Конспект урока в рамках ФГОС по литературе в 7 классе
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_ramkah_fgos_po_literature_v_7_klasse.rar | 43.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в рамках ФГОС по литературе в 7 классе «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»(по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака»)
Цели:
1. Посредством анализа рассказа осмыслить и попробовать разобраться в человеческих поступках
2. Развитие устной и письменной речи через диалог;
3. Развитие творческих способностей;
4. Продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания; воспринимать альтернативные точки зрения.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: уметь анализировать отдельный эпизод произведения, определять его роль во всей структуре; уметь составлять литературные портреты героев.
Метапредметные результаты: понять, что хотел сказать автор читателю и выявить идею, которая заложена в этом произведении
Личностные результаты: найти свой смысл в этом рассказе и учиться проводить рефлексию.
Тип урока:урок открытий новых знаний.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением приступим к работе. У нас сегодня необычный урок, потому что невозможно буднично, без душевного волнения говорить об удивительном рассказе Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Начнем наш урок с высказываний мыслителей, писателей и философов. На столе у каждой группы есть высказывание. Прочитайте его и подумайте, о чём в нем идет речь? Какую мысль нам хотели донести?
Работа в группах:
1группа: Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделённая с собакой, когда ты голоден не меньше её.
Джек Лондон.
2 группа: Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
Артур Шопенгауэр.
3 группа: Быть человеком – это чувствовать свою ответственность.
Антуан де Сент-Экзюпери.
4 группа: Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими братьями меньшими.
Антуан де Сент Экзюпери.
ответы учеников
- Давайте с вами вспомним произведения русской литературы, героями которых являются собаки. ( А. П. Чехов «Каштанка», И. С. Тургенев « Муму», Г. Н. Троепольский « Белый Бим Чёрное ухо, Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Бешеная собака», «Булька» и т.п. ).
–Почему, по-вашему, к проблеме «Человек и животные» обращались многие русские писатели? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)
Дома вы узнали историю еще одной собаки, прочитав рассказ Л. Андреева «Кусака».Л.Андреев говорит: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями …»
- О чём эти слова?(ответы учеников)
-Ещё французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своей мудрой философской сказке сказал: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили». Эта цитата и станет темой нашего сегодняшнего урока. Запишите ее в маршрутный лист розового цвета.
-О чем же мы сегодня будем говорить? (ответы учеников)
Итак, цель нашего урока:
1.Попробовать разобраться в человеческих поступках;
2. Учиться анализировать отдельный эпизод произведения;
3.Составлять литературные портреты.
Анализ ключевых эпизодов.
- Можно ли разделить рассказ на части? На сколько частей? (Да.На две части: до и после встречи)
-Какой мы видим собаку в начале рассказа? (грязная и некрасивая)
- Каким словом автор называет собаку? У нее есть имя? (местоимением «она»)
-А почему?(Потому что собака бездомная, без имени)
Обратите внимание: писатель не случайно употребляет слово «без имени», отношение к собаке как к человеку
Запишем это в маршрутный лист
- Как люди относятся к Кусаке? (жестоко)
- А в чём проявляется человеческая жестокость?(ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали; вспоминают эпизод с пропойцей-мужиком)
- Почему он пнул собаку, которую сам же и позвал?(Несчастлив сам, свою обиду вымещает на более слабых, несчастных.А если бы приласкал, сам бы стал добрее)
- От чего завизжала собака? (от обиды)
-Давайте подумаем над словом обида. В толковом словаре обида- это несправедливо причинённое огорчение, оскорбление. Применимо ли это слово к собаке?(ответы учеников)
Вывод: Говоря о собаке, писатель употребляет слова, которые могут быть отнесены только к человеку, тем самым она как бы наделена чувствами человека.
- Что же с собакой происходит дальше? Сохраняет ли она свое доверие к людям? Давайте докажем эту мысль текстом (С тех пор …собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобы набрасывалась и пыталась укусить, пока камнями и палками не удавалось отогнать её»)
- Но, несмотря на это, в чём всё-таки нуждалась собака? Чего ей недостает? (Ласки, заботы, общения, внимания, доброты со стороны людей)
Вывод:В сущности того же самого, чего не хватает и людям. Равнодушие и презрение людей превратили добрую собаку в злую, кусачую.
- Но, вот наступает весна и что происходит? (приезжают дачники)
- Кого мы можем среди них выделить? (Лёлю)
- Как изменилась жизнь собаки с приездом дачников? В чём выражаются эти перемены? (У неё появилась кличка «Кусака, «Кусачка»)
- Какой момент наивысшего доверия? Зачитайте отрывок
- Отчего Кусака испытывает боль даже от ласки детских рук? (Непривычная ласка)
- Объясните смысл выражения «Всей собачьей душою расцвела Кусака»?(зачитать отрывок: «длинная шерсть стала лосниться, как атлас»).
