Открытый урок по литературе для 6 класса
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия им.Подольских курсантов»
г.о.Подольск.
Открытый урок по литературе
«… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)
Автор: Купцова Ксения Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
Оглавление
1. Введение
2. Конспект урока литературы в 6 классе
3. Список литературы
1. Введение
Методический комментарий.
Урок по рассказу Александра Ивановича Куприна «… главное – не падайте никогда духом» посвящён Году Благополучного детства и укрепления семейных ценностей.
2. Конспект урока литературы в 6 классе
Тема урока: «… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»).
Цели урока:
образовательная – познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные признаки в рассказе А.И.Куприна;
развивающая – развивать способности анализировать текст, давать характеристики героям литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;
воспитательная – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброта.
Тип урока: урок внеклассного чтения
Методы: проблемный, частично – поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: текст рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор», словарь, портреты А.И.Куприна, Н.И.Пирогова, выставка книг с произведениями А.И.Куприна, иллюстрации обучающихся, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эпиграф
«…человеку надлежит быть…
верным в дружбе, милостивым
к больному и падшему, ласковым
к зверям»
А.И. Куприн
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор».
Тема нашего урока «… главное – не падайте никогда духом» ( по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»). (Слайд № 2).
Методический комментарий. Далее учитель сообщает о целях урока. (Слайд № 3).
Ключевыми словами на нашем уроке будут вопросы нравственности: добро, милосердие, сочувствие, сострадание, любовь. ( Эти слова написаны на доске). А эпиграфом урока станут слова автора.
Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни. Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Сегодня мы будем говорить о таком рассказе, с которым вы познакомились при домашнем чтении.
– Как называется этот рассказ? Кто его написал ?
(Сообщение ученика об А.И.Куприне). ( Слайд № 4).
В 1897 году А.И. Куприн создал рассказ “Чудесный доктор”, в котором затронул общечеловеческие проблемы гуманного отношения к человеку, благополучного детства, укрепления семейных ценностей.
– Как вы понимаете значение слова «чудесный? Подберите синонимы. (Слайд № 6).
– Как вы понимаете, что обозначают слова «милосердие», «сочувствие», «сострадание»? (Работа с толковым словарём).
Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
II. Словарная работа. (Слайд № 5).
Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).
Предания - легенды, переходящие от поколения к поколению, рассказы о былом.
Плачевно - здесь: безрезультатно.
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.
Управляющий - человек, который ведет дела какого-либо хозяйства.
Швейцар - сторож при подъездах.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник (устаревшее) - канун церковных праздников Рождества и Крещения.
Залог - отдача имущества в обеспечение обязательств.
III. Актуализация знаний учащихся.
– А теперь вернемся к рассказу. Новый год. Рождество – самые любимые праздники взрослых и детей. Но мы с вами знаем, что существует и такое понятие – рождественский рассказ, святочный рассказ.
– Что вы знаете об этом? Что такое святки?
– Расскажите о жанре рождественского рассказа.
Рождественский, святочный рассказ связывается с праздничной уютной домашней атмосферой. Он говорит о событиях, имевших место на святках, чуде, которое всегда рядом, утверждает христианскую добродетель. Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определённой жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и всё кончается удачно, как в сказке. Непременно в таком рассказе есть мораль, урок, который выносится из пережитой ситуации.
Учитель. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов.
«Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где «В Киеве лет около 30 назад».
– А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником.
Учитель. Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни в реальности рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.
В начале рассказа герои, несмотря на приближающийся праздник, в отчаянии.
– Что мы узнаем о мальчиках из первого эпизода? Давайте прочитаем эту сцену у витрины магазина (с начала до слов «Старший мальчик первый оторвался от созерцания очаровательного зрелища»).
– Сколько рассказчиков в этом произведении? Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина магазина? (Слайд № 7). (Два: тот, с кем произошла эта история – Григорий Емельянович Мерцалов и автор, передающий услышанное от другого).
Учитель. Такая форма построения текста (композиция) называется «рассказ в рассказе».
