Стенд по литературе. Изобразительно-выразительные средства языка.
материал по литературе по теме
Изобразительно-выразительные средства языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_vyrazitelnosti_yazyka.rar | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
ПАРАЛЛЕЛИЗМ |
Сходное расположение элементов текста, которые соотнесены по смыслу и создают единый поэтический образ. «Пела, пела пташечка и затихла: Знало сердце радости и забыло…» (А.А. Дельвиг.) |
ГИПЕРБОЛА |
Преувеличение свойств предмета или явления. «Несу, как сноп овсяный, я солнце на руках…» (С.А. Есенин.) |
ЛИТОТА |
Приём, обратный гиперболе: преуменьшение признака предмета или яв-ления. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…» (Народная песня.) |
АНТИТЕЗА |
Резкое противопоставление образов и понятий. Ф.И. Тютчев. «День и ночь». |
ОКСЮМОРОН |
Сжатая антитеза: сочетание несовместимых по значению слов. Л.Н. Толстой. «Живой труп». |
ИНВЕРСИЯ |
Нарушение «естественного порядка» слов с целью выделения слова во фразе, создания ритмико-мелодической организации речи. «Свирепствуй, океан мятежный…» (С.А. Есенин.) |
МНОГОСОЮЗИЕ |
Повтор союза. «И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дальней лозы прозябанье…» (А.С. Пушкин.) |
УБАВЛЕНИЕ |
Пропуск союзов (бессоюзие). «Швед, русский колет, рубит, режет…» (А.С. Пушкин.) Пропуск подразумеваемого слова (эллипсис). «Татьяна в лес; медведь за нею…» (А.С. Пушкин.) |
ПОВТОР |
Повтор слов подряд, в начале (анафора) или в конце (эпифора) отрыв-ков текста. «На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит…» (А.А. Фет.) «Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня» (А. Блок.) |
ГРАДАЦИЯ |
(Постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать со-бытия и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрас-тающей или убывающей значимости. Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.А. Есенин.) |
УМОЛЧАНИЕ |
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размыш-лять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М.Ю. Лермонтов.) |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, ВОСКЛИЦАНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ |
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А.С. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф.И. Тютчев.) |
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ |
Фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятель-ные предложения. «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека./Бессмысленный и тусклый свет. / Живи еще хоть четверть века –/Все будет так. Исхода нет». (А. Блок.) |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
МЕТОНИМИЯ |
Перенос значения одного слова на другое по смежности. «Я три тарелки съел…» (И.А. Крылов.) |
СИНЕКДОХА |
Разновидность метонимии. Целое выявляется через свою часть. «Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые…» (М.Ю. Лермонтов.) |
ПЕРИФРАЗ |
Одно понятие выражается с помощью описательного оборота. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года…» (А.С. Пушкин.) |
ИРОНИЯ |
Слово в контексте приобретает противоположное значение. «Украшают тебя добродетели, До которых другим далеко, И – беру небеса во свидетели – Уважаю тебя глубоко…» (Н.А. Некрасов.) |
АЛЛЕГОРИЯ |
Иносказание: запечатление идеи в предметном образе. Трактовка алле-горического образа однозначна. Басенные образы. |
СИМВОЛ |
Многозначный иносказательный образ, в основе которого – сходство или общность предметов и жизненных явлений. Образ Незнакомки в одноименном стихотворении А. Блока. |
МЕТАФОРА |
Скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы). Перенесение свойств одного предмета на другой на основании их сходст-ва или по ассоциации. Метафора рассчитана на не буквальное восприятие. «Трамвай с разбега Взметнул зрачки…» (В.В. Маяковский.) |
Виды метафор
перенос черт неодушевлённого предмета на человека. «Усилить бой бестрепетных сердец…» (А.А. Фет.)
перенос человеческих черт или черт живого существа на неодушевлённые предметы или явления. «Листьев томный, легкий шелест…» (Ф.И. Тютчев.) Характеристика метафор
стихотворение В.В. Маяковского «Вот так я сделался собакой».
|
ЭПИТЕТ |
Образное определение предмета или явления (логическое определение: деревянный дом; эпитет: мрачный дом). Через эпитет проявляется авторское отношение к изображаемому. Эпитет чаще выражен прилагательным и наречием. «И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!..» (М.Ю. Лермонтов.) |
Характеристика эпитетов
Трава зеленая, небо синее, добрый конь, красная девица.
«железный сон» (Ф.И. Тютчев).
|
СРАВНЕНИЕ |
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим яв-лением. «Лёд неокрепший на речке студёной, Словно как тающий сахар лежит». (Н. Некрасов.) |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
АЛЛИТЕРАЦИЯ |
Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков. «Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой...» (А.С. Пушкин.) |
АССОНАНС |
Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков. «Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен». (А.С. Пушкин.) |
ЗВУКОПИСЬ |
Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. «Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...» (П.Г. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.) |
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ |
Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. «Когда гремел мазурки гром...» (А.С. Пушкин.) |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ
КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА |
Слова, характерны для письменной речи и имеющие особенную стилис-тическую окраску. Бессмертие, стимул, превалировать. |
ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА |
Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватос-тью, сниженного характера. Болван, вертихвостка, вихлять. |
ФРАЗЕОЛОГИЗМ |
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему назначению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. Кривить душой – лицемерить, бить баклуши – бездельничать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)
Цели:1) повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);2) тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...
Урок по литературе в 5 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения".
Сочетание «Модели работы читателя с текстом» (методика Г.Граник) и социоигровых приёмов обучения (методика Букатова и Ершовой) даёт учащимся 5 класса возможность приступить к овладению анализом поэтич...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Педагогический проект. Тема проекта: "Применение изобразительно - выразительных средств на уроках русского языка и литературы".
В этой работе я показала, как можно использовать с эффективностью изобразительно - выразительные средства на уроках русского языка и литературы....
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...
Тест по литературе "Художественно-выразительные средства языка".
Тест по литературе для обучающихся 8-9 классов, цель - повторить термины; задачи- развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; о...
Статья "Работа над изобразительно-выразительными средствами языка на занятиях русского языка и литературы"
В статье подробно рассмотрена работа с эпитетами....