Методическая разработка урока в рамках ФГОС по литературе в 11 классе «Да не потемнеет лик Господа во мраке революции» (по повести В.А.Никифорова-Волгина «Дорожный посох»)
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Мордвинова Надежда Михайловна

В современном обществе существенно изменилась парадигма ценностей. Смещение акцентов в сторону информационных технологий негативно сказалось на духовном облике человека. Зависимость от мультимедийного пространства повлияла также и на речевую культуру личности.

Приоритеты информационной среды создали проблемы, которые необходимо решать на образовательном уровне:

1.             возрождение духовного потенциала человека посредством интегративной учебной деятельности;

2.             развитие и совершенствование речевых и мыслительных навыков обучающихся с помощью приобщения их к традициям русского слова и многомерному потоку истории.

Актуальность проблем обусловлена возросшим за последние два десятилетия интереса к православным текстам как к основе формирования духа и личности.

Данный урок разработан на основе интеграции базовых учебных дисциплин: литературы, истории и основ православной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_i_tezisy.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

                              Областные Кирилло-Мефодиевские чтения

Методическая разработка урока в рамках ФГОС по литературе в 11 классе «Да не потемнеет лик Господа во мраке революции» (по повести  В.А.Никифорова-Волгина «Дорожный посох»)

                                                                                 

                                                                                       Автор:

 Мордвинова Надежда Михайловна,

учитель русского языка и

литературы ГБОУ СОШ № 11

г.о. Кинель

                                                     Самара, 2018

                  Пояснительная записка к интегрированному уроку

В современном обществе существенно изменилась парадигма ценностей. Смещение акцентов в сторону информационных технологий негативно сказалось на духовном облике человека. Зависимость от мультимедийного пространства повлияла также и на речевую культуру личности.

Приоритеты информационной среды создали проблемы, которые необходимо решать на образовательном уровне:

  1. возрождение духовного потенциала человека посредством интегративной учебной деятельности;
  2. развитие и совершенствование речевых и мыслительных навыков обучающихся с помощью приобщения их к традициям русского слова и многомерному потоку истории.

Актуальность проблем обусловлена возросшим за последние два десятилетия интереса к православным текстам как к основе формирования духа и личности. Люди, несмотря на непростую ситуацию в социуме, стремятся вернуться к истокам духовности – православной вере.

Интегрированный урок позволяет эффективно решить обозначенную проблему в рамках учебной деятельности обучающихся.

Данный урок разработан на основе интеграции базовых учебных дисциплин: литературы, истории и основ православной культуры. Подобное соединение предметов призвано развивать познавательную активность обучающихся с помощью художественных образов, исторических реалий и важнейших понятий христианского мира.

Активная форма обучения, основанная на межпредметных связях (литература – история – основы православной культуры), совершенствует духовный мир школьника, повышает уровень речевой культуры за счет чувства сопричастности к событиям, описанным в повести, и исцеляющей силе духовного слова. В процессе организации урока предполагается использование методов, направленных на развитие творческого  и речевого потенциала обучающихся:

1. Метод ассоциативного мышления – это способ создания спектра ассоциаций, которые порождает в сознании то или иное слово.

2. Метод метафорического письма – организация работы посредством метафоризации действительности. Любой объект рассматривается сквозь призму метафорических наслоений. Ребенок в процессе речевой деятельности создает метафоры, объединяет в языковом сознании различные явления и образно сближает их.

3. Метод лабиринта – способ выстраивания деятельности посредством литературных парадоксов, шарад, головоломок.  Череда вопросов, на которые либо нет однозначного ответа, либо он глубоко запрятан в проблему, заставляет детей идти не прямой дорогой, а лабиринтом мысли. Данный метод  успешно развивает когнитивные способности, поддерживает любознательность, открывает исследовательский дух, обостряет мировосприятие.

Таким образом, данный интегрированный урок создает уникальное образовательное пространство, в котором обучающиеся становятся и творцами, и исследователями, и, наконец, людьми с активной духовно-патриотической позицией.

            Да не потемнеет лик Господа во мраке революции

 Цели:

  1. Осмысление посредством анализа повести духовного пути человека.
  2. Продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания; воспринимать альтернативные точки зрения.
  3. Развитие устной и письменной речи через диалог.
  4. Развитие навыков ассоциативного мышления.
  5.  Развитие навыков метафорического письма.
  6. Знакомство с языковыми особенностями духовной прозы.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: уметь анализировать отдельный эпизод произведения,  определять его роль во всей структуре; уметь составлять литературные портреты героев.

Метапредметные результаты: понять, что хотел сказать автор читателю и выявить  идею,  которая заложена в этом произведении

Личностные результаты: найти свой смысл в этом рассказе и  учиться проводить рефлексию.    

Тип урока: урок открытия новых знаний.

                                                   Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок.

Как в капельке росы удивительным образом отражается мир, так в нашем уроке найдут свое отражение литература и  история в свете православных ценностей. Мы увидим, как живая душа литературы говорит нам  о неизбежном столкновении  человека с ситуацией нравственного выбора.

     Для начала попытаемся объяснить смысл темы урока. Какой троп был использован в названии? (ответы учеников)

Краткий вывод по обозначенной в начале урока проблеме: в годы революции церковь переживала тяжелые времена: уничтожались святыни русской земли, производился арест и расстрел священнослужителей.

Метафора эмоционально и красочно передает состояние духовного распада в тот непростой для страны период.

Дома вы познакомились с замечательной повестью Василия Акимовича Никифорова-Волгина «Дорожный посох».

      В этой книге есть пронзительная мысль: «Чем глубже носишь в себе   образ Христа и воодушевляешься смирением, тем скорее осветишь звериный мир человека».

Эта цитата станет эпиграфом к нашему уроку.

В конце занятия мы соотнесем ее смысл с полученными результатами.

Итак, мы отправляемся в путешествие по страницам человеческой души.

2. Сюжетный анализ повести «Дорожный посох»

Вопросы учителя. На какие композиционные элементы делится повесть? Как, на Ваш взгляд, они соотносятся с замыслом автора? Ответы учеников. В первой части появляется тревожное предчувствие, на фоне которого показана духоносная сила  православной веры. Во второй – безумная стихия революции кровью смывает христианский мир. В третьей – представлена панорама русской земли, которая пытается оправиться после кровавых духовных потрясений. Пепелище народной веры скорбно смотрит на новую власть. Три части мы можем рассматривать как  три  стадии падения в пропасть безверия.  

Слово учителя

 В повести «Дорожный посох» присутствует образ, своеобразное художественное обрамление, которое придает произведению идейную напряженность. С его помощью пространство становится динамичным, оживают картины народной печали и тревоги. Он пронизывает сознание героя-рассказчика.

      Вопросы учителя. Что это за образ? Какую смысловую нагрузку он несет?  Ответы учеников. Образ пути. Он олицетворяет человеческую жизнь, основная цель которой стремление приблизиться к Богу.

Вопрос учителя. Как построена субъектная организация произведения? Ответы учеников. Повествование ведется от лица отца Афанасия, который стал свидетелем изменений, происходивших в душе человека в трагических условиях революции.

Слово учителя

Теперь перейдем к подробному рассмотрению каждой части повести.

Первая часть произведения знакомит нас с мироощущением отца Афанасия.

Вопрос учителя. Почему оно наполнено необъяснимой тревогой? Ответы учеников. Герой видит внутреннее и внешнее разрушение привычного уклада жизни: образ Христа потемнел, потемнел также лик земли, лик человека стал утрачивать свою ясность, на месте чащоб и заповедников – пустыри.

Вопрос учителя. Казалось бы,  народ стоит на перепутье. Почему, несмотря на напряженную обстановку, герой не покидает путь веры и нравственного созидания? Ответы учеников. Он всем сердцем предан Богу, искренняя любовь к своей пастве заставляет его молиться за исцеление людей от ран греха.

Вопрос учителя. В первой части представлены удивительные по силе духовного содержания картины православных праздников: Крещения и Пасхи.  С какой целью автор подробно описывает обрядовые действия, которые сопутствуют их проведению? Ответы учеников. Через описание великих праздников он указывает читателю на священную обитель души русского человека – Православие. Прочная связь с животворящей силой дарит людям небесную гармонию.

 Вопрос учителя. Каким образом привычные ценности теряют прочное основание? Ответы учеников. Одно емкое предложение «Объявлена война» погружает нас в бездну революционного настроения, смерти и обреченности.

Слово учителя

Запишем в дневник наблюдений выводы:

  1. В тревожное для страны время тьма окутала и души людей, и природу. Лик Христа мрачно взирает на хаос безвременья.
  2. Такой человек, как отец Афанасий, будет продолжать идти дорогой добра, утешая людей и помогая им в трудную минуту.
  3. Только нерасторжимая связь человека с традициями православного мира поможет человеку выжить в условиях экстремальной исторической обстановки.

Слово учителя

 Вторую часть произведения является своеобразной кульминацией хаоса. Тревога отца Афанасия находит свое воплощение в веренице стихийных и бессмысленных разрушений, с помощью которых новая власть пытается закрепить свои позиции.

Вопросы учителя. Что происходит с массовым сознанием? Как это отражается на жизни церкви? Ответы учеников. Массовое сознание впадает в состояние революционного разгула, вера меркнет в сердцах людей, примкнувших к новой власти, разрыв с православными традициями приводит к трагическим последствиям.

Слово учителя

 Повсюду семена зла: на кладбище стали устраивать гулянки, в домах поселился голод, «замутившиеся души сожгли храм», люди хотели расстрелять Чудотворную икону Божьей Матери, икону преподобного Серафима Саровского  изрешетили пулями, многих священнослужителей убили. Человек, который создан по образу и подобию Божьему, стал похожим на зверя. Неистовый рык окаменевшего сердца вселяет ужас.

Мы не можем без содрогания читать эти фрагменты. Они в очередной раз напоминают нам о том, как жесток может быть человек в своих деяниях, лишенных божественной благодати.  

Однако залпы истории не способны испепелить милосердия Господа. Какие бы ни наступали времена, Он не допускает тотального воцарения зла. Всегда находятся люди, которые  спасают чудотворные ростки христианства. Они не допускают осквернения церкви.

Задание. Найдите во второй части повести фрагменты, в которых описывается духовный подвиг простого человека во имя веры. Ответы учеников.  Охотничий теремок, который был расположен в лесу, паства отца Афанасия превращает в дом Божий и там собирается для совершения обрядов богослужения. Впоследствии верующие люди перебираются в глухую пещеру, переносят туда иконы и молятся. Под лапами вековых елей при свете горящих лучин прославляется имя Господа! Своеобразным венцом преданности вере становится спасение от расстрела чудотворной иконы Божией Матери. Рискуя жизнью, члены пещерной церкви пробираются ночью в собор, снимают с киота древнюю икону Богоматери и увозят на санях в пещеру. Кроме того, верующие люди хотят спасти от ареста отца Афанасия и предупреждают его об опасности.

 Вопрос учителя. Почему же им это не удается? Ответы учеников. Совесть и личная ответственность за судьбу паствы не позволяют ему бежать. Он всецело предается воле Господа и терпеливо переносит все испытания.

Вопрос учителя. Вследствие каких событий отец Афанасий оказывается в заключении? Ответы учеников. Солдаты выследили предводителя пещерной церкви и арестовали его.

Вопрос учителя. Главного героя обвинили в мятеже и организации заговора против новой власти. Как он ведет себя во время допроса? Ответы учеников. Христианское смирение помогает ему мужественно выдержать бездушный натиск угроз и оскорблений.

Слово учителя

 Как мы помним, еще Ф.М. Достоевского интересовало поведение его героев в экстремальной ситуации. В.А. Никифоров-Иволгин, развивая традиции великого писателя, также помещает своего героя в непростую ситуацию тюремного заключения. Вопрос учителя. Как отец Афанасий выдерживает это испытание, оказавшись в темнице среди воров и убийц? Ответы учеников. Он подружился с ними, а они полюбили его за беседы и уступчивость. Даже в условиях неволи главный герой с помощью Божьего слова освещает звериный мир человека.

Вопрос учителя. В силу каких обстоятельств жизнь героя оказывается спасенной, и ему удается избежать расстрела? Ответы учеников. Одно предложение: «Белые вошли в город!» показывает внезапность освобождения. Никогда не дремлющий Божий промысел вмешивается в судьбу человека и творит настоящие чудеса.

Вопрос учителя. В роковой час истерзанную горем душу исцеляет чудо. Какое же чудо происходит с отцом Афанасием на поле духовного разорения? Ответ учеников. Он, несмотря ни на что, не потерял веру в Бога, нашел в себе силы под грозным оком революции совершать обряды крещения, венчания, причащения и отпевания, вовремя тюремного заключения не впадает в отчаяние, все принимает с благодарностью и любовью.

Вопрос учителя. Почему подобные действия можно считать чудом? Ответы учеников. Сила духа, которой был наделен главный герой, заслуживает восхищения и уважения. Если человек не потерял из виду свою дорогу и уверенно идет по ней под градом сокрушительных ударов и истории, и судьбы, - это ЧУДО.

 Слово учителя

      Запишем в дневник наблюдений выводы:

  1. Революция сеет в человеческих душах семена зла. Массовое сознание начинает искаженно воспринимать действительность.
  2. Господь никогда не допустит торжества тьмы. Всегда будут сподвижники Его воли, которые совершат подвиг во имя веры.
  3. Оказавшись в тюрьме, отец Афанасий освещает звериный мир воров и убийц. Духовный путь героя продолжается и в заключении.
  4. Чудо – это лик Бога, который Он открывает сердцу верующего.

Слово учителя

Прежде чем начать анализ третьей части повести, попробуем определить лексическое значение слова «дорога». В  толковом словаре С.И. Ожегова можно встретить следующее определение: «Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения». Данный контекст отражает прямое значение слова. Однако часто именно метафора дороги используется при описании человеческой жизни. В связи с этим можно дать метафорическое толкование лексемы. Один из вариантов толкования: «Дорога – это линия жизни, соприкасаясь с которой человек становится мудрее».  В этом произведении, безусловно, отражены два значения слова «дорога»:

1. полоса земли, по которой идет путник.

2. жизненный путь человека.

Вопрос учителя. Как образ дороги непосредственно соотносится с третьей частью? Ответы учеников. Отец Афанасий после освобождения становится священником-странником.

Вопрос учителя. Героя ничего больше не связывает с представителями новой власти. Однако свобода тяжелой ношей ложится на его плечи. Почему так происходит? Ответы учеников. Повсюду священник-странник видит холодное мерцание времени, стальной оскал революции: трупы, лежащие на лужайке, беснующиеся красноармейцы, оскверненные храмы, сожженные часовни, монастыри, превращенные в казармы.

Вопрос учителя. Куда бы ни шел отец Афанасий, везде ему приходится встречать несчастных людей и утешать их. Как его душевное состояние соотносится с окружающим миром? Ответы учеников. Сердце героя переполняет свет, который рождает созерцание величия природы: паутина, трава, покрытая серебром инея, небо и земля напоминают ему о поэзии мироздания. Чувство упоения и светозарной радости сопровождает отца Афанасия в пути. Однако герой видит разлад между красотой, заключенной в природе, и бездной человеческого смятения. Звериный лик человека, с которым ему приходится соприкасаться, заставляет острее почувствовать последствия духовного раскола.

Задание. В  идейно-нравственной панораме, которая открывается в пути перед священником-странником, можно заметить обреченность революции. Найдите в третьей части фрагменты, доказывающие духовное бессилие новой власти. Ответы учеников. Комиссар, хотевший оскорбить главного героя, впоследствии раскаивается и признает в нем человека Божьего. Командир Вознесенский жестоко наказан народом за осквернение храма: люди не позволил ему причащать верующих самогоном. Власть имущие в моменты душевного затмения тайно зажигали  перед иконами лампаду и молились. Даже страх смерти не способен разлучить их с верой.

Вопрос учителя. Как меняется настроение героя в конце повествования? Ответ учеников. Лучи веры освещают настрой отца Афанасия. Среди мрака революции он остается в чертоге Господа. Смирение граничит с желанием помогать страждущим и утешать их.

 Слово учителя

Перечитаем еще раз последнее предложение произведения: «Я иду к ним, пока сил хватит, и крепко еще обнимает рука мой дорожный посох».

Вопрос учителя. В чем, на Ваш взгляд, заключается смысл открытого финала повести? Ответ учеников. Пока жива душа, человек может приносить добро так же, как и отец Афанасий. Пока теплится огонек веры, странник продолжает свой путь осмысления жизни, совершая каждый день нравственный выбор. Эта дорога уводит нас за пределы мирских осязаемых представлений и указывает на тайны Господа…

Слово учителя

Запишем в дневник наблюдений выводы:

  1. Новая власть не способна до конца разучить человека с Богом. Атеизм чужд русскому сознанию. Уничтожаются лишь формы старой жизни, насаждение идеологии отрицания интуитивно не принимается народом.
  2. Отец, став священником-странником, идет дорогой утешения и созидания.
  3. Жизнь – это путь к Богу.

3.  Ассоциативный анализ повести

Слово учителя

Как мы уже говорили, композиционно повесть делится на три части, которые объединяет образ дороги.

Задание. Составьте цепочку из слов, которая бы отражала жизненный путь отца Афанасия. Эти слова – ваши ассоциации, которые возникли после чтения и анализа повести.

Ответы учеников. Служение Богу – православные обряды – тьма – предчувствия – революция – разрушение – утешение страждущих – тюремное заключение – освобождение – созерцание мира – утешение страждущих – служение Богу – дорога.

Вопрос учителя. На что указывает составленный нами ассоциативный ряд? Ответы учеников. Жизнь главного героя неотделима от исторических событий и других людей. Он странник, который служит Богу и помогает остальным обрести Его.

  1. Языковой анализ повести

Слово учителя

Мы проанализировали содержание повести В.Я. Никифорова-Волгина «Дорожный посох». Теперь попробуем определить способы воплощения авторского замысла на языковом уровне.

Вопрос учителя. С помощью каких тропов автор отражает свои идеи в тексте? Ответ учеников. Метафоры и эпитеты отражают мировосприятие писателя на языковом уровне.

Задание. Найдите метафоры и запишите их в дневник наблюдений. Ответы учеников:  

Метафоры: Помог бы Господь струями иорданскими омыть потемневнее лицо земли. Осквернили мы великую книгу Божию. Весь мир стал для меня теремом Божиим. Паутина – пряжа Богородицы. Сияние неизреченной славы Божией. Все кающиеся готовы принять самую тяжкую епитимию и любой подвиг, чтобы не остаться вне чертога Господа.

Найдите эпитеты и запишите их в дневник наблюдений.

Эпитеты: Светоносная вера, свнтоподательный подвиг, сокрушенная, отчаянная исповедь,  духоносная поэзия, упоенная душа.

Вопрос учителя. Какую функцию выполняют метафоры и эпитеты в данном тексте? Ответы учеников. Посредством этих тропов автор осмысляет мятежный дух времени, утрату важнейших духовных ценностей, разъяренное состояние людей, решившихся отречься от православной веры, а также вихрь истории, который сметает святыни.

Слово учителя

В связи с этим мы можем выделить идейные и художественные особенности религиозной прозы. Запишем их в дневник наблюдений.

1. В религиозной прозе воплощена живая связь русского сознания с миром православных ценностей. Реальность воссоздается как воля Всевышнего. Поэтому и динамика сюжета, и поступки героев раскрывают величие Творца.

2. Язык религиозной прозы метафоричен. Его можно уподобить орнаменту, в котором причудливым образом переплетаются тончайшие оттенки значений.

Можно сказать, что в религиозных тестах слова «дышат» светом веры. Задание. Попробуем теперь, ребята, составить свой метафорический словарик христианских ценностей и почувствовать себя в роли писателей. За основу возьмем ключевые слова повести: вера, добро, душа, любовь, путь, смирение, утешение. (ученики составляют словарик)

                 Составление словарика христианских ценностей

Вера – потоки света, которые пронизывают сознание человека.

Добро – мостик, соединяющий с Богом.

Душа – мир человека, сотканный из тончайших нитей божественной благодати.

Любовь – пламя, очищающее и созидающее.

Путь – извилистая дорога, по которой человек идет к чертогам Господа.

Смирение – тихое созерцание воли Творца.         

Утешение – щедрость духа, направленная на успокоение страждущих.

5. Литературные параллели

Вопрос учителя. В каких произведения русской классической литературы также присутствует образ странствующего праведника? Ответы учеников. В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» можно встретить героя Ивана Флягина, который так же, как и отец  Анафанасий, в пути не забывает о христианских ценностях.

Вопрос учителя. Что объединяет этих героев-странников? Ответы учеников.

Они всей душой преданы православной вере, их духовный путь – стремление к Богу.

 6. Подведем итоги.

Жизнь – это свиток, который разворачивается на фоне истории. Частное неотделимо от общего. Любой поступок человека – это ответ на вопрос, который задает ему Господь. Каждый из нас – странник, встречающий на своем пути разных людей и преодолевающий испытания. Дорога жизни может быть извилистой, но только от нас зависит, сможем ли мы достойно пройти ее.

Если человек, как отец Афанасий, носит в себе образ Христа и воодушевляется смирением, он освещает мир других.

Надеюсь, что наш урок поможет вам стать добрее и милосерднее.

Рефлексия

Прием «Закончи предложение» (устное интервью)

- О чём думаете сейчас?

-Я понял…

-Я верю…

-Я подумал…

-Я узнал…

 Домашнее задание:

Индивидуально: 1) дописать свой финал повести; 2) написать письмо отцу Афанасию; 3) расширить метафорический словарик с помощью основных христианских понятий.

Тезисы к методической разработке урока в рамках ФГОС по литературе в 11 классе «Да не потемнеет лик Господа во мраке революции» (по повести  В.А.Никифорова-Волгина «Дорожный посох»)

В современном обществе существенно изменилась парадигма ценностей. Смещение акцентов в сторону информационных технологий негативно сказалось на духовном облике человека. Зависимость от мультимедийного пространства повлияла также и на речевую культуру личности.

Приоритеты информационной среды создали проблемы, которые необходимо решать на образовательном уровне:

  1. возрождение духовного потенциала человека посредством интегративной учебной деятельности;
  2. развитие и совершенствование речевых и мыслительных навыков обучающихся с помощью приобщения их к традициям русского слова и многомерному потоку истории.

Актуальность проблем обусловлена возросшим за последние два десятилетия интереса к православным текстам как к основе формирования духа и личности.

Данный урок разработан на основе интеграции базовых учебных дисциплин: литературы, истории и основ православной культуры. Подобное соединение предметов призвано развивать познавательную активность обучающихся с помощью художественных образов, исторических реалий и важнейших понятий христианского мира.

Активная форма обучения совершенствует духовный мир школьника, повышает уровень речевой культуры за счет чувства сопричастности к событиям, описанным в повести, и исцеляющей силе духовного слова.

Используемые методы: метод ассоциативного мышления, метод метафорического письма, метод лабиринта.

Данный интегрированный урок создает уникальное образовательное пространство, в котором обучающиеся становятся и творцами, и исследователями, и, наконец, людьми с активной духовно-патриотической позицией.

Композиционно урок делится на шесть частей:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Сюжетный анализ повести «Дорожный посох»
  3. Ассоциативный анализ повести
  4. Языковой анализ повести
  5. Литературные параллели
  6. Подведение итогов

Каждый этап урока актуализирует определенные навыки и умения:

  1. Сначала обучающиеся погружаются в историческую атмосферу произведения.
  2. Затем с помощью наблюдений анализируют содержание повести на идейном уровне, выражая при этом свою точку зрения на события, описанные автором повести.
  3. После сюжетного анализа  дети выстраивают ассоциативные связи.
  4. Работа с языковым воплощением авторского замысла предполагает составление  метафорического словарика христианских ценностей.
  5. Далее они проводят параллель между повестями В.Я. Никифорова-Волгина «Дорожный посох» и Н.С. Лескова «Очарованный странник»
  6. В заключение обучающиеся осмысляют полученные результаты посредством эмпатии и приходят к выводу о том, что каждый человек -странник, встречающий на своем пути разных людей и преодолевающий испытания, частное при этом неотделимо от общего.  

Таким образом, интеграция базовых учебных дисциплин (литература, история, основы православной культуры), на основе которых был разработан урок «Да не потемнеет лик Господа во мраке революции», является одним из важных этапов на пути становления личности  с активной духовно-патриотической позицией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

Разработка урока в рамках ФГОС для учащихся 5 класса по теме : \'\'Victory Day"

Разработка урока в рамках ФГОС для учащихся 5 класса по теме : \'\'Victory Day ""...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока в рамках муниципального конкурса "Урок года" по теме "Листает ветер летопись времен..."

В данном материале представлены конспект с раздаточным материалом, маршрутным листом. Урок  по теме "Морское путешествие по "ленте времени" предназначен для 6 класса для повторения. Урок был...

методическая разработка урока в рамках муниципального конкурса "Урок года" по теме "Об этом можно говорить стихами

Ребятам предлагается задуматься о вечных ценностях(любовь, верность, семья)...

Конспект урока в рамках ФГОС по литературе в 7 классе

Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»(по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака»)...