Сценарий урока "Над чем смеёмся, или чьё мы дурачьё?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
статья по литературе (6, 8 класс) на тему
Данный комбинированный (синтетический) урок позволяет органично объединить получение новых знаний о комедии (например, понять, на чем строится юмор Гоголя , почему его нельзя назвать рефлекторным) с увлекательным повторением ранее пройденных произведений Гоголя, а также с небольшим экскурсом в тексты, которые детям ещё предстоит полюбить. Сделать это можно с помощью викторины или кейс-технологии (я предлагаю коллегам презентацию с подбором иллюстраций к произведениям Н.В Гоголя, её можно использовать и для проведения викторины , и для создания кейсов) .В основе урока лежит самостоятельная поисковая деятельность учащихся и использование проблемной ситуации. На уроке обеспечивается максимальная адаптация к индивидуальным способностям учащихся. Я проводила его с классом, в котором вела кружок журналистики, поэтому одни ребята с удовольствием вели журналистское расследование : отыскивали статьи, в которых раскрывались бы современные злоупотребления в области образования, медицины, судопроизводства, в структурах власти, и сопоставляли свои находки с текстом комедии, чтобы доказать злободневность проблем, поднятых писателем почти два столетия назад. Другие изучали трактат Михаила Задорнова (ссылка на видео вставлена в статью) и тоже находили общее в творчестве сатириков. Третьи вели исследовательскую работу -трактовали говорящие фамилии персонажей, пытались понять идею автора. Все дети приучены вести таблицу "Речевая характеристика персонажа", она очень полезна при написании сочинения, значительно облегчает работу с текстом, учит грамотно вводить аргументы . Все наши с детьми открытия и наработки я прикладываю к сценарию урока, думаю, они окажутся полезны коллегам, особенно начинающим учителям. Предлагаю оживить урок знаковой сценой вранья. Её можно ввести в виде инсценировки или же показать отрывок из спектакля. На мой взгляд, удачнее всего Хлестакова сыграли Андрей Миронов и Сергей Мигицко. Свой класс я всегда вожу на спектакль Ленсовета, где Сергей Мигицко уже играет городничего. Также в сценарий включена интереснейшая схема Ю.В. Манна "Сборный город Гоголя"( искать в приложении). Предлагаю и блок вопросов для мозгового штурма " Почему стал возможен обман?" с вариантами ответов для учителя. В течение урока постоянно меняются задания и форма работы от фронтальной к индивидуальной, исследовательской, самостоятельной, в парах или группах( если выберете кейс-технологию). Подобный вид уроков развивает умение анализировать текст, ставить проблемные вопросы, вдумчиво читать, отстаивать свою точку зрения и в то же время выслушивать оппонента. Этот урок заинтересует творческих учителей, любящих ставить спектакли , потому что подобная форма работы гарантированно даст вам поколение актёрски одарённых детей, рвущихся на сцену! Нарезку из выступления Михаила Задорнова и телеспектакля по комедии "Ревизор" не стала присоединять к файлу, так как вся эта информация легко находится в интернете. В приложении также содержится таблица "Речевая характеристика", листки для самоанализа и рефлексии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФИО: Вишнякова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка , ГБОУ "Гимназия 622",город Санкт-Петербург
ТИП УРОКА : КОМБИНИРОВАННЫЙ АДАПТИВНЫЙ
ЭТАПЫ УРОКА : схема1
Фронтальная работа учителя с учащимися
(дети самостоятельно формулируют тему урока, цель, задачи урока; вводное слово учителя о комедии)
Индивидуальная работа учителя с учащимися Самостоятельная работа учащихся
(организационный этап) (работа в парах с иллюстрациями или презентацией по изученному ранее)
Фронтальная работа учителя с учащимися
(композиционное построение, завязка, основная мысль)
Индивидуальная работа учителя с учащимися Самостоятельная работа учащихся
(чего же боятся чиновники?) (отработка д\з у доски по таблице и устно)
Фронтальная работа учителя с учащимися
(наложение текста Задорнова на говорящие фамилии)
Индивидуальная работа учителя с уч-ся Самостоятельная работа учащихся
(две пирамиды, ситуация «Ревизора» (долготерпение народа, почему возможен обман,
аналогия с Салтыковым-Щедриным, Некрасовым)
Фронтальная работа с учащимися. Мозговой штурм.
(комедия о доподлинной нашей жизни)
Индивидуальная работа учителя с учащимися Проект .Самостоятельная работа учащихся.
(Хлестаков, хлестаковщина) (анализ современных статей обличительного характера )
Физкультпауза
(видеосюжет)
Фронтальная работа учителя с учащимися
(какими приемами пользуется автор в создании смешного, видеосюжет)
Индивидуальная работа учителя с учащимися Самостоятельная работа учащихся
(анализ приемов) (выводы по уроку, поиск положительного героя , самоанализ работ)
Информация о д\з, инструктаж по его выполнению
ЦЕЛЬ УРОКА : Напомните , какими словами взрывается одураченный Городничий в 5 действии?
-Над кем смеётесь? Над собою смеётесь!
Вот вы и назвали тему занятия! Сформулируйте цель сегодняшнего урока!
(Конкретизировать, над чем мы смеёмся, читаю комедию. Разобрать, на чём строится юмор произведения. Максимально приблизить автора к современной действительности, доказать, что язвы, вскрытые Гоголем, отнюдь не зажили за истекшие 183 года)
Коротко пропишем цель урока и задачи на доске, чтобы определить , куда идем и что должны успеть сделать на уроке.( можно иметь заготовки клише на магнитах и лишь коротко дописывать идеи детей)
Для этого вспомним уже известные вам произведения Гоголя, на новом витке актуализируем умение работать с текстом и получим новые знания о комедии, сатире, наложив их на полученные ранее, проанализируем изобразительно-выразительные средства и говорящие фамилии, определим, как рождается юмор в произведении(задачи проговариваются детьми и кратко фиксируются на доске , они будут обозначать этапы урока)
Театр - великая школа, глубоко его назначение.
Целой тысяче народа он читает живой урок и при
громе музыки и блеске освещения показывает
смешное привычек и пороков , достоинства
возвышенных чувств человека .
Театр– это кафедра, с которой можно много миру
сказать добра.
Н.В.Гоголь.
Весной 1836 года в дни появления «Ревизора» на сцене и в печати сотни разнообразных голосов, выражающих восторг и негодование, зависть и преклонение, слились в один гул. Преобладающую ноту в нём составляло и недоумение, все были выбиты из театральных ожиданий и привычек. По свидетельству актера Щепкина, игравшего городничего, «хохот был беспрестанный, но я ожидал большего.» « Один мой знакомый ,-вспоминал актер, -объяснил эту причину забавно : «Помилуй, говорит, как можно было её лучше принять, когда половина публики берущая,а половина дающая ?»»
Сам Гоголь писал Щепкину : « Действие, произведённое пьесой, большое и шумное. Все против меня. Чиновники, пожилые и почтенные, кричат, что для меня нет ничего святого, полицейские, купцы, литераторы против меня. Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины- и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия!»
Григорьев, игравший Ляпкина-Тяпкина, писал : « Эта пьеса для нас всех как будто какая-то загадка .В первое представление смеялись громко и много, но мы ещё долго не сумеем оценить её. Как быть! Не всё же вдруг!»
Работа в парах. Детям , сидящим за одной партой, предлагается небольшой кейс из иллюстраций к комедии "Ревизор", "Мертвые души" и изученных ранее произведений "Майская ночь, или утопленница", "Ночь перед Рождеством", "Тарас Бульба". Задача -сравнить персонажей ,лица и позы героев , определить , на какие две группы их можно разбить и почему. На кого, по вашему мнению, направлено сатирическое перо автора, обличающего, по его словам, "мерзость пошлого человека"?
Ребята аргументируют свое мнение, параллельно можно провести с классом небольшую викторину на угадывание персонажа и произведения.(презентация , слайды№-№)
(Действительно, в первой части экспозиции мы видим роскошных , гордых героев из народа, объединенных одним всенародным делом, одной идеей, исключающей корысть. Они в согласии, в единстве , в озорных проделках, плясках, свадебном торжестве либо в смертельной схватке запорожцев с врагами. Везде отблеск одной мысли, исключающей личную выгоду. А во второй части- заурядные, пошлые, серые обыватели, «существователи», как называет их Гоголь. Их души насквозь меркантильны, разобщены, виден холод в их людских отношениях.)
