конспект урока "Смутное время" ФГОС история России 7 класс
учебно-методический материал по истории (7 класс) на тему
Разработка открытого урока по истории России "Смутное время" ФГОС 7 класс, к учебниску история России под. ред. А.В. Торкунова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smutnoe_vremya.docx | 31.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Смутное время. (§14-15,16 стр. 10-29)
Открытый урок в 7 В классе. Тип урока «комбинированный»
Общая часть | ||||||||
Цель урока: | ||||||||
Охарактеризовать состояние России после смерти Ивана Грозного и политику Бориса Годунова, определить причины Смуты. Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду. | ||||||||
Планируемые образовательные результаты: | ||||||||
Личностные | Предметные | Метапредметные | ||||||
Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века., проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения | Знакомство с политикой | Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, картой и схемами. описания положения жизни народа в период Смуты. | ||||||
Задачи: | ||||||||
Воспитывающая | Развивающая | Обучающая | ||||||
- формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом. - формирование эстетического восприятия, уважения и трепетного отношения к традиционным ценностям, чувства патриотизма, уважения к истории своего государства. - формировать понимание у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени | - развивать у учащихся умение работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний - формировать навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника. - развивать у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос. | - углубленное знакомство с отдельными событиями и итогами Смутного времени. - формирование понимания роли Смуты, а так же выявления ряда причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси изменений происходящих в повседневной жизни людей в течение одного столетия - определись каковы были последствия Смутного времени. | ||||||
Основные понятия изучаемые на уроке: урочные лета, заповедные годы, патриарх, самозванчество, смутное время, гражданская война, тушинский вор, крестоцеловальная запись, "Семибоярщина", интервенция, первое ополчение, второе ополчение | ||||||||
Важнейшие даты: 1533 1584 гг. - княжение и царствование Ивана IV Грозного, 1592-1593- указы от отмене Юрьева дня, 1598г. – установление патриаршества на Руси, 1584 - 1589 гг. - царствование Федора Ивановича, 1598 - 1605 гг. – правление Б. Годунова, 1601 - 1603 гг. - голод и неурожай на Руси, 1603 -1604 гг. - восстание казаков под руководством Хлопка Косолапа, 1605-1613гг. – смутное время, 1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I, 1606 - 1610 гг. - царствование В. Шуйского, 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова, 1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси, 1609 г. - начало интервенции, 1611 г. - первое ополчение, 1612 г. - второе ополчение, освобождение Москвы, 1613 г. - Земский собор, избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии. | ||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедиа (компьютер, проектор), карта «Смутное время в России начала XVII в.», электронное приложение www.prosv.ru к учебнику «История. Россия 7класс» Часть II. под. Ред. А.В. Торкунова, Москва «Просвещение» 2016г., схема «Сословия России. Рабочая тетрадь А.А. Данилов §14-15, 16 стр. 58-65 | ||||||||
Организационная структура урока | ||||||||
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: заинтересовать учащихся. Форма работы: индивидуальная (в т.ч. у доски) | ||||||||
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок истории мы начнем с просмотра «Иллюстративного ряда». Задание: Ребята вы должны систематизировать исторический материал в таблице в рабочей тетради «Смутное время XVII века», для выполнения этого задания вам необходимо внимательно работать с текстом учебника, отвечая на следующие вопросы: а) экономические трудности начала XVII века; б) появление самозванства; в) первое ополчение; г) второе ополчение; д) воцарение династии Романовых. Дети: Мы будем изучать причины того как Россия в XVII веке оказалась на грани грандиозного социального взрыва. (движение И.Болотникова, интервенция и т.д.). Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Смутное время XVII века». Мы будем говорить о изменениях в социальных, экономических и политических изменениях в России. Если данный вопрос вызывает затруднение, учитель уточняет – О чем говорится в задании? (б интервенции). Исторические события (смута привела к разорению страны, но показала силу русского народа). Именно их мы и будем сегодня изучать. | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Дает задание для выполнения. При помощи вопросов подводит к формулировке темы. | Выполняют задания самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски. Отвечают на вопросы учителя. | - развитие навыка выполнения простейших заданий.. - формирование способности к сопоставлению и выделению главного. - развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний. | ||||||
Этап 2. Актуализация знаний. Цель: актуализация имеющихся знаний по теме, выявление мест и причин затруднения. Формулировка цели урока. Форма работы: фронтальный опрос - Основные направления внешней и внутренней политики Ивана Грозного? - Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей? - Результаты политики Опричнины? Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности. Что бы разобраться с этими вопросами наверняка, нам необходимо проделать большую работу. Ребята, какую цель нам необходимо поставить перед собой, для того чтобы разобраться в этих вопросах? (узнать о причинах смуты в России XVII века, об их роли в развитии России) | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Задает вопрос. Фиксирует все высказывания детей о сословиях России (любое из них, даже не верное будет важным для дальнейшей работы). При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели. | Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. | - формирование рефлексивных умений определения границы между знанием и незнанием. - формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем. | ||||||
Этап 3. Открытие новых знаний Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы. Форма работы: в группах | ||||||||
Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, предлагаю всем работать по составленному плану. Класс делится на группы. Каждая пара представляет свою проблему (рассказывает о правлении Ивана Грозного, правление Бориса Годунова, правление Лжедмтррия I, движение под предводительством И. Болотникова, борьба с Лжедмтрием II и тд.) Давайте попытаемся словесно нарисовать художественные образы XVII.
Перед тем как приступить изучите критерии оценки, согласно которой будет оцениваться ваш результат. Каждая пара представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. В случае затруднения группа имеет право обратиться к учителю. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся. Пожалуй, теперь информации о периоде смуты XVII века достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения в начале нашего урока. (Россия после Смуты) | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные таблицы и обращает внимание на неизученные вопросы периода Смутного времени Возвращает к первоначальному вопросу. | Изучают информацию о причинах смуты, выполняют работу в тетради тренажере. Составляют схему ответа на вопросы. Слушают учителя. | - формирование навыка расширенного поиска информации. - формирование навыка изучающего и поискового чтения. - формирование умения выделять главное и второстепенное - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им. - привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса. - формирование позитивной моральной самооценки. | ||||||
Этап 4. Первичное закрепление изученного. Цель: закрепление полученных знаний. Форма работы: индивидуальная | ||||||||
Ребята давайте, немного подумаем и предположим основываясь на выполненных нами заданиях, какое влияние оказало Смутное время на саму историю. - Назовите исторические личности, характеризующие Смутное время? (Кузьма Минин, Дмирий Пожарский, М.В. Скопин-Шуйский, прокопий Ляпунов, патриарх Гермоген) - Почему данный период русской истории получил название "Смута"? (кризис государственной власти, который сопровождался народными выступлениями и частыми сменами правителей) - Назовите основные причины смутного времени? (последствия разорения страны в период опричнины и Ливонской войны, кризис династии, претензии Польши на русский престол, голод 1601-1603 гг. и т.д.) - Назовите условия, предшествующие появлению самозванцев в начале XVII века (упадок хозяйства, крестьянские выступления, противоречия внутри господствующего класса, избрание на царство Бориса Годунова и тд.) А теперь попробуйте заполнить схему самостоятельно (заполняется схема в тетраде-тренажере) | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Дает задания, координирует работу. | Моделирует ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняет электронную схему. | - формирование способности владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. - формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных. - формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации. - развитие креативного мышления и способности к сопоставлению данных. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. | ||||||
Этап 5. Включение в систему знаний, повторение. Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний. Форма работы: индивидуальная | ||||||||
- Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) - Как именно? (Смутное время характерно для любого исторического периода. Смуту порождают те, кто стоят у власти, боятся потерять свои привилегии, и всеми силами стараются их удержать и преумножить. Это возможно только путем усиления эксплуатации части населения занятой в сфере производства) - Как вы думаете, как повлияло Смутное время в дальнейшее развитие Руси? (Россия вышла из смуты крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения) | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Задает вопросы | Включает полученные знания в единую систему знаний | - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | ||||||
Этап 6. Рефлексия учебной деятельности Цель: самооценка собственной деятельности на уроке. Форма работы: индивидуальная | ||||||||
«Дерево успеха» Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Ребята на доске изображен дерево успеха, у вас на парте лежат листочки разного цвета. Сейчас каждый из вас должен взять одну листочек изображающим нужную эмоцию, которая осталась у вас при окончании урока. После этого подумайте, насколько данный урок был интересен для вас, было ли все понятно, или какая-то информация осталась не понятой. Сопоставив все факты, найдите на нотном стане место для своей нотки (верхняя линия стана – все удалось, удовлетворен уроком, средняя – что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком, нижняя – ничего не понятно, не удовлетворен уроком) и поместите лстик нужного цвета на наше дерево успеха. | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат | Размещаю нотки на лесенке, в зависимости от полученных эмоций на уроке. | - развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели. - формирование позитивной моральной самооценки | ||||||
Этап 7. Домашнее задание Цель: закрепление и углубление знаний по теме. Форма работы: индивидуальная (слад 15) | ||||||||
Базовое: Повторить изученный на уроке материал, прочитать документ, ответить на вопросы после параграфа §14-15,16 стр.10-29 Р.т. §14-15,16 стр. 58-66 Углубленное: Подробно изучить и подготовить проект: «Смутное время». Творческое: Составить кроссворд по теме: «Последствия Смуты» Подготовить презентацию на тему: «Период Смуты в истории Руси».
| - развитие способности к самоорганизации и самоконтролю. - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся. - формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи. - формирование творческого подхода в решении поставленных задач. | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Объясняет домашнее задание | Слушают учителя, задают уточняющие вопросы | - развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов. -формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".
Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...
Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"
Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...
Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").
Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....
План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».
План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации». Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимна...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах....