«Антитеза как средство раскрытия образов главных героев» (по рассказу М.Горького "Челкаш")
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Кузьмина Наталья Владимировна

Разработка урока по рассказу М.Горького "Челкаш" (план-конспект и презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chelkash.pptx2.63 МБ
Microsoft Office document icon chelkash.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антитеза как средство раскрытия образов главных героев 14.03.2012г. ГБОУ цо №170 Открытый урок по литературе в 8 классе Учитель Кузьмина Н.В.

Слайд 2

Цель урока Через антитезу сопоставить образы главных героев рассказа М.Горького «Челкаш».

Слайд 3

Эпиграф « Очень многие потянулись к живому облику горьковского босяка, потому что говорят, что в сердце каждой домашней утки лежит отголосок того, когда она была дикой, и уверяют... что когда дикие утки летят по поднебесью, то домашние утки приходят в волнение. И таких диких уток Горький показал одомашненным уткам ». (А.В.Луначарский)

Слайд 4

«Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически»,- писал М.Горький .

Слайд 5

«Радует меня удача ваша…» В.Г.Короленко

Слайд 6

Зачем Короленко настоял на написании рассказа «Челкаш»? Почему его порадовал рассказ М.Горького?

Слайд 8

ПОРТРЕТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Челкаш Гаврила « О строе хищное лицо », « длинный, костлявый, сутулый»; « горбатый, хищный нос»; « кот», « степной ястреб », « хищная худоба », « хищная птица», « волчьи лапы ». « З доровый », «широкоплечий», «добродушный», «светлые глаза», «тупые глаза», «жадные глаза», «жадно сощурив глаза», « безумное лицо ».

Слайд 9

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Челкаш «Босяк», «бывший крестьянин», «потерял связь со своим сословием и опустился». «Было когда-то своё гнездо… Отец-то был из первых богатеев на селе». Гаврила «Бедный крестьянин», вынужден «пойти в зятья». «Отец у меня умер. Хозяйство малое, м ать старуха, земля высосана»

Слайд 10

ОДЕЖДА Челкаш «Грязная ситцевая рубаха» Гаврила «Пестрядинная рубаха»

Слайд 11

ЧУВСТВА И ОЩУЩЕНИЯ Челкаш «Ему сразу понравился этот здоровый добродушный парень»; «презрительно сплюнул и отвернулся от парня»; « в нём этот здоровый деревенский парень что-то будил»; « смутное, медленно назревавшее чувство»; « почувствовал вроде ожога в груди»; « с холодной злобой»; « он вздрагивал и кипел от оскорбления»; « презирал»; « завидовал и сожалел»; « посмеивался и огорчался ». « И все чувства в конце концов слились в одно – нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко. И малый был нужен».

Слайд 12

ЧУВСТВА И ОЩУЩЕНИЯ Гаврила «Недоумевающее восхищение»; «у него даже лицо печально тускнело»; «он , очевидно, не ожидал, что разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно»; « чувствовал в нём хозяина»; « вспыхнуло недоверие и подозрительность»; « сразу преисполнился уважением к своему хозяину».

Слайд 13

КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ ДРУГ ДРУГА ЧЕЛКАШ о Гавриле ГАВРИЛА о Ч елкаше

Слайд 14

ИМУЩЕСТВО Ч елкаш Г аврила «Разорванная рубаха да грязные штаны» СВОБОДЕН «Котомка , коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля» ЕСТЬ ЧТО ТЕРЯТЬ

Слайд 15

« Моё святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две не выражались ». А.П.Чехов Челкаш «Главное в крестьянской жизни – это, брат , свобода! Хозяин ты есть сам себе…» Гаврила «Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»

Слайд 16

Становится очевидным заданное автором противопоставление Ч елкаш Г аврила

Слайд 17

В конце рассказа:

Слайд 18

Когда началось это дьявольское превращение?

Слайд 19

Кто же из двоих страшнее? Челкаш Гаврила

Слайд 20

О ком и о чём рассказ? О двух несчастных людях О совести О свободе

Слайд 21

На чьей стороне автор? Челкаш – романтический герой. Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу, увидев в его душе цветы бескорыстия, свободы от власти денег над личностью, и показать простого человека, который может легко перейти от добродушия к хищничеству.

Слайд 22

Зачем В.Г.Короленко настоял на написании рассказа? «Босяцкая» тема была актуальна на рубеже веков, но никто до М.Горького не обращался к ней. В.Г.Короленко порадовался за героя рассказа, потому что тот своим поступком показал, что даже босяк может обладать прекрасными человеческими качествами.

Слайд 23

Домашнее задание Подготовиться к контрольной работе за четверть. Написать сочинение-миниатюру на тему «О чём меня заставил задуматься рассказ М.Горького «Челкаш»?»

Слайд 24

РЕФЛЕКСИЯ сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что … я приобрёл… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 25

И сточник шаблона: Максимова Ирина Анатольевна, МОУ СОШ №15 г. Тверь, учитель математики высшей категории, сайт «http://pedsovet.su/» Спасибо за внимание!

Слайд 26

Использованные ресурсы : http://www.grafru.ru/clip/full.php?cat=tex_water&img=ripple3.jpg&title=%D2%E5%EA%F1%F2%F3%F0%E0%20%E2%EE%E4%E0 http://byaki.net/uploads/posts/2009-03/1237664493_byaki3-0.jpg http://seaspirit.ru/wp-content/uploads/2010/08/anchor.jpg



Предварительный просмотр:

14.03.2012

Конспект урока по литературе

8 класс

«Антитеза как средство раскрытия образов главных героев»

Урок по рассказу «Челкаш» на тему: «Антитеза как средство раскрытия образов главных героев».

Цель урока: Через антитезу сопоставить образы главных героев рассказа. Показать актуальность рассказа в современное Горькому время.

Задачи: 

Обучающая:

научить через деталь видеть главное;

исследовать антитезу как основной композиционный прием рассказа;

отметить психологизм Горького, проследив, как меняются чувства обоих героев, как идет развитие образов;

Развивающая: 

совершенствовать навык аналитической работы с текстом;

умение сравнивать; способность обобщать и делать выводы;

Воспитательная: 

воспитание любви к слову, чтению;

воспитание стремления к свободе мыслей, чувств, любви к красоте мира.

Оборудование: 

учебник литературы 8 класс 2 часть автор – составитель Коровина В.Я.;

ПК;

проектор;

экран;

мультимедийная презентация с использованием иллюстраций к рассказу «Челкаш»

«Очень многие потянулись к живому облику горьковского босяка,

потому что говорят, что в сердце каждой домашней утки лежит отголосок того,

когда она была дикой, и уверяют... что когда дикие утки летят по поднебесью,

то домашние утки приходят в волнение.

И таких диких уток Горький показал одомашненным уткам».

(А. В. Луначарский).

Ход урока:

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята.

-Садитесь.

2.Сообщение темы и целей урока, эпиграфа к уроку (1, 2, 3 сл)

3. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы попробуем перенестись в творческую лабораторию А.М.Горького, понять, почему и как были созданы его ранние произведения, что способствовало созданию образов, заставляющих нас думать, мечтать, надеяться.

 

Речь идет о рассказе «Челкаш».

Переломный характер эпохи с ее экономическим кризисом, безработицей, вызвавшей появление большого количества босяков (тогдашних «бомжей»), дает возможность сопоставить ее с некоторыми особенностями нашего времени.

Горький раньше других обратил внимание на тот своеобразный «человеческий материал», который находился вне общества, но характеризовал именно это общество. Отсюда интерес писателя к выбитой из колеи «босяцкой» России. Он изображал людей, опустившихся на «дно жизни», но сохранивших в себе человеческие чувства. Горький прекрасно знал обитателей трущоб и ночлежек, в том числе и портовых босяков, одним из которых был Челкаш.

Горький объяснял свой писательский и человеческий интерес к босякам тем, что он видел перед собой людей, единственным стремлением которых «было стремление жульнически высасывать кровь человека, сгущая ее в копейки», он возненавидел этих мещан, «похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года». 

(4 сл) «Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически»,- писал Горький.

4.Создание проблемной ситуации.

-Созданию рассказа «Челкаш» предшествовали некоторые события.

В июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мертвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, который впоследствии послужил прототипом Челкаша.

Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встретил писателя

Владимира  Галактионовича Короленко у крыльца его квартиры.

«Было уже часов девять утра, — пишет Горький, — когда мы воротились в город. Прощаясь со мною, он мне напомнил:

— Значит — пробуйте написать большой рассказ, решено?

Я пришел домой и тотчас же сел писать «Челкаша»... Написал в два дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.

— Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..

Расхаживая по тесной комнате, потирая руки, он сказал:

(5 сл)  - Радует меня удача ваша...

(6 сл) Мы попробуем сегодня ответить на следующие вопросы:

Зачем Короленко настоял на написании рассказа «Челкаш»?

Почему его порадовал рассказ Горького?

А сделаем мы это, рассматривая образы главных героев рассказа. (7 сл)

5.Работа по теме.

А) Беседа по тексту.

Какие ощущения вызвал у вас рассказ М. Горького?

Почему рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание?

Рассказ Горького сроится на одном из композиционных приемов. Какой это прием? (Антитеза)

- Сегодня мы продолжим рассматривать использование этого приема в рамках сопоставления образов Челкаша и Гаврилы.

-Кого из них автор первым выводит на сцену? (Челкаша) (8 сл)

Б) Работа с текстом.