– Для чего Куприн так подробно описывает разговор мальчиков у витрины магазина?
– Продолжим чтение рассказа от слов «Старший мальчик первый оторвался от созерцания очаровательного зрелища» до слов «Когда мальчики вошли…».
(Слайд № 8).
– Куда поспешили мальчики?
– Как вы думаете, в какое время года происходит действие рассказа?
– Любите ли вы праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?
– Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни?
– Можно ли по началу рассказа увидеть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром?
Мир вокруг | Мальчики |
Перед огромным окном гастрономического магазина | Приплясывали от жестокой стужи |
Великолепная выставка | Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки |
Эффектная картина: Возвышались целые горы крепких яблок и апельсинов; Стояли пирамиды мандаринов; Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы; Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала. | Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью. Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей. |
Очаровательное зрелище | Произнес сурово, подавив тяжелый вздох |
– Как с помощью имен прилагательных создается колоритная картина жизни мальчиков и большого города?
Прекрасные магазины | Малолюднее и темнее становились улицы |
Сияющие елки | кривые, узкие переулки. |
Рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками | Покосившийся, ветхий дом, |
Праздничное оживление толпы | мрачные, не освещенные косогоры |
Веселый гул окриков и разговоров | Темный, обледенелый и грязный двор |
Разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам | Прошли в темноте общим коридором |
Праздничное ликование | Закоптелые, плачущие от сырости стены |
| Мокрые отрепки Ужасный запах керосинового газа детское грязное белье и крысы – настоящий запах нищеты. |
| |
| Грязная широкая постель |
Выводы учащихся: Беззащитность детей и бездушие большого города. Маленькие детские сердца сжались от острого недетского страдания.
IV. Проблемный вопрос: Что мы узнали о семье Мерцаловых? Почему о несчастьях семьи мы узнаем лишь в середине рассказа? (наблюдения учащихся, выборочный пересказ текста).
– Что мы узнаем о семье мальчиков из описания «подземелья» и его обитателей?
– А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?
Учитель. Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных, а на фоне благополучия одних виднее бедность других. Это называется приемом контраста, т.е. противопоставления (антитеза).
Работа с иллюстрацией к рассказу. (Слайд № 9).
Подготовленное чтение по ролям от слов «Мальчики молчали» до слов «… разогреть – то нечем…».
– Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых? Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он, по вашему мнению, этого не сделал?
– Можно ли согласиться с высказыванием И.Шмелева: «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие - милосерднее»? К кому из персонажей рассказа вы уже сейчас могли бы применить эти слова?
Чтение отрывка от слов «В это время в коридоре…» до слов «… гнали просителей с крыльца».
– Какие ещё предпринимались попытки исправить сложившуюся трудную ситуацию? (Чтение от слов «Вдруг Мерцалов быстро поднялся с сундука…» до слов «… а во второй – его обещали отправить в полицию»).
Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, и никто не проявил милосердия – готовности помочь. Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации.
Звучит «Лунная соната» Л.Бетховена. На фоне этой музыки учитель читает отрывок от слов «Тут было тихо и торжественно» до конца абзаца.
– Зачем писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?
Учитель. Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых, во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.
– Какую роль в рассказе играет портрет Мерцалова? Читаем эпизод героя в городском саду.
– Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить? (ответы уч-ся)
– Что же остановило героя от страшного поступка? (Встреча с доктором). Как создается портрет «чудесного доктора»? Находим это место в тексте и понаблюдаем. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьёзное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).
Учитель. Облик доктора вырисовывается постепенно. Как будто сама природа посылает Мерцалову чудо: оно приближается, и появляется реальный человек.
– В чем же проявляется «чудесность» доктора? Читаем по ролям разговор Мерцалова с незнакомцем. Постарайтесь выразить мрачное состояние одного и участие, искреннее сочувствие другого. (Слайд № 10).
