Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Литературная гостиная ( «Плеяда воронежских детских писателей»).
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) Особенности творчества: Самобытное свободное творчество Перевод непереводимых шедевров ( Nursery Rhymes) Сохранение национального характера Отсутствие литературщины Присутствие Пушкинской линии в стихах Умение сложное сделать простым Явился создателем новой литературы для детей Живое следование событий Соотношение жизни природы с жизнью человека
Евгений Пантелеевич Дубровин (20.08.1936 - 15.07.1986) Особенности творчества: Освещение социально-нравственных проблем Присутствие юмора Игнорирование жанровых догматов Писатель «сам по себе» Романтический порыв в будущее Проблема отцов и детей Воспитание подрастающего поколения Призыв к человечности и доброте Немногословие
Владимир Андреевич Добряков (26.08.1924-8.08.2008) Особенности творчества: Особый интерес к жизни «Я писал и пишу обычные житейские истории»-Добряков Гуманизм Роль повествования в творчестве Роль фантазии в творчестве Вера в чудеса Дети-герои книг Раскрытие душевного мира ребенка Чувство справедливости
Дом Самуила Яковлевича Маршака Дом книги, где работал Евгений Пантелеевич Дубровин Детская библиотека имени Добрякова То, что всегда будет напоминать о писателях
-Здесь, в квартире №1 на 1 этаже в доме №72 (Доме Сомова) по улице Карла Маркса, с 1915 до 1917 года жил Самуил Яковлевич Маршак. -В честь Маршака теперь существует улица Маршака в Юго-Западном районе -На доме №72 есть мемориальная доска, свидетельствующая о факте проживания С.Я. Маршака в Воронеже Наследие Маршака
Дом книги, где работал Е.П.Дубровин Евгений Пантелеевич окончил Воронежский сельскохозяйственный институт. А позже работал редактором в газете «Молодой коммунар», редакция которой размещалась на 4 этаже Дома Книги.
В честь Владимира Андреевича на улице Юлиса Янониса дом… открыли детскую библиотеку им. Добрякова. Добряков организовывал литературные вечера для детей детской библиотеки им. Маршака. Добряков: Библиотека им. В.А.Добрякова
Социальный опрос писателей и поэтов о Добрякове Участвовали ли Вы в литературных вечерах, которые устраивал Владимир Андреевич? Сколько человек участвовало в литературных вечерах? Какие темы затрагивались и обсуждались? Сколько лет вы были знакомы с Владимиром Андреевичем? Что Вы можете сказать о его творчестве? Что Вы можете сказать об Владимире Андреевиче как о человеке? Каким он был собеседником? Какими качествами обладал? Какой след в вашей жизни оставил Владимир Андреевич? Как его творчество отразилось на Вашей жизни? Вопросы:
Ягодкин Александр Анатольевич (1-3) – не присутствовал на литературных вечерах. 4) Знаком был 25-30 лет. 5) «Его творчество было продолжением его личности, он очень любил детей». 6) «Он был уникальным человеком. Я с такими людьми больше не сталкивался в своей жизни». 7) «Не столько творчество, как он сам оставил след в моей жизни. Он придавал веру во времена пессимизма. Придавал веру в существование таких людей, как он, таких добрых и великодушных».