Немирович-Данченко говорит о «Ревизоре» как о «новом типе драмы», отмечая новизну и оригинальность композиции.
-Какие составные части входят в композиционное построение произведения?(завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
-В чем смелость завязки «Ревизора»? Как она начинается в произведении?( завязка в «Ревизоре» начинается резко, стремительно, словно наносится короткий неожиданный удар : «К нам едет ревизор!»
В первой редакции речь городничего была долгой, растянутой, содержала 90 слов, а в окончательном тексте их всего 15.Одна фраза- и пьеса уже начата, дан её главнейший импульс- страх.
-Какая мысль владела Гоголем при создании пьесы?
(устремить человечество к прекрасному, но для этого показать всю глубину его мерзости. Писатель хотел показать в комедии всё дурное и разом посмеяться над всем, привести людей к серьезным раздумьям , научить жить по-человечески.)
Чтобы показать всё дурное, нужно было найти такой мотив-катастрофу: на головы всех сваливается инспекция, ревизия.
-Итак, давайте разберёмся, чего же боятся чиновники, какие грешки отягчают их совесть?
На дом вам было дано задание заполнить таблицу «Речевая характеристика персонажей»(таблица1, см приложение), а также посмотреть по словарю Ожегова, что могли обозначать говорящие фамилии героев, являющиеся скорее прозвищами. Два человека идут к доске, а с остальными работаем коллективно устно.
- Вступлением к нашей беседе прозвучит трактат современного писателя-сатирика Михаила Задорнова «Мы» в исполнении наших мальчиков. Здесь высмеивается наш век. Сравнив характеры наших современников с характерами героев Гоголя, вы увидите, как мало изменилось человечество, словно и не прошло со времени написания комедии без малого 183года!
Михаил Задорнов. Трактат «Мы»
3(см.программа "Неюбилей-50.Трактат МЫ. "1998г.
https://www.youtube.com/watch?v=1HhrG0-zOGU)
Помните, мы когда-то мечтали, что денег вообще не будет? Вот оно наконец и свершилось : первый признак коммунизма до нас добрёл- денег нет нигде, даже у правительства!
Воровство царит кругом- страшно подумать! От колхоза-миллионера один председатель миллионер остался.
Удивительные мы люди! Долго думаем, где бы украсть, но быстро соображаем , как это сделать!
Девиз нашего банкира : « Если ты не украл, считай, что обокрали тебя!»
А у кого, как не у нас, может быть объявление в пиццерии : « У нас сквозняк -держите деньги!»
Странные мы люди! Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках.
Мы в любой момент готовы простить тех, кого обидели и всех, кому должны.
Мы ленивые, но энергичные : устаём на отдыхе, отдыхаем на работе.
Нам легче изобрести вездеход, чем отремонтировать дороги.
Мы суетливы, но терпеливы одновременно : никто, кроме нас не может так долго терпеть правительство, которое терпеть не может. Правда, теперь можно сказать не правительство, а правительства. Согласитесь, они, как крошки в постели, вот сколько их ни стряхивай, они всё равно мешают!
Удивительные мы люди! Мы верующие и суеверные одновременно. Отмаливая грехи, умоляем о процентах : « Прости, господи, меня, грешного, и позаботься о моих доходах!». Мы плюём через левое плечо, независимо оттого, кто идет позади.
Мы хвалим словом «патриот» , а оскорбляем словом «интеллигент». Или ещё хуже- «вшивый интеллигент». Это особенно наше выражение, потому что только у нас интеллигента могли довести до такого состояния.
А вообще-то Россия хороша! Особенно хороша зимой, когда под снегом не видны ямы, канавы, свалки мусора, а также прочая всеобщая неустроенность!
Иными словами, как говорил Ельцин : «Наш народ будет жить плохо, но недолго!»
Мы вернёмся ещё к некоторым изречениям Задорнова, и вы увидите , как он вторит Гоголю. А пока сверим толкование говорящих фамилий с цитатной характеристикой персонажей из таблиц, заполненных девочками на доске.( варианты таблицы1 для учителя прилагаются ниже).
Дети зачитывают свои находки толкования фамилий , сравнивают с поступками и характеристикой персонажей в таблице "Речевая характеристика персонажа" (из домашнего задания). Учитель может напоминать схожие фразы из трактата Задорнова. Пример для учителя 4"Словарь русского языка С.И.Ожегов.М"Русский язык"1989г. :
СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ – сквозной, проходящий насквозь без пересадок от одного пункта до другого.(«держите деньги- у нас сквозняк!», «председатель-миллионер», девиз банкира: « Если ты не украл, считай, что обокрали тебя!», « мы всегда считаем себя умнее, поэтому остаемся в дураках»)Насквозь проворовал казну.
ХЛОПОВ- хлопать глазами- бессмысленно смотреть, не знать, что сказать в ответ; хлопать ушами- слушать, не внимая , ничего не делать тогда, когда нужно действовать ; хлопать в ладоши- по любому хлопку исполнять приказ начальства, согласно поддакивать вышестоящим(«вшивый интеллигент»)
ЛЯПКИН-ТЯПКИН- всё делать тяп-ляп и готово- быстрая, небрежная работа («устаём на отдыхе, отдыхаем на работе»)
ЗЕМЛЯНИКА- розовоцветное многолетнее , дающие сладкие ягоды- мёд на языке, яд под зыком («в любой момент готовы простить тех, кого обидели и всех, кому должны»)
ШПЕКИН- возможно, от английского «шпик, шпионаж»- сыщик, тайный агент полиции, собирающий сведения , составляющие государственную тайну, для передачи их другому государству.
ХЛЕСТАКОВ- хлестать-литься, плескаться сильно, с шумом, через край
ХЛЕСТАКОВЩИНА –безудержное, беззастенчивое хвастовство.
ХЛЫСТ,ХЛЫЩ- тонкий, гибкий прут; тонкий , худенький молодой человек, франтоватый, пустоватый.
ГИБНЕР-гибель, уничтожение, разрушение, смерть, несметное её множество- «больные мрут, как мухи»
ЛЮЛЮКОВ- улюлюкать, кричать при травле зверей; открыто и злобно глумиться над кем-то.
РАСТАКОВСКИЙ- таковский- иронично , пренебрежительно говорится о человеке, который не заслуживает уважения, серьёзного отношения, одобрения ( в пьесе это самые уважаемые люди в городе!)
УХОВЕРТОВ –драть за уши, наказывать(пристав)
СВИСТУНОВ –свистнуть- с размаху ударить, украсть(крал ложечки в ботфорты, штуку сукна у купцов)
ДЕРЖИМОРДА –морда-передняя часть головы животного (обращался с людьми как с животными, ставя фонари под глазами)
ПОШЛЁПКИНА –шлёпать-брести по грязи, ударять чем-нибудь мягким, бить, давать шлепки.(«до каких пор будем терпеть правительство, которое терпеть не можем», снося шлепки как унтер-офицерша, которая «сама себя высекла»)
Итак, вспомнили героев и их «грехи» с помощью говорящих фамилий и цитатных характеристик персонажей. Перед нами город , в котором чиновники и властители служат плохо или даже преступно, ведут жизнь уродливую, однако понимаемую ими как обычную, совершенно нормальную.
-Как вы думаете, почему не назван уездный город?( этого города нет нигде, и он везде. Это сборное место, куда стекались неправда, злоупотребления, заблуждения со всей России, чтобы нас, читателей и зрителей, отвратить от низкого) 1См.
Ю.В. МАНН. КОМЕДИЯ ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР». «СБОРНЫЙ ГОРОД» М.: Худож. лит., 1966
Мы знаем, что структура этого города последовательно иерархична, строго пирамидальна : гражданство, купечество, выше –чиновники, городские помещики и , наконец, во главе всего -городничий. Вот так выглядит пирамида этого безымянного города(схема2 см.приложение):
Но известно, что в 1846-1847 годах Гоголь предпринял попытку переосмыслить «Ревизора». В новой развязке сообщалось, что безымянный город-это внутренний мир человека, наш «душевный город»; безобразные чиновники- наши страсти; Хлестаков- «ветреная светская совесть»; наконец, настоящий ревизор- подлинная совесть, являющаяся нам в последние мгновения жизни.
- Давайте рассмотрим, как могла возникнуть ситуация «Ревизора»?(Мозговой штурм)
Какие стороны участвуют в ситуации?
В ней участвуют две стороны :ревизующий и ревизуемые. первый-это начальство, вторые-подчиненные.
