Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Лирические и авторские отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Урок литературы в 9 классе. Программа М. С. Меркина
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Русь , куда же несешься ты?»
Мертвые души «Мертвые души» — роман русского писателя Н. В. Гоголя, жанр которого сам автор, в соответствии со своими представлениями о родах и видах литературы, обозначил «поэма». Первый том был издан в 1842 году; продолжение было уничтожено писателем.
Разговор двух мужиков В ворота красивая бричка въезжает. И взглядом её своим провожают Лишь плотные русские два мужика, А речь мужиков была такова:
О толстых и тонких Наш главный герой визит совершает: Все залито светом, огнями сверкает. Вот блик от свечей на стенах играет, И мысли такие его посещают:
Об оттенках и тонкостях русского обращения Умеем мы лучше других обращаться. В оттенках и тонкостях нам не теряться. Француз или немец во век не смекнет… Как речь наша, громко иль тихо течет?.
Прометей! Решительный Прометей!
О живучести Ноздревых Мы знаем о силе медвежьего рева. А слышали вы про живучесть Ноздрева? Сейчас пронесемся по строкам поэмы И все покорим неизвестные темы!
О человеке Грозна и страшна грядущая старость. Увидеть ее – молодому не в радость. Назад не отдаст она ничего. И нету пощады ни для кого!
О подлеце Итак, вот герой наш весь налицо. Является кем он для нас? Подлецом? Но нет, теперь подлецов не бывает! Есть люди другие! Какие? Узнаем…
Русь О Русь, необъятный простор! От синих морей и до гор! Поет, процветает душа! Чудна, наша Русь, хороша!
Русь
Какой русский не любит быстрой езды!
Тройка! Птица-тройка!
К концу подошло путешествие наше. Что может быть лучше, приятнее, краше, Чем чтение всеми поэмы известной, Такой необычной и интересной! Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Предварительный просмотр:
План подготовки и проведения урока по лирическим и авторским отступлениям в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Тема: «Русь! Куда же несешься ты?» (по лирическим и авторским отступлениям в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
Цели урока:
1.Развитие навыков и умений анализа художественных произведений (на лирических и авторских отступлениях поэмы).
2.Определение нравственной позиции автора в отступлениях.
3.Выявление роли лирических отступлений в жанровом определении
произведения.
4.Соотношение проблем, выраженных писателем в лирических и авторских
отступлениях, с нашей современностью, их актуальность в наши дни.
5.Формирование у учащихся навыков и умений правильно излагать мате-
риал, подготовленный самостоятельно.
6.Развитие у учащихся художественной речи и творческих способностей.
Ход урока.
I.Организационный момент:
1.Сообщение темы и цели урока (слайд №1).
II. Новый материал (слайд с портретом Н.В.Гоголя №2):
1.Вступительное слово учителя:
Данная тема подразумевает прямой и достаточно ясный ответ на поставленный вопрос, и мы с вами должны разобраться в ее сути, прочитав лирические и авторские отступления, обсудив их и с точки зрения главных проблем, которые в них обозначены.
Мы обозначим две точки зрения на роль и место лирических отступлений, которые высказали современники писателя, и построим свою работу как аргументацию в пользу какой из них?
Белинский: «Важные же недостатки романа «Мёртвые души» при чтении, ничего не теряя от наслаждения, доставляемого самим романом, находим почти везде, где из поэта, из художника силится автор стать каким-то пророком и впадает в несколько надутый и напыщенный лиризм... К счастью, число таких лирических мест незначительно к объёму всего романа, и их можно пропускать при чтении. ((Рефлексия).
Аксаков: «Всё неотразимое влияние его творений заключается в лиризме... Что без этого были бы его книги! Они были бы только книгами. Гоголь неоспоримо представляет нечто совершенно новое среди личностей, обладавших силою творчества».
Учащиеся высказывают свое мнение в пользу второй, аргументируют свое мнение (вывод):
во-первых, это жанровая природа «Мёртвых душ». Не будем забывать, что поэма — один из жанров лироэпических произведений, в ней соединяются сюжетность, событийность («похождения Чичикова») и открытое выражение автором или лирическим героем своих чувств. Своеобразие поэмы как жанра во многом основано на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, с одной стороны, и раскрытии их характеров через восприятие и оценку лирического героя, играющего в поэме активную роль, — с другой.
Во-вторых, соотношение лирического и эпического начал в поэме выступает как средство выражения авторской позиции (слайд №3).
- Возникли дебаты (вывод) по оформлению титульного листа (эстеты класса утверждали, что черепа на титульном листе не оправданы, так как это не гуманно по отношению к читателям, но оппоненты доказали, что Гоголь поступил верно: уже здесь обозначена главная проблема поэмы).
Сегодня мы прочитаем и проанализируем отдельные лирические и авторские отступления.
2. Чтение вступления «Разговор двух мужиков» (по ролям, слайд №4).
(Рефлексия)
-Какими представляются нам русские мужики?
В процессе обсуждения учащиеся сделали вывод об отличительной черте русского человека: часто все спускается на авось; другие же утверждали, что это не что иное, как любознательность русского человека; третьи подвели итог, утверждая, что Гоголь, отразив в поэме талант, трудолюбие русского народа, силу, но, будучи верным правде жизни, не скрыл теневой стороны его характера. В данном описании звучит не только добродушный юмор, но и сожаление о том, что тысячи «петрушек», «селифанов» обречены быть примитивными и убого мыслящими существами.
3.Чтение авторского отступления о толстых и тонких (по ролям: отдельно о тонких и отдельно о толстых, слайд№5).Рефлексия.
-Что хотел сказать этим Н.В.Гоголь? Какие особенности русского человека отмечает?
Учащиеся приходят к выводу о том, что это авторское отступление, так как оно лишено эмоциональной окраски, но оно несет особую значимость в раскрытии проблемы произведения. Здесь даже не ирония, а грустные наблюдения автора, граничащие с сарказмом, о такой низкой индивидуальной черте русского человека, как приспособленчество в корыстных целях. В рассуждениях о чиновниках в полной мере проявляется его сатирический талант. Язвительная критика чиновников и помещиков содержится в данном повествовании. «Увы! — замечает Гоголь, — толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие». Блестящие характеристики чиновников даны писателем при описании поведения помещиков в разговоре с Чичиковым. Манилов, услышав предложение Чичикова о продаже мертвых душ, ничего не понял, но сделал умное лицо. В лирических отступлениях-миниатюрах Гоголь сравнивает своих героев с петербургскими сановниками. Так, например, Гоголь говорит о выражении лица Манилова, какое можно увидеть «только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головокружительного дела». Такие отступления помогают представить читателю наиболее полные портреты героев произведения.
4.Чтение рассуждения об «оттенках и тонкостях русского обращения» (слайд №6,7). Рефлексия.
-Каково отношение Гоголя к этой черте русского человека? Ваше отношение к этому? Проявляется ли это в наши дни?
Вывод: учащиеся отмечают иронию, с которой автор говорит еще об одной отличительной черте русского человека – чинопочитании и превращении в нужный «образ» в зависимости от ситуации. Они приходят к выводу, что Гоголь говорит об этой проблеме и в других произведениях, называют комедию «Ревизор». Затем вспоминают А.П.Чехова, который в рассказах «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» и др. продолжает традиции Н.В.Гоголя, отмечая это низкое качество русского человека. Ребята отмечают, что писатель очень удачно сопоставляет нас, русских, с людьми других национальностей( и мы предстаем не в лучшем свете) и выражает свое отношение эмоционально, применяя сравнения с мухой (литота) и с Прометеем (гипербола), употребляя эпитеты и восклицательные предложения, что помогает в раскрытии проблемы. Дальше они констатируют тот факт, что эта проблема не изжила себя и в наше время: они видят это достаточно часто в разных ситуациях; добавляют, что эта черта отвратительна, и они будут делать все, чтобы она не появилась в них самих, так как эта черта характера уничтожает человека как личность, поэтому от нее обязательно нужно избавляться.
5.Чтение авторского отступления «О живучести Ноздревых» (слайд №8).
Рефлексия.
- В чем негатив таких людей? Есть ли они среди нас?
Учащиеся делают вывод: Гоголь, защищая литературу критического реализма, не боится показать обществу все дурные стороны нашей жизни, поэтому применяет и юмор, и сатиру, так как считает, что они зиждутся на гуманистических принципах, что в основе сатирического изображения лежит любовь к людям, желание исправить их душу. Тут же констатируют тот факт, что до сих пор среди нас, к сожалению, встречаются такие «ноздревы», несмотря на то что прошло столько времени, а мы столь нравственно не совершенны.
6.Чтение лирического отступления о человеке (слайд № 9).
Рефлексия.
-В чем глубина этих рассуждений Гоголя? Почему нам важно прислушаться к его совету?
Учащиеся делают вывод о том, что это отступление нравственного характера. Ведь в рассказе о Плюшкине, точнее, о его таком превращении, есть обращение Гоголя к юношеству. Писатель призывает молодых людей сохранить «все человеческие движения», которые позволяют человеку и сохранить себя и избежать деградации, которые не дадут возможности превратиться в Плюшкина и ему подобных. Они отмечают лиризм и проникновенную душевность обращения к потомкам. Подчеркивают глубокую заботу писателя о подрастающем поколении.
К его просьбе - наставлению нужно отнестись достаточно серьезно, иначе мы рискуем превратиться в тех подлецов, о которых повествует писатель.
7.Чтение лирического отступления о подлеце (слайд № 10).
Рефлексия.
-Почему над этим размышлением стоит глубоко задуматься?
Идет обсуждение данного отступления. Ребята констатируют тот факт (вывод), что лирические отступления, раскрывающие авторское отношение к персонажам, своеобразно обрамляют изображение чиновничества, а отступления о подлеце одиннадцатой главы раскрывают не только образ автора, но и дают удивительно точную характеристику русскому человеку. Вспомним отступление о Кифе Мокиевиче и его сыне. Гоголь рассказывает их историю и касается вопроса об истинном и ложном патриотизме. По мнению писателя, истинные патриоты не те, кто думает о том, «чтобы не делать дурного, а о том, чтобы только не говорили, что они делают дурное», а те, кто говорит «святую правду» и не боится устремить на что-нибудь свой глубокий взор, ведь это может только поистине великий человек».
Нам стоит обратить на это внимание. Ведь мы - патриоты нашей великой страны.
8.Чтение лирического отступления «Русь! Русь» (слайды №11,12).
Вывод. Ребята отмечают, что Гоголь дает надежду на спасение, ведь еще в древнерусской литературе отмечалось, что русские святые пророки влияют на ход мировой истории. Эту точку зрения и поддерживает Гоголь. Он возносится над событиями, его взгляд сверху: он видит ее издалека. Видит и дорогу (слайд №12), по которой мчится Русь.
9.Чтение лирического отступления «Какой же русский не любит быстрой езды?» (слайд № 13).
Вывод: Вот где истинное лицо русского человека в полном его обличии! Вот где его нравственная сила! Вот где удаль и размах его! А еще в самом языке народа! Ведь именно наш народ создал такой язык (как тут не вспомнить стихотворение И.С.Тургенева!). Ведь нет в мире такого слова, которое было бы «так размашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Только русский народ способен «родить» такой язык.
10.Чтение лирического отступления «Эх, тройка! Птица тройка» (слайд № 14).
Вывод: Это лирические раздумья о судьбе России. Образ Руси-тройки утверждает мысль о неостановимом движении Родины, выражает мечту о ее будущем и надежду на появление настоящих «добродетельных людей», способных спасти Россию: «Эх, кони, кони, что за кони!.. Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху; и мчится вся вдохновенная Богом!..» Большой эмоциональной силой проникнута авторская вера в будущее страны, которую мы должны любить и делать совершеннее (слайд № 15).
III. Заключение: (делает учитель)
- В заключении можно сказать, что с помощью лирических и авторских отступлений Гоголь создаёт широкую панораму жизни России: «Вся Русь» является и композиционно связывает главы. В «Мертвых душах» его голос прозвучал ясно и пронзительно, в них исповедальные мотивы приобрели особую значимость. Поэтому в поэме одни из лучших страниц - это страницы лирических и авторских отступлений. Причем они различаются по эмоциональной окраске, по своей тематике, помогая нам глубже понять содержание произведения и проблемы.
В «Мертвых душах», особенно в лирических отступлениях, отразилась вся страдающая душа великого русского писателя, все его мысли и чувства. Сегодня нам стоит чаще обращаться к этому произведению, чаще прислушиваться к голосу Н. В. Гоголя. Вспомним В. Г. Белинского, который заметил: «Как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение. «Мертвые души» требуют изучения».
Таким образом, нам совершенно ясно, что свой великий труд Гоголь посвящает России, Родине, а отсюда тот утверждающий пафос, горячее лирическое чувство, которым проникнуто все повествование: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. И косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Мнения учащихся по уроку (рефлексия).
-Проанализировав урок, ребята, пришли к выводу, что цели, поставленные нами, достигнуты. Урок прошел интересно, познавательно. Ведь каждый смог выразить свою точку зрения по предлагаемым вопросам. Ребята отметили совершенное мастерство Н.В.Гоголя, его эмоциональность и, вместе с тем, твердость убеждений, его глубочайшую любовь к русскому народу и величайший патриотизм.
IV. Дом. задание: написать сочинение в жанре эссе на тему
«Актуальность поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» в наши дни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, р...
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Урок литературы в 9 классе.
"Судьба человека" - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")...
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо».
Урок литературы в 8 классе....
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Литературная гостиная ( «Плеяда воронежских детских писателей»).
План-конспект внеклассного мероприятия...
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Двойники и антиподы Раскольникова.
Урок литературы в 10 классе....
Проблемный диалог с элементами исследовательской работы
Выбор доктора Старцева в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"...
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Читательская конференция "100 книг"
Разновозрастное мероприятие "Читательская конференция "100 книг" проведено в рамках предметной декады....