Урок литературы по рассказу М.Горького "Вор"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Марина Васильевна Волнухина

Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу М.Горького "Вор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по рассказу Горького19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородская область Ковернинский район                                                                                                                 МОУ «Скоробогатовская средняя школа»                                                                      

Урок внеклассного чтения по литературе

в 6 классе

«Слепое сердце зрячим стать не сможет…»

(по произведению М.Горького «Вор»)

Учитель русского языка и литературы                                                                                        Волнухина Марина Васильевна

2018 г.

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе

«Слепое сердце зрячим стать не сможет…»

 ( по произведению М.Горького «Вор»)

Задачи урока:

· Продолжить обучение характеристике героев через их речь, описание внешности.

 · Формировать и развивать умение анализа художественного текста, понимание авторской позиции

· Воспитывать чувства сострадания и милосердия к людям, совершившим проступок

Ход урока

1. Организационный момент

2.Вступительное слово учителя

Ребята, мы с вами сейчас будем читать произведение известного писателя, нашего земляка, имя которого сравнительно недавно носил наш областной центр. Возможно, иногда ваши бабушки и прабабушки до сих пор называют так Нижний Новгород. Назовите его.

( Презентация «Горьковские места в Нижнем Новгороде» , индивидуальное задание сообщение «М. Горький в Нижнем Новгороде»)

Произведение, с которым мы познакомимся называется «Вор» Посмотрите на тему урока и ответьте на вопрос, как могут быть связаны слово «вор» и словосочетание «слепое сердце».

( ответы детей)

Если вы так однозначно ответили на вопрос и считаете, что метафора «слепое сердце» относится к действию вора и он обязательно должен понести заслуженное наказание за свой проступок, то о чём же будет идти повествование в рассказе М.Горького с таким категоричным названием.

( ответы детей)

Давайте проверим наши предположения и начнём читать.

2. Чтение рассказа ( читает учитель)

3.Вопросы по восприятию текста

- Понравился ли вам рассказ?

- Кто является главным героем, а кто - заглавным?

- Каким вы себе представляете торговца? Найдите в тексте портрет. Объясните значение словосочетания «плутоватые глаза»

- Каким вы представляете себе мальчика? Найдите его портрет в тексте. Какие эпитеты употребляет автор, чтобы показать бедность мальчика? Объясните значение словосочетания «бойкие глазёнки» О чём говорит «жадный» блеск этих глазёнок?

-Это экспозиция рассказа. С какого момента начинается завязка? ( торговец поймал вора) Каким автор описывает торговца в этот момент, а каким -  мальчика?                                   ( торговец доволен, а мальчик испуган)

-Найдите предложение, в котором первый раз появляется слово «вор»?

4. Чтение по ролям

После того как торговец поймал вора на месте преступления, он не торопится отдать его правосудию. Послушайте чтение по ролям, наблюдая за поведением героев рассказа.

5. Работа с таблицей.

Обратите внимание, ребята, что во время диалога настроение героев меняется. Давайте докажем это. Выпишите опорные слова, при помощи которых автор передаёт состояние героев во время их разговора.

торговец

мальчик

 Вывод по таблице. Торговец видит мучения мальчика, ему нравится унижать ребёнка и физически, и морально. Чем хуже состояние мальчика, тем большее удовольствие испытывает торговец.

 Какой приём использовал М.Горький, для того чтобы помочь нам прийти к данному выводу.(антитеза)

- Зачем торговец так подробно расспрашивает мальчика о его семье ? Ответ на этот вопрос найдите в рассказе. (Он бы и ещё помучил мальчонку ради своего развлечения, но это было уже скучно.)

6. Проблемные вопросы

-Какой эпизод в рассказе можно считать кульминационным?

- Почему мальчик вернулся, чтобы попросить копейку? (Он наивно поверил в сострадание торговца)

- Почему торговец отправляет мальчика к полицейскому? Как вы считаете, он правильно поступил?

- Вернёмся к вопросу урока: «У кого же из героев произведения слепое сердце?»

- А у полицейского тоже «слепое сердце»? Докажите своё мнение, опираясь на текст М.Горького.

7. Расширение читательского опыта по проблеме  

Стихотворение Н.Некрасова (Читает учитель) 

Спеша на званый Пир по улице прегрязной,
Вчера был поражен я сценой безобразной:
Торгаш, у коего украден был калач,
Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач
И, бросясь от лотка, кричал: "Держите вора!"
И вор был окружен и остановлен скоро.
Закушенный калач дрожал в его руке;
Он был без сапогов, в дырявом сертуке;
Лицо являло след недавнего недуга.
Стыда, отчаянья, моленья и испуга...
Пришел городовой, подчаска подозвал,
По пунктам отобрал допрос отменно строгой,
И вора повели торжественно в квартал.
Я крикнул кучеру: "Пошел своей дорогой!" -
И богу поспешил молебствие принесть
За то, что у меня наследственное есть...

  Мы видим похожие ситуации                                                          

 Кто из писателей и в каких прочитанных вами произведениях тоже показывает детей, которых трудные жизненные ситуации толкают на совершение преступления? Каково отношение авторов к «ворам»?

( В.Г.Короленко «В дурном обществе», А.Лиханов «Последние холода»)

М.Горький, Н.Некрасов  и другие писатели своими произведениями стараются разбудить чувство сострадания, милосердия к людям (а к детям особенно!), которых обстоятельства толкают на совершение преступления. Это исключительные обстоятельства - голод! Именно нестерпимый голод является защитником и именно он выносит приговор: «Понять, простить и, конечно, помочь!»  Вот только сможет ли слепое сердце некоторых людей стать зрячим?

8. Домашнее задание

- В конце произведения М.Горького «Вор» мы узнали, что мальчик попадается уже не в первый раз. Полицейский даже вспоминает имя мальчика – Митька. Отпустит ли полицейский Митьку на этот раз? Напишите продолжение рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).

Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....

урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" 7 класс

Методическая разработка метапредметного урока по литературе....

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....