Конспект урока "Суд над Митрофаном Простаковым" по комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Конспект данного урока сможет помочь учителю литературы в игровой форме подвести учащихся к мысли автора пьесы: "Вот злонравия достойные плоды" на итоговых уроках по изучению комедии "Недоросль".
Используемые технологии:
1.Игровая.
2.Личностно-ориентированная.
3.Критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_sud_nad_mitrofanom_20.10.16.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
на семинаре заместителей по УВР
в МБОУ СОШ №3.
Суд над Митрофаном Простаковым.
(По комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».)
Подготовила
учитель русского языка и литературы ВКК
МБОУ СОШ №3 г. Пушкино
Лавренко Е. К.
20 октября 2016 г.
Суд над Митрофаном.
(по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».)
Цели:
- Обучающие:
- Определить сущность образа главного героя – Митрофана, найти в его характере противоречивые черты.
- Выявить новаторство Фонвизина – драматурга в создании характера литературного героя.
- Развивающие:
- Развитие навыка монологической речи.
- Умение доказывать свою точку зрения.
- Создание условий для развития творческих способностей.
- Воспитательные:
- Воспитание интереса к художественной литературе.
- Воспитание нетерпимого отношения к невежеству, бескультурию.
Задачи:
- Обвинить в невежестве, невоспитанности и бескультурии Митрофана; составить его характеристику.
- Осудить принципы воспитания госпожи Простаковой, показав «злонравия достойные плоды».
- Доказать, что каждый гражданин должен быть полезен своему Отечеству.
Технологии:
- Игровая.
- Личностно-ориентированная.
- Критического мышления.
Действующие лица:
- Секретарь
- Судья: Стародум
- Обвинитель: Правдин
- Свидетели: Цыфиркин, Кутейкин, госпожа Простакова.
- Подсудимый : Митрофан Простаков.
- Адвокат: Вральман
- Присяжные: учащиеся 9 класса.
Оборудование:
- Текст комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
- Толковый словарь С. И. Ожегова.
- Бейджи с указанием действующих лиц.
- Элементы костюмов.
- Презентация к урокам по комедии.
Эпиграфы к уроку:
- …Сатирик превосходный невежество казнил в комедии народной
(А. С. Пушкин «Послание к цензору»).
- Фонвизин был человек с необыкновенным умом и дарованием; но был ли он рожден комиком – на это трудно отвечать утвердительно…
(В. Г. Белинский «Литературные мечтания» 1834);
- …Над ним опасно смеяться: забавны только его размышления, а поступки – нисколько.
(В.И.Ключевский.)
Ход урока:
- Приветствие.
- Организационный момент.
- Слово учителя:
Идея суда над литературными героями не нова. Они были очень популярны в начале 20-ого столетия.
Фонвизин и сам осуждал пороки, которые наблюдал в современном ему обществе, высмеивая их в своих произведениях. Это о нем писал А. С. Пушкин в своем послании к цензору : (на доске эпиграф №1).
Давно уже имя Митрофанушки и само слово «недоросль» стали нарицательными и вызывают ироническую улыбку при их упоминании.
Великий мастер – сатирик Д. И. Фонвизин смог создать по-настоящему яркий и живой образ юного болвана, вступающего в жизнь. То, что он отрицательный персонаж, – не вызывает сомнения, ведь именно он постепенно становится героем, вокруг которого разгорается конфликт в доме Простаковых.
- Но вот с каким чувством мы относимся к нему?
- Насколько он виновен в том, каким мы видим его в финале комедии?
- Каково место этого героя среди других отрицательных?
На эти и другие вопросы нам предстоит ответить сегодня, попытавшись разобраться в логике поступков и фраз этого персонажа и других героев комедии Д. И. Фонвизина.
Итак, начнем…
Секретарь: Прошу всех встать, суд идет!
Судья: Здравствуйте, прошу садиться!
Судебное заседание считается открытым! (молоточек)
Слушается дело по обвинению дворянина Простакова Митрофана в невежестве, невоспитанности, бескультурии: в грубом обращении с членами семьи, в грубости и резкости по отношению к дворовым ( в том числе, к няне – Еремеевне). Его вина будет доказана в ходе судебного заседания.
Попрошу выйти сюда Обвинителя.
(выход Обвинителя)
Обвинитель: Ваша честь! Господа присутствующие!
Сегодня я обвиняю недоросля Митрофана в том, что сей отпрыск дворянского рода, достигнув 16-летнего возраста, к труду не приучен, невежественен, до сих пор ни читать, ни писать не научился (чему будут даны свидетельские показания его учителей – господ Цыфиркина и Кутейкина).
Разрешите задать оным господам вопросы?
Судья: Разрешаю!
Секретарь: Суд вызывает свидетелей, учителей Митрофана Простакова – Цыфиркина и Кутейкина для дачи свидетельских показаний.
(клятва на книге Фонвизина)
Обвинитель: Скажите, господин Кутейкин, каких успехов достиг подсудимый в чтении?
Кутейкин: Четвертый год мучу свой живот. По сей час, кроме задов, новой строки не разберет.
Обвинитель: А как обстоит дело с арифметикой, господин Цыфиркин?
Цыфиркин: Дал Бог ученичка, дворянского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет. А госпожа Простакова все бранится на нас с Кутейкиным да говорит, что не тому учим! Да и не платила нам.
