Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
план-конспект урока (6 класс) на тему

Ломако Галина Николаевна

В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_lomako_galina_nikolaevna.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и русского языка

в 6 классе по теме:

литература:

«Великая Отечественная война

в произведениях русских поэтов XX века»:

русский язык:

«Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»

НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ…

 

Составитель урока: учитель русского языка и литературы  первой квалификационной категории МБОУ СОШ с.Войсковая Казинка  Долгоруковского муниципального района  Липецкой области  Ломако  Галина Николаевна.

 

с.Войсковая Казинка-2016

Сохранить память о героях – наш долг.

Тип урока:

мультимедийный урок по изучению нового материала.

Цель урока:

формирование знаний у учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни.

Задачи:

обучающие:

познакомить  с русскими поэтами-фронтовиками,

дать представление о Второй мировой войне в стихотворениях тех лет,

показать значение поэзии  в годы войны;

развивающие:

способствовать развитию речи;

продолжить формирование умения работы с текстом, выделять главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры;

продолжить развитие умения анализировать стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности;

развивать  образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство, кинематограф, краеведение);

активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению.

Воспитательные:

воспитывать  патриотические чувства: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной

Формы работы учащихся:

индивидуальная,  фронтальная, кооперативно-групповая, парная.

Методы обучения:

репродуктивный, метод творческого чтения, исследовательский, практический, эвристический (частично-поисковый),  объяснительно-иллюстративный.

Приемы обучения:

создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, аналитическая работа с текстом, организация исследовательской деятельности учащихся.

Виды  деятельности  учащихся:

выразительное чтение наизусть, пересказ, аудирование, анализ стихотворений, работа со словарями, творческая работа (домашнее задание).

Оборудование:

Мультимедийный проектор, ноутбук, таблицы и схемы для учащихся, выставка книг о Великой Отечественной войне, репродукции картин, выставка рисунков учащихся школы, выставка экспонатов из школьного музея.

План урока:

1.     Постановка проблемы (вопрос, возвращение к которому происходит в конце урока).

2.     Формулировка учащимися темы урока.

3.     Эмоциональный настрой учащихся на восприятие темы (ассоциативное поле).

4.     Актуализация темы, формулировка учащимися цели урока.

5.     Вступительное слово учителя, 

6     Анализ стихотворений, чтение  учащимися наизусть.

7.     Творческие работы учащихся.

8.      Возвращение к проблеме урока.

 9.  Заключительный эмоциональный этап урока (посвящается памяти героям Великой Отечественной войны    

Ход урока:

Слово учителя:(слайд1)

Чего бы вы хотели больше всего на свете? (ответы учащихся)

В конце урока мы еще вернемся к этому вопросу.

А сейчас посмотрите и послушайте аудиозаписи и подумайте, о чем мы будем с вами разговаривать на уроке.(слайд2-4)

Так, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?

Ребята, какой период в русской литературе мы изучаем с вами?

Давайте сформулируем тему нашего урока: Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов 20 века. А так как наш урок интегрированный, то еще вам будет предложено поработать по теме «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне» А общее название урока предлагаю такое-«Нам дороги эти позабыть нельзя» (слайд5)

-Скажите, а какие бы вопросы  вы хотели бы осветить в рамках данной темы?

Ответы учащихся:

-На прошлом занятии мы узнали о поэтах - фронтовиках, читали их произведения. Мне хочется узнать и о  писателях того времени, их произведениях.

-А мне хотелось бы понять, как так писатель или поэт может создать свое произведение, что оно надолго остается в памяти и ты каждый раз сопереживаешь герою?

Учитель:

-Хорошо. Пожалуй, эти ваши вопросы мы обозначим как цели нашего урока .Единственное хочу добавить, что на таком уроке мы просто обязаны будем коснуться темы памяти о тех, кто отстоял для нас мир.

Беседа по вопросам:

-Каково было решение писателей с первых дней войны?