Какова задача ревизующего?А ревизуемых? Задача ревизующего в том, чтобы установить истину и «наставить»,ревизуемых- скрыть истину и ускользнуть от наказания.
Внезапность и тайна («инкогнито проклятое»)- непременные атрибуты ревизующего.
Осмотрительность и осторожность- средства самообороны ревизуемого.
В этой ситуации деятельность подчиненных совершалась в значительной мере «для начальства», для вида, для ревизора.
С другой стороны, начальству важно было показать подчиненным, что оно всё видит, всё понимает, бдит.
Сделайте вывод!
Это был обоюдный обман, из которого каждый пытался извлечь свои выгоды!
Ситуация «ревизора» не обязательно случай, когда в город приехал ревизор или кого-то по ошибке приняли за него. Ситуация «ревизора» могла возникнуть в каждом министерстве, департаменте, у нас с вами в школе- везде, где отношения строятся на взаимном надувательстве , манипуляции.
Вот мы с вами и пробуем разобраться, а не играем ли и мы в эту неприглядную игру? Не пытаемся ли и мы « пустить пыль в глаза»? Наверно, нет, иначе бы мы не заостряли эту проблему.
В «ситуации ревизора» есть и третья сторона, именуемая « купечеством да гражданством». Ревизующий вообще не принимает её во внимание. В лучшем случае народу удается обратиться к нему с просьбами и жалобами, с которыми обращаются к Хлестакову просители в 4 акте. Но участие этой стороны пассивное, в основном им приходится ждать и надеяться на избавление от ЧИНОВНИКОВ-ПРИТЕСНИТЕЛЕЙ.
Очень напоминает Задорнова: « Никто, кроме нас не может так долго терпеть правительство, которое он терпеть не может!»
-Так почему же народ так долго терпит ненавистного городничего?
(вспомните при этом известное утверждение, что «каждый народ заслуживает то правительство, которое он имеет»)
Купцы терпят, так как сами плутуют(«сделали подряд с казной, на сто тысяч надуют её, поставив гнилого сукна»; городничий помог им сплутовать, когда они «строили мост и написали дерева на 20 тысяч, а его и на 100 рублей не было»)
Высеченная унтер-офицерша согласна быть высеченной, если ей за это выплатят штраф ( « Мне от своего счастья неча отказываться, а деньги мне теперь бы очень пригодились»)
-Почему же стал возможен обман, ведь Хлестаков сам себя за ревизора не выдает, никого, сознательно по крайней мере, не обманывает, сам из себя ни внешне, ни внутренне ничего не представляет? Как говорит городничий : « Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора ? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похоже!»
Обман, вернее самообман городничего оказался возможным потому, что он готовился играть свою роль, хорошо усвоенную городничим за долгие годы службы( « …трёх губернаторов обманул!») А пришлось играть с наивным, простосердечным Хлестаковым , который играет совершенно в другую, свою игру!
Гоголь показывает, как бессмысленна жизнь, посвященная взяткам, нелепой суете вокруг ничтожного человека, принятого за высшего чиновника, бессмысленна жизнь, посвященная обману. Эти люди хотят обмануть , но обмануты сами. Обман стал возможен, так как ситуация проверки- это целое море страха. ( « Нас так прямо и проняло страхом», «смотрят друг на друга в испуге, выпучив глаза», "дрожа всем телом». « Иду- просто землетрясение- всё дрожит и трясется, как лист!» ,« язык просто в грязь завязнул»)
К сожалению, Гоголь показывает нам , что его герои не боятся разоблачения и справедливого возмездия, они боятся стать козлами отпущения. То, что основано на страхе, не исправляет пороков, но жестоко карает тех, кто по неосторожности попадает под колёса!
Итак, мы видим, что в век жуткой разобщенности( герои-чиновники завидуют друг другу, соперничают на почве взяток, «купечество и гражданство» ненавидит и боится начальствующих лиц) наших героев объединяет не патриотизм, не празднество вроде ярмарки, свадьбы или весёлых проделок, как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», а объединяет их желание обмануть ревизора.
Итак, Гоголь написал не комедию о злоупотреблениях чиновников, а всемирное произведение, отражающее жизнь современного человека, комичную, странную подчас, но, к сожалению, серьёзную, порою драматичную нашу с вами жизнь.
На месте ревизора мог быть или настоящий ревизор, или обманщик, или лицо постороннее, принятое по ошибке за ревизора, но не воспользовавшееся своим положением.
Первый случай част и тривиален. Примеров здесь приводить не нужно.
Второй случай произошел, например, в Устюжне, где какой-то приезжий господин выдавал себя за чиновника министерства и обворовывал жителей. Об этом факте был
осведомлен Пушкин и подарил его как сюжет Гоголю. Этим же сюжетом ещё до Гоголя воспользовался другой автор ( пьеса Квитка-Основьяненко « Приезжий из столицы»)
Третий случай произошел с самим Пушкиным, принятым однажды в Нижнем Новгороде за ревизора. Узнав об этом позднее в Оренбурге, Пушкин вдоволь посмеялся над неожиданной мистификацией.2Назиров Р. Г. Сюжет «Ревизора» в историческом контексте .Бельские просторы. — 2005. — №3. — С. 110 — 117.
Но у Гоголя- ни тот, ни другой, ни третий случай!
Действительно, сила Хлестакова как раз в непреднамеренности поступков. Он говорит, что ничего не выслужил в Петербурге, а Городничий, не веря, думает : « О, да с ним надо ухо держать востро! Врёт и нигде не оборвется!»
Но Хлестаков говорил чистую правду. ОН СПРОВОЦИРОВАЛ ВСЮ ХИТРОУМНУЮ ИГРУ ГОРОДНИЧЕГО И ЧИНОВНИКОВ НЕ ХИТРОСТЬЮ, А ЧИСТОСЕРДЕЧИЕМ.
-Что же из себя представляет «ревизор» Хлестаков?
-Гоголь говорил, что ему бы никогда в жизни не случилось сделать дела, способного обратить на него внимания , но сила всеобщего страха делает из него замечательное комическое лицо
-Это простой «елистратишка», по словам Осипа, пустенький и ничтожный, ничего из себя ни внешне, ни внутренне не представляющий. Сидит голодный, без копейки в кармане, проигравшись в пух и прах )
- Да, но однако он назван главным героем комедии и при всей простоте в него стоит вглядеться, этот образ особо высвечен. Раз его приняли за ревизора, значит было в его характере что-то, этому обману способствующее?!
Давайте вместе с вами просмотрим ВИДЕОСЮЖЕТ из комедии. Сцена вранья Хлестакова в доме Городничего. Проанализируем увиденное.(прилагаю варианты ответов для учителя)
- Он без конца что-то из себя разыгрывает, пускает пыль в глаза, рисуется не перед кем-то, а перед самим собой, то есть врет для собственного удовольствия.
-Основное ядро его характера- выглядеть не тем, чем он является на самом деле, казаться значительнее. Для этой игры нужны лишь особые условия, чтобы оказывали "преданность и уважение, уважение и преданность".
-Все происходящее с ним его по пустоте душевной совершенно не волнует. Хлестаков просто делает и говорит рефлекторно то, что от него требует данная минута. У этого персонажа единственного нет реплик в сторону, ведь у него нет тайных намерений, у него что на уме, то и на языке!!!
В третьем и четвертом действии начинаются головокружительные ПРЕВРАЩЕНИЯ Хлестакова. В сцене вранья он министр и фельдмаршал. В сцене приема чиновников-взяточник. Потом-высокоблагородная светлость, принимающая жалобы от населения. Следом-нареченный жених Марии Антоновны.
Он понять не может, чем вызваны эти превращения, но ему и не нужен этот анализ. ОН, КАК ВОДА, ПРИНИМАЮЩАЯ ФОРМУ ЛЮБОГО СОСУДА. У Хлестакова необыкновенная приспособляемость : «Вы все хотите чрезвычайно, чтоб я был тот самый ревизор…что ж , извольте, братцы, итак, я – ревизор!» - как бы говорит всем и каждому Хлестаков… И вот он развёртывает всю свою (гоголевскую) богатейшую фантазию… Уж если врать, так врать :колоссально, гомерически!
(что за арбуз за 700 рублей? За 700 рублей можно было купить целую гору арбузов! А во что может превратиться сваренный в Париже суп, пока его довезут на пароходе в Петербург?)
- Просто ли это враньё ? Сознательный ли , с определенной целью совершающийся обман?
