Урок - исследование по рассказу М.Горького «Челкаш»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Мы обращаемся к творчеству великого человека- М. Горького. Писатель прекрасно знает жизнь народа. После странствия по Руси(1888-1892гг) вышел двухтомный сборник "Очерки и рассказы". На этом уроке мы попытаемся выяснить, в чем успех одного из рассказов сборника -"Челкаш", кто такие "босяки". Попытаемся ответить на многие вопросы: "Какую роль играют деньги в жизни разных людей?, "В чем смысл жизни?, "Как разрешаются конфликты между людьми?" и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_issledovanie_po_rasskazu_m.gorkogo_chelkash.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
« Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!»
( Урок - исследование по рассказу М.Горького «Челкаш»)
Человек все может…
Лишь бы захотел…
М.Горький
Цели:
Образовательная: сформировать у учащихся понятие внутренней и внешней свободы, определить влияние денег на поступки человека, выявить нравственную основу горьковских героев, развивать навыки анализа произведения
Методологическая: развивать устную монологическую речь, логическое и образное мышление
Воспитательная: показать, что главная ценность - это человеческая жизнь
Метапредметная: формирование понятия «нравственность», «добро», «зло», «свобода», «несвобода», «человеческое достоинство»
Задачи:
Нравственное развитие: ввести учащихся в мир общечеловеческих нравственных ценностей, учить соотносить мысли и поступки с точки зрения общечеловеческих нравственных норм.
Интеллектуальное развитие: развивать устную и письменную речь, эмоционально-образное и аналитическое мышление.
Ход урока
- Орг. момент.
- Постановка цели и задачи урока.
- Творчество какого писателя изучаем? Посмотрите на эпиграф урока, слова М. Горького.
-А что, по-вашему, значит «человек», какими качествами, чертами обладает человек, чем мы отличаемся от животных? (Действительно, человеку свойственно: доброта, гуманность, великодушие, отзывчивость)
-Однако, несмотря на то, что Горький считает человека самой важной ценностью на земле, он вводит в литературу такие понятия, как: «босяки», «люди дна», «бывшие люди».
-Кто такие «босяки», «люди дна», «бывшие люди». Можно ли эти слова считать синонимами? (Да , т.к. они обозначают одно и то же, т.е. речь идет о бродягах, не имеющих дома, семьи…)
- Какое произведение по босяков мы прочитали? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какие цели урока вы поставите? ( Актуально ли произведение в современном мире?)
3. Актуализация знаний.
1. Характеристика героев.
- Почему мы разделились на 2 группы? У вас на парте лежат правила работы в группе и листы самооценки за работу на уроке. Ответственными будут Баишева Э. и Шаипова А.
- Итак, на одной узкой дорожке соучастия в преступлении сталкиваются 2 человека – одного из них приводит случай, другого – привычка. Каждой групп нужно будет по плану дать характеристику героям ( 1 группа- Гаврила, 2 группа- Челкаш Челкаш Гаврила
1.Портретная зарисовка
-длинный, костлявый; -широкоплечий, коренастый, с добрыми
доверчивыми глазами;
Челкаш — один из главных героев одноименного рассказа. Это “старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор («Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей».«Всклоченные черные с проседью волосы и смятое, старое, хищное лицо».«Длинный, костлявый, немного сутулый», «поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами».«Его бурые усы, густые и длинные то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручивались длинными, кривыми и цепкими пальцами».«Усы вздрагивали как у кота»; «..он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».
Гаврилой.: «Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.
2.Отношение к красоте морской стихии
-«вор любил море»; -«боязно в нем»;
3.Поведение в минуту опасности
-«глаза горели»; -«страшно, жутко»;
4.Понимание свободы
- «никому ничем не обязан»; - «делай что хошь, только Бога помни»
«Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две не выражались».
Челкаш: «Главное в крестьянской жизни – это ,брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе…»
Гаврила: «Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»
5. Мечта
Мечта – море, независимость Его мечта – деньги
6. Отношение к деньгам.
Гаврила Челкаш
Ему деньги нужны для того, чтобы Деньги ему нужны для того, чтобы пить,
стать свободным, построить дом, за- веселиться, угощать других, забыть о том,
вести хозяйство, жениться не на той, что он отверженный, босяк.
которую ему предлагают, а на той,
какая ему нравится.
Он хочет стать хозяином.
Мы обратили внимание на то, что Челкаш и Гаврила противоположны друг другу. Но, может быть, между ними есть что-нибудь общее? ( Оба выходцы из деревни, и тот, и другой явились в город на заработки; у обоих есть мечта, и оба оказываются перед испытанием – искушение деньгами)
-Одинаково ли выдерживают это испытание Гаврила и Челкаш? Одинаковое ли у них отношение к богатству, к деньгам? Давайте выясним, для чего нужны деньги нашим героям
-Почему религиозный парень, стремящийся жить по законам Божьим, превращается в жалкое существо, он становится похожим на животного? (Он попал под власть денег)
- Советы героям.
-Представьте себе, что у вас появилась возможность встретиться:
1группа – с Гаврилой перед отправкой в море;
2группа – с Челкашом (перед тем, как он решился взять Гаврилу на дело);
-Что бы вы сказали герою, представьте его реакцию, попробуйте разыграть сцену в лицах.
-Возможно, конечно, что Гаврила и Челкаш прислушались бы к вашим советам, но тем не менее Гаврила решился на преступление, потому что сам Горький сказал: «Волнения той ночи выглодали, наконец, у него все человеческое»
-Что же человеческое в нем исчезло?( Он решил убить человека, спасшего его от голодной смерти, который напоил, накормил его, дал возможность заработать денег).
