статья " Потенциал города для формирования познавательной и коммуникативной компетенции."
статья по французскому языку (11 класс)
Перед учителем иностранного языка стоит задача развивать и совершенствовать социокультурную компетенцию учащихся , которая предполагает усвоение огромной неязыковой информации , необходимой для взаимопонимания ,которое невозможно без знания о культурном наследии изучаемого языка, а так же без осознания себя гражданином своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
potentsial_goroda_dlya_formirovaniya_poznavatelnoy_i_kommunikativnoy_kompetentsii.-1.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Усова Злата Олеговна ,
Учитель французского языка
ГБОУ гимназия 405 Санкт-Петербурга
Потенциал города для формирования познавательной и коммуникативной компетенции.
Язык – это культура. Изучение исторического наследия города Санкт-Петербурга на уроках иностранного языка и во внеурочное время способствует развитию навыков коммуникативной культуры. Основные языковые навыки : устная речь, грамматика, аудирование я , по возможности, стараюсь преподносить учащимся в контексте изучения исторических памятников города , его культурного наследия, что придает преподаванию прикладной характер , объединяет языковые структуры (лексику, грамматику ) с внеязыковыми факторами. В 11 классе в разделе « Путешествие» я предлагаю разработку « О чем говорят соборы» , в 9 классе в разделе « Искусство, живопись» предлагается разработка « Санкт- Петербург на перекрестке культур» , в 8 классе в разделе « Путешествие» - « XXI век –век парового транспорта ».
Районный конкурс « Юный гид» заинтересовал учащихся. Поставленную перед учащимися задачу – участие в конкурсе , мы разбили на несколько этапов :
- Сформировать проблему в общем виде ;
- Определить объект исследования ;
- Предложить темы исследовательской работы ;
- Определить цели и задачи ;
- Предложить план мероприятия ;
Для объекта исследования ребята выбрали значимые для города места , ими стали « первенцы » - первый сад и первая пешеходная Малая Садовая улица.
Коллективное обсуждение тем , обмен мнениями и дискуссии с аргументированием своей позиции развивали у учащихся готовность слушать собеседника , вести диалог и излагать свое мнение.( коммуникативные УУД). Важно было помочь учащимся найти источники информации и указать методы сборы информации.
Предложенные аутентичные тексты, для выполнения дома индивидуально каждым, были сопровождены заданиями : выписать ключевые слова и смысловые предложения , и пояснить почему выбор пал на них.
Учащиеся овладевали навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами ( познавательные , коммуникативные УУД). Наиболее точные варианты после совместного обсуждения составили канву рассказов.
Например :
Бело-голубой фасад дворца графа Шувалова.
По мнению Екатерины Второй из-за обилия украшений он напоминал манжет из Алансонских кружев.
Частым гостем дворца был Михайло Ломоносов, который обсуждал с графом Шуваловым планы создания Московского университета.
Пример 2
С детства мы любим басни Крылова и сказки Пушкина.
Я поведу вас в Летний сад, где на аллеях рождались рифмы баснописца и поэта, и в 1855 году на общественные деньги был установлен первый в Петербурге памятник литератору.
Для расширения представления учащихся об объекте исследования , для расставления смысловых акцентов я предложила им вопросы , которые носили неожиданный характер. Так им предлагалось сравнить архитектурный облик дворца графа Шувалова на Малой Садовой с аласонскими кружевами или что они понимают под выражением « хвостатый батальон» и как это соотносится с фигурами украшающими карнизы домов на Малой Садовой. Интересна была реакция учащихся ,когда они сравнивали фотографии ,сделанные знаменитым фотографом Булла с видами современного Петербурга. Ребятам было предложено пойти в Русский музей ,чтобы посмотреть картину « Царский луг» Г. Чернецова и найти среди персонажей лица знаменитых писателей и назвать их.
Создаваемый образовательный продукт должен был быть выражен в словесной и иллюстративной форме. Дифференцированный подход позволил вовлечь учащихся с разным уровнем знаний. Наиболее продвинутые ученики готовили свои выступления с иллюстрационным сопровождением. Менее подготовленным ученикам предлагалось подобрать к фразам соответствующие иллюстрации.
Завершающий этап заключался в презентациях результатов исследований. Формы проведения презентации были разными , для того , чтобы каждый учащийся смог показать свой творческий потенциал : слайд-шоу, мини викторина , и.т. д
Защита презентации включала самооценку самого автора , а также и других учащихся . Оценка работы выражалась в баллах по следующим критериям
Логичность построения презентации | иллюстративность | произношение | артистичность | Интересные факты |
Учащимся было важно получить оценку товарищей и преподавателя , а победители участвовали в районном конкурсе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно–познавательной и коммуникативной компетенций для преодоления школьной неуспешности
В работе рассмотрены компитенции,котарыми должен овладеть учащийся...
Выступление. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций
Сферы применения клоуз-теста, построенного на основе ключевых слов, - это предмет «Русский язык», предмет «Литература», интегрированные курсы (в том числе в рамках спецкурсов, факультативов, элективны...
Презентация к выступлению на семинаре. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций
Презентация к материалам выступления на районном семинаре учителей русского языка и литературы....
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...
Языковой портфель как средство формирования учебно-познавательной и коммуникативной компетенций при обучении учащихся основной школы иностранному языку
Статья посвящена формированию учебно-познавательной компетенции с помощью технологии "языковой портфель". В статье раскрываются понятия "компетенция", "учебно-познавательная компетенция", "языковой по...
Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"
ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...