- Найдите портретную характеристику Гришки Челкаша.

- С кем сравнивает его автор? Отметьте ключевые слова.

(Челкаш — один из главных героев одноименного рассказа. Это “старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. На данный момент у него нет ни гроша, так как наворованные раньше вещи были уже давно пропиты и проиграны в карты, и поэтому Челкаш замышляет новое дело.)

(«Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей».

«Всклоченные черные с проседью волосы и смятое, старое, хищное лицо».

«Длинный, костлявый, немного сутулый», «поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами».

«Его бурые усы, густые и длинные то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручивались длинными, кривыми и цепкими пальцами».

«Усы вздрагивали как у кота»; «..он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)

- Найдите отрывок, где мы впервые встречаемся с Гаврилой. (8 сл)

( «Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.)

- Подумайте, меняется что-либо во внешности главных героев на протяжении всего рассказа?

(Челкаш остается таким - же, а Гаврила меняется. Особенно меняется выражение его глаз.)

(8 сл) Итак, давайте сопоставим эти портретные характеристики.

                      Невольно ощущается антитеза: хищная птица и ребёнок (эволюция глаз).

(9 сл) -Давайте сопоставим социальное положение героев.

- Какие ключевые понятия здесь противопоставлены?

(Челкаш босяк. Потерял связь со своим сословием и опустился. Бывший крестьянин. «Было когда – то свое гнездо…Отец-то был из первых богатеев на селе».

Гаврила бедный крестьянин. «Отец у меня умер, хозяйство малое, мать старуха, земля высосана» В надежде заработать вынужден был «пойти в зятья».)

-Разница видна даже во внешнем виде героев, в их одежде. Докажите. (10 сл)

(Челкаш: «грязная ситцевая рубаха (ситец – ткань фабричного производства)»

Гаврила: «пестрядинная рубаха (пестрядь – грубая домотканая ткань).)

Вывод:

-Кто из героев вызывает симпатию? Почему?

(Изначально симпатию вызывает Гаврила своим добродушным видом и поведением. К тому же его социальное положение вызывает доверие (крестьянин, близок к земле-матушке). Челкаш же сразу представлен хищником, асоциальным типом (пьет, ворует по - другому – люмпен).

Но в конце рассказа Гаврила перестает нам нравиться. Наше расположение остается на стороне Челкаша. Он остается самим собой, а Гаврила меняется в худшую сторону.)

В) Самостоятельная работа.

-Обратимся еще раз к первому разговору Челкаша и Гаврилы и проследим, как меняются чувства обоих героев (отмечаем психологизм Горького).

Задание: выписать из 1 главы (сцена разговора героев на улице и в трактире) слова и выражения, которые характеризуют чувства и ощущения героев: 1 вариант – Челкаша; 2 вариант – Гаврилы. (5 минут)

Проверка: (11, 12 сл)

(Челкаш: «ему сразу понравился этот здоровый добродушный парень»; «презрительно сплюнул и отвернулся от парня»; «в нем этот здоровый деревенский парень что-то будил»; «смутное, медленно назревавшее чувство»; «почувствовал вроде ожога в груди»; «с холодной злобой»; «он вздрагивал и кипел от оскорбления»; «презирал»; «завидовал и сожалел»; «посмеивался и огорчался»; «И все чувства в конце концов слились в одно – нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко. И малый был нужен».

Гаврила: «недоумевающее восхищение»; «У него даже лицо печально тускнело»; «Он, очевидно, не ожидал, что разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно»; «чувствовал в нем хозяина»; «вспыхнуло недоверие и подозрительность»; «сразу преисполнился уважением к своему хозяину».)

Вывод: 

Гавриле понятны отношения «хозяин – работник» и Челкаш дает ему возможность встать по отношению к нему в роль наемного работника. Каждый получил, что хотел.

Г) Беседа:

-Мы выяснили, что чувствовал каждый из героев по отношению друг к другу. А как они определяют друг друга, как называют?

(Челкаш: Сосунок, дурак, теленок, собака, гнус.

Гаврила: Оборванец, драный, пьяница, темный.

Гнус - человек, вызывающий отвращение, омерзение.

Сосун - молодой, неопытный, неумелый человек.)

(13 сл) - Как вы думаете, чьи слова бьют точно в цель? Чьи больнее ранят? Что кроется за этими словами?

-Вернемся к сопоставлению героев. Что они имеют, какое их имущество? (14 сл)

(Челкаш: Разорванная рубаха да грязные штаны.

Гаврила: Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля.)

Вывод: 

Челкаш свободен, а Гавриле есть что терять.

-Говоря о свободе, прочитаем высказывание Чехова. (15 сл)

-А что есть свобода для Челкаша? (15 сл)

-А как понимает свободу Гаврила? (15 сл)

(«Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две не выражались».