( он словно не надувает, не лгун по ремеслу, он сам забывает, что лжет и уже сам почти
верит в то, что наговорил. Он развернулся, он говорит от души, совершенно откровенно. Он лжет с чувством и получает наслаждение от этого. Это вообще лучшая и поэтическая минута в его жизни, поэтому и не смущен разоблачением. Он счастлив всеобщим вниманием и уважением и наделяет себя всеми достоинствами, какие только может представить)
- Вот мы с вами и подошли к понятию ХЛЕСТАКОВЩИНА .Что в него вкладывается ?
( это ложь, в самом существе человека сидящая, не принимаемая нами за ложь, когда мы представляем из себя не то, чем являемся на самом деле.)
-Как вы понимаете слова Хлестакова : « Я везде, везде!»
( Хлестаков сидит в Городничем, мечтающем стать генералом, в его жене, мечтающей иметь первый дом в Петербурге, в судье, представляющем себя философом)
Всякий, хоть на минутку, если не на несколько делается Хлестаковым , но натурально не хочет в этом признаться. Он даже готов посмеяться над этим фактом, но только в коже другого, а не в собственной.
И вот мы подошли к развязке произведения.
-Назовите, пожалуйста, что является развязкой «Ревизора»?
Совершенно правильно, это немая сцена, «парад высеченной подлости и пошлости, застывшей в изумлении перед потрясшей её самоё бездной собственной глупости»
- А как трактовал Гоголь немую сцену?
Истинный ревизор-это правительство. « Дай Бог, чтобы правительство и везде слышало призвание своё- быть представителем провидения на земле!»
Но мы помним и новую трактовку , посмотрите вновь на пирамиду – это внутренняя совесть в каждом из нас.
- Как вы думаете, сможет ли Городничий обмануть нового ревизора?
(По замыслу Гоголя немая сцена длится полторы минуты, он даже настаивал первоначально на 2-3! Слишком очевидно , что такое длительное потрясение ввергает героев в новое психологическое состояние. Они выбиты из колеи привычной жизни. Нет сомнения, что Городничий бы обманул , если бы он еще был способен лгать, но персонажи уже исчерпали себя « в миражной жизни», и когда это становится ясно, над бездыханной группой падает занавес.)
- А мы с вами поднимем занавес над проблемами нашего века и сравним их с теми бедами, которые так изводили Гоголя практически два столетия назад.
Проектная работа учащихся.Я просила наших юных журналистов проанализировать статьи в прессе и интернете о современных нарушениях в суде, образовании, медицине, о злоупотреблении чиновников служебным положением (статьи « На страну Туркменбаши я дивился от души», «Прокурор подал в суд», «Услуга не по прейскуранту», « У всякого пропадет желание учиться»).Заслушиваем юнкоров с их анализом проблем нынешних и минувших.
- Переходим к разбору 2-й части домашнего задания (первую часть мы разобрали, сопоставляя говорящие фамилии с цитатной характеристикой персонажей по таблицам). Предлагаю просмотреть короткий видеосюжет о юморе, «построенном на второй сигнальной системе собачек Павлова» (Задорнов)
-Сравните мнение известного современного сатирика с произведением Гоголя. Что же делает смех Гоголя не примитивным, не поверхностным, не рефлекторным? ( записать найденные и озвученные примеры в тетрадь)Пример для учителя:
- смех через конфликт : «самого ничтожного, ни то ни сё , а черт знает что такое» принять за самого важного- всеобщее массовое одурачивание.
- через осмеяние хлестаковщины в каждом( Городничий мечтает : « Ведь почему хочется вылезти в генералы ? Поедешь куда-нибудь- фельдъегеря, адъютанты поскачут вперед : «Лошадей!» И там на станциях не дадут, все эти титулярные советники, городничие дожидаются, а ты себе и в ус не дуешь! Вот что заманчиво, канальство!» Мечтает и Анна Андреевна : « Чтоб у меня в комнате было такое амбре, чтоб нельзя было войти и нужно бы
только этак зажмурить глаза!» Хлестаков разыгрывает из себя вельможу-писателя : «Всё написал за одну ночь, кажется, всех изумил!»
- Через показ отношения героев друг к другу : городничий «совсем убит», видит « одни только свиные рыла вместо лиц!» Забавны реплики в лицо и за глаза :
-Сто лет и куль червонцев! Продли бог на сорок сороков! ( в сторону : « Черт тебя подери! Чтоб ты пропал!» В ответ : « Покорнейше благодарю! И вам того же!»). Смешны и злобные реплики городничего в адрес Добчинского и Бобчинского : «Сплетники городские, лгуны проклятые, трещотки, сороки короткохвостые, пачкуны проклятые, колпаки, сморчки короткобрюхие»
- Через фамилии-прозвища, характеристику героев в письме Хлестакова, через речь героев.(Городничий о горожанах : « Либералы проклятые, узлом бы вас всех связал, в муку бы стёр да к черту в подкладку…Знаете ли вы, семь чертей и одна ведьма вам в зубы…» Речь Осипа хозяину : « Вы с барином мошенники, и барин твой плут. Мы, говорит, этаких шаромыжников и подлецов видали»)
- Через алогизмы( Анна Андреевна : « Я в некотором роде замужем»; Хлестаков Удалимся под сень струй…В деревне тоже, впрочем, есть свои пригорки, ручейки…Хочу быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…»; Анна Андреевна мужу : « Ты простой человек, никогда не видел порядочных людей». Городничий в ответ : «Я сам, матушка, порядочный человек». Анна Андреевна : « Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить!...Теперь твои знакомые с самым тонким обращением : графы и все светские…»; Городничий : « Другие градоначальники забоятся лишь о своей пользе. А здесь нет другого помышления, лишь бы только начальство увидело мою ревность и было довольно»; Земляника : « Больные у нас выздоравливают, как мухи!»
ЮМОР ГОГОЛЯ ВЕСЬМА СООТВЕТСТВУЕТ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЗАДОРНОВА : « НАШ НАРОД ХОХОЧЕТ НА ПРЕДСТАВЛЕНИИ, А ДОМОЙ ПРИДЕТ И ГОВОРИТ : « КАК ВСЁ ЭТО ГРУСТНО!»»ТАК И В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ ПОЛУЧАЕТСЯ –ЭТО БЫЛО БЫ СМЕШНО, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ТАК ГРУСТНО. СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ. ДАЖЕ ИМПЕРАТОР ПОСЛЕ ПЕРВОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОМЕДИИ СКАЗАЛ : « ВСЕМ ДОСТАЛОСЬ, А БОЛЬШЕ ВСЕГО МНЕ!»
