Открытый урок по литературе 9 а класс "Быть или не быть Человеком? " (по рассказу М.Горького «Челкаш»)
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Данный урок по рассказу "Челкаш" М.Горького через аналитическое чтение текста, через индивидуальную и парную работу с материалом с использованием форм и методов технологй критического мышления и системно- деятельностного подхода к обучению и воспитанию формирует целостное видение мира; представления о толерантности, милосердии, доброте, нравственном воспитании учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_9-a_klass.doc | 79 КБ |
sopostavlenie_geroev.doc | 30 КБ |
otsenochnyy_list.doc | 82.5 КБ |
more.doc | 25.5 КБ |
domashnee_zadanie.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Быть или не быть Человеком?
(по рассказу М.Горького «Челкаш»)
Цель: развитие навыков аналитического чтения эпического произведения(развитие умения сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы); развитие мышления учащихся через установление причинно- следственных связей, формирование целостного видения мира; формирование представлений о толерантности, милосердии, доброте, нравственное воспитание учащихся.
Ход урока.
1.Оргомомент
А) Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством М.Горького и окажемся в одном южном городе, среди самого что ни на есть рабочего люда: портовых грузчиков, докеров, работяг разного рода, тяжёлым трудом зарабатывающих на жизнь
Б)прослушивание фрагмента аудиокниги «Челкаш »(до слов «созданное ими поработило их) на экране- видеоряд : море, корабли, чайки
2.Беседа на первичное усвоение текста
*Каково ваше первое впечатление от рассказа?
*Какое настроение создается рассказом у читателя?
*Думаю, вы обратили внимание на необычное построение рассказа. С чем мы сталкиваемся во вступлении?
Описание места действия
Обстоятельства, предшествующие событиям
*Как называется такая вступительная часть произведения?
Экспозиция
3. У Горького –особое отношение к вступлению: оно насыщено художественными приёмами для создания образа портового города.
Задание классу: Соотнесите художественный прием и пример из экспозиции
к рассказу.
Звукопись «металлический вопль железных листов,
откуда-то падающих на камень мостовой,
железные животы судов»
Эпитеты «Звон якорных цепей, грохот сцепления
вагонов, подвозящих груз, дребезжание
извозчичьих телег, металлический
вопль железных листов»
Сравнения «дикая музыка труда», « звонкий
воздух», «страстный гимн»
Метафора «гиганты – пароходы» и «ничтожные
фигурки людей»
Антитеза «жаркое солнце смотрит в зеленоватое
море, точно сквозь тонкую серую вуаль»
4. Построение композиции рассказа(устно)
Завязка- встреча Челкаша и Гаврилы
Развитие действия- подготовка к ночной вылазке, сама вылазка, делёж
денег
Кульминация - удар Гаврилы в спину Челкашу
Развязка - Челкаш отдает все деньги Гавриле
Эпилог - морские волны и разошедшиеся в разные стороны
люди
5. Постановка проблемы и формулировка темы урока.
А) Горький называл свой рассказ «маленькой драмой , разыгравшейся между двумя людьми»,но мне кажется. Что только один из них может носить звание …КАКОЕ?
ЧЕЛОВЕК
«Человек-это звучит гордо!»- говорил писатель .Всегда ли это истина?
Зависит от человека, от среды,от внутреннего состояния, от моральных качеств
Формулировка и запись темы
«Быть или не быть Человеком?»
6.Этот философский извечный вопрос не мог не волновать писателя, который подходит к его решению с разных сторон:
Горький- романтический Горький-психолог Горький- человек
писатель
ставит героев показывает, насколько ищет ответ на вопрос:
в экстремальную обманчиво может быть «Как остаться
ситуацию первое впечатление, как Человеком?»
определённая ситуация
может изменить человека
Цель нашего урока: через анализ поступков героев найти ответ на вопрос: «Быть или не быть Человеком в любой ситуации?»
7.Назовите главных героев рассказа? (Челкаш и Гаврила)
Всех ли героев вы назвали? Что еще является полноправным героем рассказа? (море)
А)Групповая работа +парная работа(о море)
Сравнительный анализ главных героев.
Челкаш | Линии сопоставления | Гаврила |
Бос, в старых вытертых штанах, крепкие сильные руки, сухие угловатые кости, всклокоченные волосы, острое хищное лицо с бурыми усами, длинный, костлявый, сутулый | ПОРТРЕТ ГЕРОЯ | Молодой парень в серой пестрорядиной рубахе,штанах, лаптях; широкоплеч,коренаст, русый, с загорелым лицом и большими доверчивыми голубыми глазами |
Всегда весёлый и едкий, внутренне - возбуждённый и зоркий | ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА | Весёлый, доверчивый, добродушный; подозрительный в особые моменты |
Грузчик, вор, контрабандист, пьяница, бывший солдат, зажиточный крестьянин, хороший сын, муж | ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ | Крестьянин, косарь, сын |
На наш век добра хватит! Каков улов - такова цена! Не в своё дело носа не суй! | ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ (КРЕДО) | Сам себе хозяин! Гуляй знай, бога только помни! Мне все равно, у кого работать! |
Дело- приключение и серьёзная работа. Деньги - способ прожить еще 1 день | ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ И ДЕНЬГАМ | «Боязно! Не бывал я в таких делах!» Деньги - самое ценное и нужное в крестьянской жизни. |
Старый , травленный волк, заядлый пьяница, ловкий и смелый вор. Оборванец, степной ястреб, кот(хищные усы), хозяин | ВОСПРИЯТИЕ ГЕРОЯ ОКРУЖАЮЩИМИ (ПРОЗВИЩА, ОБРАЗЫ) | Сосун, ребёнок, телок, здоровый деревенский парень, гнус |
Словарная работа:
Сосун- молодой, неопытный ,неумелый человек
Гнус – человек, вызывающий отвращение, омерзение
*Какой основной приём использует Горький при описании главных героев?
Антитеза (противопоставление)
*В какой сцене это противопоставление достигает апогея (наивысшей точки накала)?
Делёж денег(3 глава)
Б) Работа с текстом (стр. 64-66)
*Как реагируют герои на заветные цветные бумажки?
Насмешливо улыбался, руки дрожали, жадно щурил
добро щурился , глаза, то краснел, то бледнел,
готов был поделиться странный смех, похожий на
щедро с другим рыдание
свободный человек жалкий раб
Свободный от чего? Раб чего?
*от обстоятельств в жизни *обстоятельств в жизни
*от социального неравенства *социальной несправедливости
*от власти денег * власти денег и низменных
и низменных чувств чувств
*Кто из героев остается больше Человеком?
*Когда Гаврила стал превращаться в страшного хищника? Какого? ( волк- койот или гиена - питается падалью)
ВЫВОД: ЧЕЛОВЕК ВОЛЕН ВЫБИРАТЬ САМ СВОЙ ПУТЬ!
МЕРИЛОМ ЭТОГО ВЫБОРА В РАССКАЗЕ ЯВЛЯЕТСЯ 3 ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО- МОРЕ!
В) Парная работа
море | экспозиция | Перед размолвкой | Во время стычки | После покушения | В конце рассказа |
Зеленоватое, закованное в гранит, ласково звучало, бархатное отражение огней, бесконечное, рокочущее, могучее | Мутно-зелёное, шумное, с солёными брызгами, глухой гул. Пепельный туман | Пена шипела, волны шуршали, брызги летели | Выло, швыряло большие тяжелые волны, разбивая брызги и пену. Вой, рев, гул | Смыло все следы, пустынно |
*Море- символ свободы внутренней и внешней, поэтому его так любит Челкаш и так боится Гаврила
Г)Кульминацией стала сцена покушения Гаврилы на Челкаша (стр.65-66)
-зачитать слова Гаврилы: «Голубчик! Дай мне деньги …», «Голубчик! Спаси Христос тебя…» или фрагмент кинофильма показать
Горький пишет: « Волнения той ночи выглодали, наконец, у него всё
человеческое»
что именно человеческое исчезло в Гавриле?
Захотелось убить человека (10 заповедь- НЕ УБИЙ!)
(СТР 65-66)
Душа Гаврилы больна, грешна. Он убил в себе человека, подлость совершилась и физическая, и нравственная.
Ударил благодетеля, убил в себе доверие
покушался на убийство к человеку, душу свою
из корыстных целей бескорыстную заменил деньгами
НЕ УБИЙ
ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКА В СЕБЕ
*Как реагирует безмолвный герой- море? Почему бушует и ревёт?
Человек сделал неправильный выбор.
Перестал быть ЧЕЛОВЕКОМ!
*Почему Челкаш, вор, пьяница, босяк- всё-таки ЧЕЛОВЕК, а не «бывший»?
Оказался выше низменного, корыстного.
Выше Гаврилы
Нравственно сохранил душу
*Но Григорием Челкашом ведь тоже нельзя гордиться. Почему же Горький пишет такой рассказ?
Преступниками не рождаются, ими становятся!
Все зависит от выбора человека!
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ВАШ ВЫБОР!
8.Рефлексия
Человек
Гордый, чистый
Живёт, действует, думает
Человек- это звучит гордо!
Душа
9.Итог урока
*Оцените вашу работу на уроке по 5-бальной системе
*Стихотворение (на экране прочитайте про себя во время чтения)
Кто-то просто живёт, чтобы жить,
Чтобы быть всех на свете богаче,
Чтобы тряпками всех удивить
Или мебелью, что ещё паче.
Если книги в шкафу- корка к корке,
С неразрезанными страницами,
Вот от пыли белы они только.
И читатель им стоящий снится.
А другие живут иначе.
Как? Сразу порой не поймёшь.
Над романами тихо плачут.
И деньгами их не возьмёшь.
И плечо подставят любому,
Хоть у них плечо - не плечище…
А другие в комнатах прячутся,
Словно от света яркого мыши.
И за жизнь свою «золотую»
Всё дрожат и дрожат они только,
А другие на рельсы лягут
И друзей на борьбу поднимут.
Вот они своё сердце, как Данко,
Из груди для другого вырвут.
Выбирай, кто тебе ближе,
Выбирай, пока время терпит.
Помни! Жизнь ценна, если только
Твоё сердце кому-то светит!!!
10.Домашнее задание (на выбор)
1)*Напишите отзыв на эпизод, который произвёл на вас наибольшее впечатление.
* Эссе «Истинные ценности Человека. Какие они?»
*Защита ассоциативно – предметных рисунков к рассказу.
2)Подготовиться к тесту по рассказу
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Домашнее задание (на выбор)
1)*Напишите отзыв на эпизод, который произвёл на вас наибольшее впечатление.
* Эссе «Истинные ценности Человека. Какие они?»
*Защита ассоциативно – предметных рисунков к рассказу.
2)Подготовиться к тесту по рассказу
Домашнее задание (на выбор)
1)*Напишите отзыв на эпизод, который произвёл на вас наибольшее впечатление.
* Эссе «Истинные ценности Человека. Какие они?»
*Защита ассоциативно – предметных рисунков к рассказу.
2)Подготовиться к тесту по рассказу
Домашнее задание (на выбор)
1)*Напишите отзыв на эпизод, который произвёл на вас наибольшее впечатление.
* Эссе «Истинные ценности Человека. Какие они?»
*Защита ассоциативно – предметных рисунков к рассказу.
2)Подготовиться к тесту по рассказу
Домашнее задание (на выбор)
1)*Напишите отзыв на эпизод, который произвёл на вас наибольшее впечатление.
* Эссе «Истинные ценности Человека. Какие они?»
*Защита ассоциативно – предметных рисунков к рассказу.
2)Подготовиться к тесту по рассказу
Домашнее задание (на выбор)
1)*Напишите отзыв на эпизод, который произвёл на вас наибольшее впечатление.
* Эссе «Истинные ценности Человека. Какие они?»
*Защита ассоциативно – предметных рисунков к рассказу.
2)Подготовиться к тесту по рассказу
Домашнее задание (на выбор)
1)*Напишите отзыв на эпизод, который произвёл на вас наибольшее впечатление.
* Эссе «Истинные ценности Человека. Какие они?»
*Защита ассоциативно – предметных рисунков к рассказу.
2)Подготовиться к тесту по рассказу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок татарской литературы. 8-класс. Мамы не должны быть одинокими.
Урок татарской литературы для 8-класса по произведению А.Еники "Әйтелмәгән васыять". Предоставляется презентация к уроку....
Открытый урок по литературе. Тема: Человеческая красота, художественно воплощенная М. Шолоховым в рассказе "Судьба человека".
Анализ рассказа М.Шолохова "Судьба человека"....
Открытый урок по литературе " Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказам В. Белова)
Урок по внеклассному чтению в 5 классе по рассказам В. Белова " Мы в ответе за тех, кого приручили". Подобран интересный матермал к уроку. Рассказы В. Белова о животных короткие , очень интересны детя...
Открытый урок по литературе в 8 классе на тему: Счастливая семья. (По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени»).
материал предназначен педагогам...
Открытый урок по литературе в 7 классе по теме : "А.П.Платонов. Рассказ "Юшка" "
Открытый урок по литературе в 7 классе по теме : "А.П.Платонов. Рассказ "Юшка" "...
План-конспект открытого урока литературы в 5 классе по теме: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».
Тип урока: урок освоения новых знанийЦель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятел...
Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...