Челкаш: «Главное в крестьянской жизни – это ,брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе…»

Гаврила: «Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»)

-В ходе сопоставления образов Челкаша и Гаврилы очевидно ли нам заданное автором противопоставление? (Да, очевидно.)

-Давайте обобщим это противопоставление. (16 сл)

- Но во всем ли герои разные? Не заметили ли вы общие черты в каком – либо отрывке рассказа?

(В конце рассказа «Лицо Челкаша было вровень с лицом Гаврилы».)

Вывод: 

(17 сл) Оба – хищники!

- Когда же Гаврила, этот «теля», «сосунок», раб, жертва начал превращаться в хищника? (18 сл)

(Челкаш отдаёт Гавриле «заработанное». У Гаврилы – желание «убить и ограбить». «Гаврила кошкой изогнулся». «Старый травленый волк и предположить не мог, кого он вырастил»)

- Кто же из них двоих страшнее? (19 сл)

(Челкаш: На дне жизни – это плохо, но ниже уже нельзя.

Гаврила: Ощутил преступную сладость обладания богатством. Не остановится. Будет гулять, «как хошь», но будет ли помнить Бога? Человек в стремлении к освобождению принёс в жертву другого.)

- Прочитайте пейзаж со слов: «Море выло…» Определите функцию пейзажа. Символом чего здесь является море?

(Море - символ свободы. Отношение к нему характеризует отношение героев к свободе.)

-Челкаш любил свободу, но был ли он истинно свободным?

(Душа Челкаша свободна от власти денег, но он – раб другой страсти – своего самолюбия, желания управлять, властвовать над людьми.)

6. Подведение итогов урока.

- Ребята, как вы думаете, о ком и о чем рассказ? (20 сл) (О двух несчастных людях, о совести, о свободе.)

(21 сл) - И все же, на чьей стороне автор? (На стороне Челкаша.)

- Почему, как вы думаете?

(В рассказе “Челкаш” Горький отображает одно из наиболее страшных качеств человека: жадность. Он говорит, что человек, воровавший всю свою жизнь и пропивающий все, что есть, который груб и не отесан, ведет себя благороднее молодого деревенского парня, охваченного приступом жадности. И именно из-за этого порока совершаются многие нелепые поступки. Ставя своих героев в экстремальные ситуации, автор показывает суть человеческую. Говорит читателю о том, что не всегда нужно верить первому впечатлению, нужно уметь распознать истину.)

(21 сл) - Рассказ «Челкаш» романтически – реалистический. Челкаш – романтический герой. Действительно, Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу Челкаша, увидев в его душе цветы бескорыстия, свободы от власти денег над личностью, и показать простого человека, который может легко перейти от добродушия к хищничеству.

Это субъективная, авторская позиция. Объективный же смысл рассказа в ином: страшен мир, в котором люди, подчинившись его волчьим законам, цинично начинают выживать один другого, вплоть до покушения на убийство.

- Итак, пришло время ответить на вопрос, поставленный в начале урока. (6, 22 сл)

(«Босяцкая» тема была актуальна в то время, но никто до Горького не обращался к ней. Короленко порадовался за героя рассказа, потому что тот своим поступком показал, что даже босяк может обладать прекрасными человеческими качествами.)

7.Инструктаж по подготовке домашнего задания. (23 сл)

Д/З: Сочинение – миниатюра на тему «О чем меня заставил задуматься рассказ М.Горького «Челкаш»?»

8.Рефлексия: (24 сл) Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

9. Выставление оценок. (25 сл)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: информатика и литература Тема урока: «Образ главного героя Мцыри и средства его создания»

Создание образа главного героя поэмы Лермонтова "Мцыри" средствами литературы и информационной технологии....

Урок-знакомство "Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя"

Данная разработка по ФГОС поможет учителю-предметнику провести урок литературы в 5 классе....

Роль "говорящих" фамилий в создании образа главного героя в рассказах А.П.Чехова.

В данной работе представлена методическая разработка к урокам литературы при изучении творчества А.П.Чехова...

«Научи меня, Боже, любить…» анализ образа главного героя в рассказе Л. Андреева «Ангелочек».

Данный урок разработан в рамках требований ФГОС ООО, подразумевает работу с детьми по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Апробирован на конкурсе "Педагогические надежды" ...

Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка....

Конспект урока литературы в 5 классе. И.С.Тургенев. Реальная основа рассказа "Муму". Образ главного героя.

Знакомство с творчеством писателя, с историей создания рассказа "Муму", с портретом главного героя рассказа....

Тема: Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя.

Конспект урока литературы в 5 классе. Тип урока: урок изучения нового материала....


 

Комментарии

Кузьмина Наталья Владимировна

На последнем слайде дана ссылка на фон для презентации (море).