1) Да, я участвовала в литературных вечерах. 2)Много…30-40 человек точно. 3) О многом говорили на вечерах…о жизни, о подростковых проблемах, о литературе, о проблемах взросления человека, об отношениях. 4) 20 лет. 5) У него был всегда личный интерес к творчеству 6) Это был человек, живший сердцем. Писать - было для него душевной потребностью. Умывакина Галина Митрофановна
(1-3) не участвовала в литературных вечерах. 4) Познакомились в 2002 году. 5У нас с ним разные жанры. Я пишу стихи, он писал прозу. Он был именно детским писателем, отлично чувствовал психологию детей и безмерно любил их. 6) Добрый человек он был… Его лицо располагало…и даже когда он был серьезен, было такое ощущение, что он улыбается. 7) Скорее нет, наверное, потому что я выросла на Агнии Барто, Пушкине…Я была уже сформировавшейся личностью, когда познакомилась с ним и его творчеством. Шипулина Валентина Антоновна
Он был похож на Дедушку Мороза, такой же добрый…с такими искренними глазами. После разговора с ним захотелось перечитать его книги. Книги было очень интересно читать. Все произведения были какие-то солнечные, волшебные, но в то же время знакомые. Я думаю его творчество положительно отразилось на моём воспитании. Студенцова Ирина Юрьевна
Дети до 12 лет
Подростки
Взрослые
Таким образом, мы видим , что Добряков писал для людей разных возрастов. Но больше он популярен у детей и подростков. Взрослым больше интересны Маршак и Дубровин. Наверное, потому что они и писали о более глобальных проблемах, а сатиру Дубровина сложно понять детям. Но все же все три писателя интересны и детям, и взрослым. Мы, действительно, можем гордиться нашими земляками, нашим Воронежем, потому что в нашем городе было, есть и будет множество талантов. ВЫВОД:
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная.
( «Плеяда воронежских детских писателей»).
На конференции предполагается обсудить следующие вопросы:
– круг внеклассного чтения: проблемы формирования в историко-культурном, педагогическом, идеологическом аспектах;
– жанровая и тематическая специфика литературы для внеклассного чтения;
– герои и сюжеты книг для внеклассного чтения;
– современная детская литература и внеклассное чтение: состояние и перспективы;
– методика внеклассного чтения: вчера – сегодня – завтра;
– внеклассное чтение в контексте проведения внеклассной и воспитательной работы;
– учебно-познавательная литература в системе внеклассного чтения;
– семейное чтение как фактор культурно-эстетического формирования юного читателя;
– роль современных издательств в формировании круга детского чтения;
– современные книжные форматы (электронные книги, аудиокниги) в системе внеклассного чтения;
– роль библиотеки в формировании круга детского чтения;
– современные иллюстраторы детских книг.
Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах таким образом связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями «вечных вопросов».
Именно по этим причинам данная работа основана на изучении особенностей творчества Добрякова Владимира Андреевича, Дубровина Евгения Пантелеевича и Самуила Яковлевича Маршака.
В литературной гостиной происходит знакомство с их мировоззрением и отношением к литературе и к жизни в целом. Совершается процесс познания того, какой след они оставили в Воронеже и в памяти своих читателей.
Перед проведением встречи в литературной гостиной идет кропотливая серьезная работа: собирается необходимый материал: состоятся беседы с людьми, лично знакомыми с В.А. Добряковым, проводятся опросы среди учащихся о прочитанных произведениях писателей. Учащиеся, помимо этого, посещают и запечатлевают места, которые так или иначе связаны с именами воронежских детских писателей.
В первую очередь учащиеся посещают дом Сомова, в котором жил Самуил Яковлевич Маршак с конца 1915 года до 1917. На нем находится мемориальная доска, свидетельствующая о его проживании в доме №72 по улице Карла Маркса в квартире №1 на 1 этаже. Также открыта библиотека им. Маршака в юго-западном районе. Существуют улица и остановка, названные в его честь.
Устанавливается, что Евгений Пантелеевич Дубровин окончил Воронежский сельскохозяйственный институт. А позже работал редактором в газете «Молодой коммунар», редакция которой размещалась на 4 этаже Дома Книги.
Подчеркивается тот факт, что в честь Владимира Андреевича Добрякова названа детская библиотека на улице Юлиуса Янониса, что Добряков организовывал литературные вечера для детей в детской библиотеке им. Маршака.
На основании проведенной работы на встрече в литературной гостиной происходит обмен информацией, анализ прочитанных произведений, впечатлений от встреч, подведение результатов опроса и литературного исследования о С.Я.Маршаке, Е.П.Дубровине, В.А. Добрякове. В краткой форме учащимися представляется их творческая биография и анализируются их произведения:
Самуил Маршак родился 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже, в семье заводского мастера. Фамилия «Маршак» является аббревиатурой — «морену рабейну Шломо Клугер» — «учитель наш, господин наш, Соломон Мудрый».
Отличительной чертой Самуила Яковлевича Маршака всегда являлось самобытное свободное творчество. Так, например, в детских пьесах «Кошкин дом», «Терем-теремок» отразилась не мертвая стилизация под детский фольклор, не механическое использование моделей, а творчество в подлинном народном стиле. О присутствии фольклора говорят и симметрия отдельных частей текста, и многие другие особенности структуры.
Также могут восхищать переводы Маршака, казалось бы, непереводимые шедевры. Они сохранили всю свою динамичность и мощь. «Три смелых зверолова», «Шалтай-Болтай», «Потеряли котятки по дороге перчатки» - все это благодаря Маршаку стало достоянием русской поэзии, потому что, как и в прочих переводах, нет ничего «переводческого». Стих сохраняет ту упругость и звонкость, словно это первозданная русская песня.
Одна из основных задач С. Я. Маршака - сохранить национальный характер произведений. Задача не из легких, но, благодаря своему трудолюбию, он всегда достигал поставленной цели.
Также отмечается, что творчеству Маршака присуща пушкинская ясность стиха, прозрачность, отсутствие «литературщины», принятие стиха только тогда, когда он может донести свой смысл до любого читатель, когда он будет прозрачен и ясен для каждого.
Велика заслуга Маршака в том, что он с помощью простой, ясной поэтики смог донести детям и политическую сатиру, и сказку, и Шекспира. Маршаку удавалось сложное сделать простым, непонятное ясным и прозрачным. Он первым в развитии детской литературы доказал, что можно рассказать детям решительно все самое главное и важное о том, что отличает наше общество от всякого другого. Он сумел рассказать и о национальной розни, и дискриминации, и о колониальной зависимости.
Более того, главным его достижением является то, что он первым среди всех мировых писателей сумел рассказать самым маленьким детям о содержании нашей новой жизни, передать им новые идеалы. Маршак является не только детским писателем, но и автором драматических произведений, опирающихся на сказочную традицию, автором политической сатиры, и, наконец, неповторимым переводчиком.
Интересен и малоизвестный факт: с 1959 по 1961 год литературным секретарем у Маршака работал ныне известный телеведущий Владимир Познер. Попал он к нему благодаря своему увлечению: переводил с английского поэтов XVII века. Эти переводы попали к Самуилу Яковлевичу, и он одобрил увлечение выпускника биофака МГУ.
Таким образом, С.Я.Маршак повлиял на развитие детской литературы, точнее, в корне изменил ее и создал совершенно новую литературу для детей.
Творчество Самуила Яковлевича для детей является новым словом в мировом развитии детской литературы.
Художественный выбор писателя очевиден: классичность и ясность, простота и естественность, живое следование событий и реалистичность их изображения в слове.
Евгений Пантелеевич Дубровин родился в посёлке городского типа Таловая Воронежской области. После окончания Воронежского сельскохозяйственного института работал механиком на авторемонтном заводе в Острогожске.
Первая повесть писателя — «Грибы на асфальте» — была опубликована в 1966 году, после чего рассказы Дубровина публиковались в журнале «Подъем», а затем вышли в коллективном сборнике молодых воронежских прозаиков «День рождения».
С 1961 год по 1971 год. Евгений Дубровин был редактором журнала «Молодой коммунар», после чего уехал в Москву, где начал работать в редакции журнала «Крокодил», а в 1975 году возглавил журнал.
Произведения Евгения Дубровина всегда пользовались популярностью у молодежи. Писателю удалось поставить и своеобразно осветить немало острейших социально-нравственных проблем.
Дубровин работал в специфической манере, он не придерживался жанровых догматов, сплетая в единый клубок традиционный реалистический психологизм с элементами фантастики, детектива и философской эстетики.
Дубровин был писатель «сам по себе», без особого шума делавший свое дело.
Драма Дубровина в том, что его вынудили быть «сатириком в лайковых перчатках». Сказать правду в своем времени запрещалось. Отсюда тоска по неясному идеалу, романтический порыв в будущее, мечта о духовном суверенитете личности. Ни одна его книга не проходила через цензуру гладко, без вопросов.