-А почему он решил его убить? (Потому что он (Челкаш) «никому ненужный, он оказался ненужным элементом на земле»)
-Но если задуматься, то на самом деле Гавриле деньги нужнее.
-Попрошу вас поднять желтые карточки, если вы оправдываете Гаврилу, зеленые – не оправдываете.
-Действительно, мы не можем оправдать Гаврилу, т.к. он, возможно, преследовал хорошую цель, но нельзя идти по трупам для достижения свой, даже самой гуманной цели!
-Итак мы выяснили, что Гаврила лишился остатков того человеческого, что было в его душе. Т.о. мы можем назвать его «бывшим человеком»!
-Т.е. получается, что «бывшие люди» - это не только нищие люди, и среди «людей дна» есть благородные, достойные уважения люди, каким оказался в определенный момент Челкаш ; вор, босяк, контрабандист, пьяница Челкаш оказался морально выше и благороднее этого крестьянского парня, мечтающего разбогатеть.
-Как вы думаете, каков дальнейший жизненный путь главных героев?
-Как вы думаете, почему Челкаш отдает деньги Гавриле? ( Не столько из-за жалости сколько из-за гордости, т.к. он отдает деньги и чувствует героем)
-Хочу еще раз обратить ваше внимание на эпиграф. Как вы думаете, что хотел М.Горький этим сказать? ( Что мы должны гордиться тем, что мы люди, несмотря на обстоятельства, мы должны всегда оставаться людьми, т.е. не терять доброту, отзывчивость, гуманность).Мы должны понять самое главное, что все в наших руках, и на примере рассказа « Челкаш» в этом убедились, потому что преступниками не рождаются, ими становятся, и чаще всего добровольно.
-Вот мы и рассмотрели с вами маленькую драму, разыгравшуюся на берегу моря; а началась с того, что на жизненной дороге столкнулись 2 человека, стремящихся к свободе, но которые совсем забыли, что человек, стремясь к свободе, должен воспитывать себя, чтобы стать просто хорошим человеком, умным, простым, честным!
- Синквейн.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Челкаш.
Смелый, независимый.
Ворует, гуляет, не боится.
Любит свободу и независимость.
Босяк.
Челкаш
Смелый, благородный.
Ворует, развлекается, не работает.
Ради денег не унизится.
Преступник.
Гаврила.
Завистливый, жадный.
Боится, обманывает, унижается.
Ради денег готов на всё.
Подлец.
Гаврила.
Жадный, непредсказуемый.
Подчиняется, боится, унижается.
Готов предать и даже убить.
Жертва денег.
6. Подведение итогов урока.
-И все же, на чьей стороне автор? (На стороне Челкаша.)
I группа о чем думал автор, когда работал над произведением;
II группа – о чем, по мысли М. Горького, должен задуматься читатель после прочтения рассказа
- Почему, как вы думаете?
Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу Челкаша, увидев в его душе цветы бескорыстия, свободы от власти денег над личностью, и показать простого человека, который может легко перейти от добродушия к хищничеству.
Это субъективная, авторская позиция. Объективный же смысл рассказа в ином: страшен мир, в котором люди, подчинившись его волчьим законам, цинично начинают выживать один другого, вплоть до покушения на убийство.
Д/З: Сочинение – миниатюра на тему «О чем меня заставил задуматься рассказ М.Горького «Челкаш»?»
8.Рефлексия: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
Ресурс
Текст на одну букву.
Составить предложение, характеризующие кого- либо из героев, но все слова в тексте должны начинаться с одной и той же буквы. (Например: “Никто не найдет нас ночью на небосклоне несбывшихся надежд”).
Лист самооценки
Гаврила
Ф. И. | Характеристика | Инсценировка | Синквейн | Общая оценка |
Абузяров М | ||||
Аделова К Рус | ||||
Баишева Э. | ||||
Борисов И. | ||||
Кафтаев М | ||||
Мишкина Л. | ||||
Ряхимова И. | ||||
Субханкулов Н | ||||
Шаипова Р |
Лист самооценки
Челкаш
Ф. И. | Характеристика | Инсценировка | Синквейн | Общая оценка |
Аделова К Рен | ||||
Ахметов С. | ||||
Бараева Ф. | ||||
Зябирова А. | ||||
Мельзетдинова | ||||
Мусин Р. | ||||
Ряхимов Р. | ||||
Шаипова А. | ||||
Шамионова И. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Антитеза как средство раскрытия образов главных героев» (по рассказу М.Горького "Челкаш")
Разработка урока по рассказу М.Горького "Челкаш" (план-конспект и презентация)...
Функции морского пейзажа в рассказе Максима Горького "Челкаш"
Урок анализа художественного текста, с элементами исследовательской работы, составлением словаря эпитетов, встречающихся в рассказах М. Горького...
Дистанционный урок по рассказу М.Горького "Челкаш"
Урок предназнвчен для дистанционного обучения. Урок литературы в 8 классе....
Дистанционный урок по рассказу М.Горького "Челкаш"
Урок предназнвчен для дистанционного обучения. Урок литературы в 8 классе....
Проблематика рассказа М. Горького «Челкаш»
Презентация...
Урок литературы по рассказу М.Горького "Вор"
Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу М.Горького "Вор"...
Открытый урок по литературе 9 а класс "Быть или не быть Человеком? " (по рассказу М.Горького «Челкаш»)
Данный урок по рассказу "Челкаш" М.Горького через аналитическое чтение текста, через индивидуальную и парную работу с материалом с использованием форм и методов технологй критического ...