Функции морского пейзажа в рассказе Максима Горького "Челкаш"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок анализа художественного текста, с элементами исследовательской работы, составлением словаря эпитетов, встречающихся в рассказах М. Горького
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование творчества М. Горького | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФУНКЦИИ МОРСКОГО
ПЕЙЗАЖА В РАССКАЗЕ
М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ».
2 часа
Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бекрайной, свободной и мощной.
М. Горький.
Цели: 1) углубить представление учащихся о специфике пейзажа у Горького;
2) развивать образное и логическое мышление; формирование филологической компетенции;
3) развивать в учащихся чувство прекрасного и способность сопереживать.
Оборудование: портрет писателя, эпиграф, фоновая музыка, картины художников-маринистов, выставка книг М. Горького.
Ход урока.
I. Слово учителя.
Внутренняя сила, свобода Горьковских героев – детей природы – глубже раскрывается в их нераздельности с прекрасной, вольной, поэтичной природой. Образы многих персонажей просто немыслимы вне окружающих их одухотворенных образов моря, гор и степей. Во многих ранних рассказов Горького море – свободная, сильная, величественная стихия. В рассказе «Челкаш» (1894 г.) морской пейзаж описывается несколько раз. Именно в таком пейзаже – морском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.
– В рассказе «Челкаш» образы моря и неба переплетаются с образом главного героя. Две свободные стихии порой сливаются друг с другом. Найдите примеры в тексте рассказа.
Зачитать отрывок: «Вдруг она вырвалась из их толпы ... тоскливые тяжёлые тени».
II. Работа с эпиграфом.
Горький проводит параллель между образом главного героя и «бескрайней, свободной, мощной» морской стихией. Наша задача – постараться выяснить, какую же роль играет пейзаж в рассказе «Челкаш», каковы его функции.
III. Исследовательская работа. Составление таблицы.
Эпизод | Море | Небо | Состояние человека |
Начало рассказа | Зеленоватое море; волны моря ... бьются и ропщут. | Потемневшее от пыли голубое южное небо мутно. | |
Челкаш и Гаврила выходят в море | Море было покойно, черно и густо, как масло; ласково звучало ... Море спало здоровым крепким сном работника, который сильно устал за день. | ... по небу двигались толстые пласты лохматых туч... | Сидя на корме он резал рулём воду и смотрел вперёд спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади. |
В море | Море – бесконечное, могучее... сонное море; мягкий шум его сонного дыхания; бархатная гладь. | облака ползли медленно... что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс. | ... Гаврила, всё еще дрожащий от страха... ... Гаврила, тихо всхлипывая, плакал... |
В гавани (Гаврила ждёт Челкаша) | Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен. Море, молчаливое, пустынное, с чёрными над ним тучами. Ни звука, кроме вздохов моря. | Они [тучи] медленно двигались, огромные тяжелые, источая из тьмы ужас и готовые раздавить человека своей тяжестью. Тучи ползли по небу также медленно и скучно. ... оно тоже море, только море взволнованное и опрокинутое над другим, сонным, покойным и гладким. Тучи походили на волны. | Гаврила ... потерял способность соображать что-либо и помертвел, охваченный холодным предчувствием беды. Гаврила вздрогнул... Гавриле стало страшно. Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной и красотой... |
Возвращение | А море стало еще спокойней, черней... Море ... звучало просительно и глупо... Ветер пронёсся и разбудил море... | Теперь небо уже не походило на взволнованное море... Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней... ... тучи были неподвижны и точно думали какую-то серую скучную думу. | ... Гаврила опять впал в гипноз тоскливого страха. ... он был пуст и бездушен |
Рассвет | Море проснулось, оно играло маленькими волнами... | Кое-где ветер прорывал тучи, а из разрывов смотрели голубые кусочки неба с одной-двумя звёздочками на них. Отражённые играющим морем, эти звёздочки прыгали по волнам, то исчезая, то вновь блестя. | Гаврила... воодушевлялся. Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело... Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей ласковой струёй родного воздуха... |
«Маленькая драма, разыгравшаяся между двумя людьми» 1. | ... лодкой играет мутно-зелёное море | Над ними небо серое, ровно затянутое тучами. | Гаврила увидал пёстрые бумажки, и всё в его глазах приняло яркие, радужные оттенки. Гаврила весь трепетал от ожидания... Челкаш с насмешливой улыбкой поглядывал на него. |
2. | Волны шуршали, пена шипела и брызги воды летали по воздуху. | Над туманной степью висела мохнатая чёрная туча и было темно. Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешёл в плотный, крупны, лившийся с неба тонкими струйками. | Гаврила начал как-то странно смеяться, смехом, похожим на рыдания. – На! Жри... – крикнул он [Челкаш], дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. Никогда за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был так озлоблен. |
3. | Море глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно. Море выло, швыряло большие тяжёлые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену. | Дождь лил, как из ведра. Дождь ретиво сёк воду и землю ... ветер ревел... Всё наполнилось воем, ревом, гулом... за дождём не было видно ни моря, ни неба. | Челкаш стоял перед ним и странно улябался... Он шатался, у него дрожали ноги, и он так странно держал голову, точно боялся её потерять. ... Гаврила ... перекрестился ... свободно и глубоко вздохнул ... и широкими, твёрдыми шагами пошёл в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш. |
Основным принципом внутренней организации рассказа является психологический параллелизм. Дается природная, символическая картина, а затем следует описание психологического состояния человека.
Несмотря на развязку рассказа, морская буря продолжается. Почему?
– Эта «маленькая драма» не пройдёт бесследно для её участников, прежде всего, для Челкаша, которого «никогда за всю жизнь не били так больно».
Почему в рассказе морской пейзаж описывается несколько раз?
– Пейзаж в рассказе очень важен. Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.
– О Челкаше сказано: «На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство...»
Таким образом, пейзаж – одно из средств романтизации образа центрального героя.
IV. Какие средства художественной выразительности использует Горький? Найти их в тексте.
– Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
Обращаем внимание на развёрнутую метафоричность языка Грького, приводим примеры.
V. Составляем словарь эпитетов, которые относятся к концепту «Море»:
зеленоватое | сонное |
покойно | бархатное |
черно | молчаливое |
густо, как масло | пустынное |
бесконечное | мутно-зелёное |
могучее |
В начале рассказа для описания моря Горький использует эпитеты.
В конце рассказа по мере нарастания и обострения конфликта на метсо эпитетов приходят глаголы: море – проснулось, играло, роптало, выло, швыряло волны.
Глаголы помогают передать динамику и напряжённость повествования.
VI. Для рассказа характерна яркая цветопись. Найдём примеры, связанные с концептом «Море»:
зеленоватое чёрное
мутно-зелёное матово-чёрное
Зелёный – цвет жизни, покоя.
Чёрный – цвет отрицания, предел, за которым прекращается жизнь, безбудущность.
Свобода Челкаша, свобода от социума, оборачивается драмой ненужного человека, утратившего свои корни, потерявшего имя, порождает жажду мести и отчаяние.
Вывод: морской пейзаж помогает раскрыть сущность образа главного героя, помогает ярче представить внутренне состояние героев рассказа.
Домашнее задание: составить словарь художественных средств, которые Горький использует в рассказе «Челкаш».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Замечательные морские пейзажи и парусники в современной живописи
Объединенная бродилка по морским пейзажам и парусникам в современной живописи....
Урок компьютерной графики по теме «Рисование морского пейзажа-настроения в ArtRage»
Цели:Образовательные:· Закрепить знания о жанрах изобразительного искусства· Учить передавать в рисунке ...
Презентация " Морской пейзаж"
Презентация может быть использована на уроках Изо в 6-7 классах по программе Б.М. Неменского или на дополнительных занятиях. Есть возможность разделить презентацию на 2 части , если на данную те...
Функции пейзажа в рассказе И.А.Бунина "Сны Чанга". Способы создания пейзажа
Разработка урока по анализу художественного текста и развитию речи...
Урок ИЗО 6 класса на тему "Морской пейзаж"
1.Познакомить учащихся с творчеством художника - мариниста К. А. Айвазовского. С нетрадиционным способом рисования – на мятой бумаге. 2.Развивать навыки восприятия и понимания произведений искусства, ...
Конспект занятия "Морской пейзаж"
конспект занятия для детей 8-10 лет....
Презентация урока литературы в 11 классе «Романтические рассказы Максима Горького».
Методическая разработка презентации "Урок литературы ы 11 классе. Романтические рассказы Максима Горького"....