Е. Дубровин довольно точно оценил суть происходящих в стране перемен. Его первые рассказы, опубликованные в коллективной книжке "С днем рождения": "Скиф" и "Цветет липы",- сразу обратили на себя внимание критики. Придирчивый взгляд вряд ли мог обнаружить в их содержании нечто новое, неподдельный оптимизм молодости сродни бесшабашности, нежность ко всему сущему на земле, несомненно, подкупали холодные, не склонные к эмоциям сердца аналитиков слова.
Размышляя о нравственных и эстетических поисках писателя, приходишь к мысли о том, что многое в его мироощущениях начиналось в юности. Может быть, поэтому большинство книг Дубровина посвящено первоначальной поре человеческой жизни. Повести "Грибы на асфальте", "Племянник гипнотизера", и особенно «В ожидании козы» - убедительное тому подтверждение.
Писатель глубоко чувствовал время, его скоротечность. И все же то, что ему суждено было сказать в своем творчестве, он использовал в полной мере.
Как никто другой, Дубровин относился к молодым с искренним и честным чувством. И это не проходная фраза в размышлениях о Дубровине и его творчестве. Достаточно сделать небольшое усилие, чтобы вспомнить недавние, пасмурные годы, в которых мы жили. Его подача материала, описания житейских ситуаций отличались дерзостью и непредсказуемыми ходами, гражданской смелостью. Обратимся, в качестве примера, к поступку Иды Костырко из повести "Марсианка". На просьбу главного героя и ее возлюбленного Олена Гусева не устраивать в фешенебельном ресторане скандал, поскольку на них смотрят люди, Ида свирепо ответила:- «Кто смотрит? Вот эти ублюдки? Это же не люди - воры проклятые. Ты думаешь, что сюда ходят те, что живут на зарплату? Черта с два... Рабочий сюда не ходит. Рабочий пьет водку за углом. Здесь одни воры! Ищут воров, спекулянтов, а они каждый вечер здесь собираются... Бери и греби всех подряд лопатой». Характеристика завсегдатаев ресторана, сделанная подвыпившей героиней, менее всего смахивает на заурядную браваду и больше похожа на слепок времена, которое В. Пикуль назвал «поганым». Но для Дубровина оно было реальностью, со своим укладом - циничным и уродливым. Обличать его под страхом очернительства не представлялось возможным. Правда, если автор надевал маску, уподобляясь лицедею, то его игру, хоть с натяжкой, но все же принимали. Однако те закадровые персонажи, которых он называл ворами и ублюдками, отлично понимали, о чем идет речь. Следовательно, мир прекрасный в творчестве Дубровина прижиться не мог, даже в самых жизнеутверждающих его повестях.
Любой талант - загадка, а большой - тем более. Ведь герои произведений Дубровина на весь белый свет кричали о болезни нашего общества, его моральном распаде.
Общеизвестно, что писательская судьба есть не что иное, как трансформация личной судьбы литератора в судьбы его героев. Да, Дубровин предстает разным в характерах своих персонажей: от безудержно смешного до глубоко нежного, от утонченно язвительного до ошалело простодушного. Оптимистичные мальчики-студенты: Вацлав Кобзиков, Александр Скифин, Алик Цивиали, Геннадий Рыков, Олег Гусев и сам автор - люди одной группы крови. Они все - честные и красивые душой парни.
В этом ряду произведений повесть "Счастливка" стоит как бы особняком, впервые Дубровин пытается постичь философию двойной морали.
Его основная черта - немногословие, как и у многих юмористов и сатириков. Для его произведений характерен быстро развивающийся сюжет; пример тому повести «Глупая сказка» или «Племянник гипнотизера».
Литературное творчество Евгения Дубровина многообразно. Автором затрагиваются такие темы, как проблема отцов и детей, воспитание подрастающего поколения. Писатель работал в жанре социальной сатиры, высмеивая приспособленчество, тунеядство, карьеризм, стяжательство, равнодушие, призывая в то же время к человечности и доброте к людям. Однако, несмотря на действительно полный юмора язык, сюжеты далеко не всегда юмористичны. Дубровин талантливо использовал контраст между легким языком и серьезностью содержания, что, без сомнения, ярче всего проявилось в книге «В ожидании козы», посвященной событиям послевоенного времени.
