План- конспект урока: Комедия Грибоедова «Горе от ума» (I действие комедии. Своеобразие конфликта).
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Смотрова Людмила Николаевна

Работа над I д. комедии Грибоедова "Горе от ума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-_konspekt_uroka_smotrovoy_l.n.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ__________________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Комедия  Грибоедова «Горе от ума»

(I действие комедии. Своеобразие конфликта).

(Тема урока)

  1. 1

ФИО (полностью)

Смотрова Людмила Николаевна

Место работы

МОУ СОШ №55 г. Липецка «Лингвист»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Творчество Грибоедова.  2 урок.

Базовый учебник

«Литература. Русская классика» Беленький Г.И.

8. Цель урока: определить место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения.

9. Задачи:

- обучающие: обозначить своеобразие развития первого действия комедии; с применением ИКТ ввести  теоретическую информацию;

- развивающие: формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; искать и отбирать материал по теме; способствовать развитию воображения, фантазии в процессе работы над пьесой; обучать анализу, синтезу и обобщению материала на основе разных источников; способствовать развитию коммуникативных навыков через использование межпредметных связей; углубить знания о драматическом произведении;

-   воспитательные: пробудить интерес к драматическим произведениям; формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей; учить задумываться над жизненными целями, которые определяют поведение героев, создать эмоциональный настрой на восприятие текста.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: самостоятельная, коллективная (групповая).

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

13. Структура и ход  урока:

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА





Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)



Деятельность ученика



Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

I.      

Организационный момент.

Задача: активизировать внимание обучающихся.

А. Грибоедов. «Вальс». Аудио-фрагмент. (Ресурс №1).

Фиксация на

доске  темы урока. Определение проблемы для системы уроков по творчеству Грибоедова. (Что нового внес Грибоедов в изображение человека по сравнению с Фонвизиным).

Самостоятель-но определяют цели  и задачи данного урока (исходя   из перспективнойцели, обозначенной        учителем).

1.

II.

Подготовка к    

восприятию       нового материала через актуализацию

опорных знаний.

Задачи: проверить правильность,

полноту и

сознательность

выполнения

домашнего задания. Стимулировать

к успеху. Устранить пробелы в знаниях, навыках, умениях учащихся, осуществить, дальнейшее их совершенствова-ние. Формировать чувство настойчивости в достижении цели.

Предлагает  тест по биографии

Грибоедова (на материале домашнего задания). Дает установочные ориентации.

Работают

с раздаточным материалом.

2.

ЭУМ, иллюстрация Портрет Грибоедова работы В.Мошкова. (Ресурс. №2).

Проводит фронтальный

опрос с элементами

эвристической беседы (личность

Грибоедова).

Производят акцентное

вычитывание из мини-сочинений д/з

(политик, дипломат, военный,

музыкант,

драматург).

3.

Драматург?!  Вспомните особенности драматических произведений.

Выполняют коллективную

работу с

использова-нием

литературного справочника

(сцена,

действия,

явления, ремарки; монологи, диалоги, полилоги; конфликт; отсутствие речи

автора…).

1.

К какому

литературному

направлению

относится произведение?

Классицизм.

1.

Назовите писателей, относящихся к данному литературному направлению.

Мольер, Фонвизин.

1.

Перечислите основные

черты драматических произведений, относящихся к классицизму.

Работают с ключевыми

понятиями

теории литературы

(единство места,  времени, действия; конфликт, проблемы, построение, наличие любовного треугольника,

присутствие героя-резонера, «говорящие» фамилии, пред-ставление действующих лиц (афиша).

2.

ЭУМ. (Тип-И) Титульный лист издания «Горе от ума» Грибоедова.

(Ресурс №3).

Предлагает

иллюстративный

материал.

Рассматриваютпредложенный материал,

обращаются к афише произведения.

(Герои Грибоедова живут в Москве).

1

III.

Ознакомление

с новым материалом.

Задача: организовать и направить познавательную

деятельность

учащихся.

ЭУМ   Презентация        «Барская Москва нач.

XIX в.».

(Ресурс №4.Тип-И).

Организует работу класса по освоению материала, предложенного в качестве опережающего домашнего задания

Один ученик  представляет презентацию

«Барская Москва нач.

XIX в.». Другой -творческую переработку текста «Грибоедов-ская Москва».Сжа-тый пересказ с заменой лица. («Русский язык» под. ред. Ладыженской.Изложение по тексту М.Ашукина).

Класс слушает, комментирует,

задает вопросы (если они возникли).


 .

4

ЭУМ. Иллюстрация Д. Кардовского

«Фамусов застает Молчалина у комнаты Софьи». (Ресурс№5).

Подводит итоги заочному путешествию по Москве нач. ХIХ века.  Организует беседу. (С чего начинается комедия?  Почему местом для действия выбран дом Фамусова? Что узнали, прочитав

первое действие?..).

Работают с текстом комедии (выполняют акцентное вычитывание).

5.

ЭУМ. Видеофрагмент

«Завязка любовного конфликта».

(Ресурс№6).

.

Дает установочные ориентации. Демонстрирует фрагмент спектакля в постановке О.Меньшикова.

