Конспект урока на тему «Лирические образы" 6 класс (Мир образов вокальной и инструментальной музыки”)
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Чабанова Крымада Тагировна

 Урок музыки

6 класс

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Лирические  образы.

 

Эпиграф:

                  Ты  думаешь, эти мелодии  дело струны?

                  То звуки, рожденные в сердце слышны!

                                                              Р. Гамзатов.

Цель:

-        Закрепить интерпретации различных образов; углубление знаний о композиторе Ф. Шуберте; понятий « лирика», « романтизм», « серенада»;

-        развитие умений давать характеристику различным образам; развитие вок-хор. навыков;

-        воспитание  чувства  сопереживания,умения  видеть красоту ночной природы, эстетического  вкуса, интереса и любви к классической музыке.

  Тип:  закрепление и усвоение новых знаний.

  Жанр урока: урок -путешествие.

  Оборудование: аудиозапись «Серенада» ( инструментальный вариант),  портрет Ф.Шуберта, репродукции  с  изображением исполнений серенад,стихотворение  Л.Рельштаба в переводе В.Жуковского.

                                 Ход урока:

             I. Орг.вопрос. Музыкальное приветствие.

             II. Ознакомление с целью урока.

-           Сегодня мы попадем  с вами на необычную планету - « Планету  музыкальных образов».

      (На  магнитной доске планеты-образов: «Образ-картина народной жизни»,«Образ природы», «Образ мужественного человека», «Образ войны», «Образ любви»,  «Романтические образы», « Драматические образы»,«Героические образы».)

-         Какие композиторы помогли нам попасть на эту планету?  (Учащиеся находят композиторов по словам — ассоциациям,их произведения, объясняя, как эти слова  связаны с композиторами )

           III. Основная часть.

-        Еще одна из страниц  этой планет пока для нас остается неизвестной, но об этом композиторе вы уже знаете и сможете по этим биографическим данным узнать  его:

-        "Я родился на свет, чтобы сочинять и только сочинять! Меня должно содержать государство!", - говорил герой сегодняшней истории...

-        Австрийский композитор, жил в одно время с Бетховеным, но это композиторы разных эпох и стилей;

-        Бетховен, познакомившись с его произведениями произнес следующее:

 « Воистину,в этом человеке живет божья искра!Он еще заставит говорить о себе весь мир!»;

-        Автор более  600  песен, 9 симфоний, инструментальной и фортепианной музыки,хотя прожил всего 31 год;

-        Похоронили композитора всего  через две могилы от  Бетховена и написали на памятнике:

 

             МУЗЫКА ПОХОРОНИЛА ЗДЕСЬ С БОГАТСТВО,

             НО ЕЩЕ БОЛЕЕ ПРЕКРАСНЫЕ НАДЕЖДЫ.

 

( Учащиеся называют фамилию Ф. Шуберта и рассказывают дополнительные сведения   о композиторе)

1

 

-        Судьба композитора глубоко трагична, после смерти  были утеряны  многие произведения и по крупицам  собирались друзьями. Ни одна симфония не была исполнена при жизни композитора.

-         Во   многих  жанрах  музыки сказал свое  слово Ф. Шуберт,  обладая  удивительным лирическим   даром. Он не  замыкался в своем личном душевном мире, он чутко реагировал на радости, печали окружающих,создавая для нас свои прекрасные произведения.

-        Сегодня мы познакомимся с  его произведением   «Серенада». Что вы слышали о серенаде?

(Ответы учащихся)

-Правильно. Это лирическая песня, обращенная к возлюбленной,которая выражает чувства  к ней. На уроках литературы вы уже говорили о понятии « лирика».Что значит это слово?од литературных произведений,преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания).

         - Под аккомпанемент каких инструментов звучали серенады?

(репродукции  с изображением пения серенады под окном возлюбленной)

- Какие из предложенных мною инструментов могли бы быть использованы в качестве аккомпанирующих?

( Предлагаемые инструменты – рояль, арфа, скрипка, гитара, мандолина).

        -Интересна история создания  этого произведения... Людвиг Рельштаб, немецкий поэт, показал слова сначала Бетховену, но из-за состояния здоровья  Бетховен отказался  и его секретарь передал слова Францу Шуберту.

