Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
план-конспект урока (6 класс) на тему
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_lomako_galina_nikolaevna.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и русского языка
в 6 классе по теме:
литература:
«Великая Отечественная война
в произведениях русских поэтов XX века»:
русский язык:
«Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ…
Составитель урока: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ с.Войсковая Казинка Долгоруковского муниципального района Липецкой области Ломако Галина Николаевна.
с.Войсковая Казинка-2016
Сохранить память о героях – наш долг.
Тип урока:
мультимедийный урок по изучению нового материала.
Цель урока:
формирование знаний у учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни.
Задачи:
обучающие:
➢познакомить с русскими поэтами-фронтовиками,
➢дать представление о Второй мировой войне в стихотворениях тех лет,
➢показать значение поэзии в годы войны;
развивающие:
➢способствовать развитию речи;
➢продолжить формирование умения работы с текстом, выделять главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры;
➢продолжить развитие умения анализировать стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности;
➢развивать образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство, кинематограф, краеведение);
➢активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению.
Воспитательные:
➢воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной
Формы работы учащихся:
индивидуальная, фронтальная, кооперативно-групповая, парная.
Методы обучения:
репродуктивный, метод творческого чтения, исследовательский, практический, эвристический (частично-поисковый), объяснительно-иллюстративный.
Приемы обучения:
создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, аналитическая работа с текстом, организация исследовательской деятельности учащихся.
Виды деятельности учащихся:
выразительное чтение наизусть, пересказ, аудирование, анализ стихотворений, работа со словарями, творческая работа (домашнее задание).
Оборудование:
Мультимедийный проектор, ноутбук, таблицы и схемы для учащихся, выставка книг о Великой Отечественной войне, репродукции картин, выставка рисунков учащихся школы, выставка экспонатов из школьного музея.
План урока:
1. Постановка проблемы (вопрос, возвращение к которому происходит в конце урока).
2. Формулировка учащимися темы урока.
3. Эмоциональный настрой учащихся на восприятие темы (ассоциативное поле).
4. Актуализация темы, формулировка учащимися цели урока.
5. Вступительное слово учителя,
6 Анализ стихотворений, чтение учащимися наизусть.
7. Творческие работы учащихся.
8. Возвращение к проблеме урока.
9. Заключительный эмоциональный этап урока (посвящается памяти героям Великой Отечественной войны
Ход урока:
Слово учителя:(слайд1)
Чего бы вы хотели больше всего на свете? (ответы учащихся)
В конце урока мы еще вернемся к этому вопросу.
А сейчас посмотрите и послушайте аудиозаписи и подумайте, о чем мы будем с вами разговаривать на уроке.(слайд2-4)
Так, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?
Ребята, какой период в русской литературе мы изучаем с вами?
Давайте сформулируем тему нашего урока: Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов 20 века. А так как наш урок интегрированный, то еще вам будет предложено поработать по теме «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне» А общее название урока предлагаю такое-«Нам дороги эти позабыть нельзя» (слайд5)
-Скажите, а какие бы вопросы вы хотели бы осветить в рамках данной темы?
Ответы учащихся:
-На прошлом занятии мы узнали о поэтах - фронтовиках, читали их произведения. Мне хочется узнать и о писателях того времени, их произведениях.
-А мне хотелось бы понять, как так писатель или поэт может создать свое произведение, что оно надолго остается в памяти и ты каждый раз сопереживаешь герою?
Учитель:
-Хорошо. Пожалуй, эти ваши вопросы мы обозначим как цели нашего урока .Единственное хочу добавить, что на таком уроке мы просто обязаны будем коснуться темы памяти о тех, кто отстоял для нас мир.
Беседа по вопросам:
-Каково было решение писателей с первых дней войны?
