Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется при обсуждении итогов урока.
Познавательные УУД формируются при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, выполнение лабораторной работы); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы (подготовка сообщений), выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
И, конечно, коммуникативные УУД ‑ речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при ведении диалога.
На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения за урок и перспективы познавательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_biologii_po_formirovaniyu_uud.docx | 38.09 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
урока биологии в 6 классе
(УМК Н.И. Сонин)
Тема урока: Движение.
Цель: сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разнообразными способами движения организмов.
Задачи
Требования к результатам освоения темы урока учащимися:
Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о способах движения, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов;
Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;
Познавательные: умение определить понятие «движение», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения способов движения, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между активностью движения и образом жизни животных;
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Педагогические технологии:
Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Проблемного диалога.
Технология исследовательского обучения
Технология коллективного способа обучения
Оборудование: микроскопы, предметные стекла, дождевые черви, комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); набор ЦОР; рисунки учебника, рабочая тетрадь.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
Организационный момент | Проверяет готовность учащихся | Показывают свою готовность к уроку | Регулятивные |
Проверка домашнего задания | Выполнение тестового задания | Выполняют тестовое задание. Оценивают и корректируют свои знания | Познавательные Коммуникативные Личностные |
Актуализация знаний учащихся | Вспомните, какие характеристики кроме обмена веществ еще свойственны живым организмам? Об одном из них, о движении, и пойдет речь на уроке. Живые организмы находятся в постоянном движении. Вы можете привести примеры движения на разных уровнях организации живого? | Это рост, развитие, размножение, раздражимость, движение. Клеточный уровень – движение цитоплазмы (амеба) Органный – работа сердца. Организменный – бег лошади. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
Определение темы урока | Озвучивает тему и задачу урока | Записывают тему в тетрадь. | Познавательные |
Изучение нового материала | Рассказывает о движении животных, используя ресурсы ЦОР. Комментирует материалы диска, ведет диалог с учащимися. | Слушают рассказ, рассматривают слайды ЦОР и иллюстрации учебника, участвуют в диалоге. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
Работая с текстом учебника, выпишите способы передвижения простейших организмов и примеры животных. Подводит итоги работы, восполняя пробелы в знаниях учащихся. | Работают с текстом учебника. Выписывают в тетрадь способы передвижения простейших организмов и примеры животных. Ложноножки (псевдоподии) – амеба Реснички – инфузория туфелька. Жгутик – эвглена зеленая. Корректируют результаты своей работы. | Познавательные Регулятивные | |
В организме человека также встречаются эти способы движения. Так, клетки ресничного эпителия слаженно работают в дыхательной системе, а амебоидное движение характерно для клеток лимфы – фагоцитов. | Слушают учителя. Делают (по желанию) записи в тетради. | Познавательные | |
Движение многоклеточных животных, более сложных и совершенных с точки зрения эволюции, более разнообразны и связаны с мышечной деятельностью | Слушают учителя | Познавательные | |
У дождевого червя появляется хорошо развитый кожно-мускульный мешок. Прочитайте текст учебника с описанием передвижения дождевого червя и рассмотрите рисунок учебника. | Работают с рисунком и текстом учебника. | Познавательные Регулятивные |
Лабораторная работа
«Передвижение дождевого червя»
Оборудование: дождевые черви, листы бумаги, предметные стекла.
Ход работы.
Достаньте из банки с землей дождевого червя.
Поместите его на лист бумаги.
Понаблюдайте за передвижением дождевого червя.
Наклонитесь к листу бумаги, постарайтесь услышать шорох щетинок на брюшной стороне тела дождевого червя.
Поместите дождевого червя на стекло. Почему он перестал двигаться?
Зарисуйте и опишите этапы движения дождевого червя.
Физминутка | С использованием мультимедийного оборудования. | ||
Первичное закрепление знаний | Выполните задания рубрики «Проверьте свои знания» | Отвечают на вопросы, используя собственные знания, материалы учебника, рисунки, схемы, таблицы. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
Рефлексия | Оцените и объясните свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке. | Оценивают свою работу на уроке и обсуждают перспективы познавательного процесса. | Регулятивные Личностные |
Домашнее задание | Повторить §16, ответить на вопросы после параграфа. Понаблюдать за движением домашних животных и птиц на воле. Подготовить сообщение об особенностях движения того или иного животного. Рассказать о причинах такого перемещения (активности) животного и его повадках. | Записывают задания. | Регулятивные |
Итог урока | Самыми активными сегодня были … Урок окончен. Спасибо за работу. | Регулятивные |
Анализ урока с точки зрения формирования УУД.
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется при обсуждении итогов урока.
Познавательные УУД формируются при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, выполнение лабораторной работы); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы (подготовка сообщений), выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при ведении диалога.
На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения за урок и перспективы познавательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС ».
В материале рассмотрен пример формирования УУД на уроке биологии, расписан по экаждому этапу урока....
Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС
В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет....
Особенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требования ФГОС основного общего образования
Доклад на ГМО учителей экономики на тему : Осоенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требований ФГОС основного общего образования...
«Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС»
Технологическая карта урока....
Методическая разработка Использование интерактивных методов на уроках литературы с целью формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (Для учителей русского языка и литературы старшего звена)
В данной методической разработке описаны три интерактивных метода (ролевая игра, дискуссия, кейс-метод). Представлен опыт их использования в старших классах на уроках литературы (УМК по литературе для...