План- конспект урока: Комедия Грибоедова «Горе от ума» (I действие комедии. Своеобразие конфликта).
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Работа над I д. комедии Грибоедова "Горе от ума"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-_konspekt_uroka_smotrovoy_l.n.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ__________________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Комедия Грибоедова «Горе от ума»
(I действие комедии. Своеобразие конфликта).
(Тема урока)
| ФИО (полностью) | Смотрова Людмила Николаевна |
Место работы | МОУ СОШ №55 г. Липецка «Лингвист» | |
Должность | Учитель русского языка и литературы | |
Предмет | Литература | |
Класс | 9 | |
Тема и номер урока в теме | Творчество Грибоедова. 2 урок. | |
Базовый учебник | «Литература. Русская классика» Беленький Г.И. |
8. Цель урока: определить место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения.
9. Задачи:
- обучающие: обозначить своеобразие развития первого действия комедии; с применением ИКТ ввести теоретическую информацию;
- развивающие: формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; искать и отбирать материал по теме; способствовать развитию воображения, фантазии в процессе работы над пьесой; обучать анализу, синтезу и обобщению материала на основе разных источников; способствовать развитию коммуникативных навыков через использование межпредметных связей; углубить знания о драматическом произведении;
- воспитательные: пробудить интерес к драматическим произведениям; формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей; учить задумываться над жизненными целями, которые определяют поведение героев, создать эмоциональный настрой на восприятие текста.
10. Тип урока: комбинированный.
11. Формы работы учащихся: самостоятельная, коллективная (групповая).
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
13. Структура и ход урока:
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. | Организационный момент. Задача: активизировать внимание обучающихся. | А. Грибоедов. «Вальс». Аудио-фрагмент. (Ресурс №1). | Фиксация на доске темы урока. Определение проблемы для системы уроков по творчеству Грибоедова. (Что нового внес Грибоедов в изображение человека по сравнению с Фонвизиным). | Самостоятель-но определяют цели и задачи данного урока (исходя из перспективнойцели, обозначенной учителем). | 1. |
II. | Подготовка к восприятию нового материала через актуализацию опорных знаний. Задачи: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания. Стимулировать к успеху. Устранить пробелы в знаниях, навыках, умениях учащихся, осуществить, дальнейшее их совершенствова-ние. Формировать чувство настойчивости в достижении цели. | Предлагает тест по биографии Грибоедова (на материале домашнего задания). Дает установочные ориентации. | Работают с раздаточным материалом. | 2. | |
ЭУМ, иллюстрация Портрет Грибоедова работы В.Мошкова. (Ресурс. №2). | Проводит фронтальный опрос с элементами эвристической беседы (личность Грибоедова). | Производят акцентное вычитывание из мини-сочинений д/з (политик, дипломат, военный, музыкант, драматург). | 3. | ||
Драматург?! Вспомните особенности драматических произведений. | Выполняют коллективную работу с использова-нием литературного справочника (сцена, действия, явления, ремарки; монологи, диалоги, полилоги; конфликт; отсутствие речи автора…). | 1. | |||
К какому литературному направлению относится произведение? | Классицизм. | 1. | |||
Назовите писателей, относящихся к данному литературному направлению. | Мольер, Фонвизин. | 1. | |||
Перечислите основные черты драматических произведений, относящихся к классицизму. | Работают с ключевыми понятиями теории литературы (единство места, времени, действия; конфликт, проблемы, построение, наличие любовного треугольника, присутствие героя-резонера, «говорящие» фамилии, пред-ставление действующих лиц (афиша). | 2. | |||
ЭУМ. (Тип-И) Титульный лист издания «Горе от ума» Грибоедова. (Ресурс №3). | Предлагает иллюстративный материал. | Рассматриваютпредложенный материал, обращаются к афише произведения. (Герои Грибоедова живут в Москве). | 1 | ||
III. | Ознакомление с новым материалом. Задача: организовать и направить познавательную деятельность учащихся. | ЭУМ Презентация «Барская Москва нач. XIX в.». (Ресурс №4.Тип-И). | Организует работу класса по освоению материала, предложенного в качестве опережающего домашнего задания | Один ученик представляет презентацию «Барская Москва нач. XIX в.». Другой -творческую переработку текста «Грибоедов-ская Москва».Сжа-тый пересказ с заменой лица. («Русский язык» под. ред. Ладыженской.Изложение по тексту М.Ашукина). Класс слушает, комментирует, задает вопросы (если они возникли). . | 4 |
ЭУМ. Иллюстрация Д. Кардовского «Фамусов застает Молчалина у комнаты Софьи». (Ресурс№5). | Подводит итоги заочному путешествию по Москве нач. ХIХ века. Организует беседу. (С чего начинается комедия? Почему местом для действия выбран дом Фамусова? Что узнали, прочитав первое действие?..). | Работают с текстом комедии (выполняют акцентное вычитывание). | 5. | ||