- Осталось ли в ней что-то от прежней Кусаки? (нет, теперь у нее появилось имя, она изменилась и внешне)
-Давайте запишем это в маршрутный лист.
Составление кластера (вывод по композиции рассказа).
Таким образом, кольцевую композицию можно представить графически (работаем в маршрутных листах):
(грязная, некрасивая Кусака (длинная шерсть…
злая) стала лосниться, как атлас,
собака кольцевая ласковая)
зима композиция весна, лето
она собака (промокшая, грязная,
(бродяга) несчастная)
Осень
-Наступила осень. Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья? (Она принадлежала людям и могла им служить.Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья)
- Какое чувство испытывают дачники, их дети, общаясь с Кусакой?( Они тоже счастливы, Кусака доставляет им радость, веселье. «Не проходило и часа, чтобы кто-нибудь из детей не позвал Кусаку»).
3).В конце 3 главы мы читаем: «Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться… и уже искала и просила ласк». Что произошло, как это назвать? (Люди приручили Кусаку.Она стала ручной и домашней)
4).4 глава начинается с описания природы: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо». Какой троп использовал автор и с какой целью? ( Это метафора и олицетворение.Они усиливают чувство жалости к Кусаке со стороны автора, даже будто сама природа грустит вместе с собакой). Кто ещё в рассказе испытывает чувство жалости к Кусаке? (Леля, но даже она забыла попрощаться с Кусакой, наверное, её было стыдно перед собакой, всё-таки она девушка воспитанная. Леля произносит слово «жалко», больше в защиту Кусаки она ничего не говорит, хотя собака больше привязана именно к ней. «Леля была готова заплакать, но не заплакала»).
Что самое печальное в этом рассказе, на ваш взгляд?
(После вариантов ответов учащихся подготовленные ученики показывают инсценировку «Разговор Лели с матерью»).
- А Кусаку придётся оставить. Бог с ней! Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя.
-Жалко, -повторила Леля, готовая заплакать.
-Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. А это что – дворняжка.
Вывод: Приговор собаке вынесен только потому, что она не породистая, а простая дворняжка. Догаевский породистый щенок «уже служит», - читаем мы, а Кусака разве не служит? Вспомните, как преданно она охраняет хозяев, зная, что «люди спали, были беспомощны… и собака ревниво сторожила их».
1).Как вы оцениваете такой поступок дачников, временных хозяев Кусаки, ведь именно благодаря им собака стала той самой Кусакой, которую все полюбили, зауважали? (Это предательство по отношению к ней, жестоко. Кусака никогда не предаст, какими бы солидными ни были её хозяева, богатыми или бедными, она просто будет им верно, бескорыстно служить, а порода для неё ничего не значит. А дачники, «очень добрые люди», предали Кусаку, причинив ей ещё большую боль, чем раньше, когда мы читали о ней в начале рассказа)
- Почему? ( Потому что люди её приручили, а затем бросили на произвол судьбы. Конечно, это очень жестоко. Кусака не заслужила такого к себе отношения. Люди, наверное, думали, что приютили бездомную собаку, сделали доброе дело, помогли ей).
2).Как меняется пейзаж в конце 4 главы? Какую параллель можно провести между описанием природы и настроением Кусаки? Найдите соответствующие цвета, глаголы, наречия и прилагательные, передающие грустное настроение собаки. (В описании природы теперь преобладают мрачные тона: серые, тёмные.Олицетворения: «мрак заполнил пустую дачу, бесшумно выползал он из кустов, свет долго боролся с тьмою, стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь»).
3).Обратите внимание на последний абзац. Какие слова являются ключевыми, главными? («Собака выла»). Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку.Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет). Каково лексическое значение этого глагола?
ВОЙ – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.
ЛАЯЛА ВЫЛА
«Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.
Почему же люди не смогли проявить милосердие к собаке. Ведь дачники попались ей добрые. Разве доброты и жалости недостаточно для милосердия. Каких качеств ещё недостаёт? Что бы вы включили в это понятие?
Необходимо: СОЧУВСТВИЕ
СОСТРАДАНИЕ
СОПЕРЕЖИВАНИЕ
ПОНИМАНИЕ
ЛЮБОВЬ
ЗАБОТА
Cоставляем кластер:
ЧТО ТАКОЕ МИЛОСЕРДИЕ?
любовь
жалостьсочувствие
доброта милосердие сострадание
забота сопереживание
понимание
На что похож кластер? На солнце. Значит, милосердие похоже на СОЛНЦЕ!
Все слова получились «тёплые и светлые».
Подведём итоги.
В конце 4 главы появляется образ деревенского дурачка Илюши. Значение имени Илья – верующий. Во что он верит? Как и Кусака, в доброту людей.
Какова роль этого персонажа?(Люди дразнят Илюшу, зло над ним насмехаются, хохочут, согласны дать ему копеечку, если Илюша им дрова наколет. Люди одинаково равнодушны и к себе подобным. Что уж говорить о собаке. Кто прежде всего нуждается в милосердии? На Руси всегда призывали проявлять милосердие к нищим, юродивым, бездомным, немощным. Но человеческое равнодушие бывает порой сильнее милосердия, от которого одинаково пострадали и дурачок Илюша, и Кусака.)
Вопрос к классу: А вы помогаете нуждающимся, проявляете милосердие к старикам, бездомным, братьям нашим меньшим?
(На экране: высказывания великих людей о милосердии-эпиграфы к уроку.)-ответы учеников
Заключительное слово: Слайды с фотографиями собак
Рассказ Л. Андреева вызывает сочувствие и сострадание к «братьям нашим меньшим» и в то же время учит ответственному отношению к тем, кого мы приручили. Он помогает нам посмотреть на свои поступки со стороны. Писатель осуждает черствость, жестокость, безразличие ко всему живому, необременительную доброту. История Кусаки взывает: «Люди, будьте милосерднее, добрее, не жалейте своего сердца, тепла одиноким и страдающим».
Стихотворение Гафта-видеозапись
Мир, в котором мы с вами живем, огромен. В нем есть все: добро и зло, сострадание и бессердечие. Очень важно не потеряться в этом мире, правильно ответить на поставленные жизнью вопросы. Надеюсь, что наш урок поможет вам стать добрее и милосерднее.
Рефлексия
Прием «Закончи предложение» (устное интервью)
- О чём думаете сейчас? (По кругу пускаем мягкую игрушку- собачку, и каждый высказывает своё мнение).
-- Я понял…
-- Я верю…
--Я подумал…
--Я узнал…
Домашнее задание:
Индивидуально: 1) дописать свой финал рассказа; 2) написать письмо Лёле 3) Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?
Оценивание: производится индивидуально в представленной таблице
ФИ: | |||
Название работы | Критерии оценивания | Заработан- ные баллы | |
Участвовал в обсуждении эпиграфа | 1 | ||
Читал отрывок | 1 | ||
Составлял кластер «Композиция» | 1 | ||
Составлял кластер «Что такое милосердие?» | 1 | ||
Активность в групповой работе | высокая | 3 | |
средняя | 2 | ||
низкая | 1 | ||
Отвечал на уроке | очень активно | 3 | |
активно | 2 | ||
редко | 1 | ||
Общий балл | |||
Оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в рамках ФГОС для учащихся 5 класса по теме : \'\'Victory Day"
Разработка урока в рамках ФГОС для учащихся 5 класса по теме : \'\'Victory Day ""...
Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему: «Нечистая сила в романе М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита».
Конспект урока в рамках реализации ФГОС : М.А. Булгаков «Нечистая сила в романе « Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.»(анализ эпизода)....
Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему «Нуклеиновая кислота – ДНК».
Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему «Нуклеиновая кислота – ДНК» будет полезен для учителей и учащихся школ, преподавателй и обучающихся в системе НПО и СПО....
Конспект урока в рамках ФГОС по теме "Личные местоимения"
Конспект урока в рамках ФГОС с технологической картой по теме "Личные местоимения". Есть презентация....
конспект урока "Смутное время" ФГОС история России 7 класс
Разработка открытого урока по истории России "Смутное время" ФГОС 7 класс, к учебниску история России под. ред. А.В. Торкунова...
конспект урока в рамках ФГОС «Обучение техники метания мяча с разбега. Правила метания с разбега»
Место проведения: спортивная площадкаЦель: Познакомить с техникой метания мяча на дальностьУчебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:1. Развитие мотивов в учебной деятельности ...
Методическая разработка урока в рамках ФГОС по литературе в 11 классе «Да не потемнеет лик Господа во мраке революции» (по повести В.А.Никифорова-Волгина «Дорожный посох»)
В современном обществе существенно изменилась парадигма ценностей. Смещение акцентов в сторону информационных технологий негативно сказалось на духовном облике человека. Зависимость от мультимедийного...