Проблемный диалог с элементами исследовательской работы
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Выбор доктора Старцева в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ionych_chehov.pptx | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А.П. Чехов поднимает такие нравственные проблемы, как - стяжательство, пошлость , потеря ценностных ориентиров , ренегатство ( ренега́т — лицо, перешедшее из одного вероисповедания в другое; в переносном смысле — человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников, отступник, изменник. В Европе Средних веков и Нового времени термин означал христианина, перешедшего на сторону мусульман), влияние окружающей среды на человека , обывательство и мещанство. Однако центральное место в произведении занимает проблема перерождения личности, духовной деградации. На примере Дмитрия Ионовича Старцева Чехов показывает падение души человеческой .
Обывательщина – это косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора Словарь :
Мещанство- это психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором; любовь к сытости и покою
Конформизм –это пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений; приспособленчество, соглашательство.
Композиция -это построение произведения .
Найдите соответствия I глава II глава III глава IV глава V глава Любовь Весна жизни Финал Крах Последняя вспышка
Проверьте себя! I глава II глава III глава IV глава V глава Весна жизни Любовь Крах Последняя вспышка Финал
Каким предстает герой? В 1-2 главе. в 3-4 главе. в 5 главе.
1 глава приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно”
2 глава волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть”
3 глава ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился
4 глава спешно принимает больных, ни с кем не сходится, хочет говорить, жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился ”
5 глава “пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”
Вывод Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.
Итак, происходит духовная деградация человека
Испытание любовью Как развиваются отношения Старцева и Котика?
«Екатерина Ивановна ….очень нравилась ему» «Я не видел вас целую неделю, а если бы вы знали, какое это страдание!» «Она восхищала его…» На душе было радостно, тепло, и в то же время какой-то холодный кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно!»
«Любовь моя безгранична. Прошу, умоляю вас, будьте моей женой!» «…перестало беспокойно биться сердце. …Жаль было своего чувства, этой своей любви» «Сколько хлопот, однако!» «Что-то мешало ему чувствовать, как прежде» «Он вспомнил о своей любви…, и ему стало неловко»
«А хорошо, что я на ней не женился» «Огонек все разгорался в душе…» «Он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас»
Вывод : с трасть к обогащению вытеснила чувство к Екатерине Ивановне.
Анализ эпизода на кладбище. Этой деталью автор хотел показать, что город С. - настолько гиблое место, что ничего достойного в нем произойти не может, даже если там окажется нравственный человек, он не сумеет противостоять затхлости, что и произошло.
Проблемный вопрос: с имволом чего становится образ кладбища в рассказе?
«Казалось, что здесь было светлей…» «сонные деревья» «так хорош и мягок лунный свет» «нет жизни» «обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную» «веет прощением, печалью и покоем»
«кругом безмолвие» «это не покой и тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние» «лампадка…отражала лунный свет и, казалось, горела» «хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви» «луна ушла, и вдруг все потемнело» «- Я устал…»
«Я устал…» жить(?)
Проблемный вопрос: ч то же является причиной этой духовной деградации?
Семья Туркиных
Эта мёртвая среда захватила его, обманула и изуродовала.
отношение к чтению романа Веры Иосифовны «Вера Иосифовна читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, – не хотелось вставать».
отношение к игре Котика Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, … и слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки, – было так приятно, так ново… Прекрасно! – сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению.
О тношение к шуткам Ивана Петровича Умри, несчастная! И все захохотали. «Занятно», – подумал Старцев, выходя на улицу. «Недурственно…» – вспомнил он, засыпая, и засмеялся.
Вывод: внутренний конфликт изначально присутствует. Старцев не способен сопротивляться среде.
Причины деградации: с реда , в которую он попадает, вынуждает его жить по законам общества уездного города С. Сам Старцев не может и не хочет сопротивляться этому.
« Почему в начале – доктор Старцев, а в конце – Ионыч ?»
Иона - « терпеливый" (евр.), глубокий мыслитель и одаренная личность. Значение имени любит труд и предан своей работе. Старается сделать все и очень огорчается при неудачах. Порою несколько эксцентричен, не сразу находит контакт с незнакомыми людьми. Часто мужчина с именем Иона одинок и замкнут, потому что слишком уверен в своей правоте. У Ионы в жизни бывают резкие подъемы и резкие спады чувств, полосы удач чередуются с полосами неудач. Имя Иона способен на отчаянные и смелые поступки. Общение с ним необычайно интересно.
Судьба имени Иона в истории: Иона был избран Богом для проповеди среди ассирийцев и израильтян. В своей длинной, развевающейся одежде, с серебряной бородой и густыми седыми волосами, он одной своей фигурой производил на слушателей огромное впечатление. Неизвестно, по какой причине, но скорее всего в минуту странного помрачения рассудка, он почему-то не внял явственному приказу Бога немедленно отправиться в Ниневию. Вместо того чтобы идти к язычникам и израильтянам, Иона сел на корабль, отправлявшийся в Фарсис . Он чувствовал малодушное желание уйти, скрыться от мира - ему казалось, что его пророческие силы на исходе. Своим поведением он совершил, конечно, огромный грех. И кара не замедлила последовать.
Фамилия Старцев ведет свое происхождение от слова «старость», которое легло в основу прозвища Старец – так называли не только человека преклонного возраста, но и старожила, старого поселенца .
Вывод: т ак завершился процесс превращения неглупого человека в стяжателя, довольствующегося тусклой, обыденной жизнью, а точнее, не жизнью, а существованием.
“Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро”. А. П. Чехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Урок литературы в 9 классе.
"Судьба человека" - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")...
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо».
Урок литературы в 8 классе....
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Литературная гостиная ( «Плеяда воронежских детских писателей»).
План-конспект внеклассного мероприятия...
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Лирические и авторские отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Урок литературы в 9 классе. Программа М. С. Меркина...
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Двойники и антиподы Раскольникова.
Урок литературы в 10 классе....
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Читательская конференция "100 книг"
Разновозрастное мероприятие "Читательская конференция "100 книг" проведено в рамках предметной декады....
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы (по роману Ф. М. Достоевского «Бедные люди»).
Образы Макара Девушкина и Варвары Доброселовой в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди»...