Статья "Работа над изобразительно-выразительными средствами языка на занятиях русского языка и литературы"
статья
Предварительный просмотр:
Работа над изобразительно-выразительными средствами языка на занятиях русского языка и литературы
Любому человеку необходимо научиться строить свою речь правильно, чётко, эмоционально. Во взрослой жизни от этого зависит успех во многих профессиях.
Я стараюсь строить работу так, чтобы ребнок был активным участником процесса обучения.
В работе над развитием творческих способностей обучающихся я использую различные средства выразительности речи.
Подробнее рассмотрим работу с эпитетами.
Эпитет – это один из тропов, являющийся художественным, образным определением.
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
- образно охарактеризовывать предмет;
- создаватьть атмосферу, настроение;
- передавать отношение автора к характеризуемом предмету;
- совмещать все функции в равных долях.
В работе по развитию умения пользоваться эпитетами я использую следующие задания:
- Продолжи ряд.
- Найди эпитеты в произведении и выпиши их в словарик «царственных» слов.
- Определите время года по его свойствам.
- Подумайте какую роль играют эпитеты в тексте.
- Описание картины по плану.
- Определите к какому виду относится эпитет.
- Игра «Соревнование с поэтом»: в стихотворениенадо ввести эпитеты, которые помогут представить нарисованную автором картину.
Рассмотрим пример:игра «Соревнование с поэтом».
Задание:
Введите эпитеты в стихотворение А.Фета, которые помогут представить нарисованную поэтом картину. Посоревнуйтесь с автором.
_____ ________ картина,
Какты мне родна:
___________ равнина,
______________ луна.
Свет небес ___________,
И ______________ снег,
И саней ______________
_________________ бег.
В случае затруднения можно провести коллективное обсуждение предлагаемых обучающимися эпитетов. Или предложить ряд слов-определений, которые можно использовать при работе.Среди них должны быть и те, которые нельзя ввести в стихотворение.
(Чудная) картина, Как ты мне родна: (Белая) равнина, (Полная) луна.
Свет небес (высоких) И (блестящий) снег, И саней (далёких) (Одинокий) бег.
На практике у меня получились следующие результаты:
При выполнении заданий в первый раз затруднения испытывали:
- задание № 1 – 32% обучающихся;
- задание № 2 – 10% обучающихся;
- задание № 3 – 3% обучающихся;
- задание № 4 – 5% обучающихся;
- задание № 5 – 38% обучающихся;
- задание № 6 – 3% обучающихся;
- задание № 7 – 17% обучающихся.
При выполнении заданий через три недели работы затруднения испытывали:
- задание № 1 – 24% обучающихся;
- задание № 2 – 4% обучающихся;
- задание № 3 – 2% обучающихся;
- задание № 4 – 2% обучающихся;
- задание № 5 – 27% обучающихся;
- задание № 6 – 1% обучающихся;
- задание № 7 – 12% обучающихся.
Таким образом, видим, что меньше затруднений вызывают задания, основанные на теоретических знаниях обучающихся, и больше – задания творческого характера.
Работа с эпитетами помогает детям «вслушиваться» и «всмативаться»в литературные произведения и, как следствие, в окужающий мир.
Используя приведенные выше виды заданий, я достигла следующих результатов:
- Учащиеся могут находить эпитеты и определять их роль в тексте.
- Дети могут грамотно подбирать эпитеты к словам-образам.
- Учащиеся более вдумчиво читают литературное произведение.
- Дети хорошо отличают эпитеты от грамматических определений.
- Произведение вызывает у детей эмоциональный отклик.
- Дети стремятся к самостоятельному литературному творчеству.
Таким образом, на основе анализа и обобщения моего опыта по формированию и развитию творческого потенциала школьников можно сделать вывод, что использование различных приёмов и методов в работе способствует развитию творческих способностей обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство мотивации на уроках русского языка и литературы
Подготовка молодёжи к будущему заключается не только в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже ...
Интеграция как средство формирования исследовательских компетенций студентов техникума на занятиях русского языка и литературы
Рассматриваются понятия: интеграция, интегральные технологии. Рассказывается об организации интегрированных занятий....
Средства выразительности на уроках русского языка и литературы
Лекция по теме:"Средства выразительности русской речи"...
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА
Комплект оценочных средств предназначен для оценки освоения итоговых образовательных результатов по дисциплине Русский язык и литература. Литература. Оценка проводится методом сопостав...
Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Сборник материалов научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных органи...
Создание гипермедиасочинений как средство мотивации к изучению русского языка и литературы
Сочинение — это вид работы, хорошо знакомый каждому, особенно учителям русского языка и литературы. Которые знают, как ученики относятся к написанию сочинения: дети не любят этот вид работы. Пер...