и по крупицам собирались друзьями. Ни одна симфония не была исполнена при жизни композитора.
- Во многих жанрах музыки сказал свое слово Ф. Шуберт, обладая удивительным лирическим даром. Он не замыкался в своем личном душевном мире, он чутко реагировал на радости, печали окружающих,создавая для нас свои прекрасные произведения.
- Сегодня мы познакомимся с его произведением «Серенада». Что вы слышали о серенаде?
(Ответы учащихся)
-Правильно. Это лирическая песня, обращенная к возлюбленной,которая выражает чувства к ней. На уроках литературы вы уже говорили о понятии « лирика».Что значит это слово?(Род литературных произведений,преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания).
- Под аккомпанемент каких инструментов звучали серенады?
(репродукции с изображением пения серенады под окном возлюбленной)
- Какие из предложенных мною инструментов могли бы быть использованы в качестве аккомпанирующих?
( Предлагаемые инструменты – рояль, арфа, скрипка, гитара, мандолина).
-Интересна история создания этого произведения... Людвиг Рельштаб, немецкий поэт, показал слова сначала Бетховену, но из-за состояния здоровья Бетховен отказался и его секретарь передал слова Францу Шуберту.
( перед слушанием учитель зачитывает стихотворение Л.Рельштаба в переводе В.Жуковского)
Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной,
В рощу легкою стопою
Ты приди друг мой!
При луне шумят уныло
Листья в поздний час,
И никто, о друг мой милый,
Не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь в роще зазвучали
Песни соловьев?
Звуки их полны печали,
Молят за меня.
В них понятно все томленье,
Та тоска любви, та тоска любви,
И наводят умиленье
На меня они, на меня они.
Дай же доступ ты призванью
Ты к душе своей
И на тайное свиданье
Ты приди скорей,
Ты приди скорей!
Приди скорей...
-Прослушайте Серенаду Ф. Шуберта и обратите внимание на общий характер и выразительные средства музыки в ней, особенно на выразительность мелодии.
2
IV.Слушание музыки.Ф.Шуберт « Серенада».
Учащиеся работают в группах.
1.Задание для группы «Режиссеры».
-Покажите свой этюд к « Серенаде» Ф.Шуберта.
2. Задание для группы «Психологи».
-Проанализируйте,как знатоки человеческой души, эмоциональное состояние Ф.Шуберта в момент создания « Серенады».
3.Задание для группы «Музыкальные критики».
-Проанализируйте по схеме сенкан « Серенаду» Ф.Шуберта.
1Серенада.
2Светлая, чарующая
3Волнует, беспокоит,рассказывает
4 Образ влюбленного романтичного человека
5 Песня.
4.Задание для группы « Литераторы»
-вставьте пропущенные слова в текст.
Серенада в размеренном темпе со ….......... характером,слегка …........... мелодией, красивой гармонией аккомпанемента изображает состояние влюбленности человека. Она является выражением ..…......, …..…...., …............чувства. Подвижными темповыми порывами композитор показал особое …............ волнение и страсть влюбленного. Смена лада- то........, то …........- смена настроения любящего человека.
( Разбор эпиграфа)
- Композиторы мыслят образами, они чувствительны ко всему окружающему, пропускают все через сердце.
« Не слышна и зурна , коль сердце не вкладывать в дело»
Кумыкский поэт АКТАЙ.
-Ребята, а сейчас, давайте благодаря произведению Шуберта « Серенада», откроем новую планету и дадим ей свое название.(Дети предлагают дать название
планете «Лирические образы»).
V.Вок-хор. работа. Распевание
1 Можешь? Спой!! « Цветные сны» ( романтичный образ); « На безымянной высоте»( образ войны).
2 Собери песню « Украина» ( лирико- патриотический образ); « Пусть будет так»
( духовный образ).
VI.Заключительная часть.
Дети самостоятельно подбирают слова -ассоциации к творчеству Ф.Шуберта.
ЛИРИКА
СЕРЕНАДА
РОМАНТИЗМ
РЕЛЬШТАБ
А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос
(вопросы на карточках)
-сегодня я узнал...
-было интересно...
-я приобрел...
3
-меня удивило...
-урок дал мне для жизни...
-мне захотелось...
-было трудно...
VII.Подведение итогов урока.
« Есть музыка, которая сама к нам идет, а есть такая, к которой мы должны прийти»
Ф.Лист.
