Проект на тему "Времена года в лирике Ф.И.Тютчева"
проект по литературе (5 класс)
Проект "Времена года в лирике Ф.И.Тютчева"
Выполнил: ученик 5б класса СОШ №8 Гордеев Даниил
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познакомиться с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы. Цели:
Детство Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга В сей день счастливый нежность сына Какой бы дар принесть смогла! Букет цветов? – но флора отцвела, И луг поблёкнул и долина …
Юность Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.
Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Весна Лето Осень Зима
Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года. Весна
« Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые. Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Весна
Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.
Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд!»
Ветры тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилось из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил её поля. Неохотно и несмело Солнце всходит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения. Лето
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. Весь день стоит, как бы хрустальный, И лучезарны вечера… о сень
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Зима Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой…
Отношение Ф.И.Тютчева к природе В своих стихах Тютчев стремится понять природу, превратить её в часть внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческой души объясняется страсть Тютчева к олицетворению. В стихотворении « Весенние воды» ручьи «бегут и блещут и гласят». Они наделены человеческими качествами и даже речью. Спокойная, умиротворённая картина майских дней в последней строфе стихотворения также одушевлена. Приём олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь мира природы с жизнью человека. А. Э. Солодилов « Весенние воды»
С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета иностранной цензуры. Он часто выступал в роли заступника изданий и влиял на органы печати в духе своих убеждений. Чувство одиночества было особенно ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни. Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года . После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением : Но муза, правду соблюдая, Глядит – а на весах у ней Вот эта книжка небольшая, Томов премногих тяжелей. Последние годы жизни
Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.
Гроза Федор Тютчев Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил её края. Чаще капли дождевые Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),
Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...
Философская лирика Ф.И. Тютчева
Конспект урока-концерта по творчеству Ф.И. Тютчева предназначен для урока литературы в 10 классе (по программе Коровиной В.Я.)....

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его лирике.Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни.Но кто-то ...
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...

Учебный исследовательский проект по литературе«Основная поэтическая тема пейзажной лирики Ф. И. Тютчева»
Проект выполнен ученицей 7 класса Наумовой Елизаветой. Задачи исследовательской работы: 1. Рассказать о художественных образах и средствах их создания в стихотворениях Ф. И. Тютчева2. Доказать или опр...

Проект урока литературы в 10 классе «Философская лирика Ф.И.Тютчева»
Вид урока: реализация краткосрочного проекта - самостоятельная работа учащихся.Тип урока: комбинированный – урок закрепления и комплексного использования знаний, выработка умений.Методы обучения...