                 ( перед слушанием учитель зачитывает стихотворение Л.Рельштаба в переводе В.Жуковского)

 

Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной,
В рощу легкою стопою
Ты приди друг мой!
При луне шумят уныло
Листья в поздний час,
И никто, о друг мой милый,
Не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь в роще зазвучали
Песни соловьев?
Звуки их полны печали,
Молят за меня.
В них понятно все томленье,
Та тоска любви, та тоска любви,
И наводят умиленье
На меня они, на меня они.
Дай же доступ ты призванью
Ты к душе своей
И на тайное свиданье
Ты приди скорей,
Ты приди скорей!
Приди скорей...

     -Прослушайте Серенаду Ф. Шуберта и обратите внимание на общий характер и выразительные средства музыки в ней, особенно на выразительность мелодии.

 

  2    

             IV.Слушание музыки.Ф.Шуберт « Серенада».

  Учащиеся работают в группах.

1.Задание для  группы  «Режиссеры».

    -Покажите  свой этюд к « Серенаде» Ф.Шуберта.

2. Задание  для группы «Психологи».

   -Проанализируйте,как знатоки человеческой души, эмоциональное состояние  Ф.Шуберта в момент создания « Серенады».

3.Задание для группы «Музыкальные критики».

   -Проанализируйте по схеме сенкан « Серенаду» Ф.Шуберта.

1Серенада.

2Светлая, чарующая

3Волнует, беспокоит,рассказывает

4 Образ влюбленного романтичного человека

5 Песня.

4.Задание для группы « Литераторы»

   -вставьте пропущенные слова в текст.

    Серенада в размеренном темпе со ….......... характером,слегка …........... мелодией, красивой гармонией аккомпанемента изображает состояние влюбленности человека. Она является выражением ..…......, …..…...., …............чувства. Подвижными темповыми порывами композитор показал особое …............ волнение и страсть влюбленного. Смена лада- то........, то …........- смена настроения любящего человека.

 

                      (  Разбор    эпиграфа)

-        Композиторы мыслят образами, они чувствительны  ко всему окружающему, пропускают все через  сердце.

 

        « Не слышна и зурна , коль сердце не вкладывать в дело»

                                                                            Кумыкский поэт   АКТАЙ.

           -Ребята, а сейчас, давайте благодаря произведению Шуберта « Серенада», откроем новую планету и дадим ей свое название.(Дети предлагают дать название

планете «Лирические образы»).

                V.Вок-хор. работа. Распевание

1  Можешь? Спой!! « Цветные сны» ( романтичный образ); « На безымянной высоте»( образ войны).

2 Собери песню  « Украина»  ( лирико- патриотический образ); « Пусть будет так»

 ( духовный образ).

 

               VI.Заключительная часть.

Дети самостоятельно подбирают слова -ассоциации к творчеству Ф.Шуберта.

ЛИРИКА

СЕРЕНАДА

РОМАНТИЗМ

РЕЛЬШТАБ

 

А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос

(вопросы на карточках)

 

-сегодня я узнал...

-было интересно...

-я приобрел...

3

-меня удивило...

-урок дал мне для жизни...

-мне захотелось...

-было трудно...

  VII.Подведение итогов урока.

 « Есть музыка, которая сама к нам идет, а есть такая, к которой мы должны прийти»

                                                                                        Ф.Лист.

                               ( анализ слов композитора)

 

     Классическая музыка эта музыка к которой мы должны прийти сами, изучая  историю создания, внимательно слушая, стремясь понять ее глубину...

 

  Домашнее задание:

         предлагаю вам дома соприкоснуться с поэзией Рельштаба- потренироваться в чтении « Серенады», а на следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё понимание и собственные чувства,возникшие после знакомства  и  с великолепной  музыкой Франца Шуберта.

        одберите репродукции художников к музыке Ф.Шуберта « Серенада».

 Спасибо за урок!  Оценивание.! Оценивание.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лирические  образы.

Эпиграф:

                  Ты  думаешь, эти мелодии  дело струны?

                  То звуки, рожденные в сердце слышны!

                                                              Р. Гамзатов.