Смотрят сцену из спектакля. Отвечают на вопросы  учителя

(рефлексивный анализ).

5.

ЭУМ Видеофрагмент

«Завязка социального конфликта».

(Ресурс №:7).

Демонстрирует фрагмент спектакля в постановке О.Меньшикова.

Организует фронтальную беседу.

Смотрят фрагмент. Отвечают на вопросы учителя.

5.

IV.

Первичное закрепление.

Задача: дать представление о

конкретных фактах изучаемого явления. Добиться повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Предлагает задания творческого характера. Организует работу в группах.

Выступает в роли консультанта

Работают в группах. Обсуждают, обобщают, представляют выводы. Софья не любит  Чацкого (конфликт);

Фамусов не понимает Чацкого (конфликт).

4..

Обобщает материал,

обращаясь к теории литературы:

конфликт – главная сила, движущая действие, основное средство раскрытия

характера. Конфликт организует характер.

В выборе характера и его решении проявляется авторская позиция.

Как будет развиваться конфликт дальше, об этом узнаем, прочитав комедию до конца.

1.

V.

Домашнее задание.

Задача: разъяснить домашнее задание, методику его выполнения.

Дифференцирован-ное домашнее задание.

Задают вопросы учителю (если они возникли).

3.

VI.

Подведение итогов. Задача:

расставить акценты по изученному материалу. Подвести итоги урока.

Задает вопросы классу.

1. Какие цели ставили перед собой в начале урока?

2. Что повторили, что поняли, над чем задумались, прочитав первое действие?

Рефлексия.

Обобщают, делают выводы:

1). I д.- это экспозиция и завязка.

2). В I д. намечаются основные мотивы пьесы.

3). Налицо два  конфликта.

4). В комедии  два героя -резонера (Лиза и Чацкий).

5). Характеры сложные, противоречи-вые.

4.

ЭУМ.

.Аудиозапись. А. Грибоедов. «Вальс». (Ресурс №1).

.

Подводит итоги урока.

1.

Приложение к плану-конспекту урока.

Комедия  Грибоедова «Горе от ума»

(I действие комедии. Своеобразие конфликта).

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

А. Грибоедов "Вальс".

Аудиофраг-мент

(№204482).

Звуковое воспроизведение.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2747b172-e3e6-4b7c-bb99-199b4fe7bc45/%5BLI9RK_10-01%5D_%5BAU_04%5D.htm

2.

Портрет

А. Грибоедова.

работы

 В.Д. Мошкова.

Графический (№204482).

Иллюстрация.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61ca70da-fd67-4534-a1bf-980013bfb35c/%5BLI9RK_10-01%5D_%5BIL_02%5D.htm

3.

Титульный лист издания комедии «Горе от ума».

Графическая.

Иллюстрация.

http://feb-web.ru/feb/griboed/texts/fom95/f95-spis.htm

4












Грибоедовская Москва.

Обучающая

программа.

Тип-И

Презентация.

1

http://fcior.edu.ru/card/15874/griboedovskaya-moskva-chast-1-uglublennoe-izuchenie.html


 2 http://fcior.edu.ru/card/15844/griboedovskaya-moskva-chast-2-uglublennoe-izuchenie.html

5

Д. Н. Кардовский. «Фамусов застает Молчалина у комнаты Софьи».

Графическая

(N 205130).

Иллюстрация.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb3435d4-b247-4779-9eb2-d51aa859232f/?from=a77c7252-f68d-47ea-a580-a11f14700fe4&

6

Демонстрацион-ный фрагмент спектакля

в постановке

О. Меньшикова

(сайт учителя русского языка и литературы Перовой И.).

Видео.

Видеофрагмент.

http://peressa2009.narod2.ru/materiali_k_urokam/a_s_griboedov_gore_ot_uma_materiali_k_urokam/

7.

Демонстрацион-ный фрагмент спектакля

в постановке

О. Меньшикова

(сайт учителя русского языка и литературы Перовой И.).

Видео.

Видеофрагмент.

http://peressa2009.narod2.ru/materiali_k_urokam/a_s_griboedov_gore_ot_uma_materiali_k_urokam/

________________________________КОНЕЦ  ФОРМЫ__________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)

Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, состра...

План конспект урока по физической культуре.Совершенствование технических действий в баскетболе.

Цель урока:  Образовательные:                        совершенствовать передачу-ловлю мяча на месте , при встречном движении,  ...

План-конспект урока в 6 классе по теме: "Действия с рациональными числами"

урок-соревнование "Совместные действия с рациональными числами"...

План-конспект урока по математике 5 класс Тема: "Действия с натуральными числами"

закрепление вычислительных навыков, развитие коммуникативных качеств, воображения.Фрагмент урока математики с содержаниемПо финансовой грамотности...

План-конспект урока в 7 классе по теме: Природные зоны. Своеобразие органического мира

Цели:- Познакомить учащихся с природными зонами Австралии; выявить особенности и причины своеобразия органического мира материка.- Формировать умения и навыки работы с картой, учебником, дополнительны...

План-конспект урока по предмету "обществознание" для 6 класса на тему «Конфликты в межличностных отношениях»

Цель урока: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации....