Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему «Нуклеиновая кислота – ДНК».
план-конспект урока по биологии на тему

Скурихина Александра Николаевна

Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему «Нуклеиновая кислота – ДНК» будет полезен для учителей и учащихся школ, преподавателй и обучающихся в системе НПО и СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_ramkakh_realizatsii_fgos_na_temu_dnk.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  КОНСПЕКТ  УРОКА в рамках реализации ФГОС на тему «Нуклеиновая кислота – ДНК».

Преподаватель: Скурихина Александра Николаевна

Предмет:   биология;                        курс    1                      

Тема урока: «Нуклеиновая кислота  - ДНК».

Планируемые результаты:

Предметные результаты: уметь характеризовать структуру и свойства молекулы ДНК; уметь раскрывать механизм удвоения ДНК.

Метапредметные результаты: умение обобщать и анализировать полученную информацию.

Личностные результаты: умение грамотно изложить свою точку зрения.

Этапы урока,

время

Планируемый

результат

Универсальные

учебные действия,

предметные

 учебные действия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Методы и приёмы

Организацион

ный момент

( 3 мин.)

Цель: настроить

обучающихся на

усвоение материала

урока.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Предметные УД

Формируем умение

выявлять сущность,

особенности

объектов.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

Целеполагание как

способность соотно-

сить то, что уже

известно и усвоено,

и то, что ещё

неизвестно.

Формируем мотивации

к обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

Формируем умение

работы с планом урока.

1. Вступительное слово

преподавателя о важности нуклеиновых кислот, особенно ДНК в клетке.

1. Объявление темы

урока (слайд с темой урока)

2. Преподаватель предлагает

Обучающимся  подумать о

роли ДНК в клетке.

Слушают вступительное слово преподавателя.

Запись числа и темы урока

Первичное осмысление и темы, и вопроса, заданного преподавателем

Словесный

Наглядный

Словесный

Частично-

поисковый

Опрос

учащихся по

заданному на

дом

материалу

( 10 мин.)

Цель: проверить

домашнюю подготов-

ку учащихся, кото-

рая поможет усвоению

нового материала.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Предметные УД

Формируем умение

извлекать информа-цию из текста.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

Формируем умение

оценивать учебные

действия в соответст-

вии с поставленной

задачей.

Формируем умение

оценивать поступки

 в соответствии с

определённой ситуацией.

Умение использовать

знания оструктуре и свойстве молекулы ДНК

 

Учащимся предлагается задание в виде диктанта по темам: «Углеводы, липиды». Учитель читает утверждения, а учащиеся отмечают, какое из утверждений верное.

1. Учащимся предлагается вспомнить строение и свойства органических соединений – углеводов, липидов, белков.

2. Преподаватель просит учащихся ответить на заданные утверждения в тетради. Если утверждение верное, ставят «+»; если неверное – «-».

3. Преподаватель просит учащихся поменяться тетрадями с соседом по парте и провести взаимопроверку.

Преподаватель слушает ответы  учащихся.

Обучающиеся вспоминают строение и свойства органических соединений.

Обучающиеся записывают ответы на утверждения

Обучающиеся меняются тетрадями и проводят взаимопроверку.

Беседа

Репродуктив-

ный

Частично-поисковый

Объяснение

нового

материала

(20 мин.)

Цель: используя схему строения ДНК объяснить сущность строения молекулы; научить решать биологические задачи.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Предметные УД

Формируем умение

на основе анализа

объектов делать

выводы.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

Формируем умение

высказывать своё

предположение на

основе работы с

материалом текста.

Формируем умение

 анализировать текст и схему ДНК

 Формируем умение решать биологические задачи.

 

 

1. Преподаватель просит учащихся  обратить внимание на тему урока и выделить в теме

ключевое слово (ДНК).

2. Преподаватель рассказывает историю изучения нуклеиновых кислот. Обращает внимание на портрет швейцарского химика И.Ф. – Мишера открывшего нуклеиновые кислоты.

3. Преподаватель объясняет строение молекулы ДНК, расшифровывает ее, показывает схему строения ДНК.

