Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему: «Нечистая сила в романе М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита».
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Федотова Татьяна Владимировна

Конспект урока в рамках реализации ФГОС  : М.А. Булгаков «Нечистая сила в романе « Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.»

(анализ эпизода).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_fedotova.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  КОНСПЕКТ  УРОКА

Преподаватель  русского языка и литературы  Федотова Т.В.

Предмет:   литература;                        курс    2                      

Тема урока: «Нечистая сила в романе « Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.

 (анализ эпизода).

Планируемые результаты:

Предметные результаты: уметь анализировать отдельный эпизод произведения,  определять роль во всей структуре романа; уметь составлять литературные портреты героев.

Метапредметные результаты: умение обобщать по признакам и на основе анализа объекта делать выводы

Личностные результаты: умение анализировать героев эпизода и оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.    

Этапы урока,

время

Планируемый

результат

Универсальные

учебные действия,

предметные

 учебные действия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Методы и приёмы

Организацион

ный момент

( 3 мин.)

Цель: настроить

обучающихся на

усвоение материала

урока.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Предметные УД

Формируем умение

выявлять сущность,

особенности

объектов.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

Целеполагание как

способность соотно-

сить то, что уже

известно и усвоено,

и то, что ещё

неизвестно.

Формируем мотивации

к обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

Формируем умение

работы с планом

анализа эпизода и

умением

активно  пользо-

ваться  им на уроке;

работа с эпиграфом.

1. Вступительное слово

преподавателя о том, что при

жизни писателя было

много отрицательных

критических отзывов.

Лишь Ахматова дала

 хорошую оценку.

1.Чтение эпиграфа к уроку,

«Он гений» А.А.Ахматова.

На уроке используется

Мультимедийная презентация (слайд с эпиграфом).

2. Объявление темы

урока (слайд с темой урока)

3. преподаватель предлагает

Обучающимся  подумать о

правильности оценки,

которую дала

А.Ахматова творчеству

Булгакова на примере

23 главы романа, но

высказаться об этом

предлагается в конце урока.

Слушают вступительное слово преподавателя.

 

Слушают эпиграф к уроку и пытаются определённым образом

его оценить.

Запись числа и темы урока

Первичное осмысление и темы, и вопроса, заданного преподавателем

Словесный

Наглядный

Словесный

Частично-

поисковый

Опрос

учащихся по

заданному на

дом

материалу

( 10 мин.)

Цель: проверить

домашнюю подготов-

ку учащихся, кото-

рая поможет усвоению

нового материала.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Предметные УД

Формируем умение

извлекать информа-цию из текста.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

Формируем умение

оценивать учебные

действия в соответст-

вии с поставленной

задачей.

Формируем умение

оценивать поступки

 в соответствии с

определённой ситуацией.

Умение использовать

знания о литератур-ном портрете; видеть языковые особенности

текста Булгакова при

описании  Воланда и

Маргариты.

 

Из списка предложенных героев ( Мастер, Степа Лиходеев, Воланд, Маргарита, Иван Бездомный, Кот Бегемот, Коровьев- Фагот, Стравинский, Азазелло) обучающиеся выбирают действующих лиц 23 главы

1. Учащимся предлагается вспомнить  главных героев эпизода (сообщения готовились дома).

2. Преподаватель просит учащихся записывать в тетради ту информацию, которая им ещё недостаточно известна.

 ( слайды с изображением Маргариты и Воланда).

3. Преподаватель просит учащихся поделиться друг с другом

впечатлениями об этих героях, какое представление они о них имеют.    

4. Преподаватель предлагает

учащимся понаблюдать за героями в этой главе и решить: изменится ли их отношение к этим героям. Оценят ли ученики их по- новому.

Преподаватель оценивает ответы учащихся.

Обучающиеся готовятся к выступлению и выступают с сообщениями:

«Литературный портрет Маргариты», «Литературный портрет Воланда».

 Остальные учащиеся делают записи в тетрадях.

Обучающиеся вспоминают образы Маргариты и Воланда и дают им свою оценку.

Обучающиеся включаются в

обсуждение. Какие изменения происходят с героями в романе.

Сообщение

Репродуктив-

ный

Беседа

Объяснение

нового

материала

(25 мин.)

Цель: используя

анализ текста, опреде-

лить место эпизода

в романе; увидеть,

как в данном эпизоде

раскрываются образы

Воланда и Маргариты.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Предметные УД

Формируем умение

на основе анализа

объектов делать

выводы.

Формируем умение

слушать и понимать

других; формируем

умение оформлять

свои мысли в устной

форме.

Формируем умение

высказывать своё

предположение на

основе работы с

материалом текста

формируем умение

высказывать своё

отношение к героям,

выражать свои

эмоции.

Формируем умение

 анализировать

отдельный эпизод

произведения.

Видеть роль эпизода

в композиции

всего романа.

 

 

 

 

1. Преподаватель просит учащихся  обратить внимание на тему урока и выделить в теме

ключевое слово (бал).

2. Преподаватель предлагает

вспомнить, какие писатели описывали сцены бала в своих произведениях.

Преподаватель предлагает

объяснить учащимся

причины, которые

заставили писателей

использовать этот

литературный приём.

Преподаватель обращает

внимание учащихся

на слайд, где дано

лексическое значение

слова бал, писателей и их произведения, где было описание бала.

Преподаватель предлагает подросткам  подумать, какое же значение вкладывает Булгаков в это слово.

Здесь же указывается  значение по Булгакову ключевого слова темы (преображение).

Преподаватель просит привести примеры преображения в эпизоде.

Слайд с отрывком из

фильма (помещение зала, где происходят все события:  музыка Штрауса, море цветов, фонтаны с шампанским).

3. Преподаватель предлагает детям понаблюдать за действиями главной героини эпизода -

Маргариты, используя

при этом таблицу.

( таблица даёт понять, что вкладывал в образ Маргариты Булгаков).

Сравнительная таблица дана на слайде и заполняется постепенно.

4. Преподаватель просит учащихся сделать выводы по таблице.

5. Преподаватель  предлагает учащимся вспомнить кульминацию бала –

приём гостей и поведение Маргариты в этом эпизоде.

6. Преподаватель заставляет учащихся задуматься над вопросом:

Почему Маргарита запоминает только одного гостя – Фриду ( хотя должна была помнить всех так как обладает Божественным началом ).

Слайд с этимологией имени Фрида  

7.Преподаватель предлагает обучающимся   прослушать описание конца бала. Обучающиеся должны подумать, изменилась ли обстановка бала. Почему произошло такое изменение?

8. Преподаватель просит учащихся найти в тексте эпизод появления Воланда. Почему он появился только в конце бала?

Преподаватель  просит найти в тексте слова,

которые говорит

Воланд ( слова Воланда дублируются на слайде презенации).

Преподаватель  вместе с

учащимися подводит

итоги по сюжету

эпизода ( слайд с высказыванием Воланда).

Обучающиеся находят ключевое слово и пытаются объяснить

свой выбор.

Обучающиеся приводят примеры литературных произведений, где идёт описание бала. ( « Евгений Онегин», « Горе от ума», « Мертвые души»)

Обучающиеся дают ответ на

поставленный вопрос и

доказывают свою точку

зрения. Возможно, обучающиеся, предваряя текст слайда, дадут лексическое значение этого

слова.

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

Значение  данного слова

дублируется на слайде

Обучающиеся, размышляя, пытаются

ответить на вопрос.

Для Булгакова значение

этого слова другое – преображение.

Обучающиеся по презентации видят те изменения, которые происходят с нехорошей квартирой, они видят, что маленькая квартира преображается в огромный зал, похожий в чём- то на райские кущи.

Обучающиеся с преподавателем

проводят сравнительный анализ.

При этом делают для

себя открытия, следя за

героями  романа.

Обучающиеся приходят к

выводу о том, что образ

Маргариты в той или

иной степени похож

на образ Бога. Она

нравственно чиста и

абсолютно искренняя.

Обучающиеся заполняют таблицу в тетрадях и делают выводы. Хотя Маргарита чиста внутренне, но она простой человек со своими слабостями и ошибками.

Обучающиеся понимают,

что только эта героиня

искренне раскаивается

в содеянном, только Маргарита понимает это: она не Бог, а человек и видит души грешные, но живые (чувство стыда у Фриды).

 

Обучающиеся приводят примеры преображения в эпизоде. В начале эпизода преображается Маргарита ( она носитель чистой души- души Бога), а потом преображение происходит и с Воландом (он философ и мудрец).

В зале произошли большие изменения: он стал напоминать ад. Маргарита не смогла сделать грешные души праведными, и на балу она видит буйство нечистой силы, но она хотя бы попыталась что- то изменить.

Выразительное чтение отрывка

описания бала.

Необычное появление Воланда на балу ( шаркающая походка, грязная сорочка и взгляд уставшего человека).

Воланд подводит итоги всего,  и награждает  всех по их вере.

Обучающиеся  находят в тексте

соответствующие цитаты и пытаются понять аллегоричность слов Воланда.

 

Частично-

поисковый

Приём

«Ключевых

слов»

Беседа

Беседа

Частично-

поисковый

Частично-

поисковый

 

Метод

«Ключевых

Слов»

Выразительное

чтение

Работа по таблице

Частично-

поисковый

Беседа

Беседа

Рассказ

Беседа

Беседа

Частично-

Поисковый

Беседа

Частично-

поисковый

Работа с текстом

Презентация

слайдов

Закрепление

Учебного

Материала

( 5 мин.)

Цель:

Проверка усвоения

учащимися темы

урока.

Познавательные УУД

Коммуникативные

УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Предметные УД

Формируем умение

на основе анализа

объектов делать

выводы.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

Формируем умение

высказывать своё

предположение на

основе работы с

материалом текста.

Формируем умение

оценивать поступки

в соответствии с

определённой ситу-

ацией.

Формировать умение

Делать выводы,

уметь вычленять

главное, аргументи-

рованно доказывать

точку зрения, исполь

зуя страницы романа.

Усвоить механизм

анализа разбора

эпизода.

 

Преподаватель просит учащихся

 определить место

эпизода в романе.

Какую роль сыграл

эпизод в раскрытии

образов Воланда и

Маргариты.

Преподаватель для проверки

знаний учащихся

по данному эпизоду и

роману проводит тест.

Преподаватель  предлагает

учащимся проверить

самостоятельно в

парах данную работу.

(и сам тест, и ответы

даны на слайдах).

Преподаватель  предлагает

учащимся вновь

вернуться к эпиграфу

и подумать:

Как вам понравилась

глава, согласны ли

вы со словами Ахматовой.

Преподаватель  для создания эмоционального настроя предлагает посмотреть ролик с арией Градского из рок - оперы  «Мастер и Маргарита».

Обучающиеся   отвечают на

вопросы, поставленные

учителем (кульминация).

Обучающиеся анализируют

роль эпизода в раскрытии

образов Воланда и

Маргариты.

Выполнение обучающимися тестовой работы.

Обучающиеся в парах

самостоятельно проверяют

работы и оценивают друг

 друга.

Обучающиеся отвечают на постав-

ленный вопрос учителя и

вместе с учителем подводят

итог уроку.

Булгаков в небольшом эпизоде

сумел заставить читателя

задуматься о многих вопросах

бытия и смысле жизни. По мнению А.А.Ахматовой это гениально.

Беседа

Частично-

поисковый

Тест

Работа в парах

Метод

Эвристического

исследования

Задание на

дом

( 2 мин.)

Цель:

Проверить уровень

Готовности написать

Сочинение по

Творчеству М.А.

Булгакова.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Предметные УД

Формируем умение

на основе анализа

объектов делать

выводы.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

Формируем умение

осуществлять позна-

вательную и лич-

ностную рефлексию.

Формируем мотива-

цию к обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

Данный вид

домашнего задания

дает представление

об усвоении материала.

Преподаватель  предлагает

учащимся домашнее

сочинение по трём

темам с учётом их

возможностей.

Обучающиеся записывают домаш-

нее задание с темами сочинений.

Беседа

Метод Сравнения

версий

Репродуктивный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему «Нуклеиновая кислота – ДНК».

Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему «Нуклеиновая кислота – ДНК» будет полезен для учителей и учащихся школ, преподавателй и обучающихся в системе НПО и СПО....

Методическая разработка урока по литературе для 11 класса "СУДЬБА РУССКОГО ФАУСТА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"

Тип урока:  проблемный  урок-исследование    с элементами «погружения»Метод:         творчески-поисковыйЦель:...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....

План-конспект занятия по литературе на тему "Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда"

Тема: Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда.Тип занятия: комбинированный урок.Форма занятия: беседа с элементами диспута.Цель...

конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" .  План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...