«Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС»
учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС»
Выполнил: Писковатскова Т.В.,
г.о.Электросталь, МОУ «Гимназия №17»
Москва 2014
Разработка урока по биологии в 5 классе
Тема урока: Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира
- познакомить учащихся с видами иммунитета, способами защиты от инфекционных заболеваний.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма на примерах научных открытий; убеждать в материальности и познаваемости физиологических процессов;
- продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.
Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности, логическое мышление путем решения проблемных задач;
- умение работать коллективно.
Задачи урока:
1. Углубить знания учащихся о том, что такое «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты».
2. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию; логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Тип урока: комбинированный.
Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.
Оборудование:
Оборудование:
- Плоские модели растений (хламидомонада, ламинария, кукушкин лен, сосна)
- Цветные карточки – 6 шт. для проведения теста по методу Брунера.
- Магнитная модель развития растительного мира из цветных плоских картинок.
- Магнитная доска.
- Мультимедийное оборудование.
- Интерактивная доска.
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: Технология развития критического мышления.
Используемый УМК: (В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.5 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г)
Технологическая карта
Название урока и его этапы | Основное содержание | Виды деятельности учителя | Виды деятельности учащихся | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | УУД: Регулятивные (Р), Познавательные (П), Коммуникативные(П) | Личностные | ||||
1.Организа- ционный момент | Проверяет готовность учащихся к уроку Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя | Подготовка класса к работе | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия | ||
2.Вызов Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Человек – хоть будь он трижды гением – Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава, Не стыдитесь этого родства! | Выявляет уровень знаний. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Прием "Тонкие и толстые вопросы" Кто ? | Выявление уровня знаний: основных этапов развития растений; признаки их усложнения в процессе исторического развития; причин (движущие силы) эволюции растений; | Познавательные: 1.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; 2. Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации. | Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности |
2.Стадия осмысления Усвоение новых знаний и способов действий | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. | Работа в группах - "Обучение сообща" Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы. | Формирование системных знаний; приобретение опыта. формирование способности оценивать. | Знаково-символические: формирования обобщенных знаний; моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного. Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание. Коммуникативная: владение монологической и диалогической формами речи; умение полно и точно выражать свои мысли. Познавательные: Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей. Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; коррекция полученных знаний. Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество. | Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; мотивировать свои действия; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
Закрепление знаний и способов действий. Контроль и самопроверка знаний. | 1.Блиц-опрос, с использованием ИКТ. 2.Выборочная проверка самостоятельной работы. 3.Взаимопроверка. по теме. | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение идей мировоззренческих. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций. | Активная, продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, выявление внутрипредметных связей. Беседа учителя с учащимися по вопросам изучаемой темы. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения | Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях по теме. | Регулятивные: коррекция полученных знаний. Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество. | Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; мотивировать свои действия. |
3.Рефлексия | Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | Личностные: Организация рефлексии своего отношения к учению | ||
Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Реализация необходимых условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися. | Познавательные: 1.Общеучебные: смысловое чтение, поиск информации; моделирование. 2. Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей. | Личностные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС ».
В материале рассмотрен пример формирования УУД на уроке биологии, расписан по экаждому этапу урока....
Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.Так личностные УУД формируются при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование)....
Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС
В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет....
Разработка урока по биологии в 5 классе "Живой организм и его свойства" в соответствии с требованиями ФГОС по умк Вахрушева А. А.
Урок по биологии в 5 классе "Живой организм и его свойства" разработан с учетом требований ФГОС второго поколния и содержит все этаты урока с описанием предметных, метапредметных (с описанием УУД кажд...
Методическая разработка урока истории в 5 кл по теме :"Царство Древнего Египта", в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...