-В первый день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Их более тысячи ушли на фронт. (свыше 400 не вернулись назад) . Поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Уже на третий день по всей стране как призыв звучала песня на стихи Лебедева-Кумача «Священная война». Степан Щипачев написал стихотворение «22 июня 1941 года». Поэт Алексей сурков писал: «Пожалуй, никогда за время существование поэзии не было написано столько стихов». Почему? Да потому что поэзия выразила чувства, переживание, боль, горе, тревогу, надежду в этот час испытаний. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. И именно поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.
-Что представляла собой поэзия?
- В годы Великой Отечественной войны поэзия пережила особый подъем. Именно в стихе, в особой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом. Стихи способны были гораздо быстрее, оперативнее и эмоциональнее откликаться на постоянно менявшиеся события военного времени. Поэты стремились «к штыку приравнять перо». Стихи взывали с плакатов, их можно было увидеть на спичечном коробке и на обертке концентратов, они мелькали на броне танка.,мчавшегося в атаку, падали дождем листовок из самолетного люка, пронизывали собой радиоэфир и стремились уместиться на газетной полосе рядом со сводкой Информбюро.
Анализ стихотворения «Сын артиллериста»:(слайд6-8)
-чтение наизусть
-Благодаря чему создается впечатление разговорного стиля?
а) лексика
б) повторяющаяся поговорка
в) диалог
Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша…»(слайд 9-10)
-чтение наизусть
-Найдите в тексте все изобразительно-выразительные средства языка и определить их роль
(знакомство с анафорой, запись определения в тетрадь)
Анализ стихотворения «Сороковые, роковые…»(слайд11-12)
-Чтение отрывка наизусть
-Какое значение имеет обилие эпитетов в первой строфе?
(знакомство с аллитерацией, запись определения в тетрадь)
Анализ стихотворения «Мужество» А. Ахматовой. ( слайд 13)
-чтение наизусть
-К чему призывает людей автор А.Ахматова
Слово учителя о прозе военного времени(слайд 14-17)
Ребята, давайте сделаем небольшую паузу.
- У самой границы (физминутка)
У самой границы в секрете
Я зоркую службу несу.
За каждый пригорок в ответе,
За каждую ёлку в лесу.
Укрытый густыми ветвями,
И слышу я, и смотрю.
И сердце с родными краями
В такие часы говорю.
И всё мне становится ближе,
Как будто сквозь сумрак ночной,
Я всю свою Родину вижу
И вся она рядом со мной.
2. «День—ночь» (упражнение для глаз)
На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.
Ассоциативное поле «Война».(слайд18)
Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне (дети заполняют таблицы).
Давайте прочитаем, что у нас получилось.
Слово учителя о теме памяти (слайд19)
-выставка материалов о войне
-чтение учеником сочинения о военных дорогах своего прадеда
-рассказ о местном поэте Солодских М.П., прошедшем всю войну и с победой вернувшемся домой.
Слово учителя
Ребята, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни? (слайд20)
(Ответы учащихся)
-А закончить нашу встречу мне хотелось бы песней, которая была написана о событиях, не связанных с Великой Отечественной войной, но стала символом памяти о тех, кто ценой своей жизни защитил и сберег для нас мирную жизнь
(Видео «Журавли» слайд 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изображение Великой Отечественной войны в произведениях русской литературы.
Исследовательская работа по литературе....
Учебно-методические материалы по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка"
"Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великог...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной».
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе "Судьба человека"...
Интегрированный урок литературы в 11 классе "Вставай, страна огромная!" (Поэзия периода Великой Отечественной войны)
Урок литературы в 11 классе(2 часа)Тема: «Вставай, страна огромная!»(Поэзия периода Великой Отечественной войны).Место проведения: Музей Боевой славы МБОУ СОШ № 1 г. Охи.Класс: 11б.Тип уро...
Памятки по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка"
Памятки по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка"...
Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов ( 6 класс литература)
Урок для 6 класса по литературе...
Методическая разработка по родному (русскому) языку «Изобразительно-выразительные средства языка»
Методическая разработка по родному (русскому) языку «Изобразительно-выразительные средства языка»...