Обвинитель: Прошу суд вызвать свидетельницу Простакову!
Секретарь: Вызывается свидетельница Простакова!
( героиня приносит клятву).
Обвинитель: Ваша честь, госпожа Простакова ,как дама малообразованная, понимает указы в буквальном, практическом смысле.
С какой целью Вы пригласили в Ваш дом этих господ?
Простакова: Известное дело, настала пора учиться моему любимому, ненаглядному Митрофанушке. Готовлю его в люди – мой век проходит.
Обвинитель: А известно ли Вам, что означенные учителя – один служивый, а другой не закончил семинарии? Чему же, по Вашему мнению, они могли научить Вашего сына?
Простакова: Вот и я, батюшка, говорю, что не тому они учили моего сыночка; вот поэтому и бранилась я на них, и недоплачивала.
Так и что? Холопы они как есть!
Обвинитель: Ваша честь, прошу обратить внимание на заявление этой дамы.
Будучи малообразованной по сути, она и к образованию собственного сына относилась соответственно.
Кого может воспитать сия женщина? Только свое подобие!
Что может выйти из Митрофана, за которого невежды-родители платят еще деньги невеждам-учителям?
Простакова (озлобленно): Ничего! И без наук люди живут и жили! Покойный мой батюшка не умел грамоте, а имел достаточек нажить и сохранить. На сундуке с деньгами умер! Да и что за радость выучиться! Бог знает, как вы нынче судите! А мой Митрофанушка ни в чем не виноват!
Обвинитель: Ваша честь! У меня больше нет вопросов к свидетельнице, итак все ясно.
Судья: Слово для защиты предоставляется адвокату Вральману.
Вральман: Ваша честь! Ай-ай-ай! Уморить хотят ребенка! Таких на свете, не знающих грамоты, миллионы живут! Как будто русский дворянин без грамоты не проживет! Как-нибудь устроится в жизни: не он первый, не он последний! А я дитя сам не неволил. Да и что может произойти с ребенком, который, и так себя плохо чувствуя, «набьет свою голову «лишними» знаниями?
Секретарь: Подсудимый, Вам предоставляется последнее слово.
Митрофан: Ваша честь! Я дите малое, барское, неразумное , живу по указу Матушки. Пострел их побери, всех учителей. Не хочу учиться, а хочу жениться! У Софьи богатое наследство. Хотел с ней жить припеваючи! А что до холопьев – матушка с ними так завсегда разговаривает. Мы по-другому и сами не знаем и не умеем.
Секретарь: Судебное заседание объявляется закрытым. Суд переходит к заслушиванию мнения присяжных.
Судья (молоточком): Слово предоставляется присяжным заседателям. Напоминаю, что каждый из вас должен вынести свой вердикт о виновности/невиновности подсудимого Митрофана и обосновать свою позицию.
Выступления присяжных(учащихся класса):
Судья: Господа присутствующие! Суд переходит к стадии оглашения приговора. Прошу всех встать!
На основании доказательств, полученных в ходе судебного разбирательства и вердикта присяжных, суд признает виновным дворянина Простакова Митрофана в абсолютном невежестве, невоспитанности и бескультурии и назначает ему наказание в виде бессрочной военной службы.
Подсудимый, Вам понятен приговор?
Митрофан (махнув рукой): По мне, куда велят!
Госпожа Простакова: Митрофанушка! Сыночек мой! (кидается к сыну, тот отталкивает ее).
Митрофан: Отвяжитесь, матушка, как навязалась!
Госпожа Простакова: Ах! Неблагодарный! (падает в обморок).
Судья: Вот злонравия достойные плоды!
Секретарь: Судебное заседания считается закрытым! (молоточек).
Слово учителя: Худшее наказание невежественным родителям – предательство подобного сына.
Ведь быть полезным своему отечеству и обществу – долг каждого человека. А пользу эту принести может только грамотный, образованный, воспитанный человек.
Ведь ничегонеделанье есть бесчестие. В воспитании Митрофана, этого эгоистичного, лицемерного и бессердечного к окружающим и даже к своей матери человека, виноваты и среда, и быт, и условия его жизни.
Невежество – источник зла. А «Золотой болван – все болван» и «Без знатных дел знатное состояние ничто» (Стародум)
Домашнее задание:
Поэтому в качестве домашнего задания я предлагаю вам подумать над словами В. Г. Белинского (к эпиграфу) и объяснить их смысл в творческой маленькой работе.
Итак, как вы понимаете смысл
- высказывания В. Г. Белинского: «Фонвизин был человек с необыкновенным умом и дарованием; но был ли он рожден комиком – на это трудно отвечать утвердительно…»;
- Ключевского: «…над ним опасно смеяться: забавны только его размышления, а поступки – нисколько».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."
Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...
План- конспект урока: Комедия Грибоедова «Горе от ума» (I действие комедии. Своеобразие конфликта).
Работа над I д. комедии Грибоедова "Горе от ума"...
Конспект урока "В театре музыкальной комедий" 4 класс
По программе Критской...
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 68 часов....
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 136 часов....
Конспект открытого урока по теме: "Смешная или грустная комедия?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
Конспект открытого урока по теме: "Смешная или грустная комедия?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")...
Митрофан Иванович Неделин Квест Игра
Квест игра, посвящённая жизни и судьбе Митрофана Ивановича Неделина...