-В первый день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Их более тысячи ушли на фронт. (свыше 400 не вернулись назад) . Поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Уже на третий день по всей стране как призыв звучала песня на стихи Лебедева-Кумача «Священная война». Степан Щипачев написал стихотворение «22 июня 1941 года». Поэт Алексей сурков писал: «Пожалуй, никогда за время существование поэзии не было написано столько стихов». Почему? Да потому что поэзия выразила чувства, переживание, боль, горе, тревогу, надежду в этот час испытаний. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. И именно поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

-Что представляла собой поэзия?

- В годы Великой Отечественной войны поэзия пережила особый  подъем. Именно в стихе, в особой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом. Стихи способны были гораздо быстрее, оперативнее и эмоциональнее откликаться на постоянно менявшиеся события военного времени. Поэты стремились «к штыку приравнять перо». Стихи взывали с плакатов, их можно было увидеть на спичечном коробке и на обертке концентратов, они мелькали на броне танка.,мчавшегося  в атаку, падали дождем листовок из самолетного люка, пронизывали собой радиоэфир и стремились уместиться на газетной полосе рядом со сводкой Информбюро.

Анализ стихотворения «Сын артиллериста»:(слайд6-8)

-чтение наизусть

-Благодаря чему создается впечатление разговорного стиля?

а) лексика

б) повторяющаяся поговорка

в) диалог

Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша…»(слайд 9-10)

-чтение наизусть

-Найдите в тексте все изобразительно-выразительные средства языка и определить их роль

(знакомство с анафорой, запись определения в тетрадь)

Анализ стихотворения «Сороковые, роковые…»(слайд11-12)

-Чтение отрывка наизусть

-Какое значение имеет обилие эпитетов в первой строфе?

(знакомство с аллитерацией, запись определения в тетрадь)

Анализ стихотворения «Мужество» А. Ахматовой. ( слайд 13)

-чтение наизусть

-К чему призывает людей автор А.Ахматова

Слово учителя о прозе военного времени(слайд 14-17)

Ребята, давайте сделаем небольшую паузу.

 

  1. У самой границы (физминутка)

У самой границы в секрете

Я зоркую службу несу.

За каждый пригорок в ответе,

За каждую ёлку в лесу.

     Укрытый густыми ветвями,

     И слышу я, и смотрю.

     И сердце с родными краями

     В такие часы говорю.

И всё мне становится ближе,

Как будто сквозь сумрак ночной,

Я всю свою Родину вижу

И вся она рядом со мной.

2. «День—ночь» (упражнение для глаз)

            На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово     «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.

Ассоциативное поле «Война».(слайд18)

Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне (дети заполняют таблицы).

Давайте прочитаем, что у нас получилось.

Слово учителя о теме памяти (слайд19)

-выставка материалов о войне

-чтение учеником сочинения о военных дорогах своего прадеда

-рассказ о местном поэте Солодских М.П., прошедшем всю войну и с победой вернувшемся домой.

Слово учителя

Ребята, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни? (слайд20)

(Ответы учащихся)

 закончить нашу встречу мне хотелось бы песней, которая была написана  о событиях, не связанных с Великой Отечественной войной, но стала символом памяти о тех, кто ценой своей жизни защитил и сберег для нас мирную жизнь

(Видео «Журавли» слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические материалы по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка"

"Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великог...

Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной».

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе "Судьба человека"...

Интегрированный урок литературы в 11 классе "Вставай, страна огромная!" (Поэзия периода Великой Отечественной войны)

Урок литературы в 11 классе(2 часа)Тема: «Вставай, страна огромная!»(Поэзия периода Великой Отечественной войны).Место проведения: Музей Боевой славы МБОУ СОШ № 1 г. Охи.Класс: 11б.Тип уро...

Памятки по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка"

Памятки по русскому языку "Изобразительно-выразительные  средства языка"...

Методическая разработка по родному (русскому) языку «Изобразительно-выразительные средства языка»

Методическая разработка по родному (русскому) языку «Изобразительно-выразительные средства языка»...