Цель:

  • Закрепить интерпретации различных образов; углубление знаний о композиторе Ф. Шуберте; понятий « лирика», « романтизм», « серенада»;
  • развитие умений давать характеристику различным образам; развитие вок-хор. навыков;
  • воспитание  чувства  сопереживания,умения  видеть красоту ночной природы, эстетического  вкуса, интереса и любви к классической музыке.

  Тип:  закрепление и усвоение новых знаний.

  Жанр урока: урок -путешествие.

  Оборудование: аудиозапись «Серенада» ( инструментальный вариант),  портрет Ф.Шуберта, репродукции  с  изображением исполнений серенад,стихотворение  Л.Рельштаба в переводе В.Жуковского.

                                 Ход урока:

             I. Орг.вопрос. Музыкальное приветствие.

             II. Ознакомление с целью урока.

  •    Сегодня мы попадем  с вами на необычную планету - « Планету  музыкальных образов».

      (На  магнитной доске планеты-образов: «Образ-картина народной жизни»,«Образ природы», «Образ мужественного человека», «Образ войны», «Образ любви»,  «Романтические образы», « Драматические образы»,«Героические образы».)

  •  Какие композиторы помогли нам попасть на эту планету?  (Учащиеся находят композиторов по словам — ассоциациям,их произведения, объясняя, как эти слова  связаны с композиторами )

           III. Основная часть.

  • Еще одна из страниц  этой планет пока для нас остается неизвестной, но об этом композиторе вы уже знаете и сможете по этим биографическим данным узнать  его:
  • "Я родился на свет, чтобы сочинять и только сочинять! Меня должно содержать государство!", - говорил герой сегодняшней истории... 
  • Австрийский композитор, жил в одно время с Бетховеным, но это композиторы разных эпох и стилей;
  • Бетховен, познакомившись с его произведениями произнес следующее:

 « Воистину,в этом человеке живет божья искра!Он еще заставит говорить о себе весь мир!»;

  • Автор более  600  песен, 9 симфоний, инструментальной и фортепианной музыки,хотя прожил всего 31 год;
  • Похоронили композитора всего  через две могилы от  Бетховена и написали на памятнике:

             МУЗЫКА ПОХОРОНИЛА ЗДЕСЬ С БОГАТСТВО,

             НО ЕЩЕ БОЛЕЕ ПРЕКРАСНЫЕ НАДЕЖДЫ.

( Учащиеся называют фамилию Ф. Шуберта и рассказывают дополнительные сведения   о композиторе)

1

  • Судьба композитора глубоко трагична, после смерти  были утеряны  многие произведения и по крупицам  собирались друзьями. Ни одна симфония не была исполнена при жизни композитора.
  •  Во   многих  жанрах  музыки сказал свое  слово Ф. Шуберт,  обладая  удивительным лирическим   даром. Он не  замыкался в своем личном душевном мире, он чутко реагировал на радости, печали окружающих,создавая для нас свои прекрасные произведения.
  • Сегодня мы познакомимся с  его произведением   «Серенада». Что вы слышали о серенаде?

(Ответы учащихся)

-Правильно. Это лирическая песня, обращенная к возлюбленной,которая выражает чувства  к ней. На уроках литературы вы уже говорили о понятии « лирика».Что значит это слово?(Род литературных произведений,преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания).

         - Под аккомпанемент каких инструментов звучали серенады?

(репродукции  с изображением пения серенады под окном возлюбленной)

- Какие из предложенных мною инструментов могли бы быть использованы в качестве аккомпанирующих?

( Предлагаемые инструменты – рояль, арфа, скрипка, гитара, мандолина).

        -Интересна история создания  этого произведения... Людвиг Рельштаб, немецкий поэт, показал слова сначала Бетховену, но из-за состояния здоровья  Бетховен отказался  и его секретарь передал слова Францу Шуберту.

                 ( перед слушанием учитель зачитывает стихотворение Л.Рельштаба в переводе В.Жуковского)

Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной,
В рощу легкою стопою
Ты приди друг мой!
При луне шумят уныло
Листья в поздний час,
И никто, о друг мой милый,
Не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь в роще зазвучали
Песни соловьев?
Звуки их полны печали,
Молят за меня.
В них понятно все томленье,
Та тоска любви, та тоска любви,
И наводят умиленье
На меня они, на меня они.
Дай же доступ ты призванью
Ты к душе своей
И на тайное свиданье
Ты приди скорей,
Ты приди скорей!
Приди скорей... 