Гоголь «Ревизор»
ПРИЛОЖЕНИЕ (ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ)
ТАБЛИЦА1 «РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖА»
ПЕРСОНАЖ | ОБСТОЯТЕЛЬСТВА | ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА | ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА | ||
Городничий | В разговоре с чиновниками в жалобах купцов оправдываясь перед «ревизором» сам о себе (размечтавшись, что станет генералом, выдав дочь за ревизора замуж) | По-своему неглуп, взяточник, высокомерен с равными, унижается перед властвующими, склонности души грубо развиты. Самодур, маленький царек, творящий беззаконие в свое удовольствие. Считает себя самым умным, поэтому был одурачен. Жаждет высшей власти « Ведь почему хочется вылезти в генералы ? Поедешь куда-нибудь- фельдъегеря, адъютанты поскачут вперед : «Лошадей!» И там на станциях не дадут, все эти титулярные советники, городничие дожидаются, а ты себе и в ус не дуешь! Вот что заманчиво, канальство!» | «Ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки».д1,явл.1 «За эти две недели высечена унтер-офицерская вдова! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистоты!»д1,явл.3 «Не позабыть сказать, что церковь начала строиться, но сгорела. А то кто-нибудь, позабывшись, скажет, что она и не начиналась» д.1,явл5. «Славно завязал узелок! Врет, врет- и нигде не оборвется! Только бы мне узнать, что он такое и в какой мере его нужно опасаться!»д.2,я.8,10 «В других городах градоправители больше заботятся о своей пользе, а здесь нет другого помышления, кроме того, чтобы…начальство увидело мою ревность и было довольно» д.3,я.5 «Только увидите, что кто-нибудь идет с просьбою, взашей так прямо и толкайте» д3,я.11 «Постоем совсем заморил. придет в лавку и , что ни попадет, все берет» д.4,я.10 «Унтер-офицерша врет, она сама себя высекла!» д4,я.15 «Такой дурак теперь сделался, каким никогда еще не бывал!» д4,я.15 «Теперь я задам перцу охотникам подавать доносы. Прежде я вас кормил до усов только, а теперь накормлю до бороды, теперь я птица высокого полета! Со временен и в генералы влезу!» | ||
ПЕРСОНАЖ | ОБСТОЯТ-ВА | ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА | ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА | ||
Судья Ляпкин-Тяпкин | в монологе городничего в беседе с чиновниками «поздравляя» городничего | Необразован, но вольнодумен. Пользуясь служебным положением, берет взятки. Дела ведет небрежно, спустя рукава. Много мнит о себе, завистлив. Чванлив, горд своим умом. | « У вас там в передней сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. В присутствии высушивается всякая дрянь и над шкапом с бумагами охотничий арапник» д1,я.1 « Я говорю открыто, что беру взятки…борзыми щенками!»д.1,я.1 «Ч. и В. затеяли тяжбу, и теперь мне роскошь : травлю зайцев на землях и у того, и у другого». д1,я.2 « Как загляну в докладную записку, только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда»д.1,я.3 « Тут и почище тебя есть, а до сих пор еще не генералы!»д5,я7. | ||
Земляника, смотритель богоугодных заведений | в монологе городничего в беседе с Хлестаковым и чиновниками | Услужлив, суетлив, проныра и плут. Доносчик, готов выгородить себя, топя других, не помня ни родства, ни дружбы. Слащав, медоточив в глаза, но продаст за спиной. Коварен, склонен к каверзам. | « У вас больные больше похожи на кузнецов»д1,я1 «Человек простой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»д1,я.1 «Это покажется невероятным- больные , как мухи, выздоравливают» д3,я.5 «Не жалею ничего и ревностно исполняю службу. Для пользы отечества должен это сделать, хотя судья мне родня и приятель, но поведения самого предосудительного. Смотритель хуже, чем якобинец! Не прикажете ли , я всё это изложу лучше на бумаге?» д4,я.6 | ||
Свистунов | в характеристике городничего | Вороватый жандарм, глупый исполнитель воли городничего. | «Ты там крадешь в ботфорты серебряные ложечки. Купец Черняев дал тебе два аршина сукна на мундир, а ты стянул всю штуку! Смотри, не по чину берешь!» д1,я.4. | ||
Держиморда | в характеристике городничего | грубый, глупый, самоутверждается за счет слабых | «Слишком дает волю кулакам своим, для порядка всем ставит фонари под глазами- и правому, и виноватому» д1,я.5 | ||
Хлопов, смотритель училищ | в беседе с чиновниками, в монологе губернатора | Боязливый, не имеет своего мнения, не умеет действовать и управлять подчиненными. Страшно напуган бесконечными проверками процесса воспитания и выговорами, хотя не знает сам, в чем грешен. | «Что же мне делать, право, с ним?»д1,я.1 « Один не может обойтись, чтоб, взошедши на кафедру, не сделать гримасу. Другой объясняет с таким жаром, что я думал, что пожар! Что есть силы хвать стулом об пол!» « Учителя – или пьяницы, или рожу такую состроит, что хоть святых вон выноси!» д1,я.1 « Не приведи бог служить по ученой части! Всего боишься. Я так воспитан, что, заговори со мной кто-нибудь одним чином повыше, у меня просто и души нет, и язык , как в грязь завязнул!» д4,я.1 | ||
Шпекин, почтмейстер | в беседе с городничим | Простодушный до наивности, смотрит на жизнь как на собрание интересных историй, которые он начитывает в распечатываемых письмах, чтобы интересно провести время | Городничий : « Нельзя ли всякое письмо, входящее и исходящее, эдак немножко распечатывать : не содержится ли в нем какое-нибудь донесение?» Шпекин : « Этому меня не учите, это я делаю не то, чтобы из предосторожности, а из любопытства» | ||
Хлестаков | в монологе Осипа в сцене вранья заигрывая с губернаторшей и её дочкой в развязке | Ни то ни се, черт знает что. Без царя в голове, пустейший, простосердечный и глуповатый враль, хвастун, выдающий себя не за то, чем является на самом деле. Говорит и действует без всякого соображения. Врет поэтично, с жаром, это лучшая минута в его жизни. Разойдясь, сам верит в то, что наговорил. | « Комнату лучшую, да обед самый лучший! Добро бы было что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой. Делом не занимается, иной раз все до последней рубашки спустит…» д2,я.1 « подкатить этаким чертом к соседу-помещику в карете. Осипа одеть в ливрею…» д2,я5. «Я больше ничего бы и не требовал, как только оказывай мне уважение и преданность, преданность и уважение» д2,я8 «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия» д3,я.5 « Один раз меня приняли за главнокомандующего… Я ведь тоже разные водевильчики…В один вечер, кажется, всё написал, всех изумил! …Сторож летит за мною ещё на лестнице с щёткою… …У меня первый дом в Петербурге. Арбуз- в 700 рублей, суп в кастрюльке прямо на пароходе прибыл из Парижа…Графы и князья у меня в передней толкутся, жужжат…А один раз даже управлял Департаментом! Я им всем задал острастку. Бывало, как прохожу- просто землетрясение, все дрожит и трясется, как лист!» д3,я.6 «…Деревня тоже, впрочем, имеет свои пригорки, ручейки …Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку!» д4,я12 |
Гоголь «Ревизор
Таблица2Листок самооценки
Фамилия, имя учащегося | Уровень владения текстом | Грамотность речи | Логичность изложения | Оригинальность высказываний | Качество выполнения домашнего задания | Общий балл |
Таблица3.Рефлексия
Этап урока | Задача выполнена(+) / не выполнена(-) |
Формулирование темы, цели, задач | |
Сопоставление иллюстраций, умение находить общее, различное | |
Знание ранее прочитанных текстов | |
Владение литературоведческой терминологией(композиция, завязка, юмор, сатира, говорящие фамилии, идея) | |
Умение работать с текстом, аргументировать с приведением цитат | |
Умение анализировать тексты разных авторов, находить соответствия авторских позиций | |
Умение обобщать, делать вывод |
схема2 "Губернский город Гоголя"
Домашнее задание: написать итоговое сочинение (эссе или статью)по комедии Н.В Гоголя на одну из предложенных тем
-Над чем смеёмся, или чьё мы дурачьё?
-О чём рассказывают говорящие фамилии?
-Современен ли Гоголь?
-Хлестаковщина во мне.
-Характеристика персонажа (по выбору с использованием плана "Характеристика персонажа")
Предварительный просмотр:
Автор: учитель русского языка и литературы
ГБОУ "Гимназия №622" г.Санкт-Петербург
Вишнякова Татьяна Анатольевна
Санкт-Петебург,2018 год
- Глава 1
Предлагаю рассматривать произведение Экзюпери « Маленький Принц» как притчу. Посмотрим, как толкуется этот термин в литературоведческом словаре Тимофеева – Венгрова :«Притча- старинное название назидательных рассказов человеческой жизни в форме иносказания, аллегории. В старину так называли те из басен, в которых действующие лица- люди.»
Сам автор протестует , чтобы его книжку читали просто ради забавы. «Я охотно бы начал эту повесть как волшебную сказку . Жил да был Маленький Принц. Он жил на планете, которая была чуть больше его самого, и ему очень не хватало друга… Те, кто понимает , что такое жизнь, сразу бы увидели, что это гораздо больше похоже на правду».
Поскольку я называю произведение притчей, то следует сделать какие-то выводы из назидания. Попробуем кратко сформулировать, о чем притча
« Маленький принц» :
- О том, как сохранить в себе Ребенка (эмоциональная часть Я каждой личности). То, что толкает нас на спонтанные поступки. Это состояние веселья и раскованности, искренности, доверительности, открытости. То, с помощью чего человеческие взаимоотношения осуществляются с большей радостью и эффектом. Ребёнок- одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь,- радость , творчество и очарование.( Символ Ребенка- Принц)
- О том, как взрослые люди живут, разыгрывая роли и манипулируя друг другом( В различные игры играют и Роза, и Алкоголик, и Делец, и Географ, и Король, и Фонарщик, символизирующие собой поведение взрослых людей в повседневной жизни. Игры- это злополучные поведенческие схемы, ряд издавна известных ходов и ответных реакций на них. Они передаются из поколения в поколения от прародителей к внукам и могут охватывать около ста лет в прошлом и прогнозировать поведение человека по крайней мере на 50 лет в будущем, если не разорвать эту цепь. Различные культурные слои и социальные классы имеют свои игры, различные семьи- свои варианты игр. Люди выбирают себе друзей, партнеров из числа тех, кто играет в те же игры, то есть имеют такую же манеру поведения.
- Об умении жить, чувствуя окружающий мир, ценя каждое мгновение в жизни ( Включенность в настоящее означает умение видеть что-то определенное или слышать , как поют птицы*. Маленький Принц понимает разговор цветов, для него « вода была как музыка,… а звезды умеют смеяться»). Причем делать это надо так, как умеешь именно ты, а не так , как тебя учили. У учёных есть все основания полагать, что маленькие дети видят и слышат не так, как взрослые, что в первые годы жизни их отношение к миру более эстетично и менее интеллектуально.
Берн «За пределами игр», стр. 140; Берн « Трансактный анализ» , стр. 29
В силу родительского влияния, воспитание в большинстве случаев сводится к обучению тому, в какие игры следует играть. Лишь немногие люди могут охранить свою детскую способность видеть и слышать. Наверное, поэтому большинство представителей рода человеческого навсегда утрачивает способность видеть и слышать прекрасное. Это все происходит оттого, что они все получают из вторых рук.* Вспомним , как автор Маленького Принца говорит, что взрослые посоветовали ему не рисовать, а интересоваться географией, историей, правописанием. « Вот так случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками №1,№2, я утратил веру в себя» .
Включенность в настоящее предполагает жизнь в настоящий момент, а не где-то в прошлом или будущим. Вспомним пьяницу, который живет ощущением своей прошлой вины и пытается забыть, что ему совестно.
Включенный человек никуда не торопится, потому что живет в гармонии с миром , в настоящем. Торопиться - значит пренебрегать этим миром. Вспомним встречу маленького Принца с Фонарщиком, планета которого год от года вращается всё быстрее, а он не может перестроиться и , сбиваясь с ног от усталости, больше всего на свете хочет спать. По мнению включенного Принца, просто « нужно идти с такой скоростью, чтобы все время оставаться на солнце и … за 24 часа любоваться закатом 1 440 раз! Невключенному Деловому человеку даже некогда спичкой чиркнуть, этот серьезный человек заработался настолько, что «уж и не знает, чего считает». Как истинный брюзга, он ищет на кого бы свалить причину своих неудач ( на ревматизм, залетевшего майского жука, на ребенка, задающего глупые вопросы)
4.О том, как и почему взрослые перестают понимать детей.
В личности каждого человека Э. Берн выделяет три состояния : Родитель, Ребенок, Взрослый.
РОДИТЕЛЬ- хранилище стереотипов, обусловленных спецификой воспитания. Иногда они важны : если бы не было твердых жизненных правил, начиная с заповеди « не укради» и кончая поведением за столом, человечество не могло бы существовать. Состояние Родителя иногда необходимо, потому что экономит массу времени – люди многое делают только потому, что так принято делать, это освобождает от необходимости принимать тривиальные решения. Так, например, Маленький Принц четко знает : « Есть твердое правило : встал поутру, умылся, привел себя в порядок- и сразу приведи в порядок свою планету.»
Выражение « это ваш Родитель» означает , что сейчас вы рассуждаете , как обычно рассуждал один из ваших родителей, реагируете теми же жестами, словами и чувствами.*
Э.Берн « За пределами игр» стр.140.
Берн «Трансакционный анализ»стр.29
Однако родители не всегда учат верно, поэтому культурные традиции так же необходимы, как и их обновление. Когда человек, к 20 годам научившись выживанию, достигает независимости, приобретает умение жить включенным, действовать спонтанно и достигать истинной близости с другими людьми, он должен освободиться от родительского влияния и перейти к состоянию Взрослый.
ВЗРОСЛЫЙ – состояние, необходимое для жизни, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы собственные неудачи и промахи. Это трезвый весовщик, соизмеряющий « хочу - нужно».
Выражение « это ваш Взрослый» означает, что вы только что самостоятельно и объективно оценили ситуацию и теперь в непредвзятой манере излагаете ход своих мыслей, формулируете свои проблемы и выводы, к которым вы пришли. Например, Маленький Принц находится в состоянии Взрослого, когда понимает, что напрасно верил наивным слова м Розы и серчал на неё , нужно было просто вдыхать аромат, который она дарила, ведь « глаза слепы, зорко одно лишь сердце». Он находится в состоянии Взрослого, когда понимает, что « навсегда в ответе за тех, кого приручил». Он также находится в состоянии Взрослого, когда смог встать на место летчика, почувствовать испытываемую им жажду и отправиться к колодцу. Он находится в состоянии Взрослого и когда оценивает торговца пилюлями , говоря : « Будь у меня 53 минуты свободных, я бы просто-напросто пошёл к роднику». То есть не стал бы подменять истинную культуру суррогатной, настоящую дружбу- игрой, нравственные ценности- сомнительными радостями.
РЕБЕНОК, как я уже говорила, ОДНА ИЗ САМЫХ ЦЕННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЛИЧНОСТИ ( если речь не идёт о капризном и избалованном Ребенке) :
- спонтанность
- креативность
- раскованность
- эмоциональность
- искренность
- радушие и принятие
- доверительность, беззащитность
Говоря « это ваш Ребенок» , имеем в виду , что вы реагируете так, как это бы сделал маленький ребенок.
В нашей притче символом Ребенка является Лис, который приручается, то есть по-детски привязывается к Маленькому Принцу, а также, за исключением нескольких ситуаций, символом Ребенка, безусловно, является Маленький Принц. Именно детскую наивность, трогательность и незащищенность обнаруживает Маленький Принц, когда просит нарисовать себе друга, выбрав самое слабое и беззащитное существо-барашка. Детской проделкой выглядит его подарок - вместо звёзд «целая куча смеющихся бубенчиков"( "ты будешь смеяться, когда смотришь на небо, а взрослые подумают, что ты сошел с ума»)
И, конечно, только Ребенок мог сохранить в себе « верность цветку, образ розы, который лучится в нем , словно пламя светильника». Хорошо бы, если б каждый взрослый мог сохранить в душе такую розу- символ преданности, детского, чистого, искреннего и эстетичного восприятия мира.
« Светильники надо беречь- порыв ветра может их загасить».
А теперь объясню своё видение того, почему взрослые перестают понимать детей : ОБЩЕНИЕ ЭФФЕКТИВНО, ЕСЛИ ВЕДЕТСЯ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ, т.е. если Взрослый хочет понять Ребенка, он должен встать на его место, попробовать возродить в себе собственного Ребенка. Или поднять сознание Ребенка до уровня Взрослого и говорить с ним на языке Взрослый-Взрослый.*
Рассмотрим, на каком языке ведется коммуникация в притче.
Делец и Король находятся в позиции Родителя, Принц с ними –Ребёнок.
Честолюбец- эгоцентричный, эгоистичный Ребенок, Принц с ним- Взрослый.
Пьяница- провинившийся Ребенок, на все лады распекаемый собственным внутренним Родителем, Принц с ним – Взрослый.
Роза- капризный Ребенок, Принц с ней -Взрослый.
В начале притчи автор рассказывает, как его Ребенок был подавлен неумными Родителями ( в истории с рисунками).
Летчик, занятый починкой мотора и раздраженно отвечающий маленькому Принцу, что «розы выпускают шипы от вредности», находится в состоянии Задерганного Родителя, а Принц в этой ситуации – обиженный Ребенок. У колодца оба уже находятся в состоянии Взрослого и прекрасно понимают друг друга : « Я понял, что он искал. Я поднес ведро к губам. . Это было как самый прекрасный пир. Вода эта была не простая. Она родилась из долгого пути под звездами». Летчик сумел понять Принца, потому что воскресил в себе детские воспоминания : « Когда я был маленьким , так светились для меня рождественские подарки : сиянием свеч на елке, пением органа, ласковыми улыбками». В час разлуки - оба в состоянии Ребенка, тяжело переживающего утрату. В результате единства языка в двух последних случаях между героями царит полное взаимопонимание. Взаимопонимание царит и в беседе Принца с Фонарщиком, несмотря на то, что беседа идет на разных языках : Фонарщик- задерганный, уставший от сверхответственности Родитель, а Принц- Ребенок., но он может понять Родителя, так как у него у самого выработана верность слову, чувство долга ( вспомним, как по - родительски он искореняет семена баобаба, то есть дурные привычки на своей планете, где планета- символ конкретной человеческой личности).