4. Преподаватель объясняет комплементарное строение ДНК. Правило Чаргаффа. Репликацию молекулы ДНК. Приводит пример решения задачи на правило Чаргаффа.

5. Преподаватель просит учащихся рещить задачи на правило Чаргаффа по вариантам.

6. Преподаватель  вместе с

учащимися подводит

итоги по решенным задачам, разбирает ошибки в решении задач.

Обучающиеся находят ключевое слово и пытаются объяснить

свой выбор.

Обучающиеся слушают преподавателя смотрят на портрет ученого.

Обучающиеся записывают структуру молекулы ДНК, рассматривают схему строения ДНК.

Обучающиеся записывают комплементарное строение молекулы ДНК, правило Чаргаффа.

Обучающиеся решают задачи на Правило Чаргаффа.

Обучающиеся включаются в обсуждение, размышляют на ошибками в решении задач.

 

Частично-поисковый

Словесный

Частично-поисковый

Репродуктивный

Репродуктивный

Репродуктивный

Закрепление

Учебного

Материала

(10 мин.)

Цель:

Проверка усвоения

учащимися темы

урока.

Познавательные УУД

Коммуникативные

УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Предметные УД

Формируем умение

на основе анализа

объектов делать

выводы.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

Формируем умение

высказывать своё

предположение на

основе работы с

материалом текста.

Формируем умение

делать выводы по пройденному материалу

Формируем умение конструировать молекулу ДНК

На столах у обучающихся цветная бумажная распечатка молекулы ДНК.

1. Преподаватель просит учащихся взять бумажные распечатки разрезать ножницами определенные места и согнуть таким образом, чтобы получилась объемная молекула ДНК. При проведении этой работы преподаватель обращает внимание на значимость комплементарного строения молекулы ДНК.

 

2. Преподаватель подводит итог урока о важности ДНК в клетке. Проводит фронтальную беседу.

Обучающиеся   выполняют работу по созданию объемной бумажной молекулы ДНК.

Обучающиеся отвечают на постав-

ленный вопрос учителя и

вместе с учителем подводят

итог уроку.

Беседа

Репродуктивный

Задание на

дом

( 2 мин.)

Цель:

Проверить уровень

готовности написать

тест по теме «ДНК»

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Предметные УД

Формируем умение

на основе анализа

объектов делать

выводы.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

Формируем умение

осуществлять позна-

вательную и лич-

ностную рефлексию.

Формируем мотива-

цию к обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

Данный вид

домашнего задания

дает представление

об усвоении материала.

Преподаватель  предлагает

учащимся прочитать конспект урока и решить задачу на правило Чаргаффа.

Обучающиеся записывают домаш-

нее задание.

Беседа

Репродуктивный

Приложение 1. Химический диктант.

Отметьте верные утверждения.

  1. К моносахаридам относится крахмал.
  2. К полисахаридам относится глюкоза.
  3. К дисахаридам относится мальтоза
  4. Дезоксирибоза входит в состав молекулы ДНК.
  5. Из остатков α –глюкозы состоит молекула крахмала.
  6. Жиры образуют основу клеточных мембран.
  7. При распаде 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии.
  8. Моносахариды – бесцветные вещества, обладают приятным вкусом и хорошо растворимы в воде.
  9. Олигосахариды – простые углеводы.
  10. Макромолекула, образованная мономерами, называется полимером.

  

Приложение 2.

Биологические задачи.

Задача №1 (на доске)

Фрагмент правой цепи ДНК имеет следующий нуклеотидный состав: ГГГЦАТААЦГЦТ...

Определите  порядок чередования  нуклеотидов в, левой цепи.

Какова длина данного фрагмента молекулы ДНК?

Определите процент содержания каждого нуклеотида в данном фрагменте.

Решение задачи №1

1). По принципу комплементарности строим левую цепь ДНК:

правая цепь Г-Г-Г-Ц-А-Т-А-А-Ц-Г-Ц-Т- ...

левая цепь  Ц-Ц-Ц-Г-Т-А-Т-Т-Г-Ц-Г-А- ...

2). Так как молекула ДНК двухцепочная, следовательно, ее длина равна длине одной цепи.

Один нуклеотид занимает в молекуле ДНК 0,34 нм. Отсюда длина данного фрагмента:

0,34 нмх 12 = 4,08 нм

3). Всего в данном фрагменте молекулы ДНК будет

24 нуклеотида.

Из них А = 5, или 20,8%

По правилу Чаргаффа А + Г = А+Ц, А = Т, Г=Ц

Тогда Т = 5 — 20,8%

Г + Ц = 24 — 10=14;

Г = Ц = 7, или 29,2%

Ответ: А = 20,8%; Т = 20,8%; Г = 29,2%; \л/ = 29,2%.

Задачи по вариантам.

Вариант 1.

Задача № 1.

На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:

А–А–Г–Т–Ц–Т–А–Ц–Г–Т–А–Т

Определите последовательность нуклеотидов 2й цепи в этом фрагменте ДНК и длину гена.

Решение:

1) достраиваем вторую нить (по принципу комплементарности А=Т   Ц=Г)

А–А–Г–Т–Ц–Т–А–Ц–Г–Т–А–Т

Т–Т–Ц–А–Г–А–Т–Г–Ц–А–Т–А

2) молекула ДНК двуцепочечная, поэтому длина гена равна длине одной цепи:

12 × 0,34 = 4,08 нм

Задача № 2. В молекуле ДНК на долю цитидиловых нуклеотидов приходится 18%. Определите процентное содержание других нуклеотидов в этой ДНК.

Решение:

1) т.к. Ц = 18%, то и Г = 18%;

2) на долю А+Т приходится 100% – (18% +18%) = 64%, т.е. по 32%

Ответ: Г и Ц – по 18%, А и Т – по 32%.

Вариант 2.

Задача № 1. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуанидиловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК.

Определите:

а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК?
б) какова длина этого фрагмента?

Решение:

1) ∑(Г) = ∑(Ц)= 880 (это 22%);

На долю других нуклеотидов приходится 100% – (22%+22%)= 56%, т.е. по 28%;

Для вычисления количества этих нуклеотидов составляем пропорцию:

22% – 880
28% – х,       отсюда х = 1120

2) для определения длины ДНК нужно узнать, сколько всего нуклеотидов содержится в 1 цепи:

(880 + 880 + 1120 + 1120) : 2 = 2000
2000 × 0,34 = 680 (нм)

Задача № 2. Дана молекула ДНК с относительной  молекулярной массой 69 000, из них 8625 приходится на долю адениловых нуклеотидов. Найдите количество всех нуклеотидов в этой ДНК. Определите длину этого фрагмента.

Решение:

1) 69 000 : 345 = 200 (нуклеотидов в ДНК),

8625 : 345 = 25 (адениловых нуклеотидов в этой ДНК),

∑(Г+Ц) = 200 – (25+25)= 150, т.е. их по 75;

2) 200 нуклеотидов в двух цепях, значит в одной – 100.

100 × 0,34 = 34 (нм)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Нуклеиновые кислоты.

Материал урока позволяет в доступной форме объяснить и показать строение и функции нуклеиновых кислот....

Урок русского языка в рамках реализации ФГОС на тему "Звуки и буквы".

Конспект урока разработан с требованиями ФГОС....

Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему: «Нечистая сила в романе М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита».

Конспект урока в рамках реализации ФГОС  : М.А. Булгаков «Нечистая сила в романе « Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.»(анализ эпизода)....

Доклад по теме « Изменение концепции построения урока в рамках реализации ФГОС»

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. ...

Современный урок в рамках реализации ФГОС с использованием УМК Афанасьевой О.В.

В статье даны определения уроков деятельностной направленности по целеполаганию, которые ь можно распределить в четыре группы согласно требованиям  ФГОС:1.   Уроки «открытия» нового зна...

Рабочий лист к уроку биологии в 10 классе по теме "Нуклеиновые кислоты"

Может быть использован для самостятельного изучения данной темы, в качестве материала  на дистанционном обучении...