     -Прослушайте Серенаду Ф. Шуберта и обратите внимание на общий характер и выразительные средства музыки в ней, особенно на выразительность мелодии.

  2    

             IV.Слушание музыки.Ф.Шуберт « Серенада».

  Учащиеся работают в группах.

1.Задание для  группы  «Режиссеры».

    -Покажите  свой этюд к « Серенаде» Ф.Шуберта.

2. Задание  для группы «Психологи».

   -Проанализируйте,как знатоки человеческой души, эмоциональное состояние  Ф.Шуберта в момент создания « Серенады».

3.Задание для группы «Музыкальные критики».

   -Проанализируйте по схеме сенкан « Серенаду» Ф.Шуберта.

1Серенада.

2Светлая, чарующая

3Волнует, беспокоит,рассказывает

4 Образ влюбленного романтичного человека

5 Песня.

4.Задание для группы « Литераторы»

   -вставьте пропущенные слова в текст.

    Серенада в размеренном темпе со ….......... характером,слегка …........... мелодией, красивой гармонией аккомпанемента изображает состояние влюбленности человека. Она является выражением ..…......, …..…...., …............чувства. Подвижными темповыми порывами композитор показал особое …............ волнение и страсть влюбленного. Смена лада- то........, то …........- смена настроения любящего человека.

                      (  Разбор    эпиграфа)

  • Композиторы мыслят образами, они чувствительны  ко всему окружающему, пропускают все через  сердце.

        « Не слышна и зурна , коль сердце не вкладывать в дело»

                                                                            Кумыкский поэт   АКТАЙ. 

           -Ребята, а сейчас, давайте благодаря произведению Шуберта « Серенада», откроем новую планету и дадим ей свое название.(Дети предлагают дать название

планете «Лирические образы»).

                V.Вок-хор. работа. Распевание

1  Можешь? Спой!! « Цветные сны» ( романтичный образ); « На безымянной высоте»( образ войны).

2 Собери песню  « Украина»  ( лирико- патриотический образ); « Пусть будет так»

 ( духовный образ).

               VI.Заключительная часть.

Дети самостоятельно подбирают слова -ассоциации к творчеству Ф.Шуберта.

ЛИРИКА

СЕРЕНАДА

РОМАНТИЗМ

РЕЛЬШТАБ

А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос

(вопросы на карточках)

-сегодня я узнал...

-было интересно...

-я приобрел...

3

-меня удивило...

-урок дал мне для жизни...

-мне захотелось...

-было трудно...

  VII.Подведение итогов урока.

 « Есть музыка, которая сама к нам идет, а есть такая, к которой мы должны прийти»

                                                                                        Ф.Лист.

                               ( анализ слов композитора)

     Классическая музыка эта музыка к которой мы должны прийти сами, изучая  историю создания, внимательно слушая, стремясь понять ее глубину...

  Домашнее задание:

         -Я предлагаю вам дома соприкоснуться с поэзией Рельштаба- потренироваться в чтении « Серенады», а на следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё понимание и собственные чувства,возникшие после знакомства  и  с великолепной  музыкой Франца Шуберта.

        -Подберите репродукции художников к музыке Ф.Шуберта « Серенада».

 Спасибо за урок!  Оценивание.

                                     

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Открытый урок "Мир образов вокальной и инструментальной музыки"

Конспект урока музыки в 6 классе разработан на основе программы «Музыка» 1 -7кл., автор Е.Д.Критская.Тема: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова».Тип ...

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Тема: «Удивительный мир музыкальных образов»Цель урока: Ввести обучающихся в мир музыкальных образовЗадачи урокаОбразовательные: сформировать представление о музыкальных образах, вспомнить...

Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»

Конспект урока на тему «Мир Образов вокальной и инструментальной музыки»...

Методическая разработка «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова»

Методическая разработка «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова»...

Тема « Мир образов вокальной и инструментальной музыки» Тема урока «Образы скорби и печали»

Это  зачетная  модель  урока   слушателя курсов  повышения квалификации   по программе «Теория и методика обучения музыке в 5 – 8  классах...

Конспект урока по теме: И.С. Тургенев. «Муму»: Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)

Цель урока: формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов...