Формирование познавательных и коммуникативных УУД при работе с текстом
статья по литературе на тему
Выступление на районном семинаре для учителей русского языка и литературы «Формирование познавательных и коммуникативных УДД обучающихся при работе с текстом». 2013 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.doc | 58.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 514 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных и коммуникативных УУД при работе с текстом
Выступление на районном семинаре для учителей русского языка и литературы «Формирование познавательных и коммуникативных УДД обучающихся при работе с текстом». 2013 г.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.
Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Вся система современного образования и тем более самообразования базируется на умении читать и понимать прочитанное. Учебный процесс и начинается с обучения чтению. Но ведь недостаточно складывать буквы в слова, чтобы понимать прочитанное. А вот обучение пониманию текста в школьную программу фактически не заложено.
Э. А. Орлова в рекомендациях по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения отмечает: «Сегодня большинство детей и подростков с существенным запозданием приобщаются к фундаментальным ресурсам письменной культуры и недостаточно эффективно используют их в приват-
ной жизни и в процессе получения образования. Значительно возрос и практически стал превалирующим тип поверхностного чтения, который характеризуется слабой интенсивностью, отсутствием личностных побуждений к работе с текстами, ненаправленностью восприятия их содержания, слабой выраженностью обращения к ним после прочтения».
В основе процесса понимания лежат внимание к слову, умение выделять непонятное и формулировать его в виде вопроса, а также прогнозирование развития текста.
Работа проводится в четыре этапа.
1 этап. Подготовительный.
На этом этапе формируются общеучебные умения и познавательные процессы, необходимые для работы с текстом.
Начинаем работу с упражнений на развитие внимания к слову, т.к. даже сильные ученики никак не реагируют на непонятные слова, не выделяют их в тексте, не пытаются узнать их значения. Эти упражнения представляют собой небольшие тексты, после прочтения которых ученик выполняет одно или несколько из следующих заданий (в порядке усложнения):
- найти непонятные слова и выяснить их смысл;
- найти слова, употреблённые в переносном значении;
- найти слова, употреблённые иронически, в переносном значении;
- найти слова, помогающие понять степень уверенности-неуверенности автора;
- найти слова, которые употреблены неправильно.
Второе необходимое умение – умение ставить вопросы.
Упражнения:
- перестроить повествовательные предложения в вопросительные при помощи вопросительных слов;
- составить вопросы, начинающиеся со слова «почему»;
- составить вопросы с частицей бы (что изменилось бы, если…);
- составить оценочные вопросы;
- игра «да-нетка».
Третьим необходимым компонентом является развитая оперативная память. Её мы тренируем при помощи зрительных диктантов И. Т. Федоренко и игровых упражнений типа «снежный ком».
Четвёртое умение, которое мы формируем,– это умение прогнозировать.
По мнению психологов, благодаря прогнозированию у читателя возникает определённый смысловой и эмоциональный настрой, который является своего рода мостиком, перекинутым от одной части текста к следующей.
Упражнения на прогнозирование:
- дописать словосочетание;
- развернуть словосочетание в предложение;
- развернуть предложение в текст;
- восстановить текст с пропущенными словами.
Для упражнений первого этапа на уроках русского языка и литературы мною отводятся ежедневно 5-7 минут, в течение которых проводятся мини-уроки по работе с текстом. Опыт показывает, что важна не длительность таких занятий, а регулярность их проведения.
2 этап. Работа с текстом. Направляемое чтение
Для большинства учеников изучить текст означает запомнить его, заучить. Основным приёмом, которым пользуются ученики, является многократное перечитывание.
Задача учителя на этом этапе – выработать алгоритм работы с текстом. Причём очень важно научить школьников начинать работу с текстом ещё до его чтения.
Приёмы работы.
- Прогноз по названию.
- Выявление имеющихся знаний по теме.
- Наблюдения: какие слова выделены другим шрифтом? какие имеются цифровые обозначения? сколько в тексте абзацев? какие имеются иллюстрации?
- Вывод: что мы узнали о содержании и построении текста до чтения?
Во время чтения.
- Обращение внимания на то, что уже было зафиксировано при просмотре: шрифтовые выделения, абзацные отступы, цифры в тексте и т.д.
- Использование значков ИНСЕРТ:
V – это я знаю;
+ - это добавилось к моим знаниям;
- - я думал по-другому;
? – это я хочу выяснить;
! – это интересно (красиво, выразительно…);
: - это хочется обсудить.
- Подчёркивание ключевых слов и словосочетаний.
После чтения.
- Из предложенных высказываний выберите верные /неверные/; расположите их в логической последовательности.
- Исправьте неверные утверждения.
- Найдите в тексте слова, выражающие главную мысль.
- Сформулируйте главную мысль.
- Перечислите важнейшие пункты.
- Решите, не нужно ли перечитать какие-то части текста.
- Составьте вопросы по прочитанному тексту и ответьте на них.
- Обозначьте места несовпадений ранее имевшихся знаний с полученной информацией.
Работа на этом этапе проводится над текстами учебников русского языка и литературы. Основой метод обучения – направляемое чтение. Читается часть текста, и выполняются задания на поиск ключевых слов, обсуждение, возврат к тексту с целью уточнения, выяснения непонятного. Делается прогноз на следующую часть текста, после прочтения которой учащиеся смотрят, оправдались ли прогнозы. По ходу работы могут вестись соответствующие записи в тетрадях.
3 этап. Формирование умения перерабатывать информацию.
Владение приёмами переработки текста необходимо для завершения его осмысления, так как даёт возможность охватить текст в целом и систематизировать всё то, что было получено на предыдущих уровнях работы с текстом. Традиционные для школы приёмы - это план, конспект и пересказ (подробный, сжатый, выборочный). Методика работы с ними достаточно разработана.
Дополнительно я знакомлю учеников с такими стратегиями как кластер, фишбон, т-диаграмма. А также с различными видами таблиц: ЗХУ, концептуальной, ПЛЮС-МИНУС-ВОПРОС.
Знакомство с различными приёмами переработки информации осуществляется через систему мини-уроков.
4 этап. Выбор оптимальных приёмов работы с текстом.
На этом этапе школьники, опираясь на ранее полученные знания, учатся самостоятельно выбирать оптимальные для данного текста приёмы изучения, обработки информации, планируют последовательность действий.
Для контроля и самоконтроля периодически фиксируют этапы письменно.
Работа с новым классом, независимо от того 5 это или 9, начинается с первого этапа. Вначале проводится входная диагностика. Она представляет собой текст с комплексом заданий. После этого идёт формирование навыков. Каждое упражнение вначале выполняется коллективно. Затем аналогичное упражнение учащиеся выполняют индивидуально и обсуждают последовательно в парах, четвёрках, в классе. Наконец, упражнения выполняются самостоятельно. На первых порах текст постоянно находится перед глазами учеников. Затем на чтение отводится достаточное количество времени, и текст перед выполнением заданий закрывается. После усложнения задания формы работы повторяются в той же последовательности. В конце каждого этапа проводится повторная диагностика.
Литература:
1. Граник Генриетта Григорьевна
Бондаренко Стелла Морисовна
Концевая Лилия Абрамовна
«Когда книга учит»
2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. М.: Баллас, 2011
3. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. М.: Экзамен, 2013
4. пособие по РКМЧП
А когда же развивать коммуникативные УУД? Они будут развиваться параллельно.
Предлагаю листы самооценки коммуникативных УУД
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УУД В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется: • формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками , умений работать в группе; • развитию речевой деятельности , приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011
УУД В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется: • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией ; Обучащиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011
УУД 1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: • находить в тексте требуемую информацию • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: Выпускник получит возможность научиться : • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
УУД Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: • структурировать текст; использовать в тексте таблицы, изображения; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы • интерпретировать текст: Выпускник получит возможность научиться : • выявлять имплицитную информацию текста
УУД Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: • откликаться на содержание текста; • откликаться на форму текста; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Выпускник получит возможность научиться : • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
УУД «Сегодня большинство детей и подростков с существенным запозданием приобщаются к фундаментальным ресурсам письменной культуры и недостаточно эффективно используют их в приват- ной жизни и в процессе получения образования. Значительно возрос и практически стал превалирующим тип поверхностного чтения, который характеризуется слабой интенсивностью, отсутствием личностных побуждений к работе с текстами, ненаправленностью восприятия их содержания, слабой выраженностью обращения к ним после прочтения». Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008
УУД Граник Генриетта Григорьевна Бондаренко Стелла Морисовна Концевая Лилия Абрамовна «Когда книга учит»
УУД В основе процесса понимания лежат внимание к слову, умение выделять непонятное и формулировать его в виде вопроса, а также прогнозирование развития текста.
УУД РКМЧП
УУД этапы обучения работе с текстом Подготовительный этап Направляемое чтение. Работа с текстом Переработка информации Выбор оптимальных приёмов работы с текстом Развитие внимания к слову Развитие умения ставить вопросы Развитие оперативной памяти Развитие умения прогнозировать До чтения Во время чтения После чтения Сжатие текста Таблицы Графические организаторы
УУД Развитие внимания к слову Упражнения: - найти непонятные слова и выяснить их смысл; - найти слова, употреблённые в переносном значении; - найти слова, употреблённые иронически, в переносном значении; - найти слова, помогающие понять степень уверенности-неуверенности автора; - найти слова, которые употреблены неправильно.
УУД Прочитайте текст. Человека, который резко отличается от других, называют белой вороной. Белая ворона – это ворона–альбинос. Альбиносами бывают и сороки, и воробьи, и олени, и тигры, и даже рыбы. В древности таким белым животным приписывали чудесную силу. Например, белую мышь считали посланцем счастья. Найдите в тексте незнакомое вам слово. Можно ли по содержанию текста догадаться, что оно означает? Проверьте свою догадку по словарю.
УУД Прочитайте текст. Четыре превращения одного слова Первое слово вы угадаете, вспомнив человека, который смешил вас в цирке своими шутками и забавными трюками. Расставив иначе буквы в этом слове, вы можете трижды превращать его в разные предметы. Сделав первое перемещение, вы превратите его в предмет, которым можно уколоть дрова (колун). Переместив буквы ещё раз, вы получите украшение, которое женщины носят на цепочке (кулон). Переставив буквы в третий раз, вы получите спуск с высокого места (уклон). (По С. Глязеру) Найдите слово в тексте, которое употреблено неправильно.
УУД Умение ставить вопросы Упражнения: - перестроить повествовательные предложения в вопросительные при помощи вопросительных слов; - составить вопросы, начинающиеся со слова «почему»; - составить вопросы с частицей бы (что изменилось бы, если…); - составить оценочные вопросы; - игра «да-нетка».
УУД Прочитайте в учебнике (Русский язык. 5 класс. Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012) памятку «Как готовиться к изложению». Внимательно прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов. Определите основную мысль текста. Найдите те слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для её раскрытия. Разделите текст на части и озаглавьте их. Объясните правописание выделенных букв, а также постановку знаков препинания. Ещё раз внимательно перечитайте текст. Перестройте повествовательные предложения п. 2-5 в вопросительные. Используйте вопросительные слова: что (в чём), какой (какие), сколько, где, как, почему.
УУД Развитие оперативной памяти Упражнения: зрительные диктанты И. Т. Федоренко; игра «Снежный ком»
УУД Умение прогнозировать По мнению психологов, благодаря прогнозированию у читателя возникает определённый смысловой и эмоциональный настрой, который является своего рода мостиком, перекинутым от одной части текста к следующей. Упражнения: - дописать словосочетание; - развернуть словосочетание в предложение; - развернуть предложение в текст; - восстановить текст с пропущенными словами (клоузтест).
УУД Представьте, что вы услышали только начало фразы : Вначале мой почерк был абсолютно неразборчивый, но после того как… Попробуйте предположить, о чём могла идти речь дальше.
УУД Напишите маленький рассказ по предложению, соблюдая следующие правила: извлечь как можно больше смысла из каждого слова и словосочетания (не забывая и о служебных словах); не добавлять того, о чём невозможно узнать из самого предложения. Я задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились в меня обратно. (Из рассказа В. Драгунского) (Источник: Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко. Понимание текста на уроках русского языка и литературы. Первое сентября. Русский язык №23 2007г., стр.28)
УУД Клоузтест Перед вами начало сказки Саши Чёрного «Мирная война». Что удивляет в её названии? Можете вы предположить, о чём будет эта сказка? Попробуйте определить, какие слова должны стоять на месте пропусков.
УУД За синими, братцы, морями, за зелеными горами в стародавние времена лежали два ___________королевства. Саженью вымерять - не более двух тамбовских уездов. Население жило тихо-мирно. Которые пахали, которые торговали, _____________на завалинках толокно хлебали. Короли ихние между собой ___________ водили. Дел на пятак: парад на лужке принять, да кой-когда, министры ежели промеж собой повздорят, - чубуком на них замахнуться. До того благополучно жилось, аж скучно королям стало. Был у них на самой границе павильон построен, чтобы далеко друг к дружке в гости ____ходить. Одна половина в одном королевстве, другая в___________. Сидят они как-то, дело весной было, каждый на своей половине, в шашки играют, каждый на свою землю поплевывает.
УУД Как вы думаете, что произойдёт дальше? Откройте сказку и сравните с ней свой вариант. Если вы вставили именно то слово, что использовал автор, поставьте себе 3 балла. Если ваше слово – синоним авторского – 2 балла. Если ваше слово имеет другое значение, но относится к той же части речи, уместно в предложении и не искажает его смысла – 1 балл. Если слово не уместно в предложении, относится к другой части речи, искажает смысл – о баллов. Посчитайте количество баллов. Если вы набрали 10-12 баллов, это хороший результат. Если вы набрали меньше 10 баллов, подумайте, какие слова в тексте могли вам помочь выбрать подходящий вариант.
УУД Для упражнений первого этапа на уроках русского языка и литературы мною отводятся ежедневно 5-7 минут, в течение которых проводятся мини-уроки по работе с текстом. Опыт показывает, что важна не длительность таких занятий, а регулярность их проведения .
УУД 2 этап. Направляемое чтение. Для большинства учеников изучить текст означает запомнить его, заучить. Основным приёмом, которым пользуются ученики, является многократное перечитывание. Задача учителя на этом этапе – выработать алгоритм работы с текстом. Причём очень важно научить школьников начинать работу с текстом ещё до его чтения.
УУД Приёмы работы. До чтения: прогноз по названию; выявление имеющихся знаний по теме. наблюдения: какие слова выделены другим шрифтом? какие имеются цифровые обозначения? сколько в тексте абзацев? какие имеются иллюстрации? вывод: что мы узнали о содержании и построении текста до чтения?
УУД Во время чтения обращение внимания на то, что уже было зафиксировано при просмотре: шрифтовые выделения, абзацные отступы, цифры в тексте и т.д. использование значков ИНСЕРТ: подчёркивание ключевых слов и словосочетаний.
УУД После чтения. из предложенных высказываний выберите верные /неверные/; расположите их в логической последовательности; исправьте неверные утверждения; найдите в тексте слова, выражающие главную мысль; сформулируйте главную мысль; перечислите важнейшие пункты; решите, не нужно ли перечитать какие-то части текста; составьте вопросы по прочитанному тексту и ответьте на них. обозначьте места несовпадений ранее имевшихся знаний с полученной информацией.
УУД Работа на этом этапе проводится над текстами учебников русского языка и литературы. Основой метод обучения – направляемое чтение. Читается часть текста, и выполняются задания на поиск ключевых слов, обсуждение, возврат к тексту с целью уточнения, выяснения непонятного. Делается прогноз на следующую часть текста, после прочтения которой учащиеся смотрят, оправдались ли прогнозы. По ходу работы могут вестись соответствующие записи в тетрадях.
УУД - Откройте п.68 учебника (Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012, стр. 161) - Прочитайте его название 68. Синонимы - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в данном параграфе? Чему мы должны будем научиться? - Запишите в тетрадь, что вы знаете об этом. - Посмотрите, какие слова выделены другим шрифтом? Почему? Что выделено в рамку? Что нужно сделать с выделенной информацией? Есть ли в параграфе иллюстрации? Что на них изображено?
УУД - прочтите текст, делая пометки при помощи значков ИНСЕРТ: V - это я знаю; + - это добавилось к моим знаниям; - - я думал по-другому; ? – это я хочу выяснить; ! – это интересно; : - это хочется обсудить.
УУД Проверьте себя Какие из данных утверждений верные: 1) Синонимы обозначают одно и то же, но по-разному. 2) Синонимы являются однокоренными словами. 3) Синонимы красный и алый различаются оттенками значения. 4) Синонимы имеют только существительные. - Исправьте неверные утверждения. - Что самое важное в этом параграфе? - Решите, не нужно ли вам перечитать какие-то пункты.
УУД Чтение со стопом
УУД 3 этап. Формирование умения перерабатывать информацию. Владение приёмами переработки текста необходимо для завершения его осмысления, так как даёт возможность охватить текст в целом и систематизировать всё то, что было получено на предыдущих уровнях работы с текстом. Традиционные для школы приёмы - это план, конспект и пересказ (подробный, сжатый, выборочный). Методика работы с ними достаточно разработана. Дополнительно я знакомлю учеников с такими стратегиями как кластер, фишбон, т-диаграмма. А также с различными видами таблиц: ЗХУ, концептуальной, ПЛЮС-МИНУС-ВОПРОС. Знакомство с различными приёмами переработки информации осуществляется через систему мини-уроков.
УУД Русский язык 6 класс. Тема «Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе и 5 классе» Прочитайте список понятий по теме: общее грамматическое значение существительных; три рода существительных; три склонения существительных; существительные собственные и нарицательные; существительные одушевлённые и неодушевлённые; падеж существительных; синтаксическая роль существительных. Заполните 1 и 2 колонки таблицы ЗХУ: ЗНАЮХОЧУ УЗНАТЬУЗНАЛ
УУД Просмотрите материал п.36 (Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2007, стр. 83).Найдите, где говорится о понятиях, которые вы записали во 2 колонку. Повторите материал. Проверьте себя, если вы всё запомнили, отметьте это в 3 колонке. Подумайте, где ещё вы можете воспользоваться такой таблицей.
УУД 4 этап. Выбор оптимальных приёмов работы с текстом. На этом этапе школьники, опираясь на ранее полученные знания, учатся самостоятельно выбирать оптимальные для данного текста приёмы изучения, обработки информации, планируют последовательность действий. Для контроля и самоконтроля периодически фиксируют этапы письменно.
УУД Изучите п.19 «Страдательные причастия прошедшего времени» (Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2007, стр. 52)с целью объяснения материала одноклассникам. Продумайте, с чего вы начнёте работу над текстом, на что обратите особое внимание, будете ли пользоваться значками ИНСЕРТ, другими пометками или подчёркиваниями. Запишите вопросы, которые вы зададите себе по ходу чтения. Нужно ли составить план параграфа, какие-либо таблицы, схемы?
УУД Каждое упражнение вначале выполняется коллективно. Затем аналогичное упражнение учащиеся выполняют индивидуально и обсуждают последовательно в парах, четвёрках, в классе. Наконец, упражнения выполняются самостоятельно. На первых порах текст постоянно находится перед глазами учеников. Затем на чтение отводится достаточное количество времени, и текст перед выполнением заданий закрывается.
УУД Чтение суммирование в парах 1. Перед началом работы с текстом преподаватель просит пары рас считаться на 1, 2, 3, 4, 5 по количеству текстовых фрагментов. 2. Каждый из фрагментов разбит, в свою очередь, на части А и Б. Чтение фрагментов происходит последовательно обоими участниками пары. В процессе чтения и обсуждения каждый из пары выполняет две, роли: докладчика и корреспондента. Докладчик читает свою часть, а потом рассказывает ее содержание партнеру своими словами, по необходимости делая комментарии. Другая роль — роль корреспондента — предполагает слушание докладчика и формулировку вопросов для прояснения смысла прочитанного.
УУД Литература: 1. Граник Генриетта Григорьевна Бондаренко Стелла Морисовна Концевая Лилия Абрамовна «Когда книга учит»
УУД Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. М.: Баллас, 2011
УУД Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. М.: Экзамен, 2013
УУД Вопросы для самооценки коммуникативных УУД Анкета №1 Я закончил работу вовремя. Я старался из всех сил. Я ладил с одноклассниками. Вместе мы работали хорошо.
УУД Анкета №2 Как я оцениваю своё участие в обсуждении? Хорошо ли я слушал? Предложил ли я что-либо во время обсуждения?
УУД Анкета №3 Прежде чем начать работу мы уточнили задание. Мы не отвлекались от заданной темы. В обсуждении участвовали все. Прежде чем ответить, выслушиваем собеседника. Прежде чем прийти к выводу, мы высказываем различные соображения. Мы приходим к единому мнению.
УУД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС ».
В материале рассмотрен пример формирования УУД на уроке биологии, расписан по экаждому этапу урока....
Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.Так личностные УУД формируются при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование)....
Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС
В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет....
Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"
ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....
«Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС»
Технологическая карта урока....
статья " Потенциал города для формирования познавательной и коммуникативной компетенции."
Перед учителем иностранного языка стоит задача развивать и совершенствовать социокультурную компетенцию учащихся , которая предполагает усвоение огромной неязыковой информации , необходимой для взаимо...