( анализ слов композитора)
Классическая музыка эта музыка к которой мы должны прийти сами, изучая историю создания, внимательно слушая, стремясь понять ее глубину...
Домашнее задание:
-Я предлагаю вам дома соприкоснуться с поэзией Рельштаба- потренироваться в чтении « Серенады», а на следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё понимание и собственные чувства,возникшие после знакомства и с великолепной музыкой Франца Шуберта.
-Подберите репродукции художников к музыке Ф.Шуберта « Серенада».
Спасибо за урок! Оценивание.! Оценивание.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Лирические образы.
Эпиграф:
Ты думаешь, эти мелодии дело струны?
То звуки, рожденные в сердце слышны!
Р. Гамзатов.
Цель:
- Закрепить интерпретации различных образов; углубление знаний о композиторе Ф. Шуберте; понятий « лирика», « романтизм», « серенада»;
- развитие умений давать характеристику различным образам; развитие вок-хор. навыков;
- воспитание чувства сопереживания,умения видеть красоту ночной природы, эстетического вкуса, интереса и любви к классической музыке.
Тип: закрепление и усвоение новых знаний.
Жанр урока: урок -путешествие.
Оборудование: аудиозапись «Серенада» ( инструментальный вариант), портрет Ф.Шуберта, репродукции с изображением исполнений серенад,стихотворение Л.Рельштаба в переводе В.Жуковского.
Ход урока:
I. Орг.вопрос. Музыкальное приветствие.
II. Ознакомление с целью урока.
- Сегодня мы попадем с вами на необычную планету - « Планету музыкальных образов».
(На магнитной доске планеты-образов: «Образ-картина народной жизни»,«Образ природы», «Образ мужественного человека», «Образ войны», «Образ любви», «Романтические образы», « Драматические образы»,«Героические образы».)
- Какие композиторы помогли нам попасть на эту планету? (Учащиеся находят композиторов по словам — ассоциациям,их произведения, объясняя, как эти слова связаны с композиторами )
III. Основная часть.
- Еще одна из страниц этой планет пока для нас остается неизвестной, но об этом композиторе вы уже знаете и сможете по этим биографическим данным узнать его:
- "Я родился на свет, чтобы сочинять и только сочинять! Меня должно содержать государство!", - говорил герой сегодняшней истории...
- Австрийский композитор, жил в одно время с Бетховеным, но это композиторы разных эпох и стилей;
- Бетховен, познакомившись с его произведениями произнес следующее:
« Воистину,в этом человеке живет божья искра!Он еще заставит говорить о себе весь мир!»;
- Автор более 600 песен, 9 симфоний, инструментальной и фортепианной музыки,хотя прожил всего 31 год;
- Похоронили композитора всего через две могилы от Бетховена и написали на памятнике:
МУЗЫКА ПОХОРОНИЛА ЗДЕСЬ С БОГАТСТВО,
НО ЕЩЕ БОЛЕЕ ПРЕКРАСНЫЕ НАДЕЖДЫ.
( Учащиеся называют фамилию Ф. Шуберта и рассказывают дополнительные сведения о композиторе)
1
- Судьба композитора глубоко трагична, после смерти были утеряны многие произведения и по крупицам собирались друзьями. Ни одна симфония не была исполнена при жизни композитора.
- Во многих жанрах музыки сказал свое слово Ф. Шуберт, обладая удивительным лирическим даром. Он не замыкался в своем личном душевном мире, он чутко реагировал на радости, печали окружающих,создавая для нас свои прекрасные произведения.
- Сегодня мы познакомимся с его произведением «Серенада». Что вы слышали о серенаде?
(Ответы учащихся)
-Правильно. Это лирическая песня, обращенная к возлюбленной,которая выражает чувства к ней. На уроках литературы вы уже говорили о понятии « лирика».Что значит это слово?(Род литературных произведений,преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания).
- Под аккомпанемент каких инструментов звучали серенады?
(репродукции с изображением пения серенады под окном возлюбленной)
- Какие из предложенных мною инструментов могли бы быть использованы в качестве аккомпанирующих?
( Предлагаемые инструменты – рояль, арфа, скрипка, гитара, мандолина).
-Интересна история создания этого произведения... Людвиг Рельштаб, немецкий поэт, показал слова сначала Бетховену, но из-за состояния здоровья Бетховен отказался и его секретарь передал слова Францу Шуберту.
( перед слушанием учитель зачитывает стихотворение Л.Рельштаба в переводе В.Жуковского)
Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной,
В рощу легкою стопою
Ты приди друг мой!
При луне шумят уныло
Листья в поздний час,
И никто, о друг мой милый,
Не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь в роще зазвучали
Песни соловьев?
Звуки их полны печали,
Молят за меня.
В них понятно все томленье,
Та тоска любви, та тоска любви,
И наводят умиленье
На меня они, на меня они.
Дай же доступ ты призванью
Ты к душе своей
И на тайное свиданье
Ты приди скорей,
Ты приди скорей!
Приди скорей...
-Прослушайте Серенаду Ф. Шуберта и обратите внимание на общий характер и выразительные средства музыки в ней, особенно на выразительность мелодии.
2
IV.Слушание музыки.Ф.Шуберт « Серенада».
Учащиеся работают в группах.
1.Задание для группы «Режиссеры».
-Покажите свой этюд к « Серенаде» Ф.Шуберта.
2. Задание для группы «Психологи».
-Проанализируйте,как знатоки человеческой души, эмоциональное состояние Ф.Шуберта в момент создания « Серенады».
3.Задание для группы «Музыкальные критики».
-Проанализируйте по схеме сенкан « Серенаду» Ф.Шуберта.
1Серенада.
2Светлая, чарующая
3Волнует, беспокоит,рассказывает
4 Образ влюбленного романтичного человека
5 Песня.
4.Задание для группы « Литераторы»
-вставьте пропущенные слова в текст.
Серенада в размеренном темпе со ….......... характером,слегка …........... мелодией, красивой гармонией аккомпанемента изображает состояние влюбленности человека. Она является выражением ..…......, …..…...., …............чувства. Подвижными темповыми порывами композитор показал особое …............ волнение и страсть влюбленного. Смена лада- то........, то …........- смена настроения любящего человека.
( Разбор эпиграфа)
- Композиторы мыслят образами, они чувствительны ко всему окружающему, пропускают все через сердце.
« Не слышна и зурна , коль сердце не вкладывать в дело»
Кумыкский поэт АКТАЙ.
-Ребята, а сейчас, давайте благодаря произведению Шуберта « Серенада», откроем новую планету и дадим ей свое название.(Дети предлагают дать название
планете «Лирические образы»).
V.Вок-хор. работа. Распевание
1 Можешь? Спой!! « Цветные сны» ( романтичный образ); « На безымянной высоте»( образ войны).
2 Собери песню « Украина» ( лирико- патриотический образ); « Пусть будет так»
( духовный образ).
VI.Заключительная часть.
Дети самостоятельно подбирают слова -ассоциации к творчеству Ф.Шуберта.
ЛИРИКА
СЕРЕНАДА
РОМАНТИЗМ
РЕЛЬШТАБ
А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос
(вопросы на карточках)
-сегодня я узнал...
-было интересно...
-я приобрел...
3
-меня удивило...
-урок дал мне для жизни...
-мне захотелось...
-было трудно...
VII.Подведение итогов урока.
« Есть музыка, которая сама к нам идет, а есть такая, к которой мы должны прийти»
Ф.Лист.
( анализ слов композитора)
Классическая музыка эта музыка к которой мы должны прийти сами, изучая историю создания, внимательно слушая, стремясь понять ее глубину...
Домашнее задание:
-Я предлагаю вам дома соприкоснуться с поэзией Рельштаба- потренироваться в чтении « Серенады», а на следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё понимание и собственные чувства,возникшие после знакомства и с великолепной музыкой Франца Шуберта.
-Подберите репродукции художников к музыке Ф.Шуберта « Серенада».
Спасибо за урок! Оценивание.
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"
Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия». Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...
Открытый урок "Мир образов вокальной и инструментальной музыки"
Конспект урока музыки в 6 классе разработан на основе программы «Музыка» 1 -7кл., автор Е.Д.Критская.Тема: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова».Тип ...
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Тема: «Удивительный мир музыкальных образов»Цель урока: Ввести обучающихся в мир музыкальных образовЗадачи урокаОбразовательные: сформировать представление о музыкальных образах, вспомнить...
Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»
Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»...
Методическая разработка «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова»
Методическая разработка «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова»...
Тема « Мир образов вокальной и инструментальной музыки» Тема урока «Образы скорби и печали»
Это зачетная модель урока слушателя курсов повышения квалификации по программе «Теория и методика обучения музыке в 5 – 8 классах...
Конспект урока по теме: И.С. Тургенев. «Муму»: Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)
Цель урока: формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов...