ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Двойники и антиподы Раскольникова.
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двойники Раскольникова «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы...» Д. С. Мережковский
Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу. Лев Толстой
Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим. Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам, взглядам. - Кто, по вашему мнению, относится к двойникам, а кто к антиподам Раскольникова?
Старуха-процентщица Алена Ивановна Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Какое чувство она вызывает? Какой видит ее Раскольников? Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете? Можем ли мы назвать ее «двойником» Раскольникова?
В связи с чем появляется в романе Лужин? Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? Почему появление Лужина в романе затянуто? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? Раскольников и Лужин
Лужин Петр Петрович Почему Лужин боится полиции? Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» - связана с теорией Раскольникова?
Раскольников и Свидригайлов - В чем сложность и противоречивость этого образа? - Почему появление Свидригайлова связано с Лужиным? - Что мы узнаем о его прошлом? - Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? - Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова? - Как объяснить его отношение к Дуне и детям Мармеладова? - Почему он кончает жизнь самоубийством? Аркадий Иванович Свидригайлов
Кто такой Лебезятников? Когда и при каких обстоятельствах познакомился с Лужиным? Почему Лужин решает в Петербурге остановиться у Лебезятникова? Как Лебезятников «развивал» Соню и почему это прекратилось? Какие «новейшие направления наши» представляет Лебезятников? Какие идеи социалистов звучат карикатурой в устах Лебезятникова? В чем состоит пошлость Лебезятникова? Когда проявляются лучшие качества Лебезятникова? Как он спасает Соню? Лебезятников
Разумихин Каковы отношения Раскольникова и Разумихина? Почему Раскольников, задумав преступление, решает после того пойти к Разумихину? Почему при одинаковом материальном положении Разумихину не приходят в голову идеи, подобные мыслям Раскольникова? Антиподы
Как реагирует Разумихин на статью Раскольникова? Почему он говорит, что его теория хуже, чем разрешение крови по закону? Чем и как помог Разумихин Раскольникову? Как в романе обыгрывается его фамилия?
Раскольников и Порфирий Петрович
«Три встречи Порфирия с Раскольниковым — подлинные и замечательные полифонические диалоги». М..М.Бахтин Полифонизм – гармоничное многоголосие Порфирий Петрович
Зачем Раскольников идет к Порфирию Петровичу в первый раз? После каких событий он решился на диалог со следователем? Перечитайте диалог героев: «— Так вы все-таки верите в Новый Иерусалим? — Верую, — твердо отвечал Раскольников... — И-и-и в Бога веруете?... И-и в воскресение Лазаря веруете? — Ве-верую... — Буквально веруете? — Буквально». Почему запнулся Раскольников, отвечая на один из вопросов следователя. Когда еще на страницах романа прозвучит имя Лазаря?
Можно ли считать вторую встречу со следователем кульминационной? Как начинает «звучать» в этой встрече тема страдания, возникшая в первом разговоре? Почему последняя встреча состоялась по инициативе следователя? Почему он сам пришел в каморку главного героя? Что нового мы узнаем об отношении Порфирия Петровича к идее Раскольникова и к самому герою?? Какой путь выхода из тупика предлагает Порфирий? Следует ли его совету главный герой?
Словарь Разумный эгоизм — умение жить собственными интересами, не противореча интересам других . Альтруи́зм ( лат. Alter — другой , другие) — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага . В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму . В психологии иногда рассматривается как синоним или часть просоциального поведения . Мессиа́нство (от мессия « помазанник ») — особая, спасительная для всего мира миссия Человека и народа как Новой Социальной Общности. Нигили́зм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры;отрицание , абсолютное отрицание, социально-нравственное явление, умонастроение. Определение нигилизма и его проявление в разное время зависело от культурно-исторической эпохи, субъективно и контекстуально зависимо. Аполо́гия (от др.-греч . ἀπολογία — оправдание) — защитительная речь или защитительное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего- или кого-либо. Предполагается, что объект апологии подвергается внешним нападкам. В настоящее время слово «апология» означает чрезмерное восхваление чего-нибудь или кого-нибудь, защиту (обычно предвзятую).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Урок литературы в 9 классе.
"Судьба человека" - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")...
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо».
Урок литературы в 8 классе....
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Литературная гостиная ( «Плеяда воронежских детских писателей»).
План-конспект внеклассного мероприятия...
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Лирические и авторские отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Урок литературы в 9 классе. Программа М. С. Меркина...
Проблемный диалог с элементами исследовательской работы
Выбор доктора Старцева в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"...
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Читательская конференция "100 книг"
Разновозрастное мероприятие "Читательская конференция "100 книг" проведено в рамках предметной декады....
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы (по роману Ф. М. Достоевского «Бедные люди»).
Образы Макара Девушкина и Варвары Доброселовой в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди»...