Особой гордостью для нас, читателей, является и то, что писатель имеет такие награды, как Орден Трудового Красного Знамени, Знак Почета. Он Лауреат Международного конкурса юмористических рассказов «Алеко»..
Владимир Андреевич Добряков родился 26 августа 1924г. в Москве.
В начале войны вместе с ребятами-девятиклассниками многих школ города работал в Орловской области, где создавалась система глубоких противотанковых рвов. Тем же летом поступил на военный завод учеником слесаря.
В октябре вместе с заводом эвакуировался под Куйбышев (ныне город Самара). Почти до конца войны работал по 11 часов в сутки, без выходных, без отпусков. Тогда же с отличным аттестатом закончил 10-й класс.
После окончания войны уехал во Львов, где учился на филфаке. Работал литературным секретарем в окружной военной газете. Начал писать.
Первая книга вышла в свет в 1957 г. «Отец и Володька». В 1962-м г. В.Добряков переехал в Липецк, где 10 лет возглавлял писательскую организацию.
В 1980-м году В.А. Добряков переехал в Воронеж.
Владимир Добряков - автор более 30 книг повестей и рассказов, адресованных детям. Книги издавались в Киеве, Львове, Липецке, Воронеже, Москве и в Варшаве. Наиболее часто издаваемые книги: «Отец и Володька», «Недолгие зимние каникулы», «Одиннадцать бестолковых», «Зуб мамонта», «Вредитель Витька Черенок», «Взлетная полоса», «Не отвернись…», «Хозяин двора», «Не родись красивой…», «Король живет в интернате» и др.
В 2005 году В. Добряков был награжден медалью «Честь и польза» Международным благотворительным фондом «Меценаты столетия».
В первую очередь Владимир Андреевич отличался особым интересом к жизни. Как он сам писал, «Это какая-то непонятная страсть – все понять, связать, запечатлеть, очень многим увлекался в своей жизни». «Мне кажется, детям надо рассказывать о жизни. Ничего не приукрашивая, ничего не скрывая. Они все поймут. Я писал и пишу житейские истории, - говорил Добряков о своем творчестве, - я писал о вечных истинах: о любви, о дружбе, о верности слову, правдивости, доброте. Моей идеологией всегда был гуманизм. Мне кажется, детей надо учить самому простому».
Он обычно так наставлял ребят: «Не бойтесь белого листа бумаги. Пишите так, словно рассказываете историю своим близким друзьям. Рассказывайте в образах и деталях, не забывая при этом и своем месте и роли в повествовании».
Владимир Андреевич всячески поощрял в ребятах фантазийные начала. «Писатель не всегда может оказаться в нужное время в нужном месте, - говорил он,- а рассказать о рыцарях или о временах Людовика VI приходится. И вот тут, изучив историю, быт и нравы той или иной эпохи, надо прибегнуть к своей помощнице – фантазии. Представить и описать так, как все могло происходить…».
Как-то Добряков произнес такую фразу: «Знаете, поэт – это не профессия, не социальный статус. Поэт – это нечто хрупкое и зыбкое: скорее всего – состояние души, когда не писать просто не можешь». Владимир Андреевич был человеком, который до конца верил в чудеса.
Владимир Андреевич больше всего на свете любил детей, поэтому они и стали героями его книг, девчонки и мальчики со своими детскими проблемами. Главное в его творчестве то, что он старается раскрыть душевный мир ребенка.
Владимир Андреевич говорил: « Для детей надо писать интересно», наверное, поэтому его книги всегда популярны и любимы среди детей. В его книгах постоянно присутствует добро, чувство справедливости, верность в дружбе и любви, высокие духовные начала.
Десять лет (1998-2008) в стенах библиотеки им. Маршака работал клуб юных сочинителей «КЮС», которым руководил Добряков. Владимир Андреевич по три-четыре часа вел беседы с ребятами. Детям было интересно то, что разговор, кроме литературы, был и про жизнь, человеческие поступки, добро и зло.
Произведения Владимира Андреевича являются образцом нравственного воспитания и душевной доброты.
Интересны мнения о Владимире Андреевиче читателей (бывших учащихся), которые лично были знакомы с ним, появившиеся в результате ответов на следующие вопросы:
-Участвовали ли Вы в литературных вечерах, которые устраивал Владимир Андреевич?
-Сколько человек участвовало в литературных вечерах?
-Какие темы обсуждались?
-Сколько лет вы были знакомы с Владимиром Андреевичем?
-Что Вы можете сказать о его творчестве?
-Что Вы можете сказать о Владимире Андреевиче как о человеке? Каким он был собеседником? Какими качествами обладал?
-Какой след в вашей жизни оставил Владимир Андреевич? Как его творчество отразилось на Вашей жизни?
Вот мнения четырех его поклонников, которые охотно интервьюировались:
Первым, кто поделился своим впечатлением, был Ягодкин Александр Анатольевич (собственный корреспондент по Черноземью):
-Знаком был 25-30 лет.
-Его творчество было продолжением его личности, он очень любил детей.
-Он был уникальным человеком. Я с такими людьми больше не сталкивался в своей жизни.
-Не столько творчество, как он сам оставил след в моей жизни. Он придавал веру во времена пессимизма. Придавал веру в существование таких людей, как он, таких добрых и великодушных.
Умывакина Галина Митрофановна, председатель Воронежского регионального отделения, секретарь правления Общероссийской общественной организации «Союз Российских писателей»:
- Да, я участвовала в литературных вечерах.
-Участвовали, как правило, 30-40 человек.
-О многом говорили на вечерах…о жизни, о подростковых проблемах, о литературе. Говорили о проблемах взросления человека, об отношениях, как в семье, так и с друзьями.
-Знакома была с писателем 20 лет.
-У него был всегда личный интерес к творчеству.
-Это был человек, живший сердцем. Он нес какую-то ответственность за душевное состояние и внутренний мир детей. Писать было для него душевной потребностью.
-Я рада, что была знакома с таким человеком, как Владимир Андреевич. Он никого в своей жизни не обидел. Всегда относился ко всем с уважением и искренним интересом.
Особенно интересна беседа с Шипулиной Валентиной Антоновной, детским поэтом. Она не только ответила на вопросы, но и рассказала историю её знакомства с Добряковым: «К сожалению, я не была на литературных вечерах, которые он устраивал. Но я могу рассказать, как я с ним познакомилась. Это было на встрече с московской писательницей Ириной Евгеньевной Ракшиной, она нас и представила друг другу, это было в 2002 году.
- У нас с ним разные жанры. Я пишу стихи, он писал прозу. Он был именно детским писателем, отлично чувствовал психологию детей и безмерно мерно любил их.
- Добрый человек он был. Его лицо располагало к общению, и даже когда он был серьезен, возникало такое ощущение, что он улыбается.
Большое впечатление оставила беседа со Студенцовой Ириной Юрьевной: «Когда я училась в 5 классе в школе №38 , это был 1989 год, нам классный руководитель организовал встречу с писателем, который рассказал о своем творчестве, о героях своих книг, и после этой встречи учащимися были перечитаны все его книги, солнечные, волшебные и такие знакомые. Творчество Владимира Андреевича Добрякова положительно отразилось на моем воспитании и на воспитании моих одноклассников».
Впечатления учащихся о творчестве писателей представлены в таблицах.
Литературные поиски и исследования показали:
В.А. Добряков писал для людей разных возрастов. Владимир Андреевич говорил: « Для детей надо писать интересно», наверное, поэтому его книги всегда популярны и любимы. Это действительно так. Его последнее произведение, автобиографическая повесть «Янтарные россыпи», которая существует всего в 3-х экземплярах, производит на учащихся огромное впечатление. Он действительно писал с душой, наверное, именно поэтому его произведения читаются теми, кто чувствует весь мир, кто проникается ощущениями, которыми пронизаны его произведения.