ЭУМ. Видеофрагмент «Завязка любовного конфликта». (Ресурс№6). . | Дает установочные ориентации. Демонстрирует фрагмент спектакля в постановке О.Меньшикова. | Смотрят сцену из спектакля. Отвечают на вопросы учителя (рефлексивный анализ). | 5. | ||
ЭУМ Видеофрагмент «Завязка социального конфликта». (Ресурс №:7). | Демонстрирует фрагмент спектакля в постановке О.Меньшикова. Организует фронтальную беседу. | Смотрят фрагмент. Отвечают на вопросы учителя. | 5. | ||
IV. | Первичное закрепление. Задача: дать представление о конкретных фактах изучаемого явления. Добиться повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | Предлагает задания творческого характера. Организует работу в группах. Выступает в роли консультанта | Работают в группах. Обсуждают, обобщают, представляют выводы. Софья не любит Чацкого (конфликт); Фамусов не понимает Чацкого (конфликт). | 4.. | |
Обобщает материал, обращаясь к теории литературы: конфликт – главная сила, движущая действие, основное средство раскрытия характера. Конфликт организует характер. В выборе характера и его решении проявляется авторская позиция. Как будет развиваться конфликт дальше, об этом узнаем, прочитав комедию до конца. | 1. | ||||
V. | Домашнее задание. Задача: разъяснить домашнее задание, методику его выполнения. | Дифференцирован-ное домашнее задание. | Задают вопросы учителю (если они возникли). | 3. | |
VI. | Подведение итогов. Задача: расставить акценты по изученному материалу. Подвести итоги урока. | Задает вопросы классу. 1. Какие цели ставили перед собой в начале урока? 2. Что повторили, что поняли, над чем задумались, прочитав первое действие? | Рефлексия. Обобщают, делают выводы: 1). I д.- это экспозиция и завязка. 2). В I д. намечаются основные мотивы пьесы. 3). Налицо два конфликта. 4). В комедии два героя -резонера (Лиза и Чацкий). 5). Характеры сложные, противоречи-вые. | 4. | |
ЭУМ. .Аудиозапись. А. Грибоедов. «Вальс». (Ресурс №1). . | Подводит итоги урока. | 1. |
Приложение к плану-конспекту урока.
Комедия Грибоедова «Горе от ума»
(I действие комедии. Своеобразие конфликта).
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | А. Грибоедов "Вальс". | Аудиофраг-мент (№204482). | Звуковое воспроизведение. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2747b172-e3e6-4b7c-bb99-199b4fe7bc45/%5BLI9RK_10-01%5D_%5BAU_04%5D.htm |
2. | Портрет А. Грибоедова. работы В.Д. Мошкова. | Графический (№204482). | Иллюстрация. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61ca70da-fd67-4534-a1bf-980013bfb35c/%5BLI9RK_10-01%5D_%5BIL_02%5D.htm |
3. | Титульный лист издания комедии «Горе от ума». | Графическая. | Иллюстрация. | http://feb-web.ru/feb/griboed/texts/fom95/f95-spis.htm |
4 | Грибоедовская Москва. | Обучающая программа. Тип-И | Презентация. | 1 http://fcior.edu.ru/card/15874/griboedovskaya-moskva-chast-1-uglublennoe-izuchenie.html 2 http://fcior.edu.ru/card/15844/griboedovskaya-moskva-chast-2-uglublennoe-izuchenie.html |
5 | Д. Н. Кардовский. «Фамусов застает Молчалина у комнаты Софьи». | Графическая (N 205130). | Иллюстрация. | |
6 | Демонстрацион-ный фрагмент спектакля в постановке О. Меньшикова (сайт учителя русского языка и литературы Перовой И.). | Видео. | Видеофрагмент. | http://peressa2009.narod2.ru/materiali_k_urokam/a_s_griboedov_gore_ot_uma_materiali_k_urokam/ |
7. | Демонстрацион-ный фрагмент спектакля в постановке О. Меньшикова (сайт учителя русского языка и литературы Перовой И.). | Видео. | Видеофрагмент. | http://peressa2009.narod2.ru/materiali_k_urokam/a_s_griboedov_gore_ot_uma_materiali_k_urokam/ |
________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ__________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)
Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, состра...
План конспект урока по физической культуре.Совершенствование технических действий в баскетболе.
Цель урока: Образовательные: совершенствовать передачу-ловлю мяча на месте , при встречном движении, ...
План-конспект урока в 5 классе " Порядок выполнения действий. Степень числа. Упрощение выражений".
Разработка урока...
План-конспект урока в 6 классе по теме: "Действия с рациональными числами"
урок-соревнование "Совместные действия с рациональными числами"...
План-конспект урока по математике 5 класс Тема: "Действия с натуральными числами"
закрепление вычислительных навыков, развитие коммуникативных качеств, воображения.Фрагмент урока математики с содержаниемПо финансовой грамотности...
План-конспект урока в 7 классе по теме: Природные зоны. Своеобразие органического мира
Цели:- Познакомить учащихся с природными зонами Австралии; выявить особенности и причины своеобразия органического мира материка.- Формировать умения и навыки работы с картой, учебником, дополнительны...
План-конспект урока по предмету "обществознание" для 6 класса на тему «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель урока: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации....