Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"
проект по русскому языку по теме
ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skvortsova_m._v.doc | 273.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект |
« Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы « |
Скворцова Маргарита Викторовна |
10.03.2014 |
Введение.
Актуальность педагогического проекта
Мониторинг уровня общеучебных умений и навыков, анализ результатов
контрольных работ результатов экзаменов по русскому языку и литературе в школе показал, что уровень знаний учащихся невысокий, речевые умения развиты слабо, единицами достигается оптимальная степень применения знаний. Даже коммуникативная деятельность по результатам тестирования оказалась невысокой. Однако модернизация современного образования ставит задачу перед учителем: содействовать расширению ключевых компетенций школьников и, как следствие этой деятельности, создавать условия для формирования ключевых компетентностей.
Таким образом, возникло противоречие между задачами современного образования, направленного на компетентностно-деятельностный подход в обучении, и снижением уровня качества знаний и умений школьников.
Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая
- стремится к максимальной реализации своих возможностей,
- открыта для восприятия нового опыта,
- способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,
- владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения,
- умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Поэтому задача формирования коммуникативной и познавательной компетенций является в настоящее время одной из главных задач школы и первую очередь уроков русского языка и литературы
Задачи проекта:
- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной и познавательной компетенций;
- повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
- повысить результативность обучения;
- включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;
- активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах
Гипотеза.
- Если целенаправленно и систематически использовать современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы, то это позволит им
- значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе,
- адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми,
- выражать свои чувства и представления о мире различными способами,
- свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.
Методы исследования:
- анализ проблемы исследования;
- изучение психолого-педагогической, методической литературы;
- проектирование педагогического эксперимента;
- диагностика:
- 1)обобщение;
- 2)сравнение;
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня познавательной и коммуникативной компетенции;
- повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;
- прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
- умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
- активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах
Объект исследования: образовательный процесс.
Предмет исследования: современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Этапы реализации проекта:
- подготовительный: январь 2011– сентябрь 2012г.
- Изучение и анализ материалов по теме проекта, современных педагогических технологий и ИКТ,
- Основной: сентябрь 2011– декабрь 2013г
- проведение уроков с использованием современных педагогических технологий , ИКТ
- заключительный: январь 2012– декабрь 2013
- подведение итогов, анализ результатов
Цель педагогического проекта: разработка системы заданий для развития коммуникативной и познавательных компетенций обучающихся на уроках русского языка.
Практическая значимость проекта заключается в разработке специального дидактического материала, необходимого для развития коммуникативной и познавательной компетенции обучающихся. Собранный мною дидактический материал может быть использован как на обычных уроках (включая уроки итогового повторения, обобщения и систематизации изученных грамматических разделов), так и на уроках развития речи.
Основная часть.
1.Освоение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
Родной язык ученики часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к предмету очень важна и актуальна. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке. Л.Н.Толстой сказал: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».«Корень учения горек», – говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры – никто не спорит. Но меняется время, меняются нравы, меняется взгляд на жизнь, меняемся и мы. Как заставить детей учиться? Такой вопрос встает перед каждым учителем. Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нем чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не принуждая этому силой? Огромную роль играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интересы, можно успешно раскрывать творческие способности детей.
В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не
усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся,
предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование
потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету.
Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным
мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока: к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника. Такие уроки создают атмосферу сотрудничества, активизируют творческие силы учеников, ставят их перед ситуацией выбора, принятия самостоятельного решения.
Радостным, интересным, творческим и должен быть современный урок.
Для развития творческих способностей детей необходимо создать ряд условий:
- 1.организовать занятия так, чтобы учащиеся могли преодолевать трудности;
- 2.строить урок так, чтобы дети могли использовать ранее полученные знания или свои жизненные наблюдения;
- 3.активизировать самостоятельную работу учащихся;
- 4.обеспечивать преемственность и перспективность в работе.
Из всех ключевых компетенций я выбрала формирование познавательной и
коммуникативной, так как считаю их сформированность у выпускника мерилом образованной, духовно развитой, нравственно зрелой личности.
Современные образовательные технологии
Данные компетенции успещно формируются в урочной и внеурочной
деятельности при использовании современных образовательных технологий.
Исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как самостоятельная деятельность. Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:
- во-первых, она изменяет суть преподавания (в соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося);
- во-вторых, увеличивается доля самостоятельности ученика в учебной деятельности;
- в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные и становятся личным достоянием учащегося;
- в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, изделие, выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс, слет, семинар. Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться, успешно социализироваться в группе, обществе; определить профиль обучения на старшей ступени и правильно выбрать профессию. Данный вид деятельности позволяет к 11 кл. наработать портфолио личностных достижений и подготовиться к обучению в вузе.
Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося. Это работа в исследовательских группах, курсах по исследовательской деятельности в старших классах. Здесь под исследовательской деятельностью понимается такая форма работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным ранее решением.
Главная цель – образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой деятельности (реферат, проект, изделие, собственное исследование, доклад) выносятся на презентацию. Такой презентацией становится урок, школьная конференция, районная конференция «Планета-3000», участие в региональных,общероссийских конкурсах.
Исследовательская деятельность позволяет развиваться и ученику, и учителю, приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы.
Проектные технологии
Этот относительно новый вид школьной работы позволяет развивать специфические умения:
-распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;
-определить перспективу и спланировать необходимые шаги;
-найти и привлечь нужные ресурсы;
-точно реализовать имеющийся план, а при необходимости внести в него обоснованные изменения;
-оценить достигнутые результаты и проанализировать ошибки;
-осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетенции.
Проект - это совместная познавательная, исследовательская, творческая деятельность учеников, направленная на формирование информационно- учебных, учебно-логических, коммуникативных умений. Этот метод позволяет развивать умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление.
Зачастую школьники не умеют самостоятельно ставить перед собой цели и составлять план предстоящей работы, выполнять эту работу в отведенное время и анализировать свою деятельность, гибко менять способы своих действий в зависимости от того, как складываются обстоятельства, ориентироваться в проблемной ситуации.
Таким образом, у школьников при хороших предметных знаниях отмечается низкая функциональная грамотность. Для преодоления этого я через метод проектов стараюсь обучать детей деятельности, то есть делаю учение мотивированным, учу ребят ставить перед собой цель, находить пути и средства достижения её.
Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку возможность работать над действительно интересной для него темой и делать это в увлекательной форме. Осуществляя свои проекты, ученики могут, проводить различные исследования для доказательства своей гипотезы (исследовательские проекты), организовывать и проводить мероприятия с участием детей и взрослых (игровые проекты)и др.
Применяя здоровьесберегающие технологии, я учитываю:
-обстановку и гигиенические условия в классе, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей;
-виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, рассказ, рассматривание учебных пособий, ответы на вопросы, среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;
-число видов преподавания ( словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа) – не менее трех;
использование на уроке методов, способствующих активизации, инициативе и творческому самовыражению учащихся.
Уроки русского языка и литературы имеют огромное значение в формировании нравственного и эмоционального здоровья обучающихся. Применение на уроках современных образовательных технологий позволяет обучать детей с разными типами мышления, памяти, мотивации, с особенностями нервной системы и пр., создавать оптимальные условия для успешного обучения, комфортного пребывания учащихся в школе.
В соответствии с особенностями каждого ученика я составляю задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности: обучающимся с высоким интеллектуальным уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объему задания. В данном случае, чем труднее задание, тем лучше концентрация внимания ученика, продуктивнее его работа. Ребятам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даю задания средней сложности, но большие по объему. Эти дети хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях. Учащимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы подбираю задания средней или низкой сложности, небольшие по объему, так как эти ребята быстро устают и им нужно часто менять виды деятельности.
Важным компонентом эффективности урока является благоприятный эмоциональный фон. Для его достижения использую методы эмоциональной раскачки, упражнения на рефлексию, визуализацию, релаксацию. Это могут быть приветствия в начале урока (« Я рад тебя видеть», « Ты хорошо выглядишь» и др.)
Развитию этих компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.
Практика показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию мелкой моторики руки, развитию внимания и памяти, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Значительно облегчает работу учителя и обучающихся применение мультимедиа. Это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать, текстовую, графическую информацию со звуком, видео-, кинофрагментами и мультипликацией. По мнению психологов, длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим повышает мотивацию обучения.
В своей практике я применяю различные электронные мультимедийные пособия. Во-первых, это электронные уроки и тесты. Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, разработанные в соответствии с Государственным стандартом образования, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими и пунктуационными правилами.
Использую уроки Кирилла и Мефодия и на литературе в 5- 8 классах. Кроме текстовой информации о писателях и поэтах, истории создания и анализа художественных произведений, иллюстраций они содержат еще и фрагменты мультфильмов и кинофильмов, аудиозаписи. Это существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников.
При подготовке к ГИА и ЕГЭ на уроках и самостоятельно обучающиеся активно пользуются репетиторами Кирилла и Мефодия, которые максимально приближены к экзаменационным. Необходимо также написание сочинения. Пособие дает образец выполнения части С. На разных этапах уроков русского языка и литературы может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации. Компьютер становится добрым помощником при демонстрации схем, таблиц, опорных конспектов, к которым учитель может обратиться в любое время. На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, фрагментов художественных фильмов, красочных таблиц. Они могут состоять и из иллюстраций к произведениям. Такие материалы подготовлены по творчеству М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого и др.Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся.
На некоторых уроках с целью расширения знаний обучающихся об окружающем мире используем кратковременные видеосюжеты, служащие своеобразной иллюстрацией некоторых упражнений в целом или отдельных предложений.
На уроках литературы с помощью фонотеки, содержащейся в пособии, слушаем живой голос поэтов и писателей, фрагменты из некоторых произведений, музыку из кинофильмов, звучание музыкальных инструментов. Можно услышать также живой голос поэта или писателя, а также их произведения в исполнении мастеров слова.
технология интегрированного обучения
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Не секрет, что многие школьники не соотносят сведения о внешнем мире, полученные, скажем, на уроке истории, со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках (допустим, на литературе). Довольно часто дети не связывают воедино разрозненные факты, которые им сообщают и в рамках одного предмета, то есть большинство учеников в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека - способность к сравнению, анализу и классификации полученной информации.
Технологию интегрированного обучения на уроках литературы я использую довольно давно. На уроках литературы ведётся интеграция материала из традиционных, классических предметов. Элементы интегрированного обучения используются в разном объёме в зависимости от уровня класса. Это могут быть как индивидуальные, групповые задания интегрированного характера, так и циклы периодически проводимых уроков. Межпредметная интеграция ведется мною умеренно, информация из смежных дисциплин вводится в содержание основного курса литературы дозировано, не перегружая содержания основного курса.
Опыт показывает, что задания и уроки интегрированного типа вызывают интерес как у школьников среднего звена, так и у старшеклассников. Параллельное сосуществование в одном уроке различных пластов материала позволяет сделать современный урок более интересным и содержательным, даёт возможность разнообразить виды деятельности детей, эмоционально вовлечь школьников в решение поставленных перед ними задач.
Работа по внедрению в урок литературы материала из смежных дисциплин начинается в 5-6 классах. Приведём примеры.
Литература и изобразительное искусство.
При изучении темы «Фольклор» в 5 классе провожу урок интегрированного типа «Иллюстраторы сказок. Художник И.Я. Билибин». Стремясь показать разницу между картиной и иллюстрацией, в процессе беседы с пятиклассниками подчёркиваю, что картина - это самостоятельное произведение, а иллюстрация помогает глубже прочесть текст, лучше понять писателя, характер произведения. Настоящий иллюстратор никогда не стремится к простому украшению книги. Он старается создать такие иллюстрации, которые сливались бы с текстом произведения и передавали бы восприятие художником того или иного литературного образа. Учащиеся работают с иллюстрациями И. Билибина, определяют, какой эпизод иллюстрировал художник, какая из иллюстраций наиболее точно передаёт волшебный мир сказки, характеры героев, определяют, чем иллюстрации И. Билибина отличаются от картин на сказочный сюжет В.М. Васнецова. Таким образом, дети учатся сравнительному анализу иллюстрации и картины, получают навыки сопоставления образов литературных героев с теми, что создают художники.
После изучения темы «Литературные сказки» провожу в 5 классе урок в форме творческой мастерской «Любимые сказки». К этому уроку учащиеся получают творческое задание: написать сказку и нарисовать к ней иллюстрации. Лучшие работы дети читают и обсуждают в классе, объединяя затем в рукописный литературно-художественный журнал. Немалым стимулом в развитии литературно-художественного творчества детей является публикация лучших работ в школьной газете, участие в фестивалях и конкурсах.
После изучения темы «Басни И.А. Крылова» провожу интегрированный урок «Неизвестный Леонардо да Винчи. Притчи великого художника». На этом уроке показываю специфику жанра притчи, её отличие от басни, а также приобщаю ребят к мировой художественной культуре: знакомлю с эпохой Возрождения в итальянском искусстве, личностью и художественным творчеством Леонардо да Винчи. Урок проходит в форме путешествия, предполагает привлечение к его подготовке учителей истории и изобразительного искусства, знакомит детей с известнейшими полотнами художника «Мона Лиза», «Мадонна с цветком», «Тайная вечеря».
Литература и музыка.
Наиболее интересно проходят уроки, построенные на интеграции литературы и музыки. Примером может служить урок в 10 классе «Музыкальные страницы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». На уроке, в организации и проведении которого участвует учитель музыки, анализируем «музыкальные» страницы романа (песня-мелодия Ф.Шуберта, соната-фантазия Моцарта, опера «Роберт-Дьявол» Д.Майербера), предлагаю детям прослушать отрывки из названных произведений и сделать выводы о том, что музыкальные фрагменты являются важным звеном в сюжете романа и служат средством характеристики героев, выявляют их интересы и наклонности, переживания и чувства.
Указанные педагогических технологий обеспечат формирование ключевых компетенций учащихся, а именно познавательной и коммуникативной.
Я убеждена, что только системное использование современных технологий и
методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать
всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.
3. Диагностика эффективности педагогического проекта
Для оценки результативности внедрения опыта я применяла программно-
технологический комплекс ―Результат образовательного процесса‖ (Канаев Б.И., Канаев
Д.Б.), стандартизированные психологические методики - тест Филлипса, тест
Коммуникативная компетентность и др.
Были выделены критерии результативности моей педагогической деятельности,
исходя из ее задач:
1) уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);
2) сформированность показателей учебной деятельности: продуктивность,
компетентность, успешность;
3) уровень коммуникативной компетенции школьников;
4) уровень самореализации школьников.
Изучение сформированности показателей учебной деятельности, уровня
коммуникативной компетенции и уровня самореализации в учебной деятельности
проводилось на этапе обучения школьников в среднем и старшем звене с 2004-2005
учебного года.
По первому критерию я анализировала уровень обученности.. Уровень успеваемости стабильный и составляет 100 %.
Результаты освоения обучающимися образовательных программ и
сформированности у них у них ключевых компетенций
по русскому языку и литературе
Год обучения | Русский язык | Русский язык | Литература | литература |
Обученность | Качество | Обученность | Качество | |
2011-2012 | 5б-100% 6а-100% | 58% 52% | 100% 100% | 83% 75% |
2012-2013 | 6 б-100% 7а-100% | 59 % 53% | 100% 100% | 85% 80% |
2013-2014 | 7б-100% 8а-100% | 60% 57% | 100% 100% | 89% 85% |
Анализ результатов уровня качества знаний в одних и тех же классах
позволяет сделать вывод, что с применением современных образовательных технологий
качество знаний ежегодно возрастает вследствие повышения мотивации обучающихся и
расширения познавательной и коммуникативной компетенции.
Формирование познавательной компетенции, интереса к предмету позволило
выделить группу учащихся, увлеченно занимающихся русским языком и литературой во внеурочное время. Мои ученики неоднократно становились победителями муниципальных и региональных, всероссийских, конкурсов, но самое главное - благодаря активному использованию методов и способов реализации коммуникативной мои ученики пошли по пути самопознания и самореализации.(См. таблицу)
Участие обучающихся в школьных, районных, всероссийских олимпиадах, конкурсах и т. д.
Название конкурса | Уровень | Награды |
Всероссийская олимпиада по русскому языку «Олимпус» | всероссийский | Диплом победителя 1место за лучшее (2012г) |
9 Олимпиада по русскому языку по основам наук | международный | Диплом 1 степени (2012г) 11 шт. |
9 Всероссийская акция «Спорт как альтернатива пагубным привычкам» | Район, область | Диплом победителя (2012г) |
10Всероссийская акция «Спорт как альтернатива пагубным привычкам» | муниципальный | Диплом призёра 2 место |
Конкурс сочинений «Мой вклад в экологию родного края» | область | Лауреат (2013) |
Дистанционная олимпиада по русскому языку | всероссийский | Диплом 2 степени (2013г-3 шт.) |
«Русский медвежонок- языкознание для всех» | всероссийский | Диплом призёра(2013г) |
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку «Русский квадрат» | всероссийский | Диплом победителя(2014 г) |
Очная областная олимпиада школьников по русскому языку «Знатоки русского языка» | всероссийский | Диплом призёра(2014г) |
Очная областная олимпиада школьников по русскому языку «Знатоки русского языка» | всероссийский | Диплом призёра (2014г) |
4.Выводы.
1. Апробированные при реализации проекта современные образовательные технологии способствуют:
- формированию устойчивых коммуникативных компетенций;
-затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;
-позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств;
-повышают мотивацию к учению;
-развивают познавательную активность;
-вызывают интерес к предмету;
-дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;
-способствуют повышению качества знаний.
2. Проект показал эффективность формирования коммуникативных и познавательных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков.
3. Проект имеет практическую значимость, так как может использоваться педагогами других школ.
В ходе реализации проекта создан пакет коммуникативно-ориентированных заданий, банк творческих и исследовательских детских работ с использованием ИКТ.
Литература:
1.Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий – М,2005.
2. Обучение для будущего. Учебное пособие, М. Издательско–торговый дом «Русская редакция» 2004
3.Метод проектов на уроках литературы // Школьные технологии,-2003,№6
4.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование №7 2000
5.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования –М,1999
6.Поташник М.М. требования к современному уроку: методическое пособие/М,2007
7.Интернет ресурсы
www.it-n.ru сеть творческих учителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...
Интерактивные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы....
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Данный материал предназначен как для учителей общеобразовательных школ, так и коррекционных школ и классов. В нем представлен опыт работы по развитию речи в классах разного уровня....
Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы
Является важным то, что знания, полученные на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе помогут учащимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Считаю, что...
3.2 Педагогический проект «Современные образовательные технологии как способ формирования ключевых компетенций на занятиях декоративно прикладного искусства»
Актуальность заявленной темы педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития....
Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"
Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...