Учитель. Под руководством «чудесного доктора» все меняется как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор действует так быстро, что Мерцаловы опомниться не успевают, как он быстро одевается и исчезает.
– Какой сюрприз ждет Мерцаловых после исчезновения доктора?
– Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»? (Аптечный ярлычок на лекарстве).
– Почему доктор сам не назвал себя? (Скромность, помощь от души, а не за благодарность).
– Кому было дано задание поработать в «Справочном бюро»? Дайте нам, пожалуйста, справку о Николае Ивановиче Пирогове. (Н. И. Пирогов – (1810-1881) – врач, основоположник военной хирургии. Он участвовал в обороне Севастополя в 1854-1855 гг во время Крымской войны в качестве доктора. Первым применил наркоз во время операции на поле боя. Он много сделал в медицине, народном образовании). (Слайд № 11).
– Как вы думаете, почему Н.И.Пирогов помогает Мерцаловым?
Ответы учеников. (Слайд № 12).
– Какую роль сыграл Н.И.Пирогов в жизни семьи Мерцаловых? (Слайд № 13).
– Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?
Физкультминутка Мы работали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем как зайки!
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
Учитель. Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.
– Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа?
– Что есть добро? Как вы это понимаете?
– Какую библейскую заповедь мы наблюдаем в рассказе?
– О чем молятся люди сейчас? С чем в трудные минуты жизни мы обращаемся к Богу?
Учитель. Так уж получается, что мы молимся о себе, своих близких. Но молимся ли о других, умеем ли? Всегда ли замечаем несчастья других? Об этом рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»
– О чем заставляет задуматься рассказ?
– Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?
Учитель. В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. После прочтения этого рассказа, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.
Я хочу прочитать вам свое любимое стихотворение. Оно, я думаю, имеет отношение к нашей теме.
Мы временем умеем дорожить,
Часы бывают лишними едва ли
И всадник друга ждет на перевале,
Не потому, что некуда спешить
И ношу со спины того, кто хил,
Берет на спину человек прохожий
Не потому, что слишком много сил
И он никак растратить их не может
И человек не потому, что сыт
Свой скудный хлеб голодным предлагает,
И мать не от бессонницы не спит
И люльку полуночную качает
В морских волнах, пороховом дыму
Безвестный мальчик за святое дело
Жизнь отдает свою не потому,
Что жить ему на свете надоело
Мы временем умеем дорожить,
Порой ни сил, ни хлеба не хватает
И отдающий отдает другим
Лишь то, что от себя он отрывает
Ни у кого нет жизни запасной,
Как век ни длинен, не хватает века
И все же люди жертвуют собой,
Оправдывая званье человека.
– А сейчас мы рассмотрим ваши рисунки к рассказу «Чудесный доктор». (2 – 3 ученика комментируют свои рисунки).
V. Дискуссия. (Слайд № 14).
– Какой из афоризмов может служить своеобразным итогом раздумий над рассказом Куприна? Какой эпизод рассказа находит отражение в афоризме?
Групповая работа (по рядам): объяснить смысл афоризмов.
- ряд. «Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что не снилось». (И. Шевелёв)
- ряд. «Не успокаиваться в случае удачи, не приходить в отчаяние в беде». (Сенека)
- ряд. «Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться». (И. Гете)
VI. Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся. Ребята, надо верить в чудеса!
VII. Подведение итогов. Выставление оценок.
VШ. Домашнее задание (Слайд № 15). Ответить письменно на вопросы:
– Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: «… главное – не падайте никогда духом»?
– В какие чудеса следует верить людям?
3. Список литературы
1. А.И.Куприн. Собрание сочинений. Том 2. Издательство «Художественная литература», Москва, 1971г.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: АЗЪ, 1996 – 928 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии
На уроке учащиеся знакомятся с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.
Средства художественной выразительности (А. К. Толстой. Лирика. Анализ поэтического произведения)....
Открытый урок родной литературы 7 класс
Техническая карта открытого урока родной литературы 7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...
Конспект открытого урока по литературе 5 класс.
Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...
презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева
Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....