Для С.Я. Маршака главная идея - донести свои мысли и чувства до читателей всех возрастов.
«Произведения Евгения Дубровина всегда пользовались популярностью у молодежи», - говорят факты. Однако результаты исследований показали: Е.П.Дубровин интересен большинству взрослых людей.
Но абсолютно очевидно, что все три писателя интересны и детям, и взрослым. Мы действительно можем гордиться нашими писателями-земляками.
Гости и участники литературной гостиной:
- Ягодкин Александр Анатольевич (собственный корреспондент)
- Шипулина Валентина Антоновна (детский поэт)
- Умывакина Галина Митрофановна (Председатель Воронежского регионального отделения, секретарь правления Общероссийской общественной организации «Союз Российских писателей)
- Студенцова Ирина Юрьевна (работник Сбербанка)
- Кузнецова Елена Викторовна (библиограф)
- Захаровская Оксана Викторовна: «Я очень жалею, что не была знакома с Владимиром Андреевичем» (заведующая библиотекой им. Добрякова)
- Ученики 11 класса «А» МОУ лицея №5: Ефанов Алексей, Смажко Екатерина, Закуленкова Мария, Петрова Лада, Воронова Валентина, Марасанова Ксения, Мезенцева Ольга.
- Ученики 3 класса «Б» МОУ лицея №5: Гвоздецких Ира, Полякова Юлия, Клевцов Павел, Мешков Ян, Гасымова Сабина, Скорняков Юрий, Масленникова Дарья, Дрюкова Полина, Володина Екатерина.
- Ученица 6 класса «А» МОУ лицея №5 Елфимова Анастасия.
- Клишина Валентина Михайловна
- Клишин Александр Серафимович
- Черникова Елена Александровна
- Поляков Борис Юрьевич
- Быковский Михаил Олегович
- Володина Елена
- Володин Вячеслав Николаевич
- Студенцова Антонина Викторовна
- Дрынов Андрей Николаевич.
Библиографический список:
1.Литературные имена. Воронежские прозаики и поэты 19-20 веков. Авторы-составители: В.В. Буданов, Е.Г.Новичихин. – Воронеж 2007.
2.Владимир Мальцев «Воронеж: встреча с прошлым и настоящим» (Справочное издание) – Воронеж ,2005год.
3.Е.П. Дубровин. "Билет на балкон". Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 1971 г.
4.Олег Ласунский «Литературная прогулка по Воронежу» ,Издание 3, переработанное, дополненное. Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж 2006.
5. Рубакин Н.А. Избранное: В 2 т. — Т. 2. — М.,2001. — С. 67, 140.
6.Воронежский курьер.- 2004.- 5 августа. - С.4
7.Школьная библиотека.-2005.-№9-10.-С.23.
8.Воронежский курьер.-2004.-26 августа
9.Новая газета.-2003.-№32
10.Коммуна.-2009.-№113.-7 августа.- С.6
11.Воронежский курьер.-1999.-№91.-14 сентября. - С.6.
12.http://justlife.narod.ru/dubrovin/dubrovin00.htm
14.Издат. Дом Коммуна. Литературные имена. Воронежские прозаики и поэты 19-20 веков. Авторы-составители: В.В. Буданов, Е.Г.Новичихин. – Воронеж 2007.
15.Российская газета.-2011.-22 марта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Урок литературы в 9 классе.
"Судьба человека" - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")...
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо».
Урок литературы в 8 классе....
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Лирические и авторские отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Урок литературы в 9 классе. Программа М. С. Меркина...
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Двойники и антиподы Раскольникова.
Урок литературы в 10 классе....
Проблемный диалог с элементами исследовательской работы
Выбор доктора Старцева в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"...
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Читательская конференция "100 книг"
Разновозрастное мероприятие "Читательская конференция "100 книг" проведено в рамках предметной декады....
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы (по роману Ф. М. Достоевского «Бедные люди»).
Образы Макара Девушкина и Варвары Доброселовой в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди»...
- Мне нравится (1)