В общении с Фонарщиком Принц тоже Родитель, но Родитель понимающий, сочувствующий : « Вот бы с кем подружиться…Он один не смешон, может быть, потому, что думает не только о себе»
*Берн « За пределами игр», стр.142
5.Притча учит тому, что не надо избегать привязанностей и доверительной близости в отношениях с другими людьми.
БЛИЗОСТЬ- чистосердечное поведение человека без игр, восприятие мира глазами неиспорченного Ребенка, который со всей искренностью живет в настоящем, не боясь привязанности и позитивных чувств.*
Современное общество в основном не поощряет искренности, так как здравый смысл предполагает, что искренность можно использовать с дурным умыслом, повлечь за собой разоблачения. Поэтому люди приходят к компромиссу в общении, к играм. В результате потери близости в общении, люди становятся очень одиноки, теряют смысл в жизни.( « Так я жил в одиночестве и не с кем мне было поговорить по душам…Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана и тот был бы не так одинок») Казалось бы, автор это говорит в ситуации крушения посреди пустыни. Но вспомним риторическое обращение Змеи, символ мудрости , к Принцу : « Среди людей тоже одиноко» . Или чудесную метафору : по мнению пустынного цветка, люди- « перекати-поле, их носит ветром, у них нет корней, это очень неудобно», то есть люди стараются не привязываться ни к себе подобным, ни к месту, где живут.
В аллегории о стрелочнике мы видим людей , которые в суете жизни уже сами забыли , что ищут и куда торопятся, им даже уже не интересны новые впечатления . « Ничего они не хотят,- сказал Стрелочник,- они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам». « Одни только дети знают, чего ищут»,- промолвил Маленький Принц.
Лис объясняет Маленькому Принцу, почему у людей нет друзей : друзей надо «приручать», то есть узнавать ближе, открываясь самому, доверчиво, искренне, без игры. а затем нести за эту близость ответственность. Т.е ни в коем случае нельзя манипулировать близкими, используя их откровенность против них же в своих целях, не предавать в тщеславном желании возвыситься и самоутвердиться. Но, по мнению Лиса, люди не умеют принимать друг друга такими, какие они есть, да и не составляют они себе труда познать душу ближнего: « У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями».
Я часто употребляю в своей работе слово игра. Давайте разберем примеры нескольких таких игр на аллегориях, которые вводит в притчу автор.
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления при помощи конкретного жизненного образа. Например, планета, где живет Пьяница- аллегория пьющего Взрослого. Берн считает, что многие Взрослые играют в игру «Алкоголик». Причем само по себе потребление спиртного если и доставляет удовольствие, то только попутно. Главная задача игры- достижение похмелья, когда можно будет на все лады ругать себя, заниматься самобичеванием : « Да , я плохой, поэтому и пью».Этот
путь легче, чем почувствовать себя личностью и перестать потакать своим слабостям. « Хочу забыть, что мне совестно»,- признается Пьяница Принцу.
Теперь попробуем понять, почему Маленький Принц поссорился со своей Розой. «Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным». Следовательно, Роза тоже играла. Игра её по Берну называется « Более того» - выдвигается одно обвинение за другим с целью самоутверждения. Вспомним её упрёки : " У вас тут слишком холодно, очень неуютная планета. Сквозняки, почему нет ширмы?» Эта игра, как считает Берн, вырастает из детской, в которую играют благонравные девочки. Диккенс описал её в « Больших ожиданиях». Она выходит в накрахмаленном платьице и просит мальчика сделать песочный пирожок. После чего насмешливо указывает на его запачканные руки, одежду и говорит о том, какая она вся чистенькая : « Спасибо за песочный пирожок, грязнуля!» . Вспомним, как Роза просит Принца : « Кажется, пора завтракать, будьте добры, позаботьтесь обо мне.» Тут же начинается серия обвинений : почему он всё еще здесь и не принес ширму ( « кашлянула разок- другой, чтобы Маленький принц почувствовал , как он перед нею виноват…,пускай его помучит совесть»). Причина такого поведения- неуверенность в себе и избегание доверительных близких отношений. Сам Принц спустя время поймет, что « за этими жалкими, хитрыми уловками надо было угадать нежность».
Король играет роль Полновластного Владыки. Это аллегория Взрослого, который надел защитную маску мудрого покровителя, всё понимающего, всё умеющего. На самом деле такого Взрослого вечно бросает в крайности- от тирании до либерализма, потому что он совершенно не владеет ситуацией. Таких Родителей (Учителей) зачастую боятся малыши, но с взрослением к подростковому возрасту дети становятся у них совершенно неуправляемыми.
В обыденной жизни в игры с удовольствием играют две категории людей, которых мы назовём Брюзгой и Ничтожеством (Обывателем).
Аллегорией Ничтожества является Честолюбец. Это человек сверхчувствительный к родительскому влиянию, поэтому его внутренний Родитель всегда вмешивается во взрослое состояние, что вызывает у человека бестактное или неуместное поведение.*.
Нашему Честолюбцу родители внушали, что он необычный, гениальный ребенок, вундеркинд. так он и пошел во взрослую жизнь с установкой « Я плюс, они Минус!». В результате вместо разумного Взрослого мы видим Позёра : « На этой планете я всех красивей, всех богаче и всех умнее!»
Планета делового человека- аллегория холодного расчета, рассудочности, сребролюбия. ОН играет, по моему мнению, в три игры :
- « Нынешние»
- «Изъян»
- «Посмотри , что я из-за тебя сделал!»
Э.Берн « За пределами игр» сттр.140
«НЫНЕШНИЕ»- позиция Родителей, отличающаяся самодовольством и сознанием собственной правоты, желанием покарать всех, кто не живет по их правилам : « Я человек серьезный, мне мечтать некогда, не то , что нынешние лентяи, как посмотрят на звёзды, так и размечтаются..
«ИЗЪЯН» – позиция Ребенка « Я никуда не гожусь», защитным механизмом превращенная в родительскую позицию « Они никуда не годятся». Цель- найти изъян у других и успокоиться. Например, у неё прошлогодняя шляпка, у него нет 7-и тысяч в банке, до меня никто не догадался завладеть звёздами ( хотя прекрасно понимает, что звездам от него нет никакого проку, он никчемный хозяин). « И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею, а звездам от тебя нет никакой пользы… Деловой человек открыл было рот, но так и не нашёлся, что ответить».
«ПОСМОТРИ, ЧТО Я ИЗ-ЗА ТЕБЯ СДЕЛАЛ!»-кричит делец на Принца за то, что тот задает вопросы. На самом деле, Родителю нужно просто сорвать раздражение на невинном Ребенке и тем самым уйти от ответственности и неизбежной искренности, доверительности, близости в отношениях.
Даже так понравившийся Принцу Фонарщик является, на мой взгляд, аллегорией вечно замотанных и задерганных бытом Родителей. У Бёрна есть соответствие и этому образу . Игра называется «ЗАГНАННАЯ ДОМОХОЗЯЙКА, ИЛИ ВИДИШЬ, КАК Я СТАРАЛСЯ!»
Фонарщик заявляет, что, несмотря на трудности, не намерен бросать работу. Скрытая цель игры- добиться восхищения, похвастаться своим мужеством , чтобы получить компенсацию за свои страдания, которые он же сам на себя взвалил.
Географ – вновь аллегория несостоявшегося профессионала, который пытается скрыть свое незнание предмета и неумение владеть ситуацией. Чтобы обрести уверенность в себе , он играет в игру « Почему бы вам не… Да, но». Водящий, т.е Географ ставит проблему –знать, где находятся города, реки. горы. Остальные (Принц) начинают предлагать решение проблемы : обойти планету, попутешествовать, записать в книгу цветок с планеты Принца. Цель географа- отвергнуть все предложения, чтобы победить и таким образом скрыть свой непрофессионализм
( « Географы слишком важные персоны, чтобы путешествовать. Цветы эфемерны , чтобы их записывать»)
В заключение этой главы хочу привести результаты тестирования, разработанного мной и проведенного в гимназии среди своих коллег и учеников 5-х классов. Опрошенным предлагалось ответить на ряд вопросов. Анализируя ответы, я стремилась выявить, каковы жизненные ценности у взрослых и детей, узнать, какую перспективу будущего они рисуют, а также сравнить разницу в видении мира Ребенком и Взрослым, узнать, сохранилась ли у Взрослых, работающих в школе, позиция Ребенка.
В 7-и взрослых работах видится мрачное будущее
1-а – с перспективой исполнения мечты
Лишь в 3-х- оптимистичный взгляд на будущее.
На 6-й вопрос : « О чем говорите с друзьями?»- дети пишут непосредственно, о чем говорят, т.е ставят конкретные жизненные цели, знают, чего хотят (учеба, отдых, интересы, одежда, делимся секретами), т.е. существует в их отношениях определенная близость, доверительность, чего абсолютно нет в ответах взрослых. У взрослых нет конкретики, они уходят в философию о добре, о зле, счастье, размыты жизненные цели, налицо уход от доверительности.
У детей перечисляются разные любимые сказки, а у женщин, в основном, « Аленький цветочек» и « Золушка»- символы вечного ожидания чуда, женской неудовлетворенности, загнанности бытом.
Добрыми взрослых видят только три человека из опрошенных взрослых, агрессорами – один, ответственными- семь человек . При ответе на вопрос:
«Чем отличается взрослый от ребенка»- четверо взрослых делают упор на ребенка, говоря больше о нем, т.е. они больше сохранили в себе позицию Ребенка. Шестеро больше говорят о взрослом, т.е. они находятся на позиции Взрослого или Родителя.
Сравнив Ребенка и Взрослого, я пришла к однозначному выводу: мы, взрослые, усталые, замотанные, задерганные, нам не до общения с детьми.
Ребенок, говоря о взрослом, говорит о своем ощущении мира, который он видит через взрослого. Для одних детей мир добрый, ласковый, для других- странный, неожиданный, подавляющий.
Взрослых также они видят и сверхзанятыми, всегда правыми, выслушивающими и помогающими.
Дети, не верящие в Деда Мороза, стремятся скорее стать взрослыми, чтобы добиться, как им кажется, свободы и вседозволенности.
Большинство детей считает, что серьезность мешает взрослым стать творческими, как дети. Ребенок, по их мнению, умнее, добрее и доверчивее.
Взрослые со страхом смотрят в будущее, с пессимизмом. Ребенок растет, развивается, в силу этого не может быть пессимистом. Дети более раскрепощены, у них есть перспектива.
Из полученных данных можно сделать лишь один вывод : следует возродить в себе Ребенка , чтобы вернуть радость жизни, уверенность в завтрашнем дне, умение любить , творить, быть включенным в жизнь, желание общаться искренне , открыто и доверительно, не манипулируя близкими. Прислушайтесь к себе, может, и вы услышите, «как все звезды тихо смеются, словно 500 миллионов бубенцов»
- ГЛАВА 2
Изобразительно-выразительные средства, употребленные в притче.
ИРОНИЯ -скрытая насмешка, употребление слова в противоположном его значении, когда с серьезным видом, притворно утверждают противоположное.
« Я говорил со взрослыми об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.»
« Взрослым надо сказать : « Я видел дом за 100 тысяч франков!» И тогда они восклицают : « Какая красота!»
Забавно преподносится идея о несовершенстве мира, с точки зрения Лиса : - У людей есть ружья ,и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур, только этим они и хороши. А на твоей планете есть охотники?
-Нет.
- Как интересно! А куры там есть?
-Нет!
-Нет в мире совершенства,- вздохнул Лис.
ГИПЕРБОЛА- преувеличение, образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления.
Преувеличенно изображается одиночество героев. Одинокий, как затерянный на плоту посреди океана летчик. Одинокий Принц, который в часы особой грусти любит глядеть на закат солнца.
-Знаешь, когда очень грустно, хорошо поглядеть , как заходит солнце.
-Значит, когда ты видел 43 заката, тебе было очень грустно?
Чтобы ярче обозначить включенность Принца в жизнь, автор гиперболизирует его желание остаться на планете Фонарщика, чтобы за 24 часа любоваться солнцем 1440 раз.
СРАВНЕНИЕ – определение явления в сопоставлении с другим явлением.
«Я вскочил, точно надо мною грянул гром», « Роза не желала явиться на свет встрепанная, точно какой-нибудь мак», « Когда он зажигает свой фонарь, как будто рождается еще одна звезда или цветок», « Твоя походка позовет, точно музыка», « У тебя золотые волосы- пшеница станет напоминать мне тебя», « На рассвете песок становится золотой, как мед», « А по ночам я люблю слушать звезды, словно 500 миллионов бубенцов»
АНТИТЕЗА- для усиления выразительности резко противопоставляются понятия, мысли, черты характера героев.
« И я с гордостью объяснил, что умею летать.
- Как, ты упал с неба?- спросил Малыш.
-Да, -скромно ответил я.»
« Я чувствовал себя неловким и неуклюжим, не мог догнать его душу, ускользающую от меня.»
Антитеза присутствует и в описании характера розы. В ответ на признание Принца, что она прекрасна, кокетка робко и тихо сначала высказывает
сомнения, а затем довольно нескромно замечает : « И заметьте- я родилась вместе с солнцем!»
АЛЛЕГОРИЯ- примеры приведены при разборе игр.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ- животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами, даром речи, чувствами , мыслями.
« Зловредные семена баобабов СПЯТ под землей, пока одно из них не вздумает ПРОСНУТЬСЯ», « мы РАЗБУДИЛИ колодец , и он ЗАПЕЛ»,» ЗВЕЗДЫ УМЕЮТ смеяться»
СИНЕКДОХА – замена части вместо целого или целое вместо части.
«страна слёз»-обобщение, имеются в виду переживания Принца из-за того, что барашек может съесть розу, таинственная, неизведанная страна- целое вместо части ( конкретного страха)
МЕТАФОРА- употребление слова в переносном его значении для определения предмета или явления, схожего с ним.
«Роза- неведомая гостья, скрытая в стенах своей зеленой КОМНАТКИ.»
« Я выйду из своего УБЕЖИЩА, т.е. доверюсь тебе»,-говорит Лис.
Красива метафора о людях : « Их носит ветром, у них нет корней», « зорко одно лишь сердце», « светильники надо беречь- порыв ветра может их погасить»( жизненные неудачи и лишения могут погубить в человеке веру в себя и окружающих, сделать его циником)
Осознание того, как ценна жизнь, истина, передается в метафоре о колодезной воде. Эти примеры стоит назвать МЕТАФОРИЧЕСКИМ СРАВНЕНИЕМ : « Это был как самый прекрасный пир. Она была как подарок сердцу».
« Меня оледенило чувство непоправимой беды… Этот смех точно родник в пустыне»
ПЕРИФРАЗ- замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт или признаков, создающих в нашем воображении яркую жизненную картину.
« -Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.
-Это что же , мухи?
-Да нет же, такие маленькие, блестящие.
-Пчелы?
-Да нет же, такие маленькие, золотые, всякий лентяй , как посмотрит на них, так и размечтается!
-А, звезды!»
ГРОТЕСК- смешной, необычный. Изображение в намеренно преувеличенном или приуменьшенном смешном, уродливо комическом виде.
Гротескно передается тщеславие Честолюбца. « Тщеславные люди думают, что ими все восхищаются.
-Добрый день, -сказал Маленький Принц. –Какая у вас забавная шляпа! А что надо сделать, чтобы шляпа упала?
Но тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.
-Я всех красивей, всех богаче, всех умнее.
-Да ведь на твоей планете больше и нет никого!»
ЛИТОТА- в противоположность гиперболе состоит в приуменьшении величины.
Планета Принца так мала, «если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь». Иносказательно имеется в виду, что мир ребенка очень прост и мал. Он весь-то величиной с дом, в котором живет ребенок.
УМОЛЧАНИЕ-мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном.
«-Я прекрасно все понял,- сказал Маленький Принц.- Но почему ты всегда говоришь загадками.
-Я решаю все загадки,- сказала змея, и оба умолкли.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор». "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Финал комедии и его идейно – композиционное значение."
Заключительный урок по комедии Гоголя "Ревизор". Анализ ключевых сцен комедии, подведение итогов по всему произведению....
Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...
Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."
Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...
Конспект внеклассного воспитательного мероприятия «Смеёмся, соревнуемся, отдыхаем»
Внеклассное мероприятие «Смеёмся, соревнуемся, отдыхаем» посвящено 1 апреля....
План- конспект урока: Комедия Грибоедова «Горе от ума» (I действие комедии. Своеобразие конфликта).
Работа над I д. комедии Грибоедова "Горе от ума"...
Сценарий к комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
Д.И.Фонвизин "Недоросль"...
Сценарий инсценировки по комедии У.Шекспира "Много шума из ничего"
Сценарий инсценировки для школьного театра по произведениям Уильяма Шекспира....