ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Урок литературы в 9 классе.
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
"Судьба человека" - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_78.pptx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М.А.Шолохов (1905-1984)
Особенности жанра Рассказ-эпопея - повествовательное произведение небольшого объема с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.
Композиция рассказа «Судьба человека» - рассказ в рассказе
В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? В 1950-е публикует рассказ "Судьба человека".
- Каким рисует автор своего героя при их случайной встрече на берегу реки? Как вы думаете, почему Андрей Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку? Как вы думаете, почему такой рассказ не мог появиться раньше? (1956г.) - Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? Что помогло герою выстоять?
- Как проявляет себя герой во всех испытаниях? Какое значение имеет эпизод «В церкви»? как проявляют себя люди? Какая позиция ближе всего Соколову? Как повел себя сам герой? В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»? Прокомментируйте эти сцены.
Модели поведения человека в бесчеловечных обстоятельствах?
Типы человеческого поведения Герой Поведение Солдат-христианин Крыжнев Взводный Доктор Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней Безропотно, покорно ожидает своей участи «..в плену и потемках свое великое дело делал»
Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Соколова? Как выражена в рассказе авторская позиция? В чем смысл названия рассказа?
М.А.Шолохов в рассказе о войне исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой – вот главное. В душе – один из источников победы.
В каких словах выражен взгляд Андрея Соколова на долг человека, мужчины, солдата? «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала» Готовность выстоять, «выдюжить», сохраняя человеческое достоинство – жизненное кредо Соколова
- Судьба – многозначное слово. - В каком значении оно использовано в названии рассказа? Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; Доля, участь; История существования кого-чего-нибудь ; Будущее, то, что случится
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо».
Урок литературы в 8 классе....
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Литературная гостиная ( «Плеяда воронежских детских писателей»).
План-конспект внеклассного мероприятия...
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Лирические и авторские отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Урок литературы в 9 классе. Программа М. С. Меркина...
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Двойники и антиподы Раскольникова.
Урок литературы в 10 классе....
Проблемный диалог с элементами исследовательской работы
Выбор доктора Старцева в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"...
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Читательская конференция "100 книг"
Разновозрастное мероприятие "Читательская конференция "100 книг" проведено в рамках предметной декады....
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы (по роману Ф. М. Достоевского «Бедные люди»).
Образы Макара Девушкина и